12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Алевтина Александровна47

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Раздел «Жизнь города и села»

Тема «В гости к зиме»

Цель: познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с изменениями, происходящими в мире живой природы в зимнее время года.            

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать и обобщать знания о природных связях, природных явлениях; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УДД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.

Необходимое оборудование и материалы:

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, презентация.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.

Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (приложение 1, 2, 3)

Снежинки голубого и белого цвета у каждого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОК

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

- Присаживайтесь, ребята!

- Вы знаете, если день начинать с улыбки, то он пройдёт удачно.

- А чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

С друзьями ею поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

II. Актуализация знаний.

1. Групповая работа

Выполнив задания в группах, определим тему нашего урока.

Задание для 1 группы (Слайд)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)


Шуба бела, весь свет одела (Снег)


Задание для 2 группы

Отгадайте слово. Подумайте, о каких месяцах идет речь?

… год завершает, зиму начинает.

… году начало, зиме середина.

… к весне поворот.

Задание для 3 группы

- Отгадайте ребус: (Природа)

2. Проверка выполненных заданий.

- Проверяем задания в группах.

III. Постановка цели и задач урока.

-Какой общей темой объединены все ваши отгаданные слова?

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Слайд)

-На какие вопросы мы должны найти ответы?

1. Вспомнить, что относится к природе.

2. Узнать о признаках объектов живой и неживой природы.

3. Выяснить, что необходимо растениям и животным для жизни зимой.

-Поэтому сегодня мы будем в гостях у очень красивого времени года.

За окном снежинки кружатся, летят…(Слайд)
Может быть, снежинки в гости к нам хотят?
Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?
Тайны и загадки нас к себе влекут.
Полон мир открытий, приглядись слегка …
Кружатся снежинки, за окном - зима.

- И это сама красавица Зима.

- За работу в группах Зима одарила всех снежинками.

IV. Актуализация знаний.

1. Зимние месяцы.

- Верно отгадали слова ребята 2 группы. В зимнем царстве встречают нас месяцы: декабрь, январь, февраль.

В старину декабрь называли

Декабрь – ветрозим (Слайд)


- Почему он получил такое название?

В этом месяце начиналась зима. Декабрь – ветреный месяц, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Значит какой это месяц? Подберем названия признаков.

Декабрь – ветреный, долгий, зимний, сказочный.

Январь – студень, сечень

- Самый холодный месяц в году. 

- Объясните, почему он получил такое название?

В древние времена на Руси январь называли «сечень». Это может быть потому, что он рассекает (делит) зиму на две половинки.

- Какими словами признаками можно сказать о январе?

Январь – холодный, суровый, волшебный.

Февраль – снежень, бокогрей.

- Почему так говорили о феврале? (снежень- снежный месяц), бокогрей - потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнышко)

- Какие слова прилагательные мы подберём для февраля?

Февраль – снежный, лютый, ветреный, вьюжный.

-В старые временам люди внимательно наблюдали за изменениями в природе. Так как эти изменения предсказывали им, какой будет год, урожайный или не урожайный.

V. Изучение темы. Воспроизведение на новом уровне.

1. Неживая природа зимой. (Слайд)

- А вы по каким признакам узнаете, что в природе зима? (Предположения учащихся.) - А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается когда:

температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, (Слайд)

замерзают водоёмы,

земля покрывается снегом.

дни становятся короткими и холодными.

-Когда по календарю наступает зима? (1 декабря)

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. (Слайд)

Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

-В природе Зима навела строгий порядок в лесах и на полях.

Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах.

-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

-Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд)

-Как образуется снег, расскажите. (Круговорот воды в природе)

- Раньше думали, что снег - это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана учеными. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

- Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю в виде снежинок.

2. Художники, поэты, композиторы о зиме. (Слайд)

Зима – волшебное, сказочно красивое время года. Художники, поэты, композиторы посвятили свои лучшие произведения этому времени года.

