Урок открытия нового знания «Воздухоплавание» (Физика, 7 класс)

2
0
Материал опубликован 20 November 2017 в группе

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7-ом классе

на тему «Воздухоплавание»

Филаткина Жанна Юрьевна,

МБОУ СШ №35 г. Липецк

Тип урока

Урок открытия нового знания 

Авторы УМК

А.В.Перышкин.

Цели урока

Способствовать формированию информационно – коммуникативной и самоорганизационной компетенции.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Предметные: Использование силы Архимеда для создания летательных аппаратов, формирование знаний о подъемной силе.

1.Знать: условия воздухоплавания.

2.Уметь: решать задачи по теме.

Оборудование

Презентация,

Демонстрационное оборудование: шар наполненный гелием и воздухом, свечки для торта, 2 соломинки, очень тонкий мусорный пакет.

Лабораторное оборудование: мыльные пузыри.

Раздаточный материал: рабочий лист.

Образовательные ресурсы

А.В.Перышкин. Физика: 7 класс. – М.: Дрофа, 2015

А.В.Перышкин. Задачник по физике. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2012

В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс», М.: Просвещение, 2014г.

Технологическая карта урока Филаткиной Ж.Ю.

«Воздухоплавание»

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Приемы педагогической техники

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Формирование

УУД

I Мотивация к учебной деятельности

Учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, показывая 2 шарика один наполнен гелием и летает, другой воздухом и не летает..

Вопросы учителя:

Почему шарики ведут себя по разному?

Какие шаги учебной деятельности вам нужно будет совершить для достижения успеха в познании нового?

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Учащиеся обсуждают почему шарики ведут себя по разному.

Возможные ответы учеников:

Один шарик наполнен гелием.

Он легче воздуха и поэтому летает.

Повторить необходимые знания, выяснить, что не знаем, самостоятельно открыть эти знания, научиться их применять.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II Актуализация знаний и

фиксирование затруднения

Учитель организует актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Предлагает вспомнить, 3 условия плавания тел.

Демонстрируем опыт с взлетом легкого мусорного мешка. Просим объяснить почему мешок взлетел?

Какие у вас были затруднения?

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Учащиеся дают определение: условий плавания тел.

Если

Условие 1.Для того, чтобы тело всплывало, необходимо, чтобы F арх >F тяж

Условие 2.Для того, чтобы тело плаволо, необходимо, чтобы F арх =F тяж

Условие 3.Для того, чтобы тонуло, необходимо, чтобы F арх < F тяж

Варианты возможных затруднений:

1. Я не смог объяснить почему мешок взлетел?.

2. Я не могу доказать, с точки зрения физики почему шары летают.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения

Регулятивные:

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль, коррекция;

прогнозирование

III Выявление места и причины затруднения

Вопросы учителя:

1. Что вы должны были сделать?

2. Где возникло затруднение?

3

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Возможные ответы учеников:

1. Провести аналогию с плаванием тел в воде..

2. Изучить свойства воздуха.

3. Изучить свойства газов.

Заполните бортовой журнал.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IV Построение проекта выхода из затруднения

Учитель с помощью побуждающего диалога помогает учащимся формулировать гипотезу, ставить проблему урока.

Педагогический прием «Аналогия».

Сформулируйте гипотезу.

Какова проблема урока?

Назовите тему урока.

Как вы понимаете эпиграф: « Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом. »

Игорь Иванович Сикорский

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Учащиеся формулируют гипотезу, ставят проблему урока, называют тему.

Возможная гипотеза: Шар наполнен газом который легче воздуха и поэтому он летает.

Проблема: Как можно заставить шар полететь.

Тема: Воздухоплавание.

Историческая справка: Сикорский Игорь Иванович

Русский инженер

  1. Русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь», тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование

Познавательные:

общеучебные: выделение необходимой информации,

выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

V Реализация построенного проекта

Учитель организует построение проекта выхода из затруднения.

Педагогический прием «Творческое задание».

Перед вами находятся мыльные пузыри попробуйте заставить мыльные шарики летать и объясните с точки зрения физики почему они летают.

Инструкция для работы в группе:

1. Проделайте предложенные лабораторные опыты.

2. Определите критерий, проанализировав уведенное и сделайте вывод

3. Прочитайте определения, изложенные в учебнике на §52.

Демонстрация видео фрагмента о воздухоплавании.

Сформулируйте условия воздухоплавания.

Каковы условия воздухоплавания?

Условие 1.Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, необходимо, чтобы

F арх >F тяж

Условие 2.Для того, чтобы воздушный шар плыл на определенной высоте, необходимо, чтобы

F арх =F тяж

Условие 3.Для того, чтобы воздушный шар спускался вниз, необходимо, чтобы F арх< F тяж

Демонстрация видео фрагмента об истории воздухоплавания.

ФОУД: групповая

Учащиеся разбиваются на группы, вспоминают правила работы в группе, ставят цель проекта.

Учащиеся определяют средства: например, учебник, эксперимент, таблица.

Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Возможный вариант плана:

Проведем эксперимент.

Проанализируем увиденное.

Определим критерий.

Составим алгоритм действий.

Представители групп демонстрируют результаты работы и комментируют их.

Делают выводы.

Записывают условия воздухоплавания.

Условие 1.Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, необходимо, чтобы F арх >F тяж

Условие 2.Для того, чтобы воздушный шар плыл на определенной высоте, необходимо, чтобы F арх =F тяж

Условие 3.Для того, чтобы воздушный шар спускался вниз, необходимо, чтобы F арх< F тяж

Записывают в тетради фамилии авторов создавших первый воздушный шар.

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем

VI Первичное закрепление

во внешней речи

Учитель организует усвоение учащимися нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает поработать с тестами и решить задачу.

Расчетами подтвердив условия воздухоплавания тел

Задание:В воздух запущен шар объемом 40 м3, наполненный гелием. Определить подъемную силу шара.

Физкультминутка.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Учащиеся работают с дидактическим материалом

Задача. Предположим, в воздух запущен шар объемом 40 м3 , наполненный гелием. Определить подъемную силу шара.

Дано: Решение.

V=40 м3 mг=V· ρг =40·0,189=7,2 кг

ρг=0,189 кг/ м3 Рг= g· mг=9,8·7,2=71 Н

g=9,8 Н/кг FА=g· ρв·V=9,8·1,3·40=520 Н

ρв=1,3 кг/ м3 Fп= FА- Рг=520-71=449 Н

Найти: Fп-?

Ответ: подъемная сила шара 449 Н.

Познавательные общеучебные: выполнение действии по алгоритму, установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные

умение выражать свои мысли

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Выполняем самостоятельную работу.

Педагогический прием «кроссворд».

Учитель предлагает решить кроссворд в парах потом его проверить

По результатам выполнения самостоятельной работы организует рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

ФОУД: индивидуальная

Учащиеся выполняют самостоятельную работу: решают кроссворд в парах потом проверяют.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

VIII Включение в систему знаний

и повторение

Учитель организует включение нового материала в систему знаний.

Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач.

Давайте вернемся к проблеме, с которой начинался урок.

Вопросы учителя:

Как поднять шар в воздух?

Как шар опустить на Землю?

Как рассчитать подъемную силу воздушного шара?

Какие виды воздушных шаров вы знаете?

ФОУД: индивидуальная, фронтальная

Учащиеся выполняют задания.

Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Познавательные:

аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство

Коммуникативные:

использование критерия для обоснования своего суждения

IX Рефлексия учебной деятельности

Учитель организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Вопросы учителя:

Что нового вы узнали?

Какую цель вы ставили на уроке?

Достигли вы цели? Обоснуйте.

Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать?

Педагогический прием «Бортовой журнал».

Проанализируйте свою работу: выразите свое согласие или несогласие с высказываниями, изложенными в таблице (+/-).

Педагогический прием «Возвращение к эпиграфу».

Давайте вспомним наш эпиграф. « Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом. »

Как вы его теперь понимаете?

 

Учитель организует обсуждение и запись домашнего задания.

Удачи вам в выполнении домашнего задания.

ФОУД: индивидуальная

Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учащиеся заполняют «Бортовой журнал»:

Бортовой журнал: высказывания

+/-

1. Я знаю, как определить условия плавания тел?

 

2. Я смогу определить условия воздухоплавания.

 

3. При работе на уроке у меня не возникало затруднений.

 

4. В самостоятельной работе у меня не было затруднений.

 

5. При работе на уроке у меня возникали затруднения (перечислите – какие)

 

6. В самостоятельной работе у меня возникли затруднения (перечислите – какие)

 

7. Мне необходимо поработать над

 

Записывают домашнее задание:

§52

Совершите путешествие на воздушном шаре с вашим другом. Рассчитайте объем шара, на котором вы будете путешествовать. Шар наполнен гелием.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.