12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осинцева Зульфия Маратовна5

Урок по ОРКСЭ

Тема урока: «Справедливость»


Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости


Задачи:

 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.

2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».

3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.


Оборудование: Мультимедийная установка


Дидактическое обеспечение: Притча «Справедливость»,  карточки с отрывками  из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари,мультимедийная презентация.



Ход урока.

1. Вводный блок.

- Орг. момент.


- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

      (2 минуты)

 Учитель предлагает детям   прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями.

(Приложение 1)

Справедливо ли поступила Мурка? 

Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.


2. Основной блок.

- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

      (5 минут)

Учитель предлагает обучающимся  продолжить фразу «Справедливость - это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1)Дети пробуют продолжить фразу.

2)Ищут информацию в словарях и учебнике:

1группа работает с толковым словарём В. Даля;

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова;  (от старо –славянского слова праведный, правда)

3группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.


- Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты)

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?

Как вы считаете, по каким признакам можно определить,   поступок – справедливый или нет?

Дети пытаются размышлять   над проблемным вопросом.


- Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

      (2 минуты)

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

 Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

               План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3.Сравнить свои выводы с выводами автора

-Реализация построенного проекта.

      (10 минут)

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с.28-29)

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают   пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3)

Ребята   пробуют составить в группах свод правил справедливого человека, предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

 (Приложение 4)

-  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

      (5 минут)

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде  иллюстрации из русских народных  сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы:

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

 Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои  примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5)

- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      (8 минут)

Учитель предлагает   поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.  

(Приложение 6)

Дети в группах читают отрывок  по ролям, пытаются определить моральные правила   и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло   бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

( у 1группы - 3 правило, у 2 группы - 1 правило, у 3 – 5 правило)


3. Заключительный этап


- Включение в систему знаний и повторение.

      (8 минут)

Учитель предлагает   ответить    на вопрос: «Как вы думаете, быть справедливым сложно?» и обосновать свой ответ. Знакомит ребят с мудрыми высказываниями древних философов.

(Приложение 7)

Учитель уточняет задание самостоятельной работы по   модели «Весы справедливости».

На одной чашке весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашку, как восстановить справедливость.

(Приложение 8)

Дети читают высказывания о справедливости на слайде, знакомятся с богиней правосудия - Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза, и что обозначают в её руке весы и меч. 

Разбившись в группе на пары, самостоятельно анализируют  одну ситуацию на выбор.

 Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы при необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил  правильно или были ошибки?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

- Рефлексия учебной деятельности.

(3минуты)

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 О чём заставил задуматься?

(Ученики  обмениваются мнениями)

2)  Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» - материал усвоен, «Равнодушие» - есть над чем поработать,

«Грусть» - я что-то не понял.


- Домашнее задание (по выбору)

Учитель предлагает выбрать один из вариантов   домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока



Тестовые материалы, дополняющие содержание урока

Приложение 1

Притча «Справедливость»

     Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
      Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
      И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

Приложение 2                             Пословицы о справедливости


1.Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

4. Правду, что шило в мешке не утаишь.

5. Говоришь правду-правду и делай.

Приложение 3


 

Признаки справедливости



добродетельный поступок-почёт и уважение                                                   плохой поступок - осуждение

Соразмерности

Уравнивания

  разные результаты  - разные  награды

  равные награды за равные достижения




























Приложение 4                            

Моральные правила справедливого человека

  1. Не унижай достоинство другого человека.
  2. Не обманывай его.
  3. Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
  4. Признавай правоту другого человека.
  5. Находи решение, которое устроит всех.    

Приложение 5  

Отрывок для 1 группы:                     Сказка «Справедливый Ветерок»

Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, ко­торый иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, рас­тить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иног­да Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лес­ными зверями и птицами. В один ненаст­ный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зве­рятами и полетел над деревьями, внима­тельно выискивая своих пушистых и пер­натых приятелей.

Вскоре он увидел своего серого хво­статого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел дог­нать Бабочку и съесть её. Бабочка толь­ко недавно родилась и еще не умела хо­рошо и высоко летать.

Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а по­том подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высо­кое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голод­ный и мама тебя не кормит дома мясом?

Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему ста­ло, что он такой большой и зубастый хо­тел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.


