Рабочая программа по чтению и письму для 7 класса (вариант)

0
0
Материал опубликован 6 December 2019

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. КИРЕНСКА»





Рассмотрено:

на заседании МО

протокол № ___

«___»_____ 2019 г.


руководитель МО:

______/ ___________ /

Согласовано:

заместитель директора поУР:

_________/Л.А.Кожевникова/

«___»___________ 2019 г

Утверждено:

директор:

______/Н.М.Красикова/

.







Рабочая программа

по чтению и письму

/вариант 2/

7 класс









Составитель: учитель:

О.В.Кутимская











t1575626576aa.gifг. Киренск, 2019

Пояснительная записка


Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и письмо» составлена на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

СанПиНа 2.4.2.328615 «Санитарно-Эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26)

Учебного плана ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Киренска» реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования в 2016-2017 учебном году.

Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах. В 2ч. Ч.2 / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. Иркутск, 2011

Категория обучающихся:

Обучающиеся 7 класса ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат

г. Киренска» с умеренной умственной отсталостью.

Структура документа

Рабочая программа по письму и чтению представляет собой целостный документ, включающий семь разделов:

- пояснительную записку;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- содержание программы учебного процесса;

- учебно-тематический план;

- виды и формы текущего контроля знаний, умений, навыков по логопедии;

- перечень учебно-методического обеспечения;

- календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа по письму предназначена для детей с умеренной умственной отсталостью, направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся: развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями, отрабатывать необходимые умения.

Обучение чтению и письму осуществляется на основе индивидуального специально подготовленного материала к урокам для индивидуальной работы (так как учебники для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по данным предметам отсутствуют)

Общая характеристика учебного предмета

Письмо - сложнейший вид интеллектуальной деятельности, поэтому овладение элементарными навыками письма вызывает особые сложности у обучающихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью.

Обучающимся с умеренной умственной отсталостью даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка, для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение письму способствует их умственному и речевому развитию.

Особое внимание в процессе обучения и формирования навыков письма уделяется развитию коммуникативных умений обучающихся. Развитию коммуникации способствует формирование эмоционального контакта с учителем, формированию умения обращаться с просьбой к учителю и к одноклассникам. Обращение по имени к учителю и к обучающимся. Формирование коммуникативных умений в вербальной и невербальной формах.

Успешному обучению письму детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью способствует изучение индивидуальных возможностей обучающихся. Именно индивидуальные возможности определяют объем умений и навыков, которыми овладевают обучающиеся в процессе обучения. Часть учеников может овладеть простейшими навыками написания слов и коротких предложений письменными, а в некоторых случаях печатными буквами. Другие обучающиеся научаются только списывать или графически копировать образцы букв и их сочетаний (слоги, слова). И в первом и во втором случае у обучающихся совершенствуется зрительное восприятие, процессы гнозиса букв и их сочетаний, и они узнают слова, которые встречаются им в бытовых ситуациях.

Обучение письму будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Чтение. Процесс обучения чтению также, как и все обучение должен иметь коррекционную, практическую и социализирующую направленность.

Обучение чтению детей с умеренной умственной отсталостью ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу.

Для таких детей часто недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Обучающиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В процессе обучения чтению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с умеренной умственной отсталостью) в 5-9 классах закрепляются навыки сознательного и, по возможности, выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках.

В средних и старших классах обучающиеся читают короткие тексты, совершенствуют навыки правильного чтения – целыми словами вслух и про себя. Обучающиеся учатся пересказывать тексты по вопросам учителя, по опорным словам, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, с опорой на иллюстрации к тексту и картинки; находить в тексте ответы на вопросы; с помощью учителя делить текст на части и коллективно озаглавливать выделенные части; составлять картинный план и описывать словесно картины плана; упражняются в чтении рукописного текста.

Обучающиеся тренируются в чтении печатных инструкций, связанных с уроками труда или ХБТ, вывесок на улице. Читают короткие заметки и рассказы из детских журналов и газет, учатся вербальному чтению (узнаванию) распространенных знаков безопасности и информации.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся (2 вариант) в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Школьники с умеренной умственной отсталостью трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях обучающиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана с учётом их индивидуальных особенностей.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

В процессе обучения активно используются занятия внеклассного чтения, посещение библиотеки, проведение итоговых уроков внеклассного чтения.

Тексты для чтения учитель подбирает из Программы по литературному чтению для обучающихся (1 вариант) специальной (коррекционной) школы, ориентируясь на возможности обучающихся в овладении навыком чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Цели и задачи программы обучения

Цель: Формирование элементарных навыков чтения и письма в учебной деятельности, осуществление умственного и речевого развития.

Формирование элементарных навыков письма предполагает реализацию коррекционной направленности обучения: приобретение практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Поэтому в процессе обучения этой категории учащихся наиболее актуальными являются следующие задачи:

Задачи:

обучение основам знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся

развитие логического мышления, умение работать с книгой, с совершенствование навыков письма;

научить читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

осмысленно воспринимать прочитанное;

формирование на доступном уровне навыков письма;

формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач), доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с педагогами;

понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (графических изображений);

умение пользоваться доступными средствами коммуникации;

формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;

копирование, написание слов и простых предложений;

развитие предпосылок к осмысленному письму;

овладение чтением и письмом на доступном уровне;

развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

коррекция и развитие пространственной ориентировки и координации движений;

коррекция зрительного восприятия и памяти;

развитие фонематических процессов;

активизация познавательной деятельности;

формирование эмоционально положительного отношения к занятиям и урокам письма, чтения;

формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал» наиболее доступный для данной категории детей.

Обучение письму будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся. Чрезвычайно важно при обучении постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Количество учебных часов

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 7 класса. На учебный предмет чтение и письмо по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Занятия проводятся в форме урока (40 мин).

Согласно учебному плану школы на изучение уроков чтения и письма отводится 5 часов в неделю. Общее количество часов: 167 часов.

Из них примерное количество часов для проведения контрольных работ- 9ч.

