Урок открытия нового знания «Воздухоплавание» (Физика, 7 класс)
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7-ом классе
на тему «Воздухоплавание»
Филаткина Жанна Юрьевна,
МБОУ СШ №35 г. Липецк
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Авторы УМК |
А.В.Перышкин. |
Цели урока |
Способствовать формированию информационно – коммуникативной и самоорганизационной компетенции. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. Предметные: Использование силы Архимеда для создания летательных аппаратов, формирование знаний о подъемной силе. 1.Знать: условия воздухоплавания. 2.Уметь: решать задачи по теме. |
Оборудование |
Презентация, Демонстрационное оборудование: шар наполненный гелием и воздухом, свечки для торта, 2 соломинки, очень тонкий мусорный пакет. Лабораторное оборудование: мыльные пузыри. Раздаточный материал: рабочий лист. |
Образовательные ресурсы |
А.В.Перышкин. Физика: 7 класс. – М.: Дрофа, 2015 А.В.Перышкин. Задачник по физике. 7-9 класс. - М.: Просвещение, 2012 В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс», М.: Просвещение, 2014г. |
Технологическая карта урока Филаткиной Ж.Ю.
«Воздухоплавание»
Этапы урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя Приемы педагогической техники |
Деятельность учащихся Формы организации учебной деятельности |
Формирование УУД |
||||||||||||||||
I Мотивация к учебной деятельности |
Учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, показывая 2 шарика один наполнен гелием и летает, другой воздухом и не летает.. Вопросы учителя: Почему шарики ведут себя по разному? Какие шаги учебной деятельности вам нужно будет совершить для достижения успеха в познании нового? |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся обсуждают почему шарики ведут себя по разному. Возможные ответы учеников: Один шарик наполнен гелием. Он легче воздуха и поэтому летает. Повторить необходимые знания, выяснить, что не знаем, самостоятельно открыть эти знания, научиться их применять. |
Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||||||||||||
II Актуализация знаний и фиксирование затруднения |
Учитель организует актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Предлагает вспомнить, 3 условия плавания тел. Демонстрируем опыт с взлетом легкого мусорного мешка. Просим объяснить почему мешок взлетел? Какие у вас были затруднения? |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся дают определение: условий плавания тел. Если Условие 1.Для того, чтобы тело всплывало, необходимо, чтобы F арх >F тяж Условие 2.Для того, чтобы тело плаволо, необходимо, чтобы F арх =F тяж Условие 3.Для того, чтобы тонуло, необходимо, чтобы F арх < F тяж Варианты возможных затруднений: 1. Я не смог объяснить почему мешок взлетел?. 2. Я не могу доказать, с точки зрения физики почему шары летают. |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения Регулятивные: Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, контроль, коррекция; прогнозирование |
||||||||||||||||
III Выявление места и причины затруднения |
Вопросы учителя: 1. Что вы должны были сделать? 2. Где возникло затруднение? 3 |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Возможные ответы учеников: 1. Провести аналогию с плаванием тел в воде.. 2. Изучить свойства воздуха. 3. Изучить свойства газов. Заполните бортовой журнал. |
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||||||||||||||||
IV Построение проекта выхода из затруднения |
Учитель с помощью побуждающего диалога помогает учащимся формулировать гипотезу, ставить проблему урока. Педагогический прием «Аналогия». Сформулируйте гипотезу. Какова проблема урока? Назовите тему урока. Как вы понимаете эпиграф: « Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом. » |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся формулируют гипотезу, ставят проблему урока, называют тему. Возможная гипотеза: Шар наполнен газом который легче воздуха и поэтому он летает. Проблема: Как можно заставить шар полететь. Тема: Воздухоплавание. Историческая справка: Сикорский Игорь Иванович Русский инженер
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
||||||||||||||||
V Реализация построенного проекта |
Учитель организует построение проекта выхода из затруднения. Педагогический прием «Творческое задание». Перед вами находятся мыльные пузыри попробуйте заставить мыльные шарики летать и объясните с точки зрения физики почему они летают. Инструкция для работы в группе: 1. Проделайте предложенные лабораторные опыты. 2. Определите критерий, проанализировав уведенное и сделайте вывод 3. Прочитайте определения, изложенные в учебнике на §52. Демонстрация видео фрагмента о воздухоплавании. Сформулируйте условия воздухоплавания. Каковы условия воздухоплавания? Условие 1.Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, необходимо, чтобы F арх >F тяж Условие 2.Для того, чтобы воздушный шар плыл на определенной высоте, необходимо, чтобы F арх =F тяж Условие 3.Для того, чтобы воздушный шар спускался вниз, необходимо, чтобы F арх< F тяж Демонстрация видео фрагмента об истории воздухоплавания. |
