Урок по чтению и письму
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Специальная (коррекционная) школа – интернат №1 г. Ангарска»
Урок чтения и письма.
Класс: 6 «Б» (вариант 2)
Учитель: Соколова Ирина Михайловна
Учебный год: 2020 – 2021
Цели урока: Формировать навыки правильного послогового чтения слов, создание условий для закрепления знаний твердые и мягкие согласные.
Образовательные:
- научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах;
- формировать умение определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
- систематизировать пройденный материал;
Развивающие:
- развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
- продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
- развивать умения пользоваться знаниями, приобретёнными ранее.
Коррекционные:
- активизация и актуализация словаря по теме «Мама».
- развивать устную речь через выполнение упражнений.
- развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики через артикуляционную гимнастику и упражнения.
Воспитательные:
-создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, чувство товарищества, умение слушать, желание и умение работать в коллективе;
-воспитание чувства любви к своей матери.
Материалы и оборудование; схема предложения; карточки со слогами; текст поздравления, рисунок цветка для гимнастики для глаз, фонограмма музыки для гимнастики.
Формы работы:
коллективная (фронтальная)
индивидуальная
групповая
Технологии:
1. Икт
2. Игровая
3. Технология дифференцированного обучения
4. Обучение в сотрудничестве.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Учитель: Ребята, сегодня 26 ноября и в нашей стране отмечается праздник «День матери».
- Какое слово сегодня будет на уроке главным?
- Мама… Как прекрасно это слово!
Давайте сегодня на уроке подарим минуты радости сидящим здесь милым и ласковым мамам. Главным подарком для них, конечно же, будут ваши знания, полученные за время обучения. Мы закрепим сегодня тему мягкие и твердые согласные.
-И сегодняшний урок мы посвящаем нашим мамам! Давайте постараемся порадовать мам хорошей работой на уроке.
II. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика.
Учитель: -На урок мы настроились, а теперь, чтобы красиво писать, подготовим наши пальчики. Пошагаем вперёд-назад!
Отлично, вот и пальчики готовы к работе!
- Как вы думаете, на минутке красивого письма какую букву будем записывать? (М).
Мм.
- Расскажите всё, что знаете про эту букву.
(Буква М обозначает звуки М, М*. Эти звуки согласные, звонкие. Звук М – твёрдый; звук М* - мягкий).
Работа в тетрадях.
- Запишем слоги, в которых звучит твёрдый звук М: (а потом – мягкий) ма мо му мы мэ (Как обозначили твёрдость согласного звука?)
мя ми ме мю мё (Как обозначили мягкость согласного звука?)
- Как думаете, какое слово будем сейчас писать? (мама). Почему?
мама (запись слова мама)
Подобрать однокоренные слова к слову мама.
Мамочка, мамуля, мамулечка, мамуленька.
1,2 группы. Запишите слова, подчеркните твердые согласные буквы.
3 группа. Составь из слогов слово мамуля.
- А как вы называете свою маму?
III. Повторение.
1.- Назовите гласные буквы, с которыми согласные читаются твёрдо.
- Назовите гласные буквы, с которыми согласные читаются мягко.
Молодцы. Ваши мамы очень рады вашим ответам.
2.Собери имя мамы из рассыпанных слогов. (выдаются конверты каждому ученику)
Аня – (Лена)
Настя – (Аня
Кристина – (Лариса)
Толя – (Ольга)
Игорь – (Оля)
Задание:
1 группа. Запиши свое имя и имя мамы. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами, а твердые - одной чертой.
2 группа. Запиши имя мамы. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.
3 группа. Напечатай имя мамы, подчеркни твердые согласные одной чертой.
3. Физкультминутка - игра под музыку.
Учитель: А теперь я предлагаю поиграть. Если я говорю слова, вначале которых вы слышите твёрдый звук, то вы садитесь, а если слышите мягкий, то вы прыгаете на двух ногах.
Встали все, ( мал - мял, рад-ряд, ров-рёв, матч- мяч…)
Замечательно, Сели правильно!
Физкультминутка «С мамой можно всё на свете!» Автор: Клюка Н.А.
Знают папы, знают дети,
С мамой можно всё на свете – (шагают на месте)
Можно с мамой поскакать, (скачут через скакалку)
Можно в прятки поиграть, (закрывают ладонями глаза)
Можно в танце покружиться, (кружатся вокруг себя)
И на лыжах прокатиться, (имитируют лыжный шаг)
Можно в мячик поиграть, (отбивают мяч от пола)
И снежками пострелять, (целятся в броске)
Можно обруч покрутить, (круговые движения бедер)
Можно резать, красить, шить, (имитируют руками)
Шариков воздушных связку
Можно с мамочкой надуть, (надувают шары)
И от счастья обессилев,
На плече её уснуть. (закрывают глаза, ладошки под щёчку)
4. Составь предложение о маме по схеме.
.
Запись предложения. (работа в тетрадях)
Я люблю маму.
Подчеркни мягкие согласные двумя чертами, а твердые - одной чертой.
5. Гимнастика для глаз.
1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.
2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
3. Дети рисуют цветок глазами по стрелкам, не поворачивая головы.
6. Чтение стихотворения.
В праздники мамам принято дарить подарки. А мы мамам прочитаем кто для нас мама. (чтение по карточкам)
1-й ученик:
Мама – это небо!
Мама – это свет!
Мама – это счастье!
Мамы лучше нет!
2-й ученик:
Мама – это сказка!
Мама – это смех!
3-й ученик:
Мама – это ласка!
Мама любит всех!
4-й ученик:
Мама – осень золотая!
Мама – самая родная!
5-й ученик:
Мама – это доброта,
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Молодцы, все хорошо прочитали замечательные слова о маме.
-Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
Наш урок подходит к концу, я думаю наш урок стал замечательным подарком для вас..
Дорогие наши мамы! Улыбайтесь всегда так счастливо, как сейчас. Я думаю, что
ребята вас порадовали сегодня.
V. Оценки.
Оцените свою работу на уроке.
Литература
1. Презентация на сайте - https://1sept.ru/
2.«Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия для детей 5-7 лет», составитель В.В.Гербова, Н.П.Ильчук;
3.Интернет сайты « Педагогический мир».
4. Стихи разных поэтов.