Отрывок для 2 группы:

Увидел вскоре Ветерок на краю лес­ной поляны около куста малины трех ма­леньких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелы­ми и сладкими ягодами малины, а тре­тьего все время прогоняли от куста. Воз­мутился Ветерок такой несправедливос­тью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

Ветерок, раскачав ветви куста, спра­шивает медвежат:

– Почему вы, косолапые жадинки, бу­рого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

– Он не наш братик, – ответили чер­ные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

Рассердился Ветерок и говорит:

– Разве это справедливо обижать дру­гого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Вете­рок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с яго­дами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.







Отрывок для 3 группы:

Полетел Ветерок дальше. Видит, де­рутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:

– Шли мы вместе по тропинке и од­новременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я по­считаю считалку, и на ком она остановит­ся, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили по­ступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солн­це уже начало прятаться за лесом.

Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах).Минск, «Современное слово», 2003 г. –280 стр. … О справедливости и несправедливости









Приложение6

http://www.wwww4.com/w3724/398570.jpghttp://architbooks.com.ua/goods/images/big_1286469890.jpg


- Как моральное право было нарушено между сказочными героями в этих сказках?

- По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

- Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?




Приложение7       Глоссарий

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.




Приложение8       Модель «Весы справедливости»

http://www.adzinstva.by/wp-content/uploads/2012/12/0_7e8ac_c112dbaf_XL.pngСитуации для разбора:

Ситуация1. «Разбитая ваза»

 Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали.

Ситуация2. «Сердце подскажет»

Дала мама Саше и Жене одну шоко­ладку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну:

одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что                       побольше взял себе.

Ситуация 3. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась  мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

Урок по ОРКСЭ

Тема урока: «Справедливость»


Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости


Задачи:

 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.

2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».

3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.


Оборудование: Мультимедийная установка


Дидактическое обеспечение: Притча «Справедливость»,  карточки с отрывками  из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари,мультимедийная презентация.



Ход урока.

1. Вводный блок.

- Орг. момент.


- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

      (2 минуты)

 Учитель предлагает детям   прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями.

(Приложение 1)

Справедливо ли поступила Мурка? 

Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.


2. Основной блок.

- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

      (5 минут)

Учитель предлагает обучающимся  продолжить фразу «Справедливость - это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1)Дети пробуют продолжить фразу.

2)Ищут информацию в словарях и учебнике:

1группа работает с толковым словарём В. Даля;

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова;  (от старо –славянского слова праведный, правда)

3группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.


- Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты)

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?

Как вы считаете, по каким признакам можно определить,   поступок – справедливый или нет?

Дети пытаются размышлять   над проблемным вопросом.


- Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

      (2 минуты)

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

 Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

               План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3.Сравнить свои выводы с выводами автора

-Реализация построенного проекта.

      (10 минут)

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с.28-29)

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают   пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3)

Ребята   пробуют составить в группах свод правил справедливого человека, предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

 (Приложение 4)

-  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

      (5 минут)

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде  иллюстрации из русских народных  сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы:

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

 Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои  примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5)

- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      (8 минут)

Учитель предлагает   поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.  

(Приложение 6)

Дети в группах читают отрывок  по ролям, пытаются определить моральные правила   и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло   бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

( у 1группы - 3 правило, у 2 группы - 1 правило, у 3 – 5 правило)


3. Заключительный этап


- Включение в систему знаний и повторение.

      (8 минут)

Учитель предлагает   ответить    на вопрос: «Как вы думаете, быть справедливым сложно?» и обосновать свой ответ. Знакомит ребят с мудрыми высказываниями древних философов.

(Приложение 7)

Учитель уточняет задание самостоятельной работы по   модели «Весы справедливости».

На одной чашке весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашку, как восстановить справедливость.

(Приложение 8)

Дети читают высказывания о справедливости на слайде, знакомятся с богиней правосудия - Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза, и что обозначают в её руке весы и меч. 

Разбившись в группе на пары, самостоятельно анализируют  одну ситуацию на выбор.

 Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы при необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил  правильно или были ошибки?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

- Рефлексия учебной деятельности.

(3минуты)

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 О чём заставил задуматься?

(Ученики  обмениваются мнениями)

2)  Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» - материал усвоен, «Равнодушие» - есть над чем поработать,

«Грусть» - я что-то не понял.


- Домашнее задание (по выбору)

Учитель предлагает выбрать один из вариантов   домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока



Тестовые материалы, дополняющие содержание урока

Приложение 1

Притча «Справедливость»

     Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
      Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
      И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

Приложение 2                             Пословицы о справедливости


1.Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

4. Правду, что шило в мешке не утаишь.