ФОУД: групповая Учащиеся разбиваются на группы, вспоминают правила работы в группе, ставят цель проекта. Учащиеся определяют средства: например, учебник, эксперимент, таблица. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Возможный вариант плана: Проведем эксперимент. Проанализируем увиденное. Определим критерий. Составим алгоритм действий. Представители групп демонстрируют результаты работы и комментируют их. Делают выводы. Записывают условия воздухоплавания. Условие 1.Для того, чтобы воздушный шар поднялся в воздух, необходимо, чтобы F арх >F тяж Условие 2.Для того, чтобы воздушный шар плыл на определенной высоте, необходимо, чтобы F арх =F тяж Условие 3.Для того, чтобы воздушный шар спускался вниз, необходимо, чтобы F арх< F тяж Записывают в тетради фамилии авторов создавших первый воздушный шар.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, использование знаково-символических средств, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем |
||||||||||||||||
VI Первичное закрепление во внешней речи |
Учитель организует усвоение учащимися нового способа действий с их проговариванием во внешней речи. Учитель предлагает поработать с тестами и решить задачу. Расчетами подтвердив условия воздухоплавания тел Задание:В воздух запущен шар объемом 40 м3, наполненный гелием. Определить подъемную силу шара. Физкультминутка. |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся работают с дидактическим материалом Задача. Предположим, в воздух запущен шар объемом 40 м3 , наполненный гелием. Определить подъемную силу шара. Дано: Решение. V=40 м3 mг=V· ρг =40·0,189=7,2 кг ρг=0,189 кг/ м3 Рг= g· mг=9,8·7,2=71 Н g=9,8 Н/кг FА=g· ρв·V=9,8·1,3·40=520 Н ρв=1,3 кг/ м3 Fп= FА- Рг=520-71=449 Н Найти: Fп-? Ответ: подъемная сила шара 449 Н. |
Познавательные общеучебные: выполнение действии по алгоритму, установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные умение выражать свои мысли |
||||||||||||||||
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Выполняем самостоятельную работу. Педагогический прием «кроссворд». Учитель предлагает решить кроссворд в парах потом его проверить По результатам выполнения самостоятельной работы организует рефлексию деятельности по применению нового способа действия. |
ФОУД: индивидуальная Учащиеся выполняют самостоятельную работу: решают кроссворд в парах потом проверяют. |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||||||||||||||||
VIII Включение в систему знаний и повторение |
Учитель организует включение нового материала в систему знаний. Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач. Давайте вернемся к проблеме, с которой начинался урок. Вопросы учителя: Как поднять шар в воздух? Как шар опустить на Землю? Как рассчитать подъемную силу воздушного шара? Какие виды воздушных шаров вы знаете? |
ФОУД: индивидуальная, фронтальная Учащиеся выполняют задания. Решить задачу (В.И.Лукашик, «Задачник по физике 7–9 класс») № 657, 658 на выбор одну. Затем обсуждается решение задач. |
Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка Познавательные: аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство Коммуникативные: использование критерия для обоснования своего суждения |
||||||||||||||||
IX Рефлексия учебной деятельности |
Учитель организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке, рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Вопросы учителя: Что нового вы узнали? Какую цель вы ставили на уроке? Достигли вы цели? Обоснуйте. Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать? Педагогический прием «Бортовой журнал». Проанализируйте свою работу: выразите свое согласие или несогласие с высказываниями, изложенными в таблице (+/-). Педагогический прием «Возвращение к эпиграфу». Давайте вспомним наш эпиграф. « Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом. » Как вы его теперь понимаете?
Учитель организует обсуждение и запись домашнего задания. Удачи вам в выполнении домашнего задания. |
ФОУД: индивидуальная Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, фиксируют неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности. Учащиеся заполняют «Бортовой журнал»:
Записывают домашнее задание: §52 Совершите путешествие на воздушном шаре с вашим другом. Рассчитайте объем шара, на котором вы будете путешествовать. Шар наполнен гелием. |
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |