Урок ОРКСЭ по теме «Дружба» (модуль «Основы светской этики»)

0
0
Материал опубликован 12 October в группе

Урок ОРКСЭ по теме «Дружба» (модуль «Основы светской этики»)

Класс: 4
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления материала

Цель: формирование представлений о дружбе; осознание ценности и необходимости дружбы на основе анализа мультфильмов.

Задачи:  

Образовательные:

способствовать расширению знаний о взаимоотношениях людей, о дружбе через использование мультфильмов; 

уточнить представления учащихся о понятиях «приятель», «товарищ», «друг»; 

формировать у учащихся осознание неизмеримой ценности дружбы; на основе анализа мультфильмов раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.

Развивающие:

прогнозировать последствия поступков; развивать умение высказывать своё мнение;

умение рассуждать, приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую форму организации учебной деятельности;

содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка через музыкальное сопровождение;

воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

УУД:

Личностные УУД:

анализировать и оценивать учебные задания, предложенные мультфильмы, позволяющие понять, что значит настоящая дружба;

интерес к изучению предмета через мультфильмы;

самоопределение;

нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм, умение учитывать мнение партнера в совместной работе.

Регулятивные УУД:

целеполагание;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать цель выполняемых действий;

умение принимать и сохранять учебную задачу;

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения материала;

анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

формулировать своё мнение, свою точку зрения;

умение работать в группе;

умение вступать с учителем и одноклассниками в учебный диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания;

выдвижение гипотез и их обоснование;

выбор наиболее эффективных способов решения задания;

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

умение осознанно и произвольно строить высказывания;

усвоение понятий «друг», «приятель», «товарищ»;

искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий.


Планируемые результаты:

Предметные:

понимание и принятие дружбы, как «ценности».

Личностные:

формирование ответственности за друзей, за поддержание дружеских отношений.

Метапредметные:

умение поставить учебную задачу, самостоятельная постановка проблемных задач и наиболее эффективное их решение;

умение вести диалог, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать мнение собеседника;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Технологии: технология сотрудничества


Продолжительность урока: 45 минут





Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивационный настрой. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Размышлять и рассуждать

И друг другу помогать.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний наш урок ?

- С каким настроением вы его начинаете?

Я хотела бы начать наш урок со сказки.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:
-Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
-Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую - печаль, пятую – Дружба.
-Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.





Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов





















Учащиеся слушают сказку, формулируют тему урока.


t1760285783aa.png






Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникатив-ные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем

2. Изучение нового материала.

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о дружбе, развития умений находить ответы на проблемные вопросы.

-Предлагаю вам построить сказочный Дом дружбы.

-С чего начинается строительство дома?

-Верно. Чтобы постройка дома не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе все здание.

-Как думаете, что такое «дружба»?

-Предлагаю группам совместными усилиями сформулировать определения понятия дружба.


А теперь найдём в разных источниках (словарях, учебнике) определение слова «дружба» и выберем из них, где написано более понятным языком.


Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (Словарь В. И Даля)


Дружба – одна из высших нравственных ценностей. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.Учебник М. Т. Студеникина

(«Основы светской этики»)


Приступаем к строительству нашего дома.

- Пришло время укладывать брёвна.

- Но сначала давайте подумаем, какими же качествам должен обладать настоящий друг?

- Предлагаю посмотреть мультфильм «Большой друг». На основе его попробуйте определить, что необходимо для настоящей дружбы. Что должно объединять друзей? Чем они могут различаться?

https://yandex.ru/video/preview/6434200529823498255

-Казалось бы, что может быть общего между Слоном и Паучком? А вот, представьте себе - подружились!

-А в чём прелесть настоящей дружбы? Что вы поняли из этого мультфильма?

- Друзья и не замечают, что дружат. Просто находятся рядом. Очень большой и очень маленький.

- Какими еще качествами должен обладать настоящий друг?

Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.


Ответьте на вопрос - кто такой настоящий друг? Выберите 3 предложения: самые главные по вашему мнению.

-Всегда сможет помочь в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей.

-Искренне порадуется вашим успехам, а не будет делать вид, что он рад, и при этом в душе завидовать.


-Найдёт для вас нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям.

-Может пожертвовать своими нуждами, чтобы помочь вам.

-На друга всегда можно положиться, потому, что он честен с вами и всегда рад оказать вам помощь.


- Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?


Игра «Волшебная рука».

Я предлагаю на альбомных листах обвести свою руку и на каждом пальчике написать  свои достоинства и хорошие качества.

- А теперь свои ладони подарите  тому, с кем бы вы хотели подружиться.

- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость.


-На мой взгляд, у нас получился замечательный сказочный домик. Домик, в котором будет уютно и хорошо. Домик, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.


- Чтобы зайти в домик, нужны ступеньки. На ступеньках необходимо разместить слова: друг, приятель, товарищ.


Что объединяет данные слова?

-Подумайте, какое слово необходимо разместить на верхней ступеньке, какое на средней, какое на нижней. Но сначала подумайте, чем слова отличаются друг от друга?

Друг - человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться. 

Товарищ - человек, близкий по роду деятельности, занятий, по условиям жизни и т. п. и связанный общностью взглядов. 

Приятель - человек, с которым сложились хорошие, простые, но не очень близкие отношения.










Работают в группах.

Высказывания мнений учащихся


Работают с различными словарями Свободные высказывания учащихся



Сравнивают данные определениями. Выбирают, какое ближе понятие. Делают вывод:

в учебнике определение слова «дружба» дано более понятным нам языком.











