Урок открытия нового знания
Урок открытия нового знания
«Площадь и объем прямоугольного параллелепипеда»
Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения понятий площадь и объем прямоугольного параллелепипеда. Это значит, что за урок стуудент узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
Деятельностная цель: научить студентов применять новые способы действия(использовать формулы для нахождения площадей и объемов прямоугольный параллелепипедов (ПП), в том числе,решая задачи приложений математики. Это значит, что уяснив новые термины и правила, студент должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Структура урока открытия нового знания
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Эпиграф урока:
«Просто знать – мало. Знания нужно использовать».
"Просто знать - ещё не всё, знания надо уметь использовать"
(Иоганн Вольфганг фон Гёте, немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый студент внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений.
- вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; творческая частьДЗ включала задачу «найдите площать помещения».
Приемы для этапа актуализации:
Анализ выполнения творческой части домашнего задания:
- площади каких помещений нашли?
- какими формулы использовали?
- какие единицы измерения использовали?
3. Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность студентам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Работа на данном этапе строится следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки выполнить задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что студенты вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы:
Мозговой штурм (из предложенных формул следует выбрать формулы, необходимые для нахождения площади ПП).
Подводящий диалог:
-какая формула служит основой для нахождения площади ПП?
-как находили объем ПП(математика 6 клас и физика 7 класс)?
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа строится так:
Студенты проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (преподаватель может корректировать тему и цели урока).
Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают).
Из школьного курса математики и физики известны формулы площади прямоугольника и объема ПП
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные формулы.
Прием - Дерево целей.
5. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: студенты сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Прием - Деловая игра.
Студентам выдают измерительные инструменты и индивидуальные модели деревянных прямоугольных параллелепипедов(ПП).
Задача: Рассчитать количество (массу) краски на покрытие поверхности деревянных моделей ПП (расход краски 200 грамм на 1 м2).
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе студентам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики ( в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Прием -Презентация:
Слайд 1
Найдите площадь развертки прямоугольного параллелепипеда, если его ребра равны 5 см, 6 см и 11 см.
Варианты ответа: 151 см2 330 см2 302 см2
Слайд 2
Найдите объем куба, если площадь его развертки равна 96 см2.
Варианты ответа: 16 см2 64 см2 80 см2
Слайд 3
Коробка имеет форму прямоугольного параллелепипеда (без крышки), ширина которого 3 см, а длина вдвое больше ширины. Сколько потребуется бумаги для оклейки коробки снаружи, если ее высота на 2 см меньше длины?
Варианты ответа: 72 см2 90 см2 108 см2
.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе студенты самостоятельно выполняют предложенные задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого студента.
Прием-Прием "Реставратор".
? ?? По предложенным рисункам восстановить потерянные данные.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить студентов к дальнейшему погружению в тему.
Прием - "Верю-не верю".
1. Верно ли, что площадь поверхности ПП равна удвоенной сумме площадей трех граней этогопараллелепипеда? S= 2 (S1 + S2 + S3) ? (да)
2. Верно ли, что объём куба с ребром 1 равен 6? (нет)
3. Верно ли, что площадь ПП с ребром 1 равне 6? (да)
4. Верно ли, что объём ПП вычисляется по формуле S = abc ? (да)
5. Верно ли, что объём куба равен 8 см3, то длина ребра 3 см? (нет)
8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание
.В зависимости от подготовленности группы, преподаватель может предложить два варианта:
уже готовые номера домашнего задания с обязательной градацией по степени сложности.
студенты сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
Например: долгосрочный (2-3 недели) проект «Рассчитать расход материалов для ремонта помещения».
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Прием-Таблица "+ - ?".
Рефлексия. К окончанию урока по теме «Площадь и объём прямоугольного параллелепипеда»:
1. Я знаю о …. | |
2. Я умею выпонять …. | |
3. Я испытываю трудность в ….. | |
Таким образом, на уроке открытия нового знания преподаватель вовлекает студентов в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.
Дедушка ГуРу