Урок русского языка во 2 классе «Учимся писать суффиксы –ёнок-, -онок-»

3
0
Материал опубликован 24 June 2020

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК «Начальная школа XXI век»


ФИО: Михайлова Надежда Александровна

Место работы: МАОУ ООШ с. Подсосенки Балаковского района Саратовской области

Предмет: русский язык

Класс: 2

Учебник: «Русский язык» для 2 класса (авт. С. В. Иванов), рабочая тетрадь № 1 «Пишем грамотно» (авт. М.И. Кузнецова)

Тема урока: «Учимся писать суффиксы –ёнок-, -онок-»

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных -ёнок-,-онок-.

Задачи урока:

предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД: регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУДспособствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, рабочие тетради, схема «Правописание суффиксов –ёнок-, -онок-», таблица-опора «Алгоритм определения правописания суффиксов – –ёнок-, -онок-», карточка «Лист самооценки».


Структура и ход урока.


Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение

к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

- Ребята, открываем тетради: записываем число, классная работа.

Ученики открывают тетради, записывают число, классная работа и готовятся внимательно слушать учителя.



Регулятивные: волевая саморегуляция




Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


1.Минутка чистописания.


- Пропишите соединения букв: си сл ск

- Составьте из слов пословицу: руки, не сиди, сложа ,не будет, так и, скуки.

-Как вы ее понимаете?

Вот мы сегодня и посмотрим, кому на уроке будет скучно, а кому нет.

-Запишите пословицу, правильно используя соединения букв.


2.Повторение пройденного.

Какие части слова знаем?

Для чего служит суффикс?







Прописывают


Составляют пословицу и записывают в тетрадь

«Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.»




Слово состоит из корня, окончания, приставки и суффикса. Корнем называется общая часть родственных слов. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Суффиксом называется часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффикса образуются новые слова.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


Постановка проблемы урока

Игра с суффиксами «Мамы и малыши»

- Ребята, давайте поиграем в игру «Мама и малыши». (Работа с карточками-картинками)

Лиса-лисёнок

Зайчиха-зайчонок

Мышь-мышонок

Волк-волчонок

Слониха-слонёнок


Каким способом образованы новые слова?



Какие суффиксы помогли образовать новые слова?

На что они указывает?

Как правильно писать эти суффиксы?


Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Читают хором образованные слова. Записывают их на доске и в тетради, при этом запись суффикса в слове волчонок может быть записана неправильно.






Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом.


Суффиксы –онок-, ёнок-


На названия детенышей.

Не знаем.


Как правильно записать суффиксы –онок-, -ёнок-.


Построение проекта выхода из затруднений («открытие нового»)


Чем же мы будем заниматься?


Какова цель урока?


Работа  в  группах.

- Проведём исследование, работая в группах.

- Какие правила работы в группе помните?

Правила работы в группе:

работаем дружно,

говорим по очереди, не перебивая друг друга

внимательно слушаем,

уважаем мнение собеседника,

не отвлекаемся на посторонние дела,

не мешаем друг другу, вовремя помогаем,

выполняем указания старшего.

- Разбейтесь на группы, выберите руководителя, контролера.

- Руководители, возьмите план работы и задание.

Задание.  Олениха- оленёнок, корова –телёнок, тигрица-тигрёнок ,медведица-медвежонок,  овца-ягнёнок, собака-собачонок, лебедь-лебедёнок, утка утёнок, белка-бельчонок, гусь-гусёнок , кабан-кабанёнок.

-Разделите слова на 2 столбика .

- Читаем план работы.

     План.

1. Прочитайте слова, выделите корни.

2. Подчеркните согласную перед суффиксом –онок-, -ёнок-:

3. Понаблюдайте: какая гласная стоит после мягкого согласного, а какая- после твёрдого?

4. Найдите исключение из правила: после какого мягкого согласного все- равно пишется суффикс –онок-?

5. Сделайте ВЫВОД

-Кто готов представить результат работы в группе?

Защита








- Кого похвалишь из своей группы?

- Можно ли утверждать, что мнения групп одинаковые?

«Электронная физминутка для глаз»

Мы познакомимся с новыми суффиксами –онок-, ёнок-

Должны научиться писать суффиксы - онок-, ёнок-

Дети работают в группах



 


































Вывод 1:

  - Мы считаем, что суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме звука (ч), суффикс –онок- пишется после твёрдых согласных и (ч).

Вывод 2:

Правило можно сформулировать по- другому. Суффикс – онок- пишется после шипящих согласных, а в остальных случаях- ёнок.

Оценка детей руководителем группы.

Ответы учащихся.



Регулятивные:

определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником с. 120-121.

- Вы хорошо поработали, сделали открытие: вывели новое правило. Расскажите его по схеме: когда же мы пишем –ёнок-? –онок-? (Учитель вывешивает схему)

t1593020328aa.jpg

Проверим правильность наших выводов по учебнику с. 120.

- Совпало правило с нашим?

- Значит, мы вывели правило верно.


-Можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется –ёнок- ?

- Теперь, зная правило, что мы можем делать?

- Но прежде, чем писать слова, нужно составить алгоритм применения правила

Составим алгоритм.

- Кто знает, что такое алгоритм?

-Что надо сделать сначала?

-На что обратим внимание потом?


-Далее?

( Учитель выставляет этапы алгоритма на доске)

1. Выделить корень.

2.Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.

3. После [ж], [ш], [ч] пишем суффикс –онок-,

4. После мягких согласных пишем –ёнок-.


Ответы детей, самостоятельно формулируют правило.










Дети читают правило в учебнике.


Да

Да, верно


Нет


Писать правильно слова





Порядок действий

Выделить корень

Определим, какой звук перед суффиксом.

Если это мягкий согласный ,кроме (ч,)- пишем –ёнок-, если – твёрдый согласный и (ч,)- пишем – онок-.


Регулятивные:

постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.


Познавательные:

составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Упражнение № 1 с. 121 Запиши буквами.


Работа в тетради «Пишем грамотно» на стр. 68 № 1. Самостоятельная работа.


Дописывают суффиксы –онок-, ёнок-


Выполняют в рабочих тетрадях, меняются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу партнера, затем контролируют правильность проверки при помощи записи на доске.


Регулятивные:

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным образцом

Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнер

Включение в систему знаний и повторение

- Давайте проверим, верно ли мы записали слова на доске и в тетрадях, когда играли в игру «Мамы и малыши».


Читают слова, подбирают к каждому слову алгоритм.

Находят ошибку в написании слова волчонок.

Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-

(волчонок).

Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий.


Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Мы достигли цели урока – научились писать суффиксы ––онок-, ёнок-?


- Отразите свои успехи в листе самооценки.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны своими знаниями, умениями, действиями, закрасьте зелёным цветом квадратик.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – желтым.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – черным. (выслушиваю учащихся, даю устную оценку действиям)


Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания.

Откройте дневники, запишите домашнее задание. С. 69, № 2 в рабочей тетради.

Спасибо за урок!

Лист самооценки

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы –ик-, -ек-

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы








Открывают дневники, записывают д/з

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.



СПИСОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ


Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс.- М.: Вентана-Граф, 2008.

Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/М.И. Кузнецова.-4 изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017.

Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч Ч.1/С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.


ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Электронные физминутки

Мультимедийный,

практический

Упражнение для глаз

http://dompolnajachasa.at.ua/publ/skachat_besplatno_prezentacii_quotehlektronnye_fizminutki_dlja_glazquot_3_chasti/57-1-0-799






Лист самооценки

t1593020328ab.gif

Я могу объяснить, когда пишутся суффиксы -онок-, ёнок-

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.