12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иноземцева Юлия Александровна270
Россия, Мордовия респ., инсар

Тема урока: «Певцы родной природы.».



Цели урока:

Обучающие - познакомить с особенностями музыкальной речи Э. Грига и П.И. Чайковского; выявить характерные особенности их интонации.

Воспитательные - на основе эмоционального восприятия музыки композиторов воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Развивающие – научить анализировать; развивать творческие способности.



Тип урока:

Комбинированный , традиционный урок.

Музыкальный материал:

1) С Прокофьев «Шествие солнца»

2) Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

3) П.Чайковский «Мелодия»

Стратегическая цель:

Развивать творческую и познавательную активность, образное мышление, эстетический вкус.

Воспитывать любовь к Родине посредством музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

Познакомить с норвежским композитором и его музыкой.

Учить находить созвучие между живописью, поэзией и музыкой.

Проблема: Очень трудно бывает понять, чем музыка одного композитора схожа с музыкой другого композитора.

Проблемный вопрос: Что общего в музыке Э. Грига и П.И. Чайковского.



Ход урока.

Организационный момент. (Звенит колокольчик) (1 мин)

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

У. - Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с прослушивания музыки. Для вас задание: слушать внимательно и угадать название произведения.

Слушание С.С. Прокофьева «Шествие солнца». (2.13 мин)

У. - Ребята, кто догадался, как называется это произведение?

Ответы учащихся (С.С. Прокофьева «Шествие солнца».) Слайд 2

У. - Правильно. Это произведение композитора С.С. Прокофьева «Шествие солнца», с которым вы познакомились на прошлом уроке.

У. – Молодцы, ребята! А давайте вспомним, с прошлого урока, какое внутреннее состояние было у композитора, когда он писал это произведение? Ответы учащихся( волнение, тревога )

У - Композитор передал свои чувства на музыкальном языке. И это его музыкальная речь!

3. Определение темы урока и постановка цели.

У - Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальной речи и эпиграфом нашего урока я взяла строки известного русского художника Исаака Ильича Левитана: «Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» (слайд 3)

У - Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке у нас пойдет речь? (О природе)

У – А кто обычно воспевает природу? (Певцы, художники, поэты).

У – Молодцы, ребята! Теперь давайте откроем учебник и стр. 124 прочитаем тему нашего урока «Певцы родной природы». (слайд 4)

У – И сегодня мы с вами познакомимся с музыкой трёх композиторов разных народов - это норвежского композитора Эдварда Грига, русского композитора Петра Ильича Чайковского и мордовского композитора ______________

И выясним в чем сходство и различие музыкальной речи этих композиторов.

4.Актуализация знаний

У – Ребята, Эдвард Григ писал много красивой музыки. Одна из них сейчас прозвучит на нашем уроке. Но для вас задание во время слушания, подумайте, какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

(Звучит «Утро» Э Грига).(2. 52 мин)

У. – Ребята, вот мы прослушали отрывок, скажите какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

Дети: танцевальная

Педагог: Правильно. А какой это танец?

Дети: Легкий, воздушный

Педагог: Правильно. Музыку, которую мы с вами слушали называется «Утро».

Учитель.  А какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро «нарисовал» композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку,  словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

У. - Правильно. А какое это утро? Пасмурное и дождливое или наоборот солнечное и теплое?

Дети: Солнечное и теплое. Правильно, ребята.

У- Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.  

Эдвард Григ передал в своей музыке огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии.

У – Ребята, а давайте откроем учебники и прочитаем на стр. 124 высказывание Грига, как он сам нам раскрывает красоту природы своей родины.

-Читает ученик «Как я счастлив, что родился в Норвегии. Я обязан рассказать миру о ней…Я ищу спасения в родной природе моей страны…Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины».

У. – Молодец, спасибо!

У - Музыка Грига привлекает людей всего мира, в ней много радости, тепла, нежности. В ней живёт Норвегия, с её чудесной природой и людьми. Ведь музыка родилась среди северной норвежской природы и звуки её неотделимы от скалистого пейзажа, зелени леса и горных лугов.(слайд 7)

У. – Эдвард Григ воспевал норвежскую природу, а вот красоту русской природы воспевал великий русский композитор П. И. Чайковский. Что же он писал о своей любимой природе, об этом мы сейчас прочитаем в учебнике на стр. 125 его высказывание.

Рассказ ребенка.

«Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русские обычаи…Я проникся неизъяснимой красотой…русской народной музыки…» (слайд 8)

У. – Молодец! Великий композитор необычайно сильно воспринимал красоту русской природы, он ее страстно обожал. Согласно дневникам П.И. Чайковского с юных лет на него внезапно наплывал «тихий и ни с чем несравнимый восторг, который доставляет только природа», восторг, который он признавал выше наслаждения искусством. Особый прилив жизненных сил ощущал Чайковский наедине с природой, которая щедро раскрывала его талант музыканта и наполняла новыми идеями. Благодаря природе появились такие прекрасные произведения, как «Благословляю вас, леса», цикл «Времена года». И сейчас мы с вами прослушаем произведение из этого цикла «Времена года», которая называется «Апрель».

У – Но прежде чем начнем мы с вами слушать, ребята, закроем, пожалуйста, глаза и помечтаем под эту чудесную музыку.

Слушание : «Апрель» П. Чайковского(2. 22 мин)

У. – Ребята, откройте, пожалуйста глаза.




У.- Так что же общего в музыке этих двух композиторов?

Д. – Они писали о природе.

У.- А в чем отличие?

Д.- Они жили в разных странах и каждый писал о природе своей страны.

У.- Вы знаете, ребята, а ведь эти композиторы были знакомы и даже дружили. Они познакомились 1 января 1888года на одном из творческих вечеров в доме скрипача, в Германии. И на протяжении почти двух месяцев они общались, давали концерты, слушали друг друга и обменивались опытом. Но к сожалению, после этих гастролей они больше так и не увиделись, хотя оба мечтали об этой встрече.

У - И вот как они отзывались друг о друге : «Вот мастер, который мне по душе!»писал Э.Григ о П. Чайковском; «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца» , говорил П.Чайковский о Э.Григе. 

У. – Ребята, есть еще много мордовских композиторов, например, Сураев – Королёв, Кошелева, Вдовин и многие другие, которые так же воспевали красоту природы нашей Мордовии.

О нём нам сейчас расскажет…..Выходи, пожалуйста, к доске.



У – Сейчас нам его песню о природе исполнит Даша. Выходи, пожалуйста.

(Исполнение песни в национальном костюме).


5. Физкультминутка

У. - Ребята, я смотрю вы немного устали, сейчас мы с вами отдохнем. Все встали около своих парт, проведём музыкальную разминку. Покажем нашим гостям, как мы умеем дружить!

Исполнение игровой разминки « » в движении. (слайд 13)

У. – Садитесь, молодцы! А теперь, ребята, давайте распоёмся. Все сели правильно, выпрямили спинки, ручки на коленках. Внимательно смотрим, у вас слова распевки на экране. Сначала я пропою весь звукоряд, затем вы все хором будете петь только ноты, а я вам расшифровку. А в третий раз мы все вместе споем.

6 . Вокально-хоровая работа  (1.53 мин)

Распевание на звукоряд до, ре, ми.

До - наш дом, наш милый дом,

Ре - ребячья болтовня,

Ми - микстура перед сном,

Фа - фантазия моя.

Соль - в солонке на столе,

Ля - лягушки под кустом,

Си - сигнал на корабле,

Что плывет обратно в ДО.

У. – Ребята, вы все теперь настроены на пение, молодцы. А теперь давайте споем песню, которую мы выучили на прошлом уроке. Она ведь тоже о природе?

Д. – Да.

У. – Правильно и называется «Всё это называется природа» музыка Юрия Чичкова, слова Михаила Пляцковского (3 мин)

У. – Ребята, все встанем около своих парт, текст песни у вас на экране. Внимательно смотрим на меня, я вам помогу вступить в начале песни. Ребята, слушайте музыку и наслаждайтесь своим пением.

Все это называется природа

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Все это называется природа,

Давайте, давайте,

Давайте же всегда ее беречь!

Припев:

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Все это называется природа,

Давайте, давайте,

Давайте же сердца ей отдадим!

Припев:

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Природой называется все это,

Давайте, давайте,

Давайте же любить ее всегда!

Припев:

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!


В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!



У. – Молодцы, ребята! Очень хорошо исполнили, садитесь. Я думаю вы будете любить, беречь и охранять свою природу.

7. Рефлексия

У. – Ребята, наш урок подходит к концу.





Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившийся музыке, которые слушали на уроке.

Спасибо, всем наш урок окончен!

Играет музыка «Улыбка» (слайд 16)















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.