Возможно уменьшение (увеличение) количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться). Важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Содержание обучения чтению и письму детей с умеренной умственной отсталостью строится на новых принципах основными из которых являются:

коммуникативный подход, направленный на развитие контекстной речи;

развитие устной и письменной речи;

предметно-практическая направленность, связанная с другими учебными предметами;

систематичность и последовательность изучения материала (от простого к сложному);

программа определяет оптимальный объём знаний и умений по письму, который доступен детям с умеренной умственной отсталостью;

коррекционная направленность обучения является ведущей.

Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Технологии обучения письму

При обучении используются следующие методы обучения обучающихся с умеренной умственной отсталостью на уроках письма: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

индивидуально – дифференцированный подход, практические упражнения: занимательные задания.

игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

действия по образцу, по словесной инструкции,

предварительное рассматривание, соотнесение картинки и слова с помощью педагога, показывание,

подготовительные объяснения, показ,

использование разнообразных материалов: мел, карандаш, фломастеры и т.п.

Формы организации учебного процесса

Элементы основных технологий:

1. личностно-ориентированные

2. деятельностный подход

3. уровневая дифференциация

4. информационно-коммуникативные

5. здоровьесберегающие

6. игровые

7. развивающие

Типы уроков

Комбинированный

Урок усвоения новых знаний

Урок актуализации знаний и умений

Урок обобщения и систематизации, повторительно-обобщающий урок

Урок контрольного учёта и оценки ЗУН

Урок-беседа

Урок развития речи

Урок внеклассного чтения

Методы и приёмы обучения:

словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

практические – упражнения, карточки, тесты;

частично – поисковые.

Фонетический разбор;

работа с деформированным текстом;

составление рассказа по сюжетной картине, серии картин, по вопросам учителя;

списывание с печатного и рукописного текста;

комментирование орфограмм и пунктограмм;

обобщающая беседа по изученному материалу;

анализ текста, ответы на вопросы, составление плана;

наблюдение за речью окружающих.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

аудирование;

составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися;

работа с различными информационными источниками: инструкциями, справочной литературой, средствами массовой информации;

оценивание устных высказываний с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

информационная переработка текста: составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

работа с различными информационными источниками: инструкциями, учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации.

Формы контроля:

устный опрос, беседа, фронтальная беседа;

индивидуальный опрос;

самостоятельная, практическая или творческая работа;

словарный диктант;

комментированные упражнения;

выполнение работ на карточках;

контрольный диктант или контрольное списывание.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми обучающиеся должны овладеть к концу учебного года.

К концу года обучения обучающиеся должны владеть по письму следующими умениями и знаниями:

анализировать слова по звуковому составу;

различать твердые и мягкие согласные;

находить слова, обозначающие предмет и его действие;

находить предлоги и составлять с ними словосочетания и писать раздельно со словами;

составлять предложения по картинке и опорным словам;

вставлять пропущенные слова в предложения;

составлять предложения из слов и записывать их;

заполнять дневник, адрес на конверте;

написать поздравление на открытке.

К концу года обучения обучающиеся должны владеть по чтению следующими умениями и знаниями:

читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и про себя;

отвечать на вопросы по прочитанному;

осуществлять выборочное чтение по вопросам и заданию учителя;

высказывать свое отношение к произведению;

передавать содержание прочитанного полно и выборочно;

выделять главную мысль произведения;

делить текс на части и озаглавливать их (с помощью учителя);

знать наизусть 3-5 стихотворения и басни.

Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты рассматриваются с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Возможные предметные результаты должны отражать:

1. развитие речи, как средства общения

2. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

3. овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными, качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями

4. понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, других графических знаков;

5. пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий, компьютерного устройства,

6. развитие предпосылок к осмысленному письму: узнавание и различение образов графем (букв); графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

Обучающиеся должны усвоить следующие базовые представления по письму:

развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук,

выполнять простые, доступные инструкции педагога;

развитие фонематических процессов восприятия, памяти,

различать, называть и показывать с помощью учителя гласные и согласные звуки и буквы;

писать по карандашному образцу рука в руке элементы букв, буквы, слоги, двусложные слова.

слушать небольшое по объему и простое для понимания произведение (рассказ, сказку, стихотворение).

Содержание программы предмета

Письмо

Звуки и буквы

Повторение гласных и согласных звуков, их различение. Звонкие и глухие согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Различение артикулярно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами «е», «ё», «и», «ю», «я».

Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. Изучение слов, обозначающих действия:

называние действий предметов по вопросам «что делает?», «что делают?»;

умение составлять слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя).

Предлоги (у,за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.

Предложение

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложении по картинке и опорным словам.

Установление связи между словами в предложении по вопросам «кто это?», «что это?», «что делает?».

Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова.

Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя.

Умение заполнить дневник, адрес на конверте, нависать текст небольшого поздравления (с помощью учителя).

Списывание письменных и печатных инструкций по труду.


Чтение

Чтение целыми словами. Сохранение послогового чтения трудных и непонятных слов. Пересказ прочитанного. Выделение основного в тексте. Деление текста на части с помощью учителя. Коллективное озаглавливание частей текста.

Чтение с соблюдением пауз и пунктуации.

Чтение деловых статей и в том числе статей инструкций. Чтение и выполнение письменных и печатных инструкций, связанных с уроками труда и СБО.

Чтение статей и рассказов из детских журналов. Драматизация отдельных частей рассказов или сказок. Внеклассное чтение.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов, тем программы

количество часов

1 четверть

40

Повторение

7

Звуки и буквы

8

Слово

21

Предложение

4

2 четверть

39

Повторение

10

Звуки и буквы

9

Слово

14

Предложение

6

3 четверть

50

Повторение

5

Звуки и буквы

12

Слово

21

Предложение

12

4 четверть

38

Повторение

5

Звуки и буквы

5

Слово

7

Предложение

17

Повторение

4

Итого:

167


п/п

Наименование разделов, тем программы

количество часов

1 четверть

40

Внеклассное чтение

2

2 четверть

39

Внеклассное чтение

2

3 четверть

50

Внеклассное чтение

2

4 четверть

38

Внеклассное чтение

3

Итого:

167



Виды и формы текущего контроля знаний, умений, навыков по чтению и письму

Инструментарий для оценивания:

написание кратких ответов,

работа на карточках,

контрольное списывание.

