Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания «Воздушная одежда Земли» для 5 класса
Предмет |
География |
Класс |
5 |
||||||||||
Тема урока |
Воздушная одежда Земли |
||||||||||||
Педагогические цели урока |
Образовательная: расширение понятийной базы (предметные – атмосфера, ветер, погода, климат; метапредметные – атмосферное давление, состав атмосферы,) Деятельностная: формирование способностей учащихся к новому способу деятельности, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. |
||||||||||||
Задачи урока |
Создать условия для формирования представления об атмосфере как внешней газовой оболочке, усвоения понятия атмосферного давления Земли, заинтересованности изучения данной темы учащимися. |
||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||
Формирование понятия «атмосфера», её состава, строения и значения для Земли, значение атмосферного давления для человека, развитие умения классифицировать материал в таблицу. |
Регулятивные: Восприятие образца правил, алгоритма, на которые следует ориентироваться при выполнении действий по готовому образцу. Коммуникативные: Умение сознательно распределять, отслеживать и контролировать при совместном выполнении действий. Умение договариваться о совместных действиях, принимать решение в группе. Познавательные: Умения воспринимать информацию из различных источников информации. Умение выстраивать из полученной информации и опыта общую картину мира. Умение преобразовать действительность, получать новую информацию и реальность через творческую исследовательскую деятельность |
Умение проявлять интерес к информации и действию. Умение оценивать информацию и действие относительно собственных представлений. |
|||||||||||
Условия реализации урока |
|||||||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) |
Учебная литература |
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии |
Оборудование |
||||||||||
Компьютер, подключённый к сети Интернет |
УМК по географии для 5 класса |
Стратегия Тактика
|
|
||||||||||
Основные понятия |
атмосфера, ветер, погода, климат, облака, состав атмосферы |
||||||||||||
Форма проведения урока |
Комбинированный |
Этап урока (мотивация к учебной деятельности, 3-4 минуты, постановка целей и задач) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия 2.Деление учеников на группы по цветовому признаку белые налево, синие в центр, серые направо. |
1.Исходя из предложенных ЭОР и раздаточного материала, попробуйте сформулировать тему урока; 2. Предлагается учащимися определить значимость учебного материала темы «Для чего изучают атмосферу?» Постановка перед учащимися учебной проблемы. «Как вы думаете, оказывает ли погода и климат влияние на жизнь и здоровье человека и других живых организмов?» |
Формулируют цель урока, определяют значимость изучаемого материала, высказывают мнение о значимости поставленной проблемы. Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.
|
Формулировка цели и задач урока. |
Постановка цели в форме предвосхищения результата. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (актуализация знаний и пробное учебное действие, 3-4 минуты, работа с компьютером в сети Интернет) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Демонстрация ресурса. Электронный учебный модуль «Строение Атмосферы, её состав и строение», рисунок "Атмосфера Земли". |
Рассмотреть ключевые элементы строения атмосферы, выделить границы атмосферы, сущность оболочек. |
1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по материалам демонстрации ЭОР: 1. Что такое атмосфера? 2. Каков состав воздуха? 3. Из каких оболочек состоит атмосфера? 4. Какой итог можно сформулировать по влиянию атмосферы на человека? |
Высказывание суждений, подтверждение их фактами |
Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (Проблемное объяснение нового знания, 10-12 минуты, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дается задание по группам: |
Установите соответствие
Задание 2. для 1-ой группы – изучают облака и осадки, для 2-ой группы – изучают вопросы, связанные с изучением ветра и грозы, для 3-ей группы – изучают основную информацию о погоде и климате. |
