Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! - Ребята, открываем тетради: записываем число, классная работа. | Ученики открывают тетради, записывают число, классная работа и готовятся внимательно слушать учителя.
| Регулятивные: волевая саморегуляция
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| 1.Минутка чистописания.
- Пропишите соединения букв: си сл ск - Составьте из слов пословицу: руки, не сиди, сложа ,не будет, так и, скуки. -Как вы ее понимаете? Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке будет скучно, а кому нет. -Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.
2.Повторение пройденного. Какие части слова знаем? Для чего служит суффикс?
|
Прописывают
Составляют пословицу и записывают в тетрадь «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.»
Слово состоит из корня, окончания, приставки и суффикса. Корнем называется общая часть родственных слов. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова. | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
|
Постановка проблемы урока | Игра с суффиксами «Мамы и малыши» - Ребята, давайте поиграем в игру «Мама и малыши». (Работа с карточками-картинками) Лиса-лисёнок Зайчиха-зайчонок Мышь-мышонок Волк-волчонок Слониха-слонёнок
Каким способом образованы новые слова?
Какие суффиксы помогли образовать новые слова? На что они указывает? Как правильно писать эти суффиксы?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
| Читают хором образованные слова. Записывают их на доске и в тетради, при этом запись суффикса в слове волчонок может быть записана неправильно.
Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.
Суффиксы –онок-, ёнок-
На названия детенышей. Не знаем.
Как правильно записать суффиксы –онок-, -ёнок-. |
|
Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового»)
| Чем же мы будем заниматься?
Какова цель урока?
Работа в группах. - Проведём исследование, работая в группах. - Какие правила работы в группе помните? Правила работы в группе: работаем дружно, говорим по очереди, не перебивая друг друга внимательно слушаем, уважаем мнение собеседника, не отвлекаемся на посторонние дела, не мешаем друг другу, вовремя помогаем, выполняем указания старшего. - Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера. - Руководители, возьмите план работы и задание. Задание. Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок, овца-ягнёнок, собака-собачонок, лебедь-лебедёнок, утка утёнок, белка-бельчонок, гусь-гусёнок , кабан-кабанёнок. -Разделите слова на 2 столбика . - Читаем план работы. План. 1. Прочитайте слова, выделите корни. 2. Подчеркните согласную перед суффиксом –онок-, -ёнок-: 3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого? 4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-? 5. Сделайте ВЫВОД -Кто готов представить результат работы в группе? Защита
- Кого похвалишь из своей группы? - Можно ли утверждать, что мнения групп одинаковые? «Электронная физминутка для глаз» | Мы познакомимся с новыми суффиксами –онок-, ёнок- Должны научиться писать суффиксы - онок-, ёнок- Дети работают в группах
Вывод 1: - Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч), суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч). Вывод 2: Правило можно сформулировать по- другому. Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок. Оценка детей руководителем группы. Ответы учащихся.
| Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа с учебником с. 120-121. - Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-? (Учитель вывешивает схему) Проверим правильность наших выводов по учебнику с. 120. - Совпало правило с нашим? - Значит, мы вывели правило верно.
-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –ёнок- ? - Теперь, зная правило, что мы можем делать? - Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила Составим алгоритм. - Кто знает, что такое алгоритм? -Что надо сделать сначала? -На что обратим внимание потом?
-Далее? ( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске) 1. Выделить корень. 2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом. 3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-, 4. После мягких согласных пишем –ёнок-. |
Ответы детей, самостоятельно формулируют правило.
Дети читают правило в учебнике.
Да Да, верно
Нет
Писать правильно слова
Порядок действий Выделить корень Определим, какой звук перед суффиксом. Если это мягкий согласный ,кроме (ч,)- пишем –ёнок-, если – твёрдый согласный и (ч,)- пишем – онок-.
| Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.
Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Упражнение № 1 с. 121 Запиши буквами.
Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 68 № 1. Самостоятельная работа.
| Дописывают суффиксы –онок-, ёнок-
Выполняют в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи записи на доске.
| Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнер |
Включение в систему знаний и повторение | - Давайте проверим, верно ли мы записали слова на доске и в тетрадях, когда играли в игру «Мамы и малыши».
| Читают слова, подбирают к каждому слову алгоритм. Находят ошибку в написании слова волчонок. Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок- (волчонок). | Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий.
|
Рефлексия учебной деятельности. | Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы ––онок-, ёнок-?
- Отразите свои успехи в листе самооценки. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрасьте зелёным цветом квадратик. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтым. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черным. (выслушиваю учащихся, даю устную оценку действиям)
Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 69, № 2 в рабочей тетради. Спасибо за урок! | Лист самооценки
Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек- Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов Внимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы
Открывают дневники, записывают д/з | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
|