Конспект урока по ОРКСЭ по теме «Монастырь» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 28 October 2020


Пояснительная записка

Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс. – М., «Просвещение», 2018. Урок актуален, так как знакомит детей с особенностями монастыря, с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением. Помогает понять монашество, как воплощение одного из возможных призваний человека.

Содержание темы урока соответствует положениям нормативно-правовых документов:

Конституция Российской Федерации, ст.28.

Федеральный закон  «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125- ФЗ.

Закон  Российской Федерации  «Об образовании»  редакции  от  01.12.2007  г.  № 309- ФЗ.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июля 2011 г. n мд-883/03 о направлении методических материалов ОРКСЭ

Распоряжение правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"

 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 г. № мд-102/03 о введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012г.

МОУ «Сосновский ЦО»

Караваева А.И., учитель начальных классов


«МОНАСТЫРЬ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «Основы православной культуры»

4 КЛАСС


Организационная информация

1.1

Название предметного модуля

Название раздела

ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

1.2

Автор УМК

А.В. Кураев "Основы православной культуры" Учебное пособие для общеобразовательных учреждений для 4-5 классов

Методическая информация

1.

Тема урока


«Монастырь»

2.

Тип урока

урок формирования новых знаний.

3.

Место урока

Темы предыдущих уроков – «Икона», «Храм» логично продолжается и развивается в данном уроке. Уроком «Монастыри» завершается обзор основных институтов православия, рассматриваются образцы поведения православных людей. На следующем уроке учащиеся устанавливают взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

4.

Основные понятия

монастырь, обитель, монах, инок, послушание, постриг, монашеский обет

5.

Актуальность урока

Урок актуален, так как знакомит детей с особенностями монастыря, с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением. Помогает понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека.

6.

Методы и приемы реализации содержания урока


работа с учебником, групповая работа, практическая деятельность, работа с иллюстративным материалом, приемы технологии развития критического мышления, ИКТ

7.

Возраст обучающихся:

4 класс (10 лет)

8.

Целевые ориентиры:

формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи

8.1

Целевой ориентир на личностный результат:

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

8.2

Целевой ориентир на метапредметный результат:

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Работать по плану, сверять свои действия с целью;

Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

8.3

Целевой ориентир на предметный результат:

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

9. Планируемые результаты:

9.1

Личностный результат

положительное отношения к людям, посвятившим свою жизнь служению Богу, принятие нравственного выбора человека, выражение своего отношения в образной форме

9.2

Метапредметный результат

умение работать с различными источниками информации, строить рассуждения, анализировать текст с приведением аргументов, сравнивать понятия, выделять существенные признаки, выполнять подведение под понятие, обобщать и делать выводы;

строить речевое высказывание, работать в группе, в паре, опираясь на принципы сотрудничества, аргументированно доказывать свою точку зрения, воспринимать и принимать позицию собеседника,

принимать учебную задачу, ставить перед собой цели и стремиться к достижению результата, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку

9.3

Предметный результат

иметь представление о монастыре, истории монашества, знать понятия монах, инок, таинство посвящения в монахи (послушание, обет, постриг), знать о монастырях и известных монахах.

10.

Методы работы на уроке


проблемно – поисковый,

словесный

11.

Формы организации познавательной деятельности

беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, работа с иллюстративным материалом (презентация, иллюстрации учебника, оформление классной доски), самостоятельная работа по парным заданием.

12.

Межпредметные связи на уроке

литературное чтение, окружающий мир, музыка, искусство, история, обществознание


13

Материально-техническое оснащение

учебное пособие А. Кураева «Основы православной культуры», ИКТ (презентация PP), видеофильм, музыкальное сопровождение.










Ход урока


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Форма деятельности

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1. Орг. момент. Установка на работу. Мотивация.


1 мин.

- Добрый день, дорогие мои ученики и гости.

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать с китайской пословицы, которая гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

Мотивирование к учебной деятельности

Приветствуют учителя. Проверяют наличие всего необходимого для урока.


Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на приветствие учителя.

2.Актуализация знаний.

4 мин.