5. Говоришь правду-правду и делай.

Приложение 3


 

Признаки справедливости



добродетельный поступок-почёт и уважение                                                   плохой поступок - осуждение

Соразмерности

Уравнивания

  разные результаты  - разные  награды

  равные награды за равные достижения




























Приложение 4                            

Моральные правила справедливого человека

  1. Не унижай достоинство другого человека.
  2. Не обманывай его.
  3. Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
  4. Признавай правоту другого человека.
  5. Находи решение, которое устроит всех.    

Приложение 5  

Отрывок для 1 группы:                     Сказка «Справедливый Ветерок»

Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, ко­торый иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, рас­тить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иног­да Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лес­ными зверями и птицами. В один ненаст­ный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зве­рятами и полетел над деревьями, внима­тельно выискивая своих пушистых и пер­натых приятелей.

Вскоре он увидел своего серого хво­статого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел дог­нать Бабочку и съесть её. Бабочка толь­ко недавно родилась и еще не умела хо­рошо и высоко летать.

Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а по­том подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высо­кое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голод­ный и мама тебя не кормит дома мясом?

Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему ста­ло, что он такой большой и зубастый хо­тел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.


Отрывок для 2 группы:

Увидел вскоре Ветерок на краю лес­ной поляны около куста малины трех ма­леньких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелы­ми и сладкими ягодами малины, а тре­тьего все время прогоняли от куста. Воз­мутился Ветерок такой несправедливос­тью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

Ветерок, раскачав ветви куста, спра­шивает медвежат:

– Почему вы, косолапые жадинки, бу­рого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

– Он не наш братик, – ответили чер­ные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

Рассердился Ветерок и говорит:

– Разве это справедливо обижать дру­гого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Вете­рок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с яго­дами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.







Отрывок для 3 группы:

Полетел Ветерок дальше. Видит, де­рутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:

– Шли мы вместе по тропинке и од­новременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я по­считаю считалку, и на ком она остановит­ся, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили по­ступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солн­це уже начало прятаться за лесом.

Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах).Минск, «Современное слово», 2003 г. –280 стр. … О справедливости и несправедливости









Приложение6

http://www.wwww4.com/w3724/398570.jpghttp://architbooks.com.ua/goods/images/big_1286469890.jpg


- Как моральное право было нарушено между сказочными героями в этих сказках?

- По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

- Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?




Приложение7       Глоссарий

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.




Приложение8       Модель «Весы справедливости»

http://www.adzinstva.by/wp-content/uploads/2012/12/0_7e8ac_c112dbaf_XL.pngСитуации для разбора:

Ситуация1. «Разбитая ваза»

 Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали.

Ситуация2. «Сердце подскажет»

Дала мама Саше и Жене одну шоко­ладку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну:

одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что                       побольше взял себе.

Ситуация 3. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась  мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

Урок по ОРКСЭ

Тема урока: «Справедливость»


Цель: Создание условий для формирования нравственных качеств личности младших школьников через расширение их представлений о справедливости


Задачи:

 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными правилами справедливого человека.

2. Развивать умение анализировать поступки свои и других людей, исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость».

3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки.


Оборудование: Мультимедийная установка


Дидактическое обеспечение: Притча «Справедливость»,  карточки с отрывками  из сказки «Справедливый ветерок», карточки с пословицами, модель «Весы справедливости» с ситуациями для разбора, словари,мультимедийная презентация.



Ход урока.

1. Вводный блок.

- Орг. момент.


- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

      (2 минуты)

 Учитель предлагает детям   прочитать притчу «О Мурке и Шарике» и поделиться своими мыслями.

(Приложение 1)

Справедливо ли поступила Мурка? 

Правильное ли решение приняли хозяева?

В результате определяется тема урока.

Ученики читают со слайда на интерактивной доске притчу, отвечают на вопросы и высказывают предположения по поводу темы урока.


2. Основной блок.

- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

      (5 минут)

Учитель предлагает обучающимся  продолжить фразу «Справедливость - это…».

Учитель предлагает найти определение в разных источниках.

Затем учитель предлагает найти и прочитать определение в учебнике (с.28), и записать в тетрадь.

1)Дети пробуют продолжить фразу.

