Урок открытия нового знания по истории на тему «Ренессанс» (7 класс)
Пояснительная записка
Урок открытия нового знания по теме «Ренессанс»
Методическая разработка урока составлена в соответствии с ФГОС ООО.
Урок разработан для обучающихся 7 класса. В классе 24 человека (13 девочек, 11 мальчиков). Учащиеся в классе из социально благополучных семей, со средним и высоким уровнем развития. Все ученики заинтересованы в получении знаний и имеют высокий уровень мотивации. Все обучающиеся очень эмоциональны, подвижны, с трудом могут концентрировать внимание на учебных задачах, поэтому уроки необходимо выстраивать с учётом разнообразных форм и видов деятельности учащихся.
Это вводный урок - урок усвоения новых знаний со следующими этапами: организационный этап, актуализация знаний, мотивация учебной деятельности обучающихся, создание проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование темы урока, планирование деятельности, выдвижение и проверка гипотез, решение проблемы, первичное усвоение новых знаний, физкульт пауза, первичная проверка понимания, первичное закрепление, рефлексия, информация о домашнем задании.
Время урока – 45 минут.
Данный урок разработан с использованием двух технологий: технологии проблемно-диалогического обучения и технологии эдьютейнмент.
Технология проблемно-диалогического обучения применяется при введении нового материала. В качестве мотивационного приема в начале урока используется прием «яркое пятно», которым служит просмотр видео фрагмента фильма. Проблемная ситуация строится на приеме предъявления двух различных фактов, что приводит обучающихся к формулированию вопроса урока, а затем и темы урока. Выход к учебной проблеме осуществляется побуждающим от проблемной ситуации диалогом.
Для решения учебной проблемы учитель выбирает путь к открытию новых знаний через гипотезы. На данном этапе необходимо организовать поиск решений таким образом, чтобы дети сами высказывали свои предположения. Учитель использует побуждающий к гипотезам диалог. В данном уроке представлено выдвижение гипотез целым классом, а их проверка происходит при работе в группах. Учащиеся давно знакомы с этой технологией, поэтому выполняют проверку гипотез в группах самостоятельно, без дополнительного контроля со стороны учителя. На данном этапе важную роль играет самоконтроль и взаимоконтроль. Работа с текстом организована с помощью приема «Мозайка» (jigsaw reading). Это один из подходов в организации обучения в сотрудничестве, был разработан профессором Elliot Aronson в 1978 г. «Мозайка» представляют собой учебную ситуацию, когда один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждая группа учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других), что способствует развитию умения слушать собеседника с целью получения необходимой информации. Учитель при этом дает учащимся автономию, и они сами привыкают работать в примерно одном темпе.
Технология Эдьютейнмент представлена различными элементами: работа с интерактивной доской и программой для интерактивной доски Notebook Smartboard, QR коды с использованием планшетов для индивидуального задания, презентация Prezi, оформление результатов работы в группах в гугл – форме, использование планшетов на этапе рефлексии при заполнении онлайн опросника и оценивании результатов урока. Заполнение опросника происходит онлайн с помощью сервиса Survio.com, который позволяет моментально собирать результаты и анализирует их в форме диаграмм и процентных отношений.
Данная технология является вспомогательной, на применении ее элементов строится поэтапная реализация технологии проблемно – диалогического обучения.
В уроке используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Большое внимание уделено логике урока: все этапы работают на одну цель, все компоненты урока соотнесены друг с другом в единый комплекс, продуманы своевременные переходы от одного компонента к другому, от одного упражнения к другому. Все это позволяет организовать урок в единый организм, сделать его такой формой организации образовательно-воспитательного процесса, которая дает возможность обучающимся максимально реализовать свои способности на уроке.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся, основными принципами которого являются:
Принцип деятельности
Принцип самостоятельности
Принцип непрерывности
Принцип психологической комфортности
В данном уроке сохраняется методическая последовательность. На уроке используются следующие методы:
Коммуникативный метод, который предполагает активизацию социальных компетентностей учащихся (дискуссия, парная и групповая работа);
Метод самостоятельности, который предполагает самостоятельное узнавание и усвоение знаний путем логического мышления;
Наглядно-иллюстративный метод, который предполагает закрепление знаний через схемы, таблицы, рисунки, модели;
Частично-поисковый метод, который предполагает выполнение учащимися отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы;
Практический метод, который используется для закрепления и применения полученных знаний.
Оборудование для урока: компьютер с выходом в Интернет, колонки, интерактивная доска, проектор, комплект планшетов, раздаточный материал, УМК.
Данный урок полностью соответствует требованиям ФГОС, совмещая в себе черты традиций и инноваций, позволяя учащимся работать над совершенствованием своих предметных, метапредметных умений и личностных качеств.
