Технологическая карта урока математики в 3 классе на тему «Умножение на 1»
Ф. И. О. педагога: Панюкова О.В.
Предмет: математика
Класс: 3
Автор учебника: Моро М.И. и др.
Тема урока: «Умножение на 1».
Цель: создать условия для формирования умения использовать частные случаи умножения на 1
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи:
обучающая: . исследовать правило умножения на 1; отрабатывать навыки табличного умножения и деления; учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их;
развивающая: развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность; расширять кругозор учащихся; способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
воспитательная: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам.
Методы обучения :проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, маршрутный лист, карточки для индивидуальной работы.
Условные обозначения: К - коммуникативные УУД, П - познавательные УУД, Р - регулятивные УУД, Л - личностные УУД.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) |
Вот опять звенит звонок, - Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, одноклассников, гостей своими успехами. Руки на месте, ноги на месте. Локти у края, спинка прямая. |
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей |
Коммуникативные: - развивать умение слушать и понимать других. Личностные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.) |
- Математика приглашает в свою страну тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр. А девизом нашего урока буду такие слова: В пути вы должны помогать друг другу, если появятся трудности. - Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа. - Ну, что же, пора занимать места и приниматься за работу. Минутка чистописания. 15 Расскажите, что вы знаете о числе 15. Запишите числа от 1 до 9. Ответы зачёркиваем. *Найдите разность чисел 54 и 48. (6) *Чему равно частное от деления чисел 27 и 9? (3) *Найди произведение чисел 4 и 2. (8) *Во сколько раз 35 больше 7? (5) *Первый множитель равен 4, второй 8. Сколько единиц первого разряда в произведении? (2) *Делимое равно 36, делитель 9. Чему равно частное? (4) - Взаимопроверка. Правильно выполнили те дети, у которых остались не зачёркнутыми числа 1, 7, 9. - Молодцы, кто правильно справился с первым заданием, поставьте на поля тетради плюсик. Я желаю вам удачи в открытии нового знания. Оцените себя на своей елочке. |
Работа по карточке, выполнение задания, ответы на вопросы, исправление неправильно решённых примеров. Записывают число, классная работа. Записывают числа и вычеркивают правильные ответы Проверяют работу друг у друга, оценивают |
Познавательные: - создание условий для проявления способностей обучающихся. Регулятивные: - осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Личностные: - формирование у учащихся ответственности за свои поступки Регулятивные: осуществляют самооценку |
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (3 мин.) |
Вот и первая остановка «Размышляйка». Работа в группе. 14*3, 25*2, 15*4 - Как вы выполняли вычисления? -Что показывает каждый множитель в произведении? _ Можно ли заменить умножение сложением в примерах 14*1, 10*1, 45*1. _ Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим на уроке. |
-Заменили умножение сложением. Ответы детей -Нет, т.к. в сумме не может быть одно слагаемое Высказывают свои предположения Сравнивают примеры, высказывает своё мнение, формулируют правило умножения Анализируют решение примеров и приходят к выводу |
Регулятивные: - составляет последовательность действий; - развивает саморегуляцию, контроль Познавательные: - находит и выделяет необходимую информацию, делает выводы Коммуникативные: - сотрудничают с учителем |
IV Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.) |
Наша новая остановка «Корзина знаний». Однажды волшебник подарил мне корзину, но она оказалась пуста. Волшебник сказал, что это волшебная корзина знаний. Она заполнится знаниями, когда мы будем узнавать и запоминать, что-то новое, а я вам в этом помогу. 1. Заменить суммой одинаковых слагаемых. 5*1, 8*1, 1*6 Сделайте вывод. Пользуйтесь образцом. 9*1 = 9 1*3= 1+1+1=3 2. Решить примеры: 1*5, 1*9, 1*4, 2*1. Помощница: 1*3=3 3*1=3 3. Решить примеры, сделать вывод. a*1, при a=3,5,8,9,6,4 - Произведение это сумма одинаковых слагаемых. Умножение на 1- это случай особый. Нельзя взять число слагаемым один раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить. - Кто попробует его сформулировать?. На доске ах1=а - Проверим по учебнику правы ли мы.? Расскажите правило друг другу. Составьте свои примеры умножения на 1. - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. Оцените себя на своей елочке. |
Высказывают свои предположения Сравнивают примеры, высказывает своё мнение, формулируют правило умножения Анализируют решение примеров и приходят к выводу |
Регулятивные: - умеет соотнести результат своей деятельности с целью; - обучаются способам работы с электронным приложением;. Коммуникативные: - владеет монологической речью. Познавательные: - высокая степень познавательной активности и самостоятельности на уроке. |
Физкультпауза (1 мин.) |
Электронная физминутка |
Выполняют упражнения под музыку |
Личностные: - осознаёт важность сохранения и укрепления здоровья Р: Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин.) |