Смотрят мультфильм, высказывают свои предположения, учитель подводит к выводу, что дружить могут совершенно разные люди.


t1760285783ab.jpg







Работают в парах: распределяют слова на 2 группы (что помогает и что мешает дружбе)



Обсуждают в парах качества людей, необходимых для дружбы.


Бревнышки с записанными словами приклеивают к фундаменту дома.



Сравнивают слова, высказывают мнение, отстаивают свою точку зрения.

Слова размещают на ступеньках.


t1760285783ac.gif






Высказывания мнений учащихся










t1760285783ad.jpg

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятия «дружба»


Коммуникатив-ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение вступать с учителем и одноклассниками в учебный диалог.


Регулятивные УУД: 

-понимать цель выполняемых действий.








































Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятия «друг», «товарищ», «приятель»


Коммуникатив-ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умение вступать с учителем и одноклассниками в учебный диалог.


Регулятивные УУД: 

-понимать цель выполняемых действий


3. Физминутка.

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся.

-Какое слово разместим на верхней ступеньке? Подойдите и обнимите своего лучшего друга.

-Какое слово разместим на средней ступеньке. Пожмите руку своему товарищу.

-Какое слово разместим на нижней ступеньке? Помашите рукой своему приятелю.



Зt1760285783ae.jpg вучит песня «Настоящий друг»)

http://goodsongs.com.ua/

Свободно передвигаются по классу.



4. Первичное закрепление.

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

- Приступаем к строительству крыши. Строительный материал готов.

-А зачем дому крыша?

- Крыша – это верхний элемент в конструкции дома, выполняющий основную функцию - защитную. Но у нас же крыша дома дружбы.

-А что может защитить дом дружбы? В учебнике на стр. 54, прочитайте правила дружбы, выберите 5 главных, по вашему мнению правил и запишите их на частях крыши

- Всегда сможет помочь в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей.

- Искренне порадуется вашим успехам, а не будет делать вид, что он рад, и при этом в душе завидовать.

- Найдёт для вас нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям.

- Может пожертвовать своими нуждами, чтобы помочь вам.

- На друга всегда можно положиться, потому, что он честен с вами и всегда рад оказать вам помощь.


-Ребята, крыша практически готова, но не хватает единственной дощечки.

- Предлагаю вам посмотреть историю редкой дружбы и любви и сформулировать вместе еще одно важное правило дружбы. А поможет его сформулировать«Трям, здравствуйте»

https://yandex.ru/video/preview/10604153852402662617

Беседа по мультфильму «Трям, здравствуйте!»

Вопросы:

Почему Медведь поссорился с ёжиком?

А вы умеете дружить?

Как вы понимаете пословицу: «Друг познается в беде»?

В какую беду попал Медведь?

Что чувствовал Медведь, когда падал с облака в низ?

Кто пришел ему на помощь?

Чем закончился мультфильм?

Вывод: настоящий друг познается в беде.

-- Александр Васильевич Суворов сказал замечательные слова, которые стали пословицей:"Сам погибайа товарища выручай!".

-Чему учит данный мультфильм?

-Какое правило дружбы запишем на последней дощечке?

-Помогать другу в беде.

Свободные высказывания учащихся.





В группах выбирают правила дружбы изаписывают их на многоугольниках, приклеивают фигурывнутри контура крыши.


























Перед просмотром мультфильма делают предположение, о чем или о ком пойдет речь.


Высказывают предположения


Смотрят мультфильм, активно участвуют в его обсуждении.


Формулирую правило дружбы, размещают его на крыше домика.


Познавательные УУД:

-выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-анализировать и синтезировать информацию.

Личностные УУД:

-самоопреде-ление; нравственно – этическое оценивание дружеских отношений, знание моральных норм, умение учитывать мнение партнера в совместной работе.

Коммуникатив-ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение работать в группе.


5. Итог урока.

Цель: создание условий для рефлексии.


Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой. Я думаю, наш урок поможет вам сохранить дружбу на многие годы.

-Ребята, посмотрите, наш домик совсем готов.

-На мой взгляд, в домике не хватает еще одной важной детали. Я хочу установить на домике почтовый ящик.

-Для чего нужны почтовые ящики? Приходилось ли вам писать письма своим друзьям? Очень хочется получить письма.

Предлагаю закончить наш урок дружным чтением  стихотворения В. Можной  «Дружба – это…»

    Дружба – это теплый ветер,

     Дружба – это светлый мир,

        Дружба – солнце на рассвете,

        Для души веселый пир.

        Дружба – это только счастье,

        Дружба у людей одна.

        С дружбой не страшны ненастья,

        С дружбой жизнь весной полна.

        Друг разделит боль и радость,

        Друг поддержит и спасет.

        С другом -  даже злая слабость

        Вмиг растает и уйдет.

        Верь, храни, цени же дружбу,

        Это высший идеал,

        Тебе она сослужит службу.

        Ведь дружба – это ценный дар!




















t1760285783af.gif

Коммуникатив-ные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание.


- Предлагаю на выбор следующее домашнее задание: (дифференциация по уровню творчества):

1) Написать письмо своему лучшему другу.

2) Подготовить открытку своему лучшему другу.

-Подготовленные письма или открытки с указанием адресата, складывайте в почтовый ящик, а в конце недели «почтальон» доставит их адресатам.







Используемые ресурсы:


Фрагменты мультфильмов

https://yandex.ru/video/preview/6434200529823498255

https://yandex.ru/video/preview/10604153852402662617

http://goodsongs.com.ua/(песня «Настоящий друг»)


-толковый словарь Ожегова

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53126

-В. Даль

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2424254/pub_5eab4cec71749a0a4d1c60f6_5eab569871ff6e456a191bc6/scale_1200

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.