Технологическая карта
Тема раздела |
|||
Тема урока |
|||
Цель урока |
создание условий для овладения обучающимися понятием Возрождения и отличительными чертами культуры эпохи Возрождения. |
||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Обучающиеся научатся: - определять понятие Возрождения и отличительные черты культуры эпохи Возрождения. Обучающиеся получат возможность научиться сравнивать отличительные черты эпохи Средневековья и эпохи Возрождения. |
Учащиеся научатся: - (регулятивные) оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - (регулятивные) владеть основами самоконтроля, организовывать учебное сотрудничество в конкретно заданной учебной ситуации; - (познавательные) выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; - (познавательные) элементам смыслового чтения; - (коммуникативные) адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникативных задач в группе; - (коммуникативные) совершенствовать навыки владения устной и письменной речью. |
Учащиеся научатся: - уважительно относится к культуре различных исторических эпох; - формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой; |
|
Межпредметные связи |
Искусство, музыка, ИЗО |
||
Формы работы |
индивидуальная, групповая, парная |
||
Ресурсы |
Интернет, УМК, гугл документы, онлайн опросник, qr код |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап |
||
- Добрый день. - Садитесь, пожалуйста. |
-Добрый день. |
|
Актуализация знаний обучающихся |
||
- Сегодня мы продолжаем говорить о человеке и жизни людей в XV – XVI веках. Посмотрите, пожалуйста, на изображения этих выдающихся людей, назовите их имена. (Приложение 1) - В какую эпоху развития мировой истории жили эти люди? - Давайте вспомним, что же было характерно для средневековой культуры. Вспомните из курса «История Средних веков», что являлось содержанием средневековой культуры, каковы были устои и представления средневековых людей? Заполните таблицу. (Приложение 2) – проверка д/з. (учитель на интерактивной доске заполняет таблицу по ответам обучающихся) |
- Ричард Львиное Сердце - Генрих VIII - Ричард III - Карл Великий - Жанна д’Арк - Средневековье. Они внесли большой вклад в развитие культуры этой эпохи. Проверка домашнего задания. Таблица у обучающихся должна быть заполнена. (обучающиеся на интерактивной доске заполняют таблицу, основываясь на своем выполненном д/з) |
|
Мотивация учебной деятельности обучающихся |
||
- Таким образом, мы видим, что вся жизнь людей была пронизана религией. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент фильма. Можете ли вы дать название фильма, сказать по какому литературному произведению он был снят, кто автор произведения? (Приложение 8) |
Смотрят фрагмент фильма. - «Ромео и Джульетта», В. Шекспир. |
|
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. Формулирование темы урока. |
||
-Кто такой Вильям Шекспир? (Приложение 9) (одному обучающемуся выдается qr код с информацией о Шекспире, он распознает эту информацию с помощью планшета и рассказывает ее одноклассникам). - Построено ли это произведение на отношении людей к религии? - Раскрывает ли его литературное произведение элементы эпохи Средневековья? - В конце XV – XVI веках у европейцев начал складываться иной взгляд на себя и на мир, что свидетельствовало о закате средневековой культуры, о разрушении средневековых устоев и представлений. - Какой у вас возникает вопрос? (вопрос фиксируется на доске) - Какая будет тема урока? (тема фиксируется на доске) |
Знакомятся с информацией про Вильяма Шекспира. - Нет. - Нет. - Что изменилось в представлении людей? Какая эпоха пришла на смену Средневековью? - Эпоха, пришедшая на смену Средневековью. |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, - постановка и формулирование проблемы, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. |
Планирование деятельности. Выдвижение гипотез. |
||
- Чтобы ответить на эти вопросы, что мы должны узнать? (пункты плана фиксируются на доске) - Хорошо. Всё это и станет нашим планом работы на сегодняшнем уроке. Вспомните фрагмент фильма «Ромео и Джульетта», выскажите ваши гипотезы, что изменилось в представлении людей в соответствии с названными вами пунктами. (Приложение 3)(на интерактивной доске учитель фиксирует предположения детей в заранее подготовленную таблицу) - Как нам удобнее будет организовать работу над таким большим количеством пунктов плана? |
- Мы должны узнать, что стало главной ценностью людей. - Мы должны узнать отличительные черты данной эпохи в архитектуре и скульптуре литературе живописи музыке науке семье (обучающие предлагают данные пункты на основании таблицы, заполненной дома по эпохе Средневековья) Выдвигают свои гипотезы и предположения. - В группах. |
- планирование деятельности по достижению цели, - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, - проявление уважительного отношения к партнерам, - выдвижение гипотез и их обоснование. |
Поиск решения проблемы |
||
- Для того чтобы ответить на все вопросы, мы разделимся на 6 групп (по 4 человека). Каждая группа получает свой текст про культурную жизнь в период развития общества после Средневековья. В своих группах вы заполняете ту часть таблицы, которой посвящен ваш текст. Через 5 минут мы поменяемся группами. (Приложение 4) -Итак, у вас заполнена некоторая часть таблицы, пора создать новые группы. Сейчас у нас получится 4 группы по 6 человек (по одному человеку из каждой первоначальной группы). Расскажите, пожалуйста, друг другу то, что вы узнали из своих текстов по пунктам нашего плана. У каждого из вас должна быть полностью заполнена таблица. Затем оформите результаты своей работы в группе в электронном виде с помощью Гугл – формы. (Приложение 5)(у каждой группы есть 1 ноутбук с подключением к сети Интернет, они по ссылке переходят на заполнение гугл – формы ИЛИ в каждой группе есть несколько планшетов, обучающиеся также по ссылке выходят на заполнение гугл – формы, которая позволяет одновременное редактирование несколькими пользователями, и каждый заполняет какой-то один пункт – это сократит время заполнения электронного варианта таблицы) - Давайте посмотрим, что у вас получилось. -Согласны ли вы с группой? Есть ли вопросы к группе? (Приложение 6) |