Наша следующая остановка «Решайка». 1. Работа по учебнику. - А сейчас выполним №1, с. 82. Какие знания вам понадобятся при выполнении? - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. Оцените себя на своей елочке. -Отгадайте ребус. 1. Работа над задачей. С. 82, №3 - Как удобно записать задачу? - Посмотрите на краткие записи, какой из вариантов правильный. Покажите на веере. Яблоки - 36 кг. Груши - ?, кг. в 4 раза меньш Яблоки - 36 кг. Груши - 4 кг. Яблоки - 36 кг. Груши - ?кг. в 4 раза меньше - Правильный вариант под номером 3. - Докажите, почему именно эта краткая запись правильная? (В условии задачи сказано, что привезли 26 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. Вопрос: на сколько килограмм меньше привезли груш, чем яблок?) - Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее) - Кто может решить задачу самостоятельно? Один ученик решает на доске (закрыт) Слабые ученики со мной у доски разбираем. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, сначала надо узнать сколько груш) (Первый, решивший задачу правильно, консультирует слабых детей) Проверка с помощью сигналов. Оцените себя на своей елочке. С. 82, №4 - Как удобно записать задачу? -Что примем за единицу? -Заполните таблицу и решите ее. - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. Оцените себя на своей елочке. |
Дети решают по цепочке, один у доски. Один ученик решает у доски. Работают с новыми видами примеров, учатся умножать числа на 1 и 0, Учащимся со слабым и средним уровнем подготовленности предлагается карточка-помощница (краткая запись задачи на карточках) В таблицу Учащимся со слабым и средним уровнем подготовленности предлагается карточка-помощница с готовой таблицей. |
Регулятивные: - умеет соотнести результат своей деятельности с целью; - обучаются способам работы с электронным приложением;. Коммуникативные: - владеет монологической речью. Познавательные: - высокая степень познавательной активности и самостоятельности на уроке. Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. П: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) |
- А теперь ответственный момент. Каждый из вас проверит свои знания по теме урока. Для слабых и средних учащихся С. 82, "Проверь себя" и оцени свои успехи Найдите в учебнике рубрику «Проверь себя» - Какой значок ищем? ( вопросительный) - Вычислите и запишите только окончательные ответы. Будьте внимательны, помните о новом правиле. Проверяем. Самопроверка. Сигналы. - Какой вывод сделаете, если допустили ошибки? (Надо выучить правило умножения на 1 и таблицу. Поставьте плюс на полях. Оцените себя на своей елочке. Для сильных учащихся. 15 х__ =15 14 x __=14 --- х 34=1 65 х 1 = 99 x --- =99 - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. Оцените себя на своей елочке. |
Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|
VII Включение в систему знаний и повторение (7 мин.) |
Следующая остановка называется «Вспоминайка». С. 82.№6 или с.52, №142 в тетради - Прочитайте первое задание. Вспомните, что такое периметр. По какой формуле находим Р квадрата? Что нужно узнать, чтобы начертить квадрат. Подставим известные данные в в формулу, поучим уравнение: a x 4 = 8. Что известно в уравнении? Как найти? Чему равна длина первого квадрата? Что известно о втором квадрате? -Найдите периметр второго квадрата? - Что будет следующим шагом в решении? - Как это сделать? - Запишите решение и начертите свой квадрат. -Прочитайте второе задание. - Как узнать, во сколько раз одно число меньше или больше другого? - Какое число здесь большее, какое меньшее? - Запишите решение. - Что нужно сделать в задании 3? - Нам известны площади? - Можем ли мы их найти? - Как найти площадь квадрата? - Запишите решение самостоятельно. - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. |
Олин учение решает на откидной доске. Проверка. самопроверка. |
Р: Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности. К: Управление поведением партнера – контроль, коррекция. Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VIII Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) |
- Посчитайте количество плюсиков. - У кого пять? Встаньте, вы заработали пятёрку за урок. - У кого четыре? Встаньте, у вас отметка 4 - Кто успел приступить к дополнительному заданию, поднимите руку? Мы его проверим в начале следующего урока. - Какое открытие мы сделали на уроке?( При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали) - Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться умножать на 1) - Нам удалось её достичь? (Да) - Какие задания показались самыми интересными? - Какие наиболее трудными? Почему? -Над чем надо еще поработать каждому из вас? - Какие темы мы повторили? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Кто недоволен своей работой. Почему? К математике способность проявляй, Не ленись, а ежедневно развивай. Умножай, дели, трудись, соображай, С математикой дружить не забывай. |
Определяет своё эмоциональное состояние |
Регулятивные: - развивать умение оценивать свои знания, проводить рефлексию. Р: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контроль и оценка процессов и результатов деятельности . К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л: Удовлетворённость достигнутым результатом |
Домашнее задание. (1 мин.) |
Мы прилетели к остановке «Домашнее задание» - Мы преодолели все трудности, которые встретились на уроке и сделали ещё один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из нас. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Я вам предлагаю два варианта выполнения домашнего задание, вы выбираете, что будете выполнять. 1.Придумай 10 примеров умножения на1. Вычисли и раскрась 2. Учебник с.82 №2 и №5 Вы молодцы, прекрасно работали на уроке, я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! |