Урок ОНЗ на тему «Ещё об одной опасности письма» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 19 September 2022

УРОК С УЧАЩИМИСЯ

ОО (регион, город, поселок и др.): Рязанская область, город Шацк

Наименование ОО МОУ «Шацкая СШ»

Ф.И.О. педагога: Митина Елена Алексеевна

Предмет Русский язык

Тип урока ОНЗ

Класс/курс:_3класс

Тема: Еще об одной опасности письма

Основные цели: Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Раздаточный материал:

Р.1 Карточка для закрепления во внешней речи

Р.2 Карточка для работы в парах

Р.3 Карточка для самостоятельной работы.

Демонстрационный материал:

Д.1 Слово УРОК

Д.2 Эталон «Глагол».

Д.3 План открытия нового знания

Д.4 Алгоритм правописания –ться -тся (в котором нужно проставить цифры )

Д.5 Алгоритм правописания –ться -тся

Д.6 Правила работы в парах

Оборудование: компьютер презентация, проектор

Краткая аннотация к работе: данный урок проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век, УМК «Гармония»

.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок

Кто готов начать урок?Д.1 (повесить слово урок на доску)

На уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

И тогда не робей, думай, отвечай смелей.

Что мы делаем на уроке, назовите действия на букву…/data/files/l1663601017.pptx (презентация у уроку Еще об одной опасности письма)

у (учимся, узнаем)

р (работаем, рассуждаем)

о (отвечаем, оцениваем)

к (комментировать)

 -Предложенные вами действия относятся, к какой части речи?

- Почему вспомнили именно об этой части речи?


2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Откройте тетради, возьмите в руки ручку.

Чистописание(пропишите буквы. Которые встретились в слове глагол)

Гг Оо Лл Аа

Вы уже много знаете о глаголах. Сейчас мы это повторим

Глагол - это…

Глаголы изменяются по… (временам и числам).

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и … (числам, лицам)

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …(числам и родам)

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…Д.2

А сейчас выполним упражнение 379 в Т.З.

Допиши концы слов значками звуков

В классе радостные ли[ ] –

Детям нрави[ ] учи[ ]! 

- Как обозначить звуки буквами в первом слове?

А в двух последних словах запишем так: нравится учиться.

Задание на пробное действие

Ответьте на вопрос когда в окончаниях глаголов надо писать -тся, а когда -ться

Пауза!

Затрудняетесь?!- В чем же причина затруднения?

( Мы не знаем, когда в окончаниях глаголов надо писать -тся, а когда -ться)

3.Выявление места и причины затруднения

- Какое задание вы выполняли? (Надо было ответить на вопрос когда в окончаниях глаголов надо писать тся, а когда ться

-Где не получилось?

- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем, когда в окончаниях глаголов надо писать -тся, а когда -ться)


4.Построение проекта выхода из затруднения

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать способ правописания в окончаниях глаголов –тся,-ться и научиться им пользоваться.)

- Кто назовет тему нашего урока? (Правописание –тся,-ться в окончании глаголов)

- Я предлагаю вам план по которому вы будете работать.

Все пункты плана мы выполним вместе.


ПЛАН Д.3

Задайте вопросы к глаголам 1-го столбика, 2-го столбика?

По какому признаку глаголы объединяются в группы?

Сделайте вывод.

Нравится Учиться

Тянется Качаться

Кружится Лечиться

Садится Умываться


5.Реализация построенного проекта

-- На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика, 2-го столбика.

- Глаголы в 1-ого столбика в какой форме?

-Глаголы 2-ого столбика в какой форме?

- В каких же глаголах пишется ь?

Вывод: Если глагол в неопределенной форме, то и  в глаголе есть мягкий знак.

- А если глагол в форме 3-его лица, то –ь знака нет

Правило :

Если глагол употребляется в н.ф. (отвечает на вопросы что делать? что сделать?) на конце пишется ться. Если глагол употребляется в форме 3-го лица, ед. или мн. ч. (отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на конце пишется тся.


- Давайте вернемся к нашему пробному действию и ответим на вопрос:

Когда в окончаниях глаголов надо писать -тся, а когда –ться


А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу». (Приложение 1)

- Расставьте цифры в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.Д.4

_ .Если существительное, то пиши –ца.

_. Если неопределённая форма глагола, пишем –ться

_. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

_. Если форма 3-го лица, пишем –тся.

_.Определяем, к какой части речи относится слово.

Работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.Д5

Командиры представят свои алгоритмы(если различные варианты пробуем по ним работать, чтобы определить правильный)

Сверим полученный эталон с учебником

Д.6

1.Определяем, к какой части речи относится слово.