- Ребята, закройте, пожалуйста, глаза! Прислушайтесь!

(В это время учитель включает звуки колокольного звона)

- Теперь Вы можете открыть глаза.

- Где могут звучать колокола?





-К чему он нас призывает?



Мини – игра на развитие восприятия.



Ученики закрывают глаза и слушают.


Открывают глаза.

Мы можем услышать колокола в Храме, в Церкви, в Кремле, на колокольне, в монастырях…


Он призывают верующих прийти на службу, помолиться.


Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения.

3.Проверка домашнего задания

4 мин

-На прошлом уроке мы говорили с Вами о храмах.

- Давайте вспомним, что мы знаем о храме?

И домашним заданием учащиеся предлагалось делать проекты по теме Храмы.

Давайте послушаем, что же у них получилось.


Выступление учеников

Защита проекта 2 учеников

В подготовке проектов детям помогли книги, которые представлены на выставке книг.


Храм-здание, предназначенное для богослужений.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения.

4.Сообщение темы урока


- Послушайте внимательно песню «Монастырь» на стихи В. Волкова в исполнении А. Михайлова.


-О чем песня?

-Тогда о Чем мы будем говорить на уроке?

-Правильно! Давайте сформулируем тему урока.

-Откроем учебник урок 25, стр.80 и прочитаем тему урока.

- А скажите, зачем нам с вами изучать эту тему.

- Хорошо! Тогда приступаем к нашему уроку.








Беседа.







Учащиеся слушают песню и смотрят презентацию


Песня о монастыре.

Мы будем говорить о монастыре.




Потому что это наша культурная история.



5.Актуализация ранее приобретенных знаний

1 мин.

- Как вы считаете, храм и монастырь – это синонимы?

- Как вы думаете, чем монастырь отличается от храма, а монах от священнослужителя?

Сегодня мы с вами на уроке узнаем ответы на эти вопросы.

Устный опрос учащихся




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Личностные: нравственно – этическое оценивание нового материала.

Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель, планировать ее реализацию.

6.Добывание (сообщение и приятие) нового знания




























































































































7.Физ.минутка

20 мин.

Прекрасны и загадочны русские монастыри. Открыты для всех и, вместе с тем тайной веет от их особенной жизни, от стен монастыря,от строгих монашеских правил, от скромного необычного монашеского одеяния. Мощные стены монастыря, высокие колокольни, величественные храмы, многие из которых стали шедеврами мировой архитектуры.


- На экране появляются слова: “семья”, “дом”, “монастырь”, “монах”, “светский человек”.

- Какие слова подходят к теме нашего урока?

В чем отличие жизни в семье и в монастыре? А что является домом для монаха?


На доске появляются слова:

Монах Монахиня Монастырь


Найдите в тексте значение этих слов и зачитайте их.


-Так как же мы объясним кто такой Монах и монахиня?


- Что такое монастырь?


- Молодцы!

- Монастырь - это обитель, в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, — иноки, или монахи.


- Давайте запишем определение в «Книгу мудрых мыслей».


- Но самое сердце монастыря - храмы, где идут богослужения, возносятся монахами молитвы над святыми мощами за землю русскую, за весь мир. Именно в молитве основное значение монастыря. Издревле на Руси в монастырях жили Святые старцы. Это монахи, которые своей жизнью заслужили от Бога дар предвидения или исцеления.

- Каких святых вы знаете?

- Каждый монастырь славится своими святыми. Троице-Сергиева лавра связана с именем Сергия Радонежского, Серафимо-Дивеевский с именем Серафима Саровского.

- Монастыри считаются самыми святыми местами на земле.

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают женские и мужские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. В течение всего дня, монахи трудятся и непрестанно молятся. Поэтому стены монастыря освящены особой благодатью!

Первые монастыри появились на Руси тогда, когда монашество прошло исторический путь. Основателем первого монастыря Древней Руси был преподобный Антоний, принявший монашество на Афонской горе. Он прибыл в Киев для распространения монашества на Руси и поселился в пещере над Днепром.


Первоначально иноки жили в пещерах и молились в подземных кельях, позже были выстроены наземные сооружения!

Люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Их называют монахами или иноками.

- А что Вы уже сейчас можете рассказать о монахах?


- Первые христианские монахи появились в конце  III века от Рождества Христова.  Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди, стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы. 


- Как вы думаете - лёгкая ли жизнь у монаха?


- Живут монахи в комнатах-кельях без привычных для нас условий: лавка да место для молитв.


- Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

- Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике.

- Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день.

В перерывах между молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, - работают на полях, на огородах , в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря.



Показывает упражнения для улучшения мозгового кровообращения




- Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян?

- Как одеваются монахи?

-Да, ребята, монахи одеты по-особенному.

















- Посмотрите внимательно на внешность, лицо Монаха. Как бы вы его описали.





- А как вы думаете, а монахом стать трудно.

- Прочитайте в учебнике на стр.81 (2абзац)

-Как становятся монахами?

- Что же такое послушание?











- Прочитайте, а что значит монашеский обет?

-Как вы понимаете, отказ от личной собственности?



- А что означает постриг монаха? Прочитайте.





Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, т.е. пожить в монастыре, посмотреть на монахов, на их жизнь. И если твёрдо решил связать свою жизнь с монастырём, принимает специальный обряд-постриг. Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты, то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей (нестяжение). После этого его «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.



- В чем смысл жизни монаха? Что такое монашество?



- Давайте запишем определение в «Книгу мудрых мыслей».



- Как говорит Святейший Патриарх Московский
и всея Руси КИРИЛЛ 

«Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании».

- Как вы думаете, всегда ли монахи живут при монастыре?



- А что по Вашему означает «Духовная жизнь»?



- Как же живут монахи?

Давайте прочитаем рассказ о жизни одного их монахов.

- Что вы узнали из этого рассказа?

- В Санкт-Петербурге в его честь открыта Клиническая больница Святителя Луки.

Изучение нового материала

















Индивидуальное задание .В словаре найти значение этих слов.














Ученик записывает определение в книгу




































































Работа с учебником

(с.80-81)



























Работа с учебником (с.81 статья «Это интересно»)


Показ на манекене монашеского облачения.
















Работа с учебником с.81 (иллюстрация)





Работа с учебником с.82

(2 абзац)
















Читают в учебнике







Читают в учебнике




































Читают в учебнике




Запись в книгу













Проблемный вопрос.









Работа с учебником с.83 Читают про жизнь одного из монаха.
























Поиск в словаре Ожегова значения этих слов.



Монах – человек, который посвятил свою жизнь Богу.


Монастырь – объединение монахов, посвящающих свою жизнь молитвам Богу.

Монахи селились в необитаемых местах и все свое время посвящали молитвам.
















Мы знаем таких

Святых: Сергий Радонежский,

Серафим Саровский.






































Ответы учащихся.



















Ответы учащихся






Ответы учащихся







- Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись»


















Выполняют действия вслед за учителем






Камилавка или клобук – головной убор, который носят монахи.

Скуфья- повседневный головной убор монаха.

Мантия – облачение, окутывающее все тело, знак жизни под Божией защитой.

Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами.

Четки – бусинки-узелки.

Пояс сделан из кожи мертвого животного как напоминания о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.



Лицо и внешность монаха излучает спокойствие, незлобивость, смирение, веру



Послушание (это обязанность, в монастыре каждый несёт своё послушание) Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на образ жизни монахов.

Когда послушник примет решение, чтобы его приняли в монахи, то он приносит монашеские обеты.


Монашеский обет включает в себя Исполнение заповедей Господних, Добровольная нищета, Отречение от собственной воли


Постриг монаха – это специальный обряд ( с головы монаха состригают несколько прядей волос, что означает – отдать себя в слуги к Христу)































Монашество – есть не только у православных христиан. Люди в самых разных

странах понимали, что одиночество и сосредоточенность бывают нужны для

познания внутреннего мира человека.









Нет, не всегда.




Духовная жизнь – с Богом и объединение с Ним.


Ответы учащихся на поставленный вопрос.



Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, сравнения, установления аналогий, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Личностные: бережное отношение к духовным ценностям; наличие мотивации к труду развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, бережное отношение к духовным ценностям

Предметные: формирование первоначальных представлений о православной религии, осознание ценности человеческой жизни.


























































































































Регулятивные: планируют и свою деятельность.



















8.Закрепление изученного материала.

















10 мин

- А знаете ли вы, что в 20 веке в Российской империи насчитывалось 1012 монастырей (474 монастыря мужских, 498 монастырей женских и 40 монастырей в дальнем зарубежье)


Давайте рассмотрим фрагмент карты и назовем города, в окрестностях которых располагалось больше всего монастырей.

На территории Ленинградской области сейчас насчитывается 19 монастырей.

В Приозерском районе 1 монастырь.

- Самый известный Коневский – Рождество – Богородичный монастырь.

- На Карельском перешейке располагается не менее значимый монастырь «Спасо – Преображенский Валаамский Монастырь».

- А кто – нибудь из Вас был на экскурсии в монастыре? Поделитесь впечатлениями.


-Давайте посмотрим на карте Приозерского района и найдем, где находятся монастыри.

Практическая работа

-Работа с картой
























Работа с картой.

Ученики с учителем обсуждают свои ответы. (Ответы выводятся на слайд презентации).






Проект ученика: Самый известный Коневский – Рождество – Богородичный монастырь.


Проект ученика о «Спасо – Преображенском Валаамском Монастыре». Показ макета монастыря.



Учащиеся находят монастыри на карте.


Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала.

Познавательные: формируют умение выбирать главное, синтезировать, оценивать,

услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.

Коммуникативные: формируют умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.

Предметные: осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; осмысление роли монашества в истории через судьбы его ярких представителей Ленинградской области при изучении материалов для индивидуальной работы, уметь отличать понятия «церковь» и «храм», знать правила поведения в святых местах, уметь их соблюдать.

9.Применение и закрепление обучающимися нового знания


3 мин

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести.

Давайте разработаем правила поведения в монастыре.


- Давайте запишем в «Книгу мудрых мыслей».


Практическая работа в парах









Запись в книгу

В монастыре запрещается:

1.Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.

2.Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.

3.Носить шорты на территории монастыря.

4.Лицам женского пола находиться без головного убора.

5. Использование косметики, особенно губной помады


10.Итог урока

1 мин.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Как вы думаете, легко ли быть монахом

-Предположите, что было бы, если бы на Руси не существовало монастырей?


А теперь ответим на такие вопросы, которые были в начале урока.

- Как вы считаете, храм и монастырь – это синонимы?

- Как вы думаете, чем монастырь отличается от храма, а монах от священнослужителя?


Ответы детей


Люди с разными жизненными трудностями, не знали бы, куда обратиться за помощью, возможно многие из них попали бы в беду, испытывали различные душевные тревоги и т.п.


Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, оценочные суждения.

11.Домашнее задание

1 мин.

Запишите домашнее задание стр. 81-83 учебника, ответить на вопросы

Заполнить кластер «Монастырь»

t1603902048aa.gif



Ученики получают домашнее задание.


12.Рефлексия и оценивание

1 мин.

Сегодня на уроке нам были представлены 4 проекта: на карточках отметьте 1 проекта, которые вам понравились больше всего. Выберите из предложенного списка 3 слова, описывающих лучший проект


Красочный

Понятный

Много новой информации

Хорошо говорил(а)

Удивительный

Полезный

Компьютерный

Художественный

Творческий

Огромный


Работа с карточкой

Спросить 2 – 3 детей.

Регулятивные: оценивают результат своей деятельности по предложенному плану.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции.

Личностные: бережное отношение к духовным ценностям совей страны, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к изучаемому предмету.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 201. – 95с.: ил.


Журналы «Божий мир»


Монастыри России: паломничество, религиозный туризм: Учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Емельянов, 2010. – 232 с.: картосхемы, фото.



Интернет-ресурсы:

http://iverskiy.od.ua/multfilmy-dlya-detej/

.http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/25http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/25 

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/25

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_25._%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

http://www.stsl.ru/monastery/

http://khotkovmonastery.ru/about





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.