проверочные диктанты (контрольное списывание) по темам;

самостоятельные и практические работы;

контрольные работы по окончании каждой четверти.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий.

Основные виды контрольных работ – диктанты (контрольное списывание).

Задания для обучающихся создаются в соответствии с психофизическими особенностями учеников. Оценка знаний осуществляется по результатам письменных повседневных работ обучающихся, текущих и итоговых контрольных работ. (Проверка знаний, умений и навыков по чтению и письму дана в приложении.)

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице анализа контрольных работ.


Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

Оценка знаний обучающихся

При оценивании уровня знаний ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности, адекватного структуре их дефекта.

Личностные достижения фиксируются в классном журнале в виде оценки:

«5» - выполняет самостоятельно

«4» - может выполнять задания с контролем и с помощью.


Перечень учебно-методического обеспечения

Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII пособие для учителя / Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 2014. – 143 с.

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 176 с.: илл

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение», 2006г.

Аксёнова А.К., Н.Г. Галунчикова Русский язык Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение» 2007г.

Бебешина Н.Н., Свириденко В.П. Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под ред. З.Н. Смирновой.М.: Просвещение, 1978. – 208 с. ил.

Воронкова В.В. Русский язык 5 класс, 2006 г.

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 6 класс, 2010 г.

Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: Метод. рекомендации: 3 кл.: Кн. Для учителя /Г.И. Сорокина и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.: ил.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.: ил.

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обученияю – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).

Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с. – (Б-ка учителя нач. классов). Политова Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

О.И. Кукушкина События жизни. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, IV, V, VI, VII, VIII видов с кратким методическим руководством. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Пленким Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.: ил.

Программа обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5-9 классах. В 2ч. Ч.2 / сост.: Т.Б. Баширова. Иркутский институт повышения квалификации работников образования. Иркутск, 2011.

Речевые уроки: Кн. для учителя нач. классов/ Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др.; Под. ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 159 с.: ил.Антонова Л.Г. развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития, 1997. – 224 с., ил.

Сибирячок. Выпуск №2. Сказки, рассказы, стихи и загадки для октябрят. – Иркутск.: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1989. – 128 с., ил

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Книга для чтения Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2006 г.

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Книга для чтения Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Москва «Просвещение» 2001 г.

Услышать зов незнакомой жизни: Книга для ученика, 5 класс (Часть II); Под. ред. О.Б. Бай – М.: Международный комитет красного креста, 1995 г.

Услышать зов незнакомой жизни: Книга для ученика, 5 класс (Часть I); Под. ред. О.Б. Бай – М.: Международный комитет красного креста, 1995 г. 8 вида

Ушакова О.С., Е.М. Струнина Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.

Худенко А.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004. – 176 с.

Худенко А.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с.

Худенко Е.Д, Останина Е.В Практическое пособие по развитию речи. (Часть I) – М.: Руссико, 1994 – 192с., ил.

Худенко Е.Д, Останина Е.В Практическое пособие по развитию речи. (Часть II) – М.: Руссико, 1994 – 240 с., ил.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 3 класс. – М.: Аркти, 2006. – 160 с.: ил.

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. – М.: Аркти, 2007. – 120 с.: ил.

Швайко Г.С. Игры и гровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы / Под ред. В.В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 1988. – 64.: ил.

Большая новогодняя книга: стихотворения, сказки. – М.: Росмэн, 2016. – 128.: ил

Сказки русских писателей. – М.: Росмен, 2014 г. – 128 с.: ил. – (Все лучшие сказки).




































Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов, тем программы

Количество часов

Дата

Повторение

Методическое сопровождение


письмо

словарные слова

чтение

слова



1 четверть

Количество часов: 40 ч


Повторение

Количество часов: 7 ч.

1.

Правила предложения


Е. Благинина

«Прощание с летом»

напоследок

тараторят

мачт

1

02.09

Составление предложений по картинке

Ушакова О.С., Е.М. Струнина Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с., А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова Русский язык 4 класс, 2007 г., З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с3

2.

Упражнения в делении текста на предложения


Что такое хорошо

Э.Шим

«Брат и младшая сестра»

маслята

кузовок

1

03.09

Большая буква в начале предложения

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с4

3.

Составление предложений по данным схемам


А.Седугин

«Молоток»

подоконник

электромонтёр

1

04.09


Интонационная законченность предложения

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с5

4.

Составление предложений по данным словам

считать

Е.Пермяк

«Пичугин мост» 1ч.

ветла

1

05.09

Употребление порядка слов в предложении


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с6

5.

Завершение начатого предложения с помощью картинки

решать

Е.Пермяк

«Пичугин мост» 2 ч.

семь вёрст

1

06.09


Упражнения в делении текста на предложения

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с8

6.

Последовательный порядок предложений в тексте



В.Голявин

«Был не крайний случай»

наугад

1

09.09

Списывание с классной доски предложений из 4-6 слов

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с8

7.

Составление и запись предложений из данных слов

пример

по И.Дику

«Счастливая» ручка» 1ч.

бродил

хоть караул кричи

1

10.09

Работа с деформированным текстом

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с9

Звуки и буквы

Количество часов: 9 ч.

1.

Различение букв и звуков

пшеница

по И.Дику

«Счастливая» ручка» 2ч.

заработаешь на орехи

1

11.09


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с10

2.

Определение гласных в словах


по Л.Давыдычеву

«Лёлишна из третьего подъезда»

Лёлишна Охлопкова 1ч.

дом престарелых

1

12.09

Составление из кассы слогов подписей из 4-5 слов под картинками


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с11

3.

Определение согласных в словах


по Л.Давыдычеву

«Лёлишна из третьего подъезда»

Лёлишна Охлопкова 2ч.

не стоящие внимания

1

13.09

Количество звуков и букв

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с13

4.

Алфавит. Порядок букв в русской азбуке

корабль

по Л.Давыдычеву

«Лёлишна из третьего подъезда»

Виктор Микроусов 1ч.