2)Ищут информацию в словарях и учебнике:

1группа работает с толковым словарём В. Даля;

2 группа определяет, откуда к нам пришло это слово по этимологическому словарю и подбирает подходящие по смыслу слова;  (от старо –славянского слова праведный, правда)

3группа пробует делать вывод о справедливости, изучив народные пословицы.

(Приложение 2)

Вывод: справедливость – это правда.

3) Дети зачитывают найденные ими определения, сравнивают, находят в них сходство.


- Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты)

Учитель проводит побуждающий диалог. Справедливость свойственна всем людям?

Припомните случай, когда с вами обошлись несправедливо.

А кто может вспомнить и признаться в том, что сам был несправедлив к кому-то?

Как вы считаете, по каким признакам можно определить,   поступок – справедливый или нет?

Дети пытаются размышлять   над проблемным вопросом.


- Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

      (2 минуты)

Учитель предлагает детям подумать, о чем они хотят узнать и на какие вопросы получить ответы.

Учитель вместе с детьми составляет план работы на уроке.

 Работа с рубрикой «Вы узнаете»

Дети предлагают вопросы, пытаются сформулировать цель урока и планируют свою работу на уроке

Что такое справедливость?

По каким признакам можно судить о справедливости?

Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком?

               План

1. Прочитать текст в учебнике

2. Найти ответы на вопросы и сделать вывод

3.Сравнить свои выводы с выводами автора

-Реализация построенного проекта.

      (10 минут)

Учитель организует работу по тексту учебника в парах (с.28-29)

Предлагает ученикам составить моральные правила справедливого человека, найти и прочитать правила в учебнике.

Дети работают в парах по тексту учебника (читают текст, делают   пометы, ищут ответы на практические вопросы, составляют схему признаков справедливости), сверяют схему со слайдом на интерактивной доске (Приложение3)

Ребята   пробуют составить в группах свод правил справедливого человека, предлагают формулировки, обсуждают, на отдельных листочках записывают 3-4 правила и прикрепляют на доску. Знакомятся с моральными правилами справедливого поступка по учебнику. Озвучивают информацию, сравнивают свой ответ с текстом в учебнике и делают вывод.

 (Приложение 4)

-  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

      (5 минут)

Учитель предлагает привести примеры из литературных произведений (на слайде  иллюстрации из русских народных  сказок «Морозко», «Золушка»), ответить на вопросы:

«По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

 Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?»

Обучающиеся приводят свои  примеры, рассматривают иллюстрации к сказкам и отвечают на вопросы учителя

(Приложение 5)

- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      (8 минут)

Учитель предлагает   поработать со сказкой «Справедливый ветерок».

Каждой группе надо прочитать отрывок из сказки по ролям (игра «Радиотеатр») и определить правило, которое помогло героям поступить справедливо.  

(Приложение 6)

Дети в группах читают отрывок  по ролям, пытаются определить моральные правила   и прийти к выводу, что нужно оценивать поступки, а не человека, что справедливость требует соблюдения прав других людей и надо стремиться находить решение, которое могло   бы устроить всех. Свои выводы сверяют со слайдом на интерактивной доске.

( у 1группы - 3 правило, у 2 группы - 1 правило, у 3 – 5 правило)


3. Заключительный этап


- Включение в систему знаний и повторение.

      (8 минут)

Учитель предлагает   ответить    на вопрос: «Как вы думаете, быть справедливым сложно?» и обосновать свой ответ. Знакомит ребят с мудрыми высказываниями древних философов.

(Приложение 7)

Учитель уточняет задание самостоятельной работы по   модели «Весы справедливости».

На одной чашке весов записана ситуация, детям предлагается оценить поступок и записать на другую чашку, как восстановить справедливость.

(Приложение 8)

Дети читают высказывания о справедливости на слайде, знакомятся с богиней правосудия - Фемидой, высказывают свои предположения, почему у неё завязанные глаза, и что обозначают в её руке весы и меч. 

Разбившись в группе на пары, самостоятельно анализируют  одну ситуацию на выбор.

 Слушают ответы, сравнивают свои решения с решениями других детей, вносят изменения и дополнения в свои работы при необходимости, оценивают свою работу с помощью алгоритма самооценки.

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось ли тебе выполнить работу?

– Ты выполнил  правильно или были ошибки?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.

- Рефлексия учебной деятельности.

(3минуты)

1) Учитель предлагает ребятам встать в круг и обменяться мнениями.