Хоровое чтение стихотворения И.Сурикова «Зима». (Звучит музыка. Петр Ильич Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»)

-Под музыку П.И. Чайковского прочитает Прокопьев Г. стихотворение И. Сурикова

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

-Что вы представляли, когда слушали музыку? (Как плавно падают снежинки)

– Написал музыку Петр Ильич Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Автор сказки Гофман.


3. Индивидуальная работа по карточкам. (Слайд) (Приложение )

- Вспомним: какая бывает природа? (живая и неживая)

-Что относится к живой природе? А к неживой?

-Назовите признаки живой природы.

- Поработаем по карточкам. Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя – то, что относится к неживой природе, волнистой – то, что создано руками человека. (Взаимопроверка)

- Поменяйтесь работами и проверьте друг у друга, правильно ли вы подчеркнули слова.

- Зима оценивает ваши правильно выполненные задания снежинками, которые Зимушка прикрепила под вашими столешницами.

4. Физкультминутка. (Слайд)

- Зимушка-Зима приглашает походить по лесной лужайке.

Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (прыжки на месте)

Через снежные пенёчки.

Тот, кто выше всех шагал - (хлопки в ладоши)

Не споткнулся, не упал.

А теперь зажмурим глазки (глаза зажмурили)

И вернемся из зимней сказки (глаза открыли).


5. Зимние явления природы

Работа с учебником. (Слайд)

- Прочитаем текс учебника «Неживая природа зимой» с. 132-133

- О каких явлениях природы говорится в тексте? (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь)

- Что такое изморозь? Найдём и прочитаем объяснение с учебника.

-В толковом словаре нашёл объяснение Морозов Кирилл.

- Какие из перечисленных явлений природы вы наблюдали?

6. Игра «Хлопки». (Слайд)

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, изморозь, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

7. Правила безопасного поведения на улице в зимний период. (Слайд)

- Гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.


8. Живая природа зимой. Зимняя жизнь растений.

Работа по таблице. Воспроизведение на новом уровне

- А сейчас мы посмотрим, как в Зимнем царстве зима отразилась на жизни растений и животных.

–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд)

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

- Как зимуют лиственные и хвойные деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные).

- Да, деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

сбрасывают листья, перестают расти, погружаются в глубокий сон и тем самым экономят свою энергию и питание;

почки покрыты чешуйками;

сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;

под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов.

Чем старше дерево, тем толще на нём пробковый слой. Вот по­чему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.

но самая лучшая защита для деревьев и кустарников - это пушистый снег.

-Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

-А хвойные деревья сбрасывают свои иголки? (Да, но не все сразу, а постепенно, кроме лиственницы)

- Как зимуют травы? (Трава желтеет)

9. Работа по учебнику с. 128, задание 2

- Остаются зелёными и некоторые травянистые растения. На с.128 учебника рассмотрим некоторые из них.

- Это: земляника, клюква, озимая рожь.

- Какую роль выполняет снег для этих растений? (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? Оказывается, можно. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

10. Зимняя жизнь животного мира. Сообщения.

Кого ещё, мы можем встретить в царстве Зимушки-зимы? (животные, птицы)

-На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд) Сообщения о животных.

- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку: (Cлайд )

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

- А зачем ей нужен хвост? Он служит ей парашютом, когда она прыгает с дерева на дерево. При помощи хвоста белка предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом, и сидит в дупле, значит, будет холодно.

К зиме белочка делает съестные припасы: орехи, грибы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы.

Хозяин лесной (Слайд)

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц,одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Загадка: (Слайды )

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах.

Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож

Он бежит, оскалив пасть

На овцу готов напасть. (Волк)

- Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных. Волки – санитары леса. У волка нет постоянного жилища, поэтому его часто называют бездомник.

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его … (Барсук)

- Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью, поэтому его увидеть не просто. Ближе к осени он начинает нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид он неуклюжий, но ловко ловит грызунов, лягушек, ящериц,

Выкапывает червей. Очень много уничтожает личинок майских жуков. К холодам жира накапливает столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!