бухгалтер

головёшка

1

16.09


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с14

6.

Входной диктант


Чтение слоговых таблиц


1

17.09


с. 57 «Больной Юра», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г. Индивидуальные карточки с заданиями

7.

Запись слов по алфавиту


по Л.Давыдычеву

«Лёлишна из третьего подъезда»

Виктор Мокроусов 2ч.

наутёк

1

18.09

Списывание подписей, составленных из кассы слогов из 4-5- слов.

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с16

8.

Расположение слов в алфавитном порядке


А.Гайдар

«Невидимые помощники» 1гл

кадка

1

19.09






З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с18

9.

Запись фамилий по алфавиту


А.Гайдар

«Невидимые помощники» 2гл 1ч

кряхтеть

поленница

1

20.09



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с19

Слово

Количество часов: 21 ч.

1.

Твёрдые и мягкие согласные

человек

А.Гайдар

«Невидимые помощники» 2гл 2ч

уныло

1

23.09




З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с21

2.

Мягкий знак на конце и в середине слова





С.Маршак

«Лодыри и кот»

лодырь

1

24.09



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с23

3.

Звукобуквенный анализ слов с Ь знаком

деревня

Внеклассное чтение

Сказка Л. Толстого «Пожарные собаки»


1

25.09



Л. Толстого «Пожарные собаки»

4.

Деление слов на слоги


И.Крылов

«Лебедь, щука и рак»

поклажа

впряглись

1

26.09

Звуки гласные и согласные

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с24

5.

Правила переноса


В.Осеева

«Печенье»

рассыпчатые

неначатый

1

27.09


Роль гласных в слове.

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с25

6.

Деление слов на слоги для переноса




здоровье

Уж небо сенью дышало

А.К.Толстой

«Осень!»

кисти

1

30.09

Различение звуков гласных и согласных по артикуляции

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с27

7.

Соотнесение количества слогов и гласных букв


по К.Ушинскому

«Осень»

порывистый

побеги

1

01.10


Правила переноса слова

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с27

8.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я, Э

аптека

по В.Пескову

«Осенний лес»

предчувствие

1

02.10


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с28

9.

Написание слов с буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Э

земляника

А.Твардовский

«Лес осенью»

набекрень

1

03.10



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с29

10.

Гласные после шипящих


по М.Ильину и Е.Сегал

«В чудесной кладовой! 1гл.

кладовая

1

04.10


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с30

11.

Запись слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ


по М.Ильину и Е.Сегал

«В чудесной кладовой! 2гл.

вспахать

1

07.10



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с30

12.

Упражнения в постановке нужной гласной в слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

экскурсия

по М.Ильину и Е.Сегал

«В чудесной кладовой! 3гл.

сорная

1

08.10


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с31

13.

Контрольное списывание по теме «Слово»


Чтение слоговых таблиц


1

09.10


с. 103, «Кукушонок», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

14.

Слова, обозначающие названия предметов




берег

по М.Ильину и Е.Сегал

«В чудесной кладовой! 4гл.

присмотр


10.10


А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова Русский язык 4 класс, 2007 г, с. 113


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с32

15.

Слова, отвечающие на вопрос Кто это?


О.Высотская

«Осеннее утро»

озябший

гложут

1

11.10


А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова Русский язык 4 класс, 2007 г, с.113

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с33

16.

Различение слов, отвечающих на вопрос Кто это?


А.Пушкин

«Уж небо осенью дышало»

таинственная сень

1

14.10

Практические упражнения

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с33

17.

Контрольный диктант за 1 четверть


Чтение слоговых таблиц


1

15.10

вт. 3

Индивидуальные карточки с заданиями

с 53 «Зима в лесу», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

18.

Работа над ошибками


В.Гаршин

«Лягушка – путешественница» 1гл.

мошка

нежиться

1

16.10


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с34

19.

Слова, отвечающие на вопросы «Что это?»



В.Гаршин

«Лягушка – путешественница» 2гл.

коряга

1

17.10


Практические упражнения

А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова Русский язык 4 класс, 2007 г, с.114

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с34

20.

Различение слов, отвечающих на вопросы Что это?


В.Гаршин

«Лягушка – путешественница» 3гл.

верста

1

18.10


А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова Русский язык 4 класс, 2007 г, с.114

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с36

21.

Практическое упражнение со словами, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?»


В.Гаршин

«Лягушка – путешественница» 4гл.

спутница

1

21.10



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с38

Предложение

Количество часов: 4 ч.

1.

Предложения со словами названия городов


И.Крылов

«Стрекоза и муравей»

кум

удручена


22.10

Большая буква

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с40

2.

Предложения со словами названия деревень


по Д.Мамину – Сибиряку

«Приёмыш» 1ч.

заводь


23.10

Большая буква

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с42

3.

Дополнение текста «Приметы осени» словами


по Д.Мамину – Сибиряку

«Приёмыш» 2ч.

увечье

2

24.10



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с43

4

Упражнения в подборе слов в предложения, подходящих по смыслу


Внеклассное чтение: Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки



25.10




2 четверть

Количество часов: 39 ч.

Повторение

Количество часов: 10 ч.

1.

Рукописное начертание строчных и прописных букв: М м


по Д.Мамину – Сибиряку

«Тарас и Соболько»

захиреет

1

05.11



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с44

2.

Рукописное начертание строчных и прописных букв: Л л

обед

Обобщающий урок по теме: «Уж небо осенью дышало»

поднатужилась

1

06.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с47

3.

Написание сочетаний мл, лм и слов с данными сочетаниями


Народные сказки

русская сказка «Гуси – лебеди» 1ч.


1

07.11



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с47

4.

Составление односложных слов на слух

автобус

русская сказка «Гуси – лебеди» 2ч.

заслонка

1

08.11

Работа с разрезной азбукой

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с49

5.

Составление односложных слов на слух. Запись в тетрадь

билет

молдавская сказка

«Чудесный клад» 1ч.

везде поспевать

лебеда

1

11.11


Работа с разрезной азбукой.

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с51

6.


Работа с разрезной азбукой. Составление односложных слов на слух.