Заполняют таблицу Организуют поиск информации и её презентацию с использованием всех имеющихся в их распоряжении образовательных ресурсов (компьютер, учебник, раздаточный материал) и пакет заданий. Пакет заданий для групп (выдается каждой группе): тема. “Облака” Прочитай текст учебника (стр. 85, абзацы 4 и 5). Ответьте на вопросы Как образуются облака? Какие облака изображены на рисунке (стр. 87)? На какой высоте образуется каждый вид облаков? С какими облаками связано выпадение осадков? тема. “Ветер” Прочитай текст учебника (стр. 85–86, абзацы 6 и 7). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании, грозах и молниях. Будь готов прочитать свою заметку. тема “Погода и климат” Прочитай текст учебника (стр.86, от 2 абзаца и до конца). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь: Погода – это…(определение). Климат – это…(определение). Найди отличия погоды от климата. Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды) ? |
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности воздушной оболочки Земли. |
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации с её преобразованием и презентацией. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (первичное закрепление во внешней речи, 5-6 минут) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организует презентацию итогов работы групп |
1.Презентация результатов работы в группе с проверкой и самопроверкой первого задания. |
Представляют работу в группе, выбрав одного докладчика |
Знание и объяснение существенных признаков понятий, использование для решения учебных задач. |
Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладения практическими умениями работы с учебником.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка (1-2 минуты) Сегодня в отдыхе нам поможет воздух, все упражнения выполняются стоя. «Упрямая свеча» - Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу. «Лесной ландыш» - глубоко вдохнули аромат ландыша, выдохнули. «Проколотый мяч» - надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух, опуская руки и наклоняясь вперёд. Все упражения повторяем 2-3 раза. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (Самостоятельная работа с самопроверкой, 7 минут) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нацеливает на работу с рабочей тетрадью |
Выполнить задания 1,2,3 в рабочей тетради
|
Учащиеся в группе, выполняют задания, обсуждают итоги, готовят выступающего |
Овладение основными навыками нахождения, использования географической информации. |
Выполнение учебных действий в соответствие с заданием. Смысловое чтение и извлечение необходимой информации
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (Включение нового знания в систему знаний и повторение, 8-10 минут) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности материала. |
Выполнить задание на карточке, подготовить выступающего от группы. Карточка – задание 1. Атмосферный воздух представляет собой смесь______ 2._____-в воздухе содержится 78% 3.Необходимым для дыхания живых организмов газом является__________ 4. Атмосфера состоит из нескольких слоёв: ________________, ___________, озонового слоя. 5.Благодаря _________ слою, на Земле существует, он задерживает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи. 6.Водяные пары атмосферы образуют _______ разной формы. 7. Облака могут отличаться _____, нести осадки или предвещать их. Слова для отбора: высота, озоновый, тропосфера, кислород, газы, азот, облака, стратосфера. |
Учащиеся выполняют задание индивидуально с взаимопроверкой в группе и выставляют оценку (Критерии оценивания работ: выполнено 6-7 заданий – оценка «5»; выполнено 4-5 заданий – оценка «4», выполнено 2-3 задания – оценка «3»). |
Знание и объяснение существенных признаков понятий, использование для решения учебных задач. |
Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока (Подведение итогов, домашнее задание 3-4 минуты) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: внимательно прослушайте стихотворение, и определите, какое значение для планеты играет наличие атмосферы. Но значительна роль атмосферы Выслушивает ответы учеников на проблемный вопрос , поставленный в начале урока «Как вы думаете, оказывает ли погода и климат влияние на жизнь и здоровье человека и других живых организмов?». |
Ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока «Как вы думаете, оказывает ли погода и климат влияние на жизнь и здоровье человека и других живых организмов?». |
Отвечают на вопросы, оценивают выступления товарищей по алгоритму: названы 5 и более факторов, влияющих на здоровье человека – отлично, 3-4 – хорошо, 1-2 неплохо. |
Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья |
Осознавать необходимость изучения темы, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения результата. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Д/3 Прочитать и уметь пересказать параграф 24, знать основные понятия. Желающим подготовить сообщение о загрязнении атмосферы в своём городе, районе или составить кроссворд на тему «Атмосфера» с использованием основных терминов. |
|