11. Рассказ учителя о зимней жизни зверей.

Это интересно! (Слайд)

Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, лиса должна съесть за день до 20 мышей.

Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

12. Игра «Расселите животных по домикам» Фронтальная работа (Слайд )

- Следы привели нас к домикам. Расселите животных по домикам.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.


13. Жизнь птиц зимой.

Мы уже убедились, что много интересного можно наблюдать у Зимушки- зимы в живой и неживой природе. Редко можно услышать голоса птиц вокруг.

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

8. Просмотр познавательного видеоролика «Зимующие птицы России».

-Просмотрим видеоролик и слушаем внимательно, а после просмотра ответим на вопросы Зимушки-Зимы.

9. Игра «Снежный ком» (по просмотренному видеоролику)

- Я кидаю этот снежный ком (сделанный из ваты белой), а вы быстро отвечаете на вопросы по просмотренному видеоролику, а то ручки замерзнут.

Любимая пища синиц в зимнее время? (Сало).

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).

Какие птицы перекочёвывают на зиму к жилью человека? (Воробьи, сороки, вороны).

Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель).

Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клёст).

Как называют птиц, которые меняют место пребывания? (Кочующие)

Какую птицу в народе называют воровкой? (Сорока).

Какие птицы зимуют под снегом? (Куропатки).

Птица, которая прилетает к нам с первым снегом? (Снегирь).

Каких птиц можно увидеть зимой на рябине? (Свиристели).

Какая птица зимой питается личинками насекомых? (Дятел).

Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что птицам страшнее голод или холод зимой? (Голод).

Как можем помочь птицам зимой?

- Зимушка оценила ваши ответы снежинками.

8. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» (Приложение)

VI. Обобщение и систематизация знаний.

1. Тест. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал, выполните тест «Природа зимой»

2. Проверка. Ответы: 1 г), 2 б), 3 в), 4 а) б)

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Какую задачу мы ставили в начале урока?

-Нужно ли продолжить изучение живой и неживой природы?

-Где могут пригодиться эти знания?

Вывод урока:

Всё в природе взаимосвязано. Уничтожение в природе одного вида, влечёт за собой вымирание других видов. Поэтому, человек в ответе за окружающий мир, в котором он живёт, за ель и её друзей, за птиц, обитающих рядом с нами зимой.

- Что интересного, нового из жизни животного и растительного мира узнали на уроке?

Я узнал…(Слайд)

Меня заинтересовало…

Я задумался…

Больше всего понравилось…

Если вы полностью довольны уроком, считаете, что отлично поработали на уроке, поняли новую тему урока, поднимите снежинку голубого цвета.

Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку белого цвета.

VIII. Домашнее задание. Прочитать статью в учебнике - с.130-137. Найдите изображения птиц, зимующих в нашей местности. Нарисуй их. Сочини про них рассказ.



Приложение 1

Карточка с заданием

Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя - то, что относится к неживой природе, волнистой - то, что создано руками человека.

Кошка, месяц, сосна, снег, земля, гриб, велосипед, мороз, ромашка, стол, заяц.


Приложение 2

А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


Приложение 3

Тест «Природа зимой»

1. Выбери примету, не относящуюся к зиме:

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля

б) многие звери впали в спячку

в) часто кружат метели

г) в воздухе кружат насекомые

д) солнце светит, но не греет

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь

б) белка

в) ёж

г) барсук

3.Укажи зимующую птицу:

а) ласточка

б) журавль

в) воробей

г) скворец

4.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) лисица

б) заяц

в) кабан





Опубликовано


Комментарии (3)

Сидорова Алевтина Александровна, 08.01.23 в 18:01 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое. Презентация тоже есть. Добавлю.
Ирина Владимировна Казарцева, 08.01.23 в 14:16 0Ответить Пожаловаться
КОНСПЕКТ ИНТЕРЕСНЫЙ, НЕ ХВАТАЕТ ЗАЯВЛЕННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.