молдавская сказка

«Чудесный клад» 2 ч.

скопить

разросся

1

12.11

Запись в тетрадь

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с52

7.

Списывание с классной доски предложений из 2-3 слов

ястреб

эвенкийская сказка

«Росомаха и лисица»

поклажа

береста

1

13.11



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с54

8.




Составление и запись предложений из данных слов


мансийская сказка

«Отчего у зайца длинные уши»

лось

1

14.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с56

9.

Списывание подписей, составленных из кассы слогов из 2-3 слов

вдруг

русская сказка

«Лиса и волк» 1ч.

воз

куманёк

сани

1

15. 11



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с58

10.



Работа с деформированным текстом


русская сказка

«Лиса и волк» 2ч.

прорубь


18.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с59

Звуки и буквы

Количество часов: 9 ч.

1.

Ударные и безударные гласные и их различие

магазин

Внеклассное чтение: «Поговорим о сказках»


1

19.11

Ударение

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с61

2.

Правописание безударных гласных в корне слова


О труде и трудолюбии

К.Ушинский

«Два плуга»

земледелец

лавка купца


20.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с62

3.

Слова с гласными в начале слова

фабрика

М.Шпагин

«Как баклуши били»

древность

баклуши

1

21.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с62

4.

Деление слов на слоги


И.Крылов

«Трудолюбивый медведь»

проказа

ремесло

1

22.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с64

5.

Твердые и мягкие согласные


нанайская сказка

«Айога»

отражение

бултыхнулась

1

25.11



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с65

6.

Диктант по теме: «Звуки и буквы»


Чтение слоговых таблиц


1

26.11


С. 71, «Ландыш», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

7.

Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие

иней

Ю.Тувим

«Всё для всех»

портной

натачать

1

27.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с67

8.

Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие


Е.Пермяк

«Для чего руки нужны?»

судить

1

28.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с68

9.

Упражнения в замене выделенных согласных парными


Произведения русских и зарубежных писателей

Г.-Х. Андерсен

«Гордая игла» 1ч.

сургуч

1

29.11


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с70

Учебник 3кл

Слово

Количество часов: 14 ч.

1.

Слова, которые обозначают название предмета


Г.-Х. Андерсен

«Гордая игла» 2ч.

водосточная канава

1

02.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с71

Учебник 4 кл с.113

2.

Предмет и его название


по Л.Толстому

«Праведный судья» 1ч.

плут

милостыня

1

03.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с73

3.

Различение слов, отвечающих на вопросы Кто это? Что это?

шофёр

по Л.Толстому

«Праведный судья» 2ч.

калека

1

04.12

Индивидуальные карточки с заданиями


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с75

Учебник 4 кл с.114

4.

Слова, обозначающие один и множество предметов (учебник 4 кл, стр 114, упр 3, стр 116, упр 6)


Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 1 ч.

колчан

стрекотание

1

05.12



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с76

5.

Слова, противоположные по смыслу (учебник 4 кл, стр 119, упр 12)


Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» 2 ч.

помост

посол

окорок

1

06.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с78

6.

Слова, близкие по значению (учебник 4 кл, стр 120, упр 13)


А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке» 1гл

откуп

простофиля

невод

1

09.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с81

7.

Слова, обозначающие названия предметов и их значения (учебник 4 кл, стр 115)


А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке» 2гл 1ч.

дворянка

светёлка

корысть

бранится

1

10.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с83

8.

Имена собственные: имена, отчества, фамилии, клички, названия городов, деревень, сел, улиц (учебник 4 кл, стр 144-145)


А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке» 2гл. 2ч.

кичка

чупрун

белены объелась

пряник печатный

1

11.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с85

9.

Контрольное списывание с заданием « Цирковая артистка Наталья Дурова» ( сб. диктантов, стр 32)


А.Пушкин

«Сказка о рыбаке и рыбке» 3гл

старче

1

12.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с88

10.

Правописание имен собственных (учебник 4 кл, стр 145-148)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 1ч.

град – столица

соглядать

дозорный

1

13.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с89

11.

Правописание имен собственных (учебник 4 кл, стр 145-148)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 2ч.

лубки

малахай

1

16.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с91

12.

Контрольная работа за I полугодие


Чтение слоговых таблиц


1

17.12


с 83., «Белянка», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

13.

Работа над ошибками


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 3ч.

хребёт

саранча

1

18.12

Индивидуальные карточки с заданиями

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с 92

14.

Правописание названий морей, рек, озер, гор (учебник 4 кл, стр 148-152)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 4ч.

аршин

вершки

1

19.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с93

Предложение

Количество часов: 6 ч.

1.

Запись предложений по данным вопросам (учебник 4 кл, стр 149, упр 11)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 5ч.

миг

грива

1

20.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с95

2.

Правописание названий морей, рек, озер, гор (учебник 4 кл, стр 148-152)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 6ч.

как сыр в масле кататся

1

23.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с96

3.

Правописание названий морей, рек, озер, гор (учебник 4 кл, стр 148-152)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 7ч.

зарницы

плутовка

1

24.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с98

4.

Упражнение в записи адреса (учебник 4 кл, стр 152, упр 17)


П.Ершов

«Конёк – горбунок» 8ч.

пожива

надсада

1

25.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с99

5.

Составление предложений на заданную тему





братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

зола

бродячий

1

26.12


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с102

6.

Упражнения в составлении предложений по вопросу


Внеклассное чтение. Чтение татарской народной сказки «Три дочери»


1

27.12



3 четверть

Количество часов: 50 ч.

Повторение

Количество часов: 5 ч.

1.

Слова с гласными Я в начале слова и после гласных


Идёт волшебница зима

Н.Никитин

«Встреча зимы»


полотно

безлюдный простор

1

09.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с105

2.



Рукописное начертание строчных и заглавных букв Ц ц


по И.Соколову – Микитову

«Зима в лесу»

обглоданные

наезженная дорога

1

10.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с105

3.

Рукописное начертание строчных и заглавных букв Ж ж


И.Антонов

«Сад друзей»

тужить

щедры сердца

1

13.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с107

4.

