Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д»
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе
по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».
Задачи: закрепить знания детей о согласных звуках, о написании букв Д, д; развивать навыки звуково-слогового анализа и синтеза, обогащать словарь детей; развивать память, внимание и мышление; прививать навыки культурного поведения.
Оборудование: буквы Д, д, Т, т; картинки с изображением Дюймовочки, жаб, рыб, рака, жука, мыши, крота, ласточки, принца; карточки для работы в группах (со словами: во…а, све…, воз…ух, пала…ка, ло…ка, пло…, де…); слова, записанные на карточках ( доброе утро, добрый день, добрый вечер); слоги, записанные на карточках ( до, мик, де, воч, ка, де, ре, во, Дюй, мо, воч, ка; запись м/ф «Дюймовочка».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
1). Постановка задач урока
– Чтобы узнать, чем же мы будем заниматься на уроке, вам необходимо послушать отрывок из сказки и назвать имя героини.
«… Жила – была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в горшок. Женщина так и поступила.
Через некоторое время из земли показался маленький росток . Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма…»
- Так как же звали девочку?
- Как вы, думаете, почему я выбрала именно эту сказку?
- Да, действительно в написании имени Дюймовочка есть буква Д, с написанием, которой вы познакомились вчера. Сегодня же вы потренируетесь читать и писать слова, предложения, содержащие строчные и заглавные буквы Дд.
- Какие звуки могут обозначаться буквами Дд? Что вы можете рассказать о них?
- Запишите буквы в рабочей тетради Дд.
2). Закрепление знаний о написании имен собственных
- Какие имена вы можете назвать, написание которых начинается с такой же буквы, как и имя Дюймовочка?
Данил, Даша, Денис, Дима
- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать эти слова?
3). Работа в прописи.
Стр. 30
- Кто догадался, какой вид работы необходимо выполнить?
- Денис, Даша – это имена.
1
-Чем являются слова Дон, Днепр?
- Дон, Днепр – это реки.
- Запишите эти слова.
- А, кто из вас когда-нибудь совершал путешествие по водоемам?
4). Работа букв д-т в словах
- Нашей героине Дюймовочке тоже пришлось совершить путешествие по различным водоемам, но не по своей воле.
«… Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки, рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку…»
- Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке. Вставьте в слова нужную букву.
(Работа в группах.)
Во…а, све…, воз…ух, во…ный, пала…ка, ло…ка, пло…, де...
Проверить с помощью сигнального и цифрового табло.
-Есть ли у команды ошибки?
- Под какими номерами стоят слова, в которых допущены ошибки?
- Что вы можете сказать о д - т?
5). Работа в прописи.
Стр. 31
- Вставьте буквы в эти слова.
6). Чтение слов, предложений с изученными буквами
– С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб.
«… Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву – ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев – и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься…»
- Помогите Дюймовочке спуститься с дерева, назвав «добрые слова» и прочитав стихотворение о некоторых из них.
Доска: доброе утро добрый день добрый вечер
- Когда же говорим эти слова мы узнаем, открыв азбуку на стр.29 .
Работа с азбукой.
Стр. 29
Добрые слова помогли Дюймовочке спуститься с дерева. И она двинулась в путь.
7). Физ. минутка.
По дороге мы с Дюймовочкой идем
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем,
2
Потом дальше пойдем.
8). Развитие звуко-логового анализа и синтеза
«…Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая осень. Холодно стало девочке. Побрела она искать какое – нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда она выполнит ее задание….»
- Составьте слова из данных слогов
-до, - мик, - де, - воч, - ка, - де, - ре, - во, -Дюй, – мо, – воч, - ка.
9). Работа над предложением
«…О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Девочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложение на отдельные слова…»
- Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите его в пропись, подчеркните в словах буквы д-т.
- Работа в прописи.
Стр. 31
Дома и стены помогают.
- Как вы понимаете содержание этого предложения?
- Что необходимо знать, чтобы грамотно записать предложение?
- Найдите и подчеркните мягкие согласные. Докажите свое мнение.
10). Закрепление изученного
Крот был в своем доме.
«… А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой… Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны.
Птица опустила Дюймовочку на красивый цветок и улетела.
Просмотр отрывка из м\ф «Дюймовочка» ( момент встречи Дюймовочки с принцем).
- Вот такой счастливый конец имеет история о Дюймовочке.
- Давайте вспомним и запишем, кто же был рядом с Дюймовочкой во время ее путешествия.
11). Комментированное письмо
- Жаба-мама, жаба-сын, жук, рыбки, рак, крот, ласточка, принц.
- Подчеркните в словах буквы, которые смягчают стоящую впереди согласную.
12). Самостоятельная работа
- Выполните звуко - буквенный анализ слова, которое обозначает имя героини, которая путешествовала с нами на уроке.
Дюймовочка
3
3. Итог.
- Счастливо закончилось путешествие Дюймовочки, наш же урок тоже подходит к концу.
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? О каких буквах мы сегодня говорили на уроке? Что вы можете о них рассказать?
Литература
1. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва «Просвещение» 1991.
2. Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Москва. Гном. 2007.