Работают в группах, проверяя свои гипотезы по тексту. Заполняют свою часть таблицы. Работают в группе, обмениваются полученной информацией, заполняют таблицу в тетрадях. Заполняют электронную форму таблицы, решают, кто пойдет представлять работу группы у доски. По одному представителю от группы выходят к доске и представляют результаты своей работы. Остальные слушают и проверяют. |
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, - планирование учебного сотрудничества со сверстниками: определение функций участников и способов взаимодействия, - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; - оказание помощи и эмоциональной поддержки партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности, - самоконтроль и взаимоконтроль. |
Физкульт. пауза |
||
Первичное усвоение новых знаний |
||
- Давайте вернемся к нашим гипотезам. Откройте, пожалуйста, ваши итоговые таблицы. (на ноутбуках или планшетах) Все ли совало с тем, что мы предполагали? (на интерактивной доске учитель открывает таблицу с начальными предположениями обучающихся) -Итак, посмотрите на вопросы и пункты нашего плана, которые мы поставили в начале урока. Мы можем на них ответить? (учитель по ходу ответов обучающихся ставит на доске у пунктов плана отметку о выполнении того или иного пункта) - И наш самый главный вопрос урока. Какая эпоха пришла на смену Средневековью? В своих текстах вы могли встретить это понятие. - Как мы сейчас можем переформулировать тему нашего урока? - Как бы Вы определили понятие Возрождение? - Почему данная эпоха называется Возрождением? |
Сравнивают свои предположения с итоговым результатом. Объясняют, почему что-то могло не совпасть. - Можем. Отвечают на вопросы. (фронтально) - Возрождение. - Эпоха Возрождения. - Это – эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая Средневековье. - Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности. |
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - самоконтроль, взаимоконтроль. |
Первичная проверка понимания и первичное закрепление |
||
- Давайте теперь вместе вспомним, что же является основными характерными чертами Возрождения в различных сферах жизни. Расскажите об эпохе Возрождения вашему соседу по парте. -Что же было главной ценностью в эпоху Возрождения? |
Работают в парах, рассказывая друг другу об эпохе Возрождения по плану, составленному в начале урока. - Личность, провозглашение самосовершенства. |
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, - установление аналогий и причинно – следственных связей; - проявление уважительного отношения к партнерам, - самоконтроль, взаимоконтроль. |
Рефлексия |
||
Что интересного, нового вы сегодня узнали на уроке? Что у вас лучше всего сегодня получилось на уроке? Пока вы отвечаете на эти вопросы, возьмите, пожалуйста, планшеты и пройдите по ссылке для заполнения анкеты по итогам урока. (Приложение 7) |
Отвечают на вопросы по своей работе на уроке. |
- рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
Информация о домашнем задании |
||
- Итак, какое будет ваше домашнее задание? - Хорошо. Ваше домашнее задание: 1. Устно рассказать об эпохе Возрождения, используя в качестве опоры созданные таблицы. 2. В творческой форме представить таблицу по эпохе Возрождения. 3. По желанию подготовить сообщение о выдающемся деятеле эпохи Возрождения. - В помощь у вас остается заполненная таблица в тетради и ссылки на электронные формы таблиц. - Понятно ли д/з? Справитесь ли вы с ним? Почему вы так думаете? - Давайте посмотрим на результаты анкет. - Есть ли у вас вопросы по уроку? - Спасибо за урок. Урок окончен. Можете идти. |
- рассказать об эпохе Возрождения - доработать таблицу. Записывают д/з в дневники. - Справимся. Мы сейчас знаем отличительные черты эпохи Возрождения. - Нет. - До свидания. |
|
Цели урока достигнуты. |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Группа 1
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Жажда раскрыть тайны природы стала отличительной чертой людей эпохи Возрождения. Смелые мореплаватели открывали новые материки и земли, ученые стали проникать в тайны Вселенной и достигли больших успехов во многих областях науки. В это время появляется поток научных открытий, изобретений, книг, произведений искусства. Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
Все это рождало в человеке гордое чувство уверенности в своих силах, в могуществе своего ума.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Группа 2
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Наряду с изучением природы гуманисты стремились к правдивому, т.е. реалистическому, изображению в искусстве природы и человека. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Художники Возрождения воспевали красоту человеческого тела, одухотворенность человеческого лица, его индивидуальные особенности. Например, итальянские художники Рафаэль и Леонардо да Винчи в своих мадоннах воспевали не легендарную мать Христа, а величие и радость материнства, красоту своих вполне реальных современниц. Такие произведения перестали быть иконами, хотя и выполнялись для церкви.