Списывание с классной доски предложений из 2-3 слов


И.Суриков

«Детство»

кубарем

1

14.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с107

5.

Составление из кассы слогов и подписей из 2-3 слов под картинками


Л.Толстой

«Филипок» 1гл

скучно

1

15.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с108

Звуки и буквы

Количество часов: 12 ч.

1.




Различение букв и звуков И - Й


Л.Толстой

«Филипок» 2 -3гл

споткнуля

1

16.01

Работа с буквами разрезной азбуки

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с109

2.

Упражнения в письме слов с И - Й


Л.Толстой

«Филипок» 4гл

немой

украдкой

1

17.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с109

3.

Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие


Л.Толстой

«Филипок» 5гл

бедовый

2

20.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с110

4.

Звуки Б-П


Н.Некрасов

«Мужичок с ноготок»

уздцы

в спокойствии чинном

1

21.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с111

5.

Правописание слов, словосочетаний предложений с данными словами


Ю. Дмитриев

«Для чего нужен снег»

жмётся

берлога

1

22.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с113

6.

Звуки В-Ф


Н.Некрасов

«Не ветер бушует над бором»

бор

мороз - воевода

1

23.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с115




7.

Правописание слов, словосочетаний предложений с данными словами


А.Гайдар

«Ёлка в тайге» 1ч.

затеи

1

24.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с116

8.

Звуки Г-К


А.Гайдар

«Ёлка в тайге» 2ч.

добродушный

повскакивали


27.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с117

9.

Правописание слов, словосочетаний предложений с данными словами


по М. Пляцковскому

«Какая бывает зима»

пролаяла

1

28.01



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с119

10.

Звуки Ж-Ш


Люби всё живое

по В.Костылёву

«Берёза»

обрыв

телега

полоскала берег

1

29.01


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с121




11.

Правописание слов, словосочетаний предложений с данными словами


Л.Толстой

«Как я ездил верхом» 1ч.

гумно

сопел


1

30.01


04.02

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с122

12.

Запись слов в алфавитном порядке


Внеклассное чтение

Чтение главы из сказки А.А. Милана «Винни Пух и все-все-все» (Глава 1)


1

31.01




алфавит


Слово

Количество часов: 21 ч.

1.

Перенос части слова при письме


Л.Толстой

«Как я ездил верхом» 2ч.

хлыст

сударь

1

03.02



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с123

2.

Деление слов для переноса


по Н.Вагнеру

«Мальчик и дворовая собака» 1ч.

конура

будка

1

04.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с124

3.

Закрепление знаний о словах, обозначающих название предметов


по Н.Вагнеру

«Мальчик и дворовая собака» 2ч.

безопасность

разбушевавшиеся воды

1

05.02



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с125

4.

Практическое упражнение со словами, отвечающие на вопрос «Кто это? Что это?»


В.Тарасов

«Четвероногий друг» 1 -2гл.

шоссейная дорога

клиника

1

06.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с126





5.

Практическое упражнение со словами, отвечающие на вопрос «Кто это? Что это?»


В.Тарасов

«Четвероногий друг» 3гл.

пурга

выбились из сил

розыск

1

07.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с129

6.

Слова, обозначающие названия действий (учебник 3 кл, стр 162-163)


М.Пришвин

«Гаечки»

опилки

попискивала

пленница

1

10.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с128

7.

Диктант по теме «Слова-предметы»


Чтение слоговых таблиц


1

11.02



вт

Индивидуальные карточки с заданиями

С.116 , «Помогай старшим», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

8.

Подбор слов, обозначающих названия действий к вопросу (учебник 3 кл, стр 164, упр 3,4)


М.Горький

«Воробьишко» 1гл.

наличник

моховинка

1

12.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с130

9.

Упражнения в узнавании предмета по действиям (учебник 3 кл, стр 164-165)


М.Горький

«Воробьишко» 2гл.

бескрылые

чин

1

13.02



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с131

10.

Названия действий, отвечающих на вопросы: что сделал? что сделает? (учебник 3 кл, стр 166-167)


М.Горький

«Воробьишко» 3гл.

перья дыбом встали

1

14.02





З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с131

11.

Нахождение и запись названий действий по вопросам (учебник 3 кл, стр 167, упр 13)


А.Барков

«Пожарник Карл»

1ч.

изловчился

1

17.02

Работа со словарным словом (учебник 3 кл, стр 173)

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с133

12.

Названия действий одного и множества предметов (учебник 3 кл, стр 168)


А.Барков

«Пожарник Карл»

2ч.

коромысло

миг

1

18.02



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с134

13.

Словообразование названий действия предметов (учебник 3 кл, стр 168-169)


по Г.Скребицкому

«Медвежонок»

приладившись

лавка


19.02

Работа с деформированным текстом « Волк и Лиса» (учебник 3 кл, стр 175)

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с136



14.

Упражнения в нахождении названий действий сравнительной формы (учебник 3 кл, стр 169-170)


Обобщающий урок по теме: «Люби всё живое»


1

20.02



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с.137

15.

Составление рассказа по серии картинок « Дима и Таня на экскурсии» (учебник 3 кл, стр 171-172)


Внеклассное чтение С. Алексеев «Рассказы о Суворове»



1

21.02


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.112

16.

Контрольное списывание с заданием


В стране чудес

И.Токмакова

«В чудной стране»

лакает

гармошка

1

25.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с138

17.

Предлоги У, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ


по А.Милну

«Винни – Пух и все – все –все» 1ч.

нора

возня

1

26.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с139

18.

Предлог У, назначение предлога


по А.Милну

«Винни – Пух и все – все –все» 2ч

буфета

парадная дверь

1

27.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с141

19.

Предлог ЗА, назначение предлога


А.Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино» 1 гл.

полено

бечёвка

тесать

1

28.02


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с144

20.

Предлог ПЕРЕД, назначение предлога


А.Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино» 2 гл.

наскакивать

1

02.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с144

21.

Предлог ИЗ, назначение предлога


А.Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино» 3 гл.

очаг

1

03.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с146

Предложение

Количество часов: 12 ч.

1.