2.Если существительное, то пиши –ца.

3. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

4. Если неопределённая форма глагола, пишем –ться.

5. Если форма 3-го лица, пишем –тся.


6.Первичное закрепление во внешней речи

- Правило узнали. Что теперь необходимо сделать? (Научиться пользоваться новыми алгоритмом)

А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться. Перед вами карточка. Первые три задания выполню я, остальные вы по очереди Р.1


Слово с орфограммой

Вопрос

Н.ф.

ться

3-е лицо

тся

Им.сущ.

Правильный

ответ

Икупают(ца)

что сделают?




Искупают…ся

напи(ца)

что сделать?




Напит…ся

у колод(ца)

у  чего?




у колод

льё(ца)

что делает?




Льет…ся

лечи(ца)

что  делать?




Лечит…ся

волчи(ца)

кто?




Волчи

кружи(ца)

что делает?




Кружит…ся


Слово с орфограммой

Вопрос

Н.ф.

ться

3-е лицо

тся

Им.сущ.

Правильный

ответ

Икупают(ца)

что сделают?

-

+

-

искупаются

напи(ца)

что сделать?

+

-

-

напиться

у колод(ца)

у  чего?

-

-

+

у колодца

льё(ца)

что делает?

-

+

-

льется

лечи(ца)

что  делать?

+

-

-

лечиться

волчи(ца)

кто?

-

-

+

волчица

кружи(ца)

что делает?

-

+

-

кружится


А сейчас вы будите решать орфографические задачи в парах. Вспомните правила работы

t1663600937aa.jpgД.7


Р.2

ГЛАГОЛ

-тся

- ться










Ученик готови[ца] к уроку.

Ребята любят готови[ца] к празднику.

Маша старае[ца] чисто писать.

Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

У меня на носу переноси[ца].

Уборка класса переноси[ца] на среду.

В нашей школе есть тепли[ца].

В печке разгорает[ца] огонек.


Дети в парах заполняют таблицу



ГЛАГОЛ

-тся

- ться

готовится

готовиться

старается

стараться

переносится


разгорается



ПРОВЕРЬ:

В чем ошибка? (...)

По какой причине произошла ошибка?

- Исправьте ошибку.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Для самостоятельной работы предложить выполнить задания на карточке.

Работа проверяется по подробному образцу.


-Как вы можете узнать, усвоили ли вы новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу.)


Прочитай. Добавь правильное слово Р.3


1.Сердиться – сердится


Если я опоздаю к обеду, бабушка будет ____________.

Собака __________ и рычит на кошку. 


2.Учиться – учится


Катя ___________ на одни пятёрки.

Мне очень _______________ учиться в школе.


3.Ссориться – ссорится


Я больше никогда ни с кем не буду ______________.

Вася часто ____________ с одноклассниками.



Проверь


1.Сердиться – сердится


Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердиться.

Собака сердится и рычит на кошку. 


2.Учиться – учится


Катя учится на одни пятёрки.

Мне очень нравится учиться в школе.


3.Ссориться – ссорится


Я больше никогда ни с кем не буду ссориться.

Вася часто ссорится с одноклассниками.



Дети называют свои ошибки

В чем ошибка? (...)

По какой причине произошла ошибка?

Исправьте ошибку.

Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)

Где вы можете это сделать? (Дома)

Кто не ошибся?

Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)


8.Включение в систему знаний

Упражнение 386 в учебнике

– Спишите текст, где надо решите орфографические задачи. Найдите существительные и определите падеж, род и число. Поставьте над словом-командиром ×.Отметь все глаголы в неопределенной форме

Стало на небе т…мнеть,

Воздух начал х...л…деть.

Вот, чтоб им (не) (…….) заблуди[ца],

Решено (…….) ост…нови[ца].


Стану, царь, тебе служить.

Только, чур, со мной (не) (……..) дра [ца]

И д…вать мне (….) высыпа[ца] .


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

– Чему же мы научились на уроке?

– Что было трудным на уроке?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока.

Если вы знаете, когда в окончаниях глаголов пишется –ться -тся, но не выполнили самостоятельную работу, поставьте себя на нижнюю ступеньку

Если знаете, когда в окончаниях глаголов пишется –ться -тся и выполнили самостоятельную работу, но допустили ошибки – на вторую.

Если знаете, когда в окончаниях глаголов пишется –ться -тся ого и выполнили самостоятельную работу, без ошибок – на третью ступеньку.

Учитель анализирует результаты оценивания.

Всем спасибо за урок

Домашнее задание : упр. 391


Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок проводится по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка» 3кл. нач. шк., в 2 ч. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.-Ассоциация ХХI век УМК «Гармония» и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.