Урок по биологии по решению генетических в 10 классе на тему «Решение задач на Ι, IΙ, IΙI законы Г.Менделя и кодоминирование»
Открытое занятие по биологии 10 «Б» класс
на тему: “ Решение задач на Ι, IΙ, IΙI законы Г.Менделя и кодоминирование”
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 10
Конспект занятия: “ Решение задач на Ι, IΙ, IΙI законы Г.Менделя и кодоминирование”
Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению разных типов генетических задач, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.
Задачи:
образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения категориального аппарата темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач, подготовку к ЕГЭ и поступлению в учебные заведения, связанные с биолого-химическим профилем.
развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, анализирующего скрещивания и промежуточного характера наследования) умение анализировать (умения планировать экспериментальную практическую деятельность, выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Вид урока: семинар – практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Форма организации деятельности учащихся - групповая.
Оборудование и материалы: презентация, карточки- задания, тесты.
Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща
Б.Васильев.
Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость.
Какая наука изучает наследственность и изменчивость?
I. Актуализация знаний
Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия. Я объявляю первое задание «Разминка»
1.наследственность – Свойства организма передавать признаки будущему поколению.
2. изменчивость - Свойства организма приобретать новые признаки.
3. ген- Участок молекулы ДНК.
4. гомозигота- Зигота, получившая оба одинаковых аллеля.
5.Генотип- Совокупность всех генов вида или популяции.
6.Гетерозигота- Зигота, получившая два разных аллеля.
7.Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.
8.Доминантный аллель - Подавляющий аллель.
9. Аллели- Гены находящиеся в одном участке гомологичных хромосом.
10. Рецессивный аллель- Аллель, проявляющийся , фенотипически проявляется только в гомозиготном состоянии.
11. АА ВВ – гомозигота по доминантному признаку.
12. АаВв - дигетерозигота
13. аавв – гомозигота по рецессивному признаку.
14. Любимое растение Г.Менделя- горох.
15. метод исследования наследования признаков гороха- гибридологический.
II.
Работа с компьютером по 1 закону Менделя и сформулировать закон.
Работа с компьютером по 2 закону Менделя и сформулировать закон.
Работа с компьютером по 3 закону Менделя и сформулировать закон.
III. Действие законов наследственности распространяется так же на человека. Группам предлагается составить задачи по схемам, пользуясь таблицей «Наследование признаков человека».
1 группа: Р: ♀Ааbb × ♂aaBb
2 группа: Р: ♀ааbb × ♂АaBb
3 группа: Р: ♀ААВв × ♂ааВВ
Задача: Женщина с карими глазами (А) и длинными ресницами (В) (дигетерозиготная) вышла замуж за голубоглазого мужчину с короткими ресницами. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможных потомков. Какова вероятность появления в этой семье голубоглазого ребёнка с длинными ресницами? Составите схему решения задачи.
IV. Решение задач на кодоминирование.
Задача 1. При разводе мужчина с IV группой крови отказался платить алименты. Объяснив это тем, что у их детей не I группа крови как у жены и не IV как у него. Какая группа крови у детей? Должен ли он платить алименты?
Задача 2. Может ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) женщины с IΙ группой крови (гомозигота) и кареглазого мужчины с IΙI группой крови (гетерозигота), мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и Ι группой крови? Ответ поясните.
Задача 3. Группа крови и резус-фактор- аутосомные, не сцепленные признаки. Положительный резус-фактор (Rh+) доминирует над отрицательным (rh-). Женщина со второй резус положительной кровью, имеющая сына с первой резус отрицательной кровью, подала заявление в суд на мужчину с третьей резус положительной кровью для установления отцовства. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка. Может ли этот мужчина быть отцом ребёнка? Объясните механизм наследования признаков «группа крови и резус-фактор».
V. Тест «Генетика» (самостоятельная работа учащихся)
1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.
2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.
3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:
а) гибридологическим;
б) биохимическим;
в) цитогенетическим;
г) генеалогическим.
4. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания:
а) ВВ х Вв и вв х вв б) DD x Dd и DD x DD
в) Сс х Сс и сс х сс г) Аа х аа и АА х аа
5. Иллюстрацией закона расщепления признаков при моногибридном скрещивании у гибридов F2 считается появление в потомстве особей.
а) 25% рецессивных
б) 50% рецессивных
в) 50% доминантных
г) 100% рецессивных
6. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?
а) один
б) два
в) три
г) четыре
7. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании
а) 25%
б) 75%
в) 50%
г) 100%
8. При скрещивании растений гороха с карликовым (аа) и с высоким ростом (Аа) в поколении F1 получится
а) 100% с высоким ростом
б) 50% с карликовым, 50% с высоким ростом
в) 75% с карликовым, 25% с высоким ростом
г) 25% с карликовым, 75% с высоким ростом
9. У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. Определите генотип родителей, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью
а) Аа х Аа
б) АА х АА
в) Аа х АА
г) аа х АА
10. Растение гороха с желтыми гладкими семенами может иметь следующий генотип:
а) aabb;
б) AaBb;
в) aaBb;
г) Aabb.
(группы проверяют ответы друг друга и ставят баллы)
VI. Рефлексия.
«Моя самооценка урока»
1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- а
2.Умею ли я решать задачи? Да умею - А Частично- а
3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- В
Я не работал- в
4. Уходя с урока, я бы сказал учителю:
До свидания. Спасибо за урок.- В
Уйду молча.- в
Поднимите свои карточки.
Завершающие слова учителя:
Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте…
Подведение итогов. Выставление оценок.