Выделение предлогов У, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ в предложении


А.Толстой

«Золотой ключик, или приключения Буратино» 3 гл.

плуишка

вприпрыжку


04.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с148

2.

Выделение предлогов У, ЗА, ПЕРЕД, ИЗ в тексте


Весна идёт

Ф.Тютчев

«Весенние воды»

гласят

хоровод


05.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с151

3.

Правописание предлогов


В.Ситников

«Утро»

лежанка

талые воды


06.03

Знакомство с другими предлогами (учебник 4 кл, стр 158)

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с152

4.

Контрольная работа за III четверть


Чтение слоговых таблиц



10.03


С. 82, «Весна», «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.


5.

Работа над ошибками


по Л.Толстому

«Весна»

испарения


11.03

Индивидуальные карточки с заданиями

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с154

6.

Упражнения в нахождении предлогов в тексте (учебник 4 кл, стр 159)


И.Никитин

«Полюбуйся: весна наступает»

караван


12.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с154

7.

Контрольное списывание с заданием


по А.Платонову

«Ещё мама» 1гл.

от роду


13.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с155

8.

Подбор пропущенных предлогов в текст (учебник 4 кл, стр 160-161, упр 15)


по А.Платонову

«Ещё мама» 2гл.

гусак

лопух


16.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с156

9.

Работа с деформированным текстом «Памятник бойцам» (учебник 4 кл, стр 161, упр 16)


по А.Платонову

«Ещё мама» 3гл.

шрифт

Аполлинария


17.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с158

10.

Упражнения в постановке предлога по смыслу (учебник 4 кл, стр 162-163, упр 18, 21)


по А.Платонову

«Ещё мама» 4гл.

заунывный


18.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с159

11.

Составление и запись предложений по вопросам и тексту «Музыка» (учебник 4 кл, стр 162, упр 19)


по А.Платонову

«Ещё мама» 5гл.

спозаранку


19.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с160

12.

Упражнения в нахождении словосочетаний с предлогами (учебник 4 кл, стр 163-164, упр 22, 23)


Н.Саконская

«Разговор о маме»

сообща

без утайки


20.03


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с161

4 четверть

Количество часов: 38 ч.

Повторение

Количество часов: 5 ч.

1.

Рукописное начертание строчных и прописных букв Ч ч


Л.Квитко

«Бабушкины руки»

сновиденья

ночник

1

30.03



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с162

2.

Рукописное начертание строчных и заглавных букв Х х


Внеклассное чтение

Рассказывание сказки Ш. Перо «Фея»


1

31.03


Ш. Перо «Фея»

3.

Списывание с доски «Это мой класс»


по Е.Кононенко

«Резеда» 1ч.

оранжерея

1

01.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с163

4.

Составление из кассы слогов подписей «Что хорошо, что плохо»


по Е.Кононенко

«Резеда» 2ч.

поморщился

1

02.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с164

5.

Алфавит


Н.Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы» 1ч.

багор

аршин

сажень


1

03.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с165

Звуки и буквы

Количество часов: 5 ч.

1.

Слова с гласным «я» в начале


Н.Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы» 2ч.

зипун

ухнул

1

06.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с166

2.

Слова с гласным «э» в начале


А. Барков

«Яшка»

вполголоса

плетень

1

07.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с168

3.

Деление слов на слоги при помощи разрезной азбуки


Ф.Тютчев

«Весенняя гроза»

гам

резвяся

поток

1

08.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с170

4.

Звуковой анализ простых слов


В.Орлов

«Лесной цветок»

зачах

уют

1

09.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с171



5.

Звуковой анализ простых слов с записью по памяти


Н.Сладков сказка

«Медведь и солнце»

берлога

с перепугу

покосолапил


1

10.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с172


Слово

Количество часов: 7 ч.

1.

Перенос части слова при письме


Итоговый урок по теме: «Весна идёт!»


1

13.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с173

2.

Закрепление знаний о словах, обозначающих предмет


Лето наступило

И.Никитин

«Вечер ясен и тих»

туман

тростник


1

14.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с174

3.

Практические упражнения на различение родом имени существительного: это мое, это моя, это мой


по К.Паустовскому

«Заботливый цветок» 1 ч.

кипрей

лесничество порубки


1

15.04






Дописывание слов с пропуском одной буквы в конце с помощью разрезной азбуки

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с174

4.

Закрепление знаний о словах, обозначающих действие


по К.Паустовскому

«Заботливый цветок» 2ч.

самоотверженный

1

16.04

Дописывание слов с пропуском одной буквы в конце с помощью разрезной азбуки и по памяти

З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с176

5.

Составление, запись словосочетаний слова – действия и слова - предметы (с помощью учителя)


Н.Некрасов

«Крестьянские дети» 1ч.

огласить

1

17.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с177

6.

Имена собственные, правописание


Н.Некрасов

«Крестьянские дети» 2ч.

рига

цепами

1

20.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с177



7.

Диктант «Слова – предметы, слова – действия. Имена собственные»


по Н.Носову

«Огородники» 1гл. 1ч

вожатый

наметили

1

21.04


вт




З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с178

Предложение

Количество часов: 17 ч.

1.

Предложение. Правила предложения (учебник 4 кл, стр 184, упр 2, 1)


по Н.Носову

«Огородники» 1гл. 2ч.

вскапывать

1

22.04



З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с179

2.

Составление предложений по картинке и вопросу «Птичий двор» (учебник 4 кл, стр 185-186, упр 4)


по Н.Носову

«Огородники» 2 гл.

связался

пустяк

1

23.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с180





3.

Списывание предложений с печатных таблиц


по Н.Носову

«Огородники» 3гл.

дремать

выкорчёвывать

1

24.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с182

4.

Упражнение в списывании рукописного текста


по Н.Носову

«Огородники» 4 гл.

посреди

1

27.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с182



5.

Контрольный диктант за год


чтение слоговых таблиц


1

28.04

вт





С. 121, «Зелёный друг» «Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах» Васильева М.А., Суворова Г.Ф., 1981 г.

6.

Работа над ошибками


Обобщающий урок по Н.Носову

«Огородники»


1

29.04


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с183

7.