Был ли разговор полезен для каждого из вас?

 О чём заставил задуматься?

(Ученики  обмениваются мнениями)

2)  Учитель предлагает выполнить эмоциональную самооценку на уроке. Игра «Мимика»:

«Улыбка» - материал усвоен, «Равнодушие» - есть над чем поработать,

«Грусть» - я что-то не понял.


- Домашнее задание (по выбору)

Учитель предлагает выбрать один из вариантов   домашнего задания:

  • Перечислить профессии, в которых справедливость нужнее всего и рассказать о справедливых поступках представителя той или иной профессии.
  • Написать ответ на вопрос в форме мини-сочинения в тетради: а вы себя считаете справедливым человеком и почему?
  • Составить синквейн по теме урока



Тестовые материалы, дополняющие содержание урока

Приложение 1

Притча «Справедливость»

     Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
      Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!
      И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив, стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых. 

Приложение 2                             Пословицы о справедливости


1.Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

2. Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

4. Правду, что шило в мешке не утаишь.

5. Говоришь правду-правду и делай.

Приложение 3


 

Признаки справедливости



добродетельный поступок-почёт и уважение                                                   плохой поступок - осуждение

Соразмерности

Уравнивания

  разные результаты  - разные  награды

  равные награды за равные достижения




























Приложение 4                            

Моральные правила справедливого человека

  1. Не унижай достоинство другого человека.
  2. Не обманывай его.
  3. Борись с недостатками, а не с конкретным человеком.
  4. Признавай правоту другого человека.
  5. Находи решение, которое устроит всех.    

Приложение 5  

Отрывок для 1 группы:                     Сказка «Справедливый Ветерок»

Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, ко­торый иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, рас­тить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иног­да Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лес­ными зверями и птицами. В один ненаст­ный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зве­рятами и полетел над деревьями, внима­тельно выискивая своих пушистых и пер­натых приятелей.

Вскоре он увидел своего серого хво­статого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел дог­нать Бабочку и съесть её. Бабочка толь­ко недавно родилась и еще не умела хо­рошо и высоко летать.

Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а по­том подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высо­кое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

– Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голод­ный и мама тебя не кормит дома мясом?

Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему ста­ло, что он такой большой и зубастый хо­тел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.


Отрывок для 2 группы:

Увидел вскоре Ветерок на краю лес­ной поляны около куста малины трех ма­леньких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелы­ми и сладкими ягодами малины, а тре­тьего все время прогоняли от куста. Воз­мутился Ветерок такой несправедливос­тью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

Ветерок, раскачав ветви куста, спра­шивает медвежат:

– Почему вы, косолапые жадинки, бу­рого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

– Он не наш братик, – ответили чер­ные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

Рассердился Ветерок и говорит:

– Разве это справедливо обижать дру­гого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Вете­рок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с яго­дами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.







Отрывок для 3 группы:

Полетел Ветерок дальше. Видит, де­рутся два олененка, бодают друг друга маленькими рожками. Подлетел Ветерок и спрашивает их, почему они дерутся. А оленята ему и отвечают:

– Шли мы вместе по тропинке и од­новременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

– Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

– Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я по­считаю считалку, и на ком она остановит­ся, тот и начнет первым лизать соль и обязательно, потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили по­ступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солн­це уже начало прятаться за лесом.

Андрианов М. А. - Философия для детей (в сказках и рассказах).Минск, «Современное слово», 2003 г. –280 стр. … О справедливости и несправедливости









Приложение6

http://www.wwww4.com/w3724/398570.jpghttp://architbooks.com.ua/goods/images/big_1286469890.jpg


- Как моральное право было нарушено между сказочными героями в этих сказках?

- По каким признакам мы можем судить о справедливости в этих ситуациях?

- Какие правила поведения справедливого человека не выполнили персонажи?




Приложение7       Глоссарий

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках

Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит.

Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.




Приложение8       Модель «Весы справедливости»

http://www.adzinstva.by/wp-content/uploads/2012/12/0_7e8ac_c112dbaf_XL.pngСитуации для разбора:

Ситуация1. «Разбитая ваза»

 Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали.

Ситуация2. «Сердце подскажет»

Дала мама Саше и Жене одну шоко­ладку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну:

одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что                       побольше взял себе.

Ситуация 3. «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком?  Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась  мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!

​​​​​​​

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.