Великий художник Возрождения Джотто положил начало реалистическому искусству. Величайшие мастера этой эпохи – итальянцы Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Тициан, немцы Дюрер, Гольбейн Младший и целый ряд других – создали замечательные произведения искусства.
Группа 3
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека. Многие из гуманистов считали богословие ложной наукой и относились к церкви отрицательно, понимая ее реакционную роль в общественной и культурной жизни.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Атлетические фигуры герое Библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и живописцем Возрождения Микеланджело Буонарроти, отразили могучий, закаленный в жизненных несчастьях дух самого художника.
Талантливые архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы для богатых и знатных людей. Изменилась даже традиционная церковная архитектура: церкви начали строить более похожими на светские здания – красивые, светлые, просторные.
Группа 4
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Гуманистическое просвещение и искусство Возрождения стали распространяться повсюду в странах Европы. Представители культуры Возрождения – это великие итальянские поэты Данте и Петрарка, прозаик Боккаччо, французский литератор Франсуа Рабле, испанец Мигель Сервантес, английский драматург Вильям Шекспир, испанский драматург Лопе де Вега, немецкие мыслители и литераторы Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и другие.
Группа 5
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Брак стал рассматриваться как высшее состояние в сравнении с культивировавшемся в средние века безбрачием. Но столь благосклонное отношение к брачному союзу, не облегчало женской участи. Их положение в обществе оставалось весьма тяжелым. В городской и сельской среде женщины имели численное преобладание. Этому способствовала массовая гибель мужчин на многочисленных полях брани, а также в экспедициях по освоению новых земель. Брак в ту эпоху позволял женщинам более менее устроится в жизни, социально адаптироваться. Семья в эпоху Возрождения становится центром развития личности человека.
Группа 6
В Европе все еще царил феодализм. Но с каждым десятилетием все большее значение приобретали города, их торговля и промышленность. Появились первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Многие города разрастались. Здесь получала преимущественное развитие какая – нибудь одна отрасль производства.
Горожане обменивались не только товарами, но также и сведениями, познаниями, деловым опытом, техническими новинками, изобретениями, идеями. В основе их познаний лежал производственный опыт, их интересовали свойства сырья, из которого делаются товары, и способы его обработки.
Ученые, поэты, зодчие, ваятели искали опору не в богословских трудах и творениях средневековых художников, а в науке, философии, реалистическом, жизнерадостном искусстве древних, особенно греков. Происходит возврат к канонам Античности.
В противовес старому, церковному взгляду на человека как на существо ничтожное, жалкое и греховное сложилось и окрепло убеждение, что человек рожден для счастья, вправе пользоваться всеми радостями жизни.
Люди, развивавшие эти новые идеи, называли себя гуманистами, т.е. мыслителями, которые в центр своего внимания ставили человека.
Гуманисты стали вождями культурного движения эпохи Возрождения. Они стремились раскрыть внутренний мир человека, подчеркивали, что достоинство человека определяется не его происхождением, а личными качествами и заслугами перед обществом.
Возрождение было для музыкантов эрой открытий, новшеств и исследований, эпохой Возрождения всех слоёв культурного и научного проявления жизни от музыки и живописи до астрономии и математики.
Хотя, в основном, музыка оставалась религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов.
В концертной жизни начала эпохи Возрождения основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Например, виолы — семейство струнных смычковых.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 8
Фильм «Ромео и Джульетта», Великобритания, Италия, 1968 г. Режиссер: Франко Дзеффирелли.
Учитель выбирает фрагмент для просмотра с учетом своих пожеланий и в соответствии с темой урока. Продолжительность фрагмента не должна составлять более 5 минут.
Приложение 7
Приложение 9