Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д»

1
0
Материал опубликован 25 March 2019 в группе

 Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе

по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Задачи: закрепить знания детей о согласных звуках, о написании букв Д, д; развивать навыки звуково-слогового анализа и синтеза, обогащать словарь детей; развивать память, внимание и мышление; прививать навыки культурного поведения.

Оборудование: буквы Д, д, Т, т; картинки с изображением Дюймовочки, жаб, рыб, рака, жука, мыши, крота, ласточки, принца; карточки для работы в группах (со словами: во…а, све…, воз…ух, пала…ка, ло…ка, пло…, де…); слова, записанные на карточках ( доброе утро, добрый день, добрый вечер); слоги, записанные на карточках ( до, мик, де, воч, ка, де, ре, во, Дюй, мо, воч, ка; запись м/ф «Дюймовочка».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

1). Постановка задач урока

Чтобы узнать, чем же мы будем заниматься на уроке, вам необходимо послушать отрывок из сказки и назвать имя героини.

«… Жила – была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток . Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма…»

- Так как же звали девочку?

- Как вы, думаете, почему я выбрала именно эту сказку?

- Да, действительно в написании имени Дюймовочка есть буква Д, с написанием, которой вы познакомились вчера. Сегодня же вы потренируетесь читать и писать слова, предложения, содержащие строчные и заглавные буквы Дд.

- Какие звуки могут обозначаться буквами Дд? Что вы можете рассказать о них?

- Запишите буквы в рабочей тетради Дд.

2). Закрепление знаний о написании имен собственных

- Какие имена вы можете назвать, написание которых начинается с такой же буквы, как и имя Дюймовочка?

Данил, Даша, Денис, Дима

- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать эти слова?

3). Работа в прописи.

Стр. 30

- Кто догадался, какой вид работы необходимо выполнить?

- Денис, Даша – это имена.

1

-Чем являются слова Дон, Днепр?

- Дон, Днепр – это реки.

- Запишите эти слова.

- А, кто из вас когда-нибудь совершал путешествие по водоемам?

4). Работа букв д-т в словах

- Нашей героине Дюймовочке тоже пришлось совершить путешествие по различным водоемам, но не по своей воле.

«… Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки, рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку…»

- Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке. Вставьте в слова нужную букву.

(Работа в группах.)

Во…а, све…, воз…ух, во…ный, пала…ка, ло…ка, пло…, де...

Проверить с помощью сигнального и цифрового табло.

-Есть ли у команды ошибки?

- Под какими номерами стоят слова, в которых допущены ошибки?

- Что вы можете сказать о д - т?

5). Работа в прописи.

Стр. 31

- Вставьте буквы в эти слова.

6). Чтение слов, предложений с изученными буквами

С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб.

«… Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву – ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев – и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься…»

- Помогите Дюймовочке спуститься с дерева, назвав «добрые слова» и прочитав стихотворение о некоторых из них.

Доска: доброе утро добрый день добрый вечер

- Когда же говорим эти слова мы узнаем, открыв азбуку на стр.29 .

Работа с азбукой.

Стр. 29

Добрые слова помогли Дюймовочке спуститься с дерева. И она двинулась в путь.

7). Физ. минутка.

По дороге мы с Дюймовочкой идем

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем,

2

Потом дальше пойдем.

8). Развитие звуко-логового анализа и синтеза

«…Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая осень. Холодно стало девочке. Побрела она искать какое – нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда она выполнит ее задание….»

- Составьте слова из данных слогов

-до, - мик, - де, - воч, - ка, - де, - ре, - во, -Дюй, – мо, – воч, - ка.

9). Работа над предложением

«…О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Девочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложение на отдельные слова…»

- Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите его в пропись, подчеркните в словах буквы д-т.

- Работа в прописи.

Стр. 31

Дома и стены помогают.

- Как вы понимаете содержание этого предложения?

- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать предложение?

- Найдите и подчеркните мягкие согласные. Докажите свое мнение.

10). Закрепление изученного

Крот был в своем доме.

«… А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой… Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны.

Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела.

Просмотр отрывка из м\ф «Дюймовочка» ( момент встречи Дюймовочки с принцем).

- Вот такой счастливый конец имеет история о Дюймовочке.

- Давайте вспомним и запишем, кто же был рядом с Дюймовочкой во время ее путешествия.

11). Комментированное письмо

- Жаба-мама, жаба-сын, жук, рыбки, рак, крот, ласточка, принц.

- Подчеркните в словах буквы, которые смягчают стоящую впереди согласную.

12). Самостоятельная работа

- Выполните звуко - буквенный анализ слова, которое обозначает имя героини, которая путешествовала с нами на уроке.

Дюймовочка

3

3. Итог.

- Счастливо закончилось путешествие Дюймовочки, наш же урок тоже подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? О каких буквах мы сегодня говорили на уроке? Что вы можете о них рассказать?

Литература

1. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва «Просвещение» 1991.

2. Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Москва. Гном. 2007.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.