Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 4 по теме «Песок и глина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Конспект открытого урока
по предмету «Мир природы и человека» в 4 1 классе
по теме " Песок и глина".
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пестовская Е.В.
2020
г.Гатчина
Открытый урок по предмету Мир природы и человека в 41 классе.
Тема урока "Песок и глина".
Дата проведения: 4 декабря 2020 г.
Урок-исследование
Цель урока:
-сформировать у учащихся представление о свойствах песка и глины.
Базовые учебные действия.
Личностные УД:
-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;
-проявление внимания, желания больше узнать;
-сравнение разных точек зрения;
- умение считаться с мнением другого человека;
-проявление терпения и доброжелательности.
Регулятивные УД:
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией ;
- следовать инструкции при выполнении задания.
Познавательные УД:
- различать изученные явления и их свойства;
-высказывать предположения;
-обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УД:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в диалог;
-уметь строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Формы и методы обучения.
Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.
Фронтальная , индивидуальная работа.
Технологическая карта урока.
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Базовые учебные действия | ||||||||||||||||||
1 | Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям, улыбнемся мне и с хорошим настроением начнем урок.
Дежурный сдает рапорт. Время года, день недели, число, месяц. | Дети выполняют задание. | Слушать и понимать речь других(КУД). Осуществлять самоконтроль(РУД). | ||||||||||||||||||
2 | Повторение пройденного материала. Цель: проверка знаний учащихся. | Мы с вами сейчас повторим материал прошлого урока. Взяли слова синего цвета, разложили на парте.
1.Верхний слой суши-сложите слово. 2. Распределите на картинке слои почвы. | . Почва К каждому слою по картинке распределяют слова: перегной, песок, камни, глина. | Активно участвовать в деятельности(РУД). Выделять некоторые существенные и отличительные свойства хорошо знакомых предметов(ПУД). | ||||||||||||||||||
3 | Введение в тему урока. Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | У нас сегодня не просто урок, а урок исследование. Мы сегодня будем учеными, будем проводить опыты. Распределимся на пары. Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать загадки: Он очень нужен детворе, 2) Если встретишь на дороге - - Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о слоях почвы. Это песок и глина. Мы познакомимся с свойствами песка и глины, узнаем о применении песка и глины в хозяйственной деятельности человека, о способах их добычи. Какая тема нашего урока? Так как у нас сегодня с вами урок исследование-я ставлю перед вами проблемный вопрос: Почему после дождя на песке не образуются лужи, а на глинистых поверхностях они держатся долгое время? Раз есть проблема, то её нужно решить. Какие цели поставим перед собой? | Формируют тему урока и ставят цели. Учащиеся разгадывают загадку. ПЕСОК И ГЛИНА Дети высказывают предположения. Решить проблему. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Высказывают свои предположения, выражают свои мысли(КУД). Совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную задачу (РУД). Ориентируются в своей системе знаний (ПУД). | ||||||||||||||||||
4 | Освоение нового материала: Цель: актуализация знаний учащихся. | И так тема обозначена, цели поставлены. Посмотрите презентацию о песке и глине. В детстве все любят играть с песком. Разное состояние песка позволяет по-разному с ним обращаться. Если сухой песок интересно пересыпать и раскидывать, то мокрый дает возможность для того, чтобы что-то из него строить. Песок - это мельчайшие частицы горной породы, которую за долгие годы источили вода, ветер и температура, то есть горные породы прошедшие сквозь многоступенчатую систему выветривания | Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя. | Понимать инструкции и следовать им в своей практической работе(РУД). | ||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
5 | Физкультминутка. Направлена на снятие и предупреждение физической и эмоциональной усталости. | | Обучающиеся выполняют упражнения, при этом обсуждая , мешает воздух передвигаться или нет. | | ||||||||||||||||||
5 | Практическая работа под руководством учителя. Цель: с помощью опытов уметь делать умозаключения | Опыт 1. Изучение внешнего вида песка и глины Рассмотрите песок и глину через лупу на листе белой бумаги (у каждого на столе – образцы), сделайте вывод, из чего состоят песок и глина, определите цвет, наличие запаха Вывод: песок состоит из песчинок разной величины: одни крупнее, другие - помельче, а глина из более мелких частичек; песок по цвету бывает жёлтым или белым, может включать красноватые песчинки, а глина – коричневая, жёлтая, белая и серая; в сухом виде запаха не имеют, но мокрая глина имеет специфический запах. Опыт 2. Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. Легко ли это было сделать? Сделайте вывод о сыпучести песка и глины. Вывод: песок легче пересыпается струйкой; песок сыпучий. Глина струйку не образует, она не обладает сыпучестью. Опыт 3. Придайте сырому песку форму шарика. Определите, сохраняет ли форму песок? А мокрая глина? Сделайте вывод о вязкости и пластичности песка и глины. Вывод: песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, а глина вязкая и пластичная, легко скатывается в шарик. Опыт 4. В 2 стакана вставьте стеклянные воронки. В них поместите фильтры из комочков ваты. На один фильтр насыпьте песок, на другой - глину. Налейте в воронки по одинаковому количеству воды. Посмотрите, из какой воронки вода вытечет быстрее. Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Опыт 5. Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что легче его поместить. Сухая глина твёрдая, палочку в неё поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый. | На доску вывешивается листочек с выводами. Песок сыпучий Глина вязкая Песок водопроницаемый Песок рыхлый. | - различать изученные явления и их свойства. - делать выводы из полученной информации(Пуд) -Проявлять интерес к новому учебному материалу. | ||||||||||||||||||
| | | ||||||||||||||||||||
6 | Самостоятельная работа. Цель :закрепление ранее полученных знаний | Организует деятельность по применению новых знаний. Заполнить таблицу.
Покажи словечко.
1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. 2. Из этого материала можно слепить хороший шарик. 3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. 4. Из этого полезного ископаемого делают также кирпичи. 5. Хорошо пересыпается струйкой 6. Этот материал можно найти на детских площадках | Учащиеся выполняют задание. Взаимопроверка. | Уважительное отношение к иному мнению(ЛУД). Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию (КУД). Уметь проверять и оценивать работу друг друга | ||||||||||||||||||
8 | Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности. | Сейчас мы с вами подведём итог урока. -Что нового вы сегодня узнали? -Кому интересно было работать на уроке? -Какие трудности испытывали? Достигли поставленных целей? Кто ответит на проблемный вопрос, который был задан на уроке? - Молодцы! Вы сегодня хорошо и дружно поработали . | Подводят итоги работы на уроке. Отвечают на вопросы. | Понимают значение знаний для человека и принимают его(ЛУД). Прогнозируют результаты уровня усвоения уровня изучаемого материала (РУД). | ||||||||||||||||||
9 | Рефлексия. Цель: самооценка результатов своей работы. | -Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. Лайк-мне понравилось Дизлайк-мне было трудно. | Ученики оценивают свою работу на уроке | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (ЛУД). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (КУД). | ||||||||||||||||||
10 | Домашнее задание. | Раб.тетрадь стр.22 | | Соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению(РУД). |
Пролубщикова Наталья Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова