12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Пестовская Елена Владимировна1513
Россия, Санкт-Петербург, Гатчина



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»







Конспект открытого урока

по предмету «Мир природы и человека» в 4 1 классе

по теме " Песок и глина".






Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пестовская Е.В.






















2020

г.Гатчина





Открытый урок по предмету Мир природы и человека в 41 классе.

Тема урока "Песок и глина".

Дата проведения: 4 декабря 2020 г.

Урок-исследование

Цель урока:

-сформировать у учащихся представление о свойствах песка и глины.


Базовые учебные действия.

Личностные УД:

-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;

-проявление внимания, желания больше узнать;

-сравнение разных точек зрения;

- умение считаться с мнением другого человека;

-проявление терпения и доброжелательности.

Регулятивные УД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией ;

- следовать инструкции при выполнении задания.

Познавательные УД:

- различать изученные явления и их свойства;

-высказывать предположения;

-обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УД:

- слушать и понимать речь других;

- вступать в диалог;

-уметь строить монологическое высказывание;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Формы и методы обучения.

Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.

Фронтальная , индивидуальная работа.

Технологическая карта урока.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые учебные действия

1

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: эмоциональная,

психологическая и

мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, улыбнемся мне и с хорошим настроением начнем урок.

Дежурный сдает рапорт. Время года, день недели, число, месяц.

Дети выполняют задание.

Слушать и понимать речь других(КУД).

Осуществлять самоконтроль(РУД).


2

Повторение пройденного материала.

Цель: проверка знаний учащихся.

Мы с вами сейчас повторим материал прошлого урока. Взяли слова синего цвета, разложили на парте.

1.Верхний слой суши-сложите слово.

2. Распределите на картинке слои почвы.

.



Почва



К каждому слою по картинке распределяют слова: перегной, песок, камни, глина.

Активно участвовать в деятельности(РУД).

Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД).


3







































Введение в тему урока.

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.



































У нас сегодня не просто урок, а урок исследование.

Мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты. Распределимся на пары.


Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки:

Он очень нужен детворе,
     Он на дорожках во дворе, 
     Он и на стройке, и на пляже, 
     И он в стекле расплавлен даже. 
(Песок) 

2)  Если встретишь на дороге -          
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
 (Глина)

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о слоях почвы. Это песок и глина. 


Мы познакомимся с свойствами песка и глины, узнаем о применении песка и глины в хозяйственной деятельности человека, о способах их добычи.


Какая тема нашего урока?



Так как у нас сегодня с вами урок исследование-я ставлю перед вами проблемный вопрос:

Почему после дождя на песке не образуются лужи, а на глинистых поверхностях они держатся долгое время?


Раз есть проблема, то её нужно решить.

Какие цели поставим перед собой?




Формируют тему урока и ставят цели.





Учащиеся разгадывают загадку.




















ПЕСОК И ГЛИНА




Дети высказывают предположения.







Решить проблему.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД).

Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД).

Ориентируются в своей системе знаний (ПУД).















4

Освоение нового материала:

Цель: актуализация знаний учащихся.













И так тема обозначена, цели поставлены.

Посмотрите презентацию о песке и глине.



В детстве все любят играть с песком. Разное состояние песка позволяет по-разному с ним обращаться. Если сухой песок интересно пересыпать и раскидывать, то мокрый дает возможность для того, чтобы что-то из него строить.  


Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания



Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя.














Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД).




5

Физкультминутка.

Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости.


Обучающиеся выполняют упражнения, при этом обсуждая , мешает воздух передвигаться или нет.


5

Практическая работа под руководством учителя.

Цель: с помощью опытов уметь делать умозаключения


Опыт 1. Изучение внешнего вида песка и глины

Рассмотрите песок и глину через лупу на листе белой бумаги (у каждого на столе – образцы), сделайте вывод, из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха

Вывод: песок состоит из песчинок разной величины: одни крупнее, другие - помельче, а глина из более мелких частичек; песок по цвету бывает жёлтым или белым, может включать красноватые песчинки, а глина – коричневая, жёлтая, белая и серая; в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет специфический запах.

Опыт 2. 

Высыпьте  песок и глину из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать? Сделайте вывод о сыпучести песка и глины.

Вывод: песок легче пересыпается струйкой; песок сыпучий.

Глина струйку не образует, она не обладает сыпучестью.

Опыт 3.

Придайте сырому песку форму шарика. Определите, сохраняет ли форму  песок? А мокрая глина? Сделайте вывод о вязкости и пластичности песка и глины.

Вывод: песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, а глина вязкая и пластичная, легко скатывается в шарик.

Опыт 4.

В 2 стакана вставьте  стеклянные воронки. В них поместите фильтры из комочков ваты. На один фильтр насыпьте песок, на другой - глину. Налейте в воронки по одинаковому количеству воды. Посмотрите, из какой воронки вода вытечет быстрее.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо.

Опыт 5.   

  Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что легче его поместить. Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.




На доску вывешивается листочек с выводами.





















Песок сыпучий











Глина вязкая











Песок водопроницаемый













Песок рыхлый.











- различать изученные явления и их свойства.

- делать выводы из полученной информации(Пуд)

-Проявлять интерес к новому учебному материалу.









6

Самостоятельная работа.

Цель :закрепление ранее полученных знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

Заполнить таблицу.


песок

глина

Сыпучесть



Вязкость



Водопроницаемость



Рыхлость



Используют в строительстве






Покажи словечко.

1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде.

2. Из этого материала можно слепить хороший шарик.

3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла.

4. Из этого полезного ископаемого делают также кирпичи.

5. Хорошо пересыпается струйкой

6. Этот материал можно найти на детских площадках



Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка.

Уважительное отношение к иному мнению(ЛУД).

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию (КУД).

Уметь проверять и оценивать работу друг друга

8

Итог урока.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Сейчас мы с вами подведём итог урока.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Кому интересно было работать на уроке?

-Какие трудности испытывали?

Достигли поставленных целей?

Кто ответит на проблемный вопрос, который был задан на уроке?

МолодцыВы сегодня хорошо и дружно поработали .


Подводят итоги работы на уроке. Отвечают на вопросы.

Понимают значение знаний для человека и принимают его(ЛУД).

Прогнозируют результаты уровня усвоения уровня изучаемого материала (РУД).

9

Рефлексия.

Цель: самооценка результатов своей работы.

-Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке.


Лайк-мне понравилось

Дизлайк-мне было трудно.




Ученики оценивают свою работу на уроке

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (ЛУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (КУД).

10

Домашнее задание.

Раб.тетрадь стр.22


Соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению(РУД).



Опубликовано в группе «Использование новых образовательных технологий в области коррекционнного образования»


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 26.02.21 в 23:50 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Елена Владимировна! Заходите в гости на мою страничку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.