Деление текста на предложения (учебник 4 кл, стр 187)


Внеклассное чтение. Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино»


1

30.04


Д. Родари «Хитрый Буратино»

8.





Составление рассказа по образцу (учебник 4 кл, стр 188, упр 10)


М.Пришвин

«Золотой луг»

забава

взошло

1

04.05


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с186

9.

Законченная мысль в предложении (учебник 4 кл, стр 189-190)


В.Драгунский

«Третье место в стиле баттерфляй» 1ч.

мороженицы

1

06.05


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с187

10.

Упражнение в завершении предложения (учебник 4 кл, стр 191)


В.Драгунский

«Третье место в стиле баттерфляй» 2ч.

призовое

инструктор

1

07.05


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с188

11.

Расположение слов в предложении (учебник 4 кл, стр 192)


Э.Шим

«Какой будет день?»

мокрица


08.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.8

12.

Контрольное списывание с заданием


Э.Шим

«Как распускается мак»

папиросная бумага

1

11.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.9

13.

Работа с деформированным текстом (учебник 4 кл, стр 192)


Б.Заходер

«Что красивей всего?»

обитатели

сыч

1

12.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.77

14.

Составление рассказа по картинке и опорным словам (учебник 4 кл, стр 193)


В.Алфёров

«На исходе лета» 1ч.

дозревают

свиристель

клубни

1

13.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.79

15.

Смысловая связь слов в предложении (учебник 4 кл, стр 194, упр 24)


В.Алфёров

«На исходе лета» 2ч.

здешние места

отжившие свой век

1

14.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.80

16.

Упражнения в изменении слов в предложении по смыслу (учебник 4 кл, стр 195, упр 26)


В.Алфёров

«На исходе лета» 3ч.

щебетание

бездомница

1

15.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.81

17.

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам (учебник 4 кл, стр 197, упр 30)


С.Маршак

«Ландыш»

бубенчики

спелёнутый

благоухание

1

18.05


кн. для внеклассного чтения

Родичок 3 класс с.39

Повторение

Количество часов: 4 ч.

1.

Повторение.

Звуки и буквы. Алфавит


обобщение по теме: «Лето наступило»


1

19.05


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с189

2.

Повторение. Правописание предлогов (учебник 4 кл, стр 245-247)


М.Бородицкая

«Последний день учения»

новизна

1

20.05


З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева Книга для чтения 4 класс, 2001 г. с189

3.

Повторение. Слова, обозначающие предметы и действия (учебник 4 кл, стр 248-249)


чтение пословиц

работа с загадками


1

21.05

Образование слов-действий предметов (учебник 4 кл, стр 250, упр 33)

пословицы и загадки

4.

Повторение. Деление текста на предложения (учебник 4 кл, стр 264)


Внеклассное чтение. Чтение детских журналов


1

22.05


детские журналы
























































Приложение

Контрольно – измерительные материалы

1.Входной диктант «Звуки и буквы»

Больной Юра.

У Юры больное сердце. Мальчика уложили в постель. Врач прописал лекарство. У Юры грустный вид. Тяжело лежать одному. Но вот на лестнице послышались шаги. Мальчик радостно улыбнулся. Это товарищи. Они не оставят в беде.

36 слов

2. Проверочный диктант по теме: «Слово»

Кукушонок.

Однажды охотник заметил на опушке леса странную птицу. Она неподвижно сидела на сучке. Птица была большая, с распущенными перьями. Около неё суетились две маленькие птички. Птица раздвинула клюв, замахала крыльями. Одна птичка подлетела к ней и сунула ей в рот гусеницу. Тут охотник догадался. Это был кукушонок со своими приёмными родителями.

51 слово

Контрольный диктант за 1 четверть

Зима в лесу.

Заглянула зима в лес. Обрядила она сосны в ели в тяжёлые снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им шапки. Стоят лесные богатыри возле друг друга. Внизу под ними кустики и молодые деревца укрылись. Их зима в белые шубки одела. Тепло деревья! Стоят они и жду весны.


49 слов

Диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие»

Ландыши.

В тени деревьев растёт цветок. Между двумя широкими листьями – ножка. На ней – белые душистые колокольчики. Это ландыш. Мы любим ландыши за красоту и нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это красивые ягоды. Они ядовитые. Из ландышей делают лекарство.

39 слов

Контрольный диктант за 1 полугодие

Белянка.

Школьники часто бывали на ферме. Они помогали кормить ягнят. Однажды зашёл на ферму Витя. Тётя Глаша поила из бутылки маленькую овечку. Бедняжка осталась без матери. Полюбилась мальчику сиротка. Он вызвался её кормить. Назвал Белянкой.

С утра Витя спешил за белянкой. Он поил овечку молоком, гулял с ней. И Белянка привязалась к мальчику.

43 слов

6. Диктант по теме: «Слова-предметы»

Помогай старшим.

Летом Костя с Галей приехали отдыхать к дяде и тёте в деревню. До деревни они ехали по железной дороге. Утром дядя отвез их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял на берегу узкой речки. По речке плавали гуси и утки. Костя и Галя помогали бабушке ухаживать за птицами. Они работали в саду и огороде. Часто ребята ходили в лес за грибами и ягодами.

65 слов

7. Контрольный диктант за 3четверть

Весна.

Яркое солнце блестит над землёй. Дорожки в саду сохнут. Зеленеют берёзки у крыльца. Птички кричат и вьют гнёзда. Пчёлы жужжат над цветами. Они пьют сладкий сок. На полях идёт дружная работа. На огороде трудиться сегодня наш класс. Юля и Аня несут корзины с лопатами. Тут же с ними и Дружок. Весело коллективно работать.

54 слова

8. Контрольный диктант за год (Написание слухового диктанта)

Зелёный друг.

У нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих лучей солнца. Народ выращивает леса там, где наши обширные поля надо спасать от ветра и песка. Мы сажаем лес там, где овраги жадно гложут края пашен. Зелёный друг – лес своими могучими корнями укрепит почву, остановит овраги.


53 слова















Лист коррекции


Тема урока

Дата

Причина

Согласование

с ЗУР

план

факт


































































2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.