12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокорина Елена Вячеславовна19
0

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению чтению и письму «Весёлые звуки»

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 «РАДУГА»

ГОРОДА МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

педагогического совета

Протокол

от __________№______

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №4 «Радуга»

___________Мишукова О.Ю.

Приказ от___________№____ .

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ

ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВЕСЁЛЫЕ ЗВУКИ»

 

Направленность-социально-гуманитарная

Уровень освоения - базовый

Возраст обучающихся – старший дошкольный возраст

Срок реализации- 1 год

 

                             


 

Автор - составитель:

Кокорина Е.В., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»


 

г. Мичуринск

2022 год


 


 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

 

 

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Радуга» г. Мичуринска Тамбовской области

2.

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению чтению и письму для детей старшего дошкольного возраста «Веселые звуки»

3. Сведения об авторах

3.1.

Ф.И.О., должность

Кокорина Елена Вячеславовна, учитель-логопед

4. Сведения о программе

4.1

Нормативная база

Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 13 июля 2015г.);

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)

 

4.2

Область применения

Дополнительное образование

4.3

Направленность

Социально-гуманитарная

4.4

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

4.5

Вид программы

Модифицированная

4..

Уровень программы

Базовый

4.7

Возраст обучающихся по программе

Старший дошкольный возраст

4.8

Продолжительность обучения

64 часа, 1 год


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Блок 1. Комплекс основных характеристик ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ программы

1.1 Пояснительная записка.

В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.  Впервые дошкольное образование признано полноправным звеном всей системы образования.

Всесторонняя подготовка детей к школе – одна из задач детского сада. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств, указывающих на школьную зрелость. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).

 Но наблюдения за детьми и беседы с  учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению.

Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение, чтобы потом у первоклашек не возникало много проблем, одна из которых комплекс неполноценности. В дошкольном возрасте мозг ребенка интенсивно растет и развивается. Это самое благоприятное время для обучения, самый сензитивный период для общего развития речи детей. Наша задача – помочь мальчишкам и девчонкам как можно быстрее адаптироваться к школьной жизни, подготовить их к переходу на следующую ступень в их жизни.    Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы.  

     Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.   Одним из подходов и является развитие кружковой работы детского сада. Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по обучению детей чтению и письму.   Ориентирована программа на детей старшего дошкольного возраста и может быть реализована в рамках дополнительного образования в форме кружковой  работы.                                              

Программа соответствует ФГОС ДО.

Актуальность программы.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное речевое развитие детей.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы

осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и

подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы

Образовательные:

- Формирование и развитие фонематического слуха

- Развитие произносительных умений

- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией

- Знакомство со слоговой структурой слова

- Формирование умения правильно строить предложение, использовать

предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения

- Расширение словарного запаса детей

- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа

- Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

- Развитие слухового восприятия

- Развитие графических навыков

- Развитие мелкой моторики

- Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

- Воспитание умения работать

- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

 

1.3. Содержание программы

Учебный план

Время занятий в режиме дня: 17.00-17.25.

Продолжительность занятий: 20-25 минут.

Формы организации занятий: игровая, коллективная.

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Опрос

2.

Общая подготовка

62

31

31

Дидактические игры, графические диктанты

3.

Итоговое занятие

1

 

1

Праздник


 

1.4. Планируемые /ожидаемые результаты

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок знает и называет буквы русского алфавита;

- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;

- определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- делит слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

- пользуется графическим обозначением звуков;

- произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;

- записывает слово, предложение условными обозначениями, буквами

- составляет 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта

- пересказывает простые сказки;

- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых

предложений

- заучивает стихотворения

- понимает и выполняет учебную задачу

- у ребенка сформированы волевые и этические качества, такие, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

 

Способы определения результативности
Результативность работы проявляется как в качественном, так и в количественном показателях. Качественная результативность работы проявится в том, что в процессе обучения по предлагаемой программе дети приобретают новые умения и качественно изменяют ранее сформированные.

 

Результатом реализации программы является развитие у детей:
• Наблюдательности и коммуникативных способностей;
• Произвольного внимания;
• Зрительной, слухоречевой памяти;
• Мелкой и общей моторики;
• Активизации воображения;
• Способности логически мыслить;
• Пространственных представлений;
• Способности адекватно оценивать свою работу.

В течение учебного года ребенок оформляет альбом. В него входят выполненные им за год задания. На итоговом занятии в конце года устраивается выставка альбомов.

 Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

«Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста» Иншаковой О.Б.;

«Тестовая диагностика: обследование общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.

Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий», «Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение способ чтения»), 
«Графический диктант» (автор Д.Б.Эльконин).

 

Блок 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 32

Количество учебных дней – 64

Учебный период – с 1 октября по 31 мая

 

Календарный учебный график

п/п

 

Сроки

 

Тема занятия

 

Кол-во

часов

Теория

Практика

Всего

1

Октябрь

1 неделя

Понятие о речи. Функ­ции речи.

0,5

0,5

1

2

Понятие о звуке.

0,5

0,5

1

3

2 неделя

Звук у. Понятие о гласном звуке;

0,5

0,5

1

4

Буквы У, у.

0,5

0,5

1

5

3 неделя

Звук а.

0,5

0,5

1

6

Буквы А, а.

0,5

0,5

1

7

4 неделя

Звук о

0,5

0,5

1

8

Буквы 0, о

0,5

0,5

1

9

Ноябрь

1 неделя

 

Звук и.

0,5

0,5

1

10

Буквы И и.

0,5

0,5

1

11

2 неделя

Звук э. Буквы Э,э.

0,5

0,5

1

12

Звук ы. Буква ы

0,5

0,5

1

13

3неделя

Гласные звуки и буквы.

0,5

0,5

1

14

Звуки м мь.

Понятие соглас­ный звук, звон­кий, мягкий, твер­дый.Буквы М, м

0,5

0,5

1

15

4 неделя

Звуки в, вь.Буквы В, в.

0,5

0,5

1

16

Звуки н, нь. Буквы Н, н.

0,5

0,5

1

17

Декабрь

1 неделя

Звуки п, пь

Понятие глухой согласный звук.Буквы П, п.

0,5

0,5

1

18

Звуки т, ть.Буквы Т, т.

0,5

0,5

1

19

2 неделя

Звуки к, кь. Буквы К, к.

0,5

0,5

1

20

Звуки с, сь.

0,5

0,5

1

21

3 неделя

Буквы С, с.

0,5

0,5

1

22

Звуки х, хь.

0,5

0,5

1

23

4 неделя

Буквы X, х.

0,5

0,5

1

24

Звуки з, зь.

0,5

0,5

1

25

Январь

1 неделя

Буквы З, з.

0,5

0,5

1

26

Звуки с, сь — з, зь.

Буквы с-з.

0,5

0,5

1

27

2 неделя

Звуки б, бь.

0,5

0,5

1

28

Буквы Б, б.

0,5

0,5

1

29

3 неделя

Звуки д, дь.

0,5

0,5

1

30

Буквы Д, д.

0,5

0,5

1

31

4 неделя

Звуки г, гь.

0,5

0,5

1

32

Буквы Г, г.

0,5

0,5

1

33

Февраль

1 неделя

Звуки, к, кь -г, гь

Буквы к - г.

0,5

0,5

1

34

Звук ш.

0,5

0,5

1

35

2 неделя

Буквы Ш, ш.

0,5

0,5

1

36

Звуки с-ш. Буквы с-ш.

0,5

0,5

1

37

3 неделя

Буква я после согласных.

Буквы А-Я

0,5

0,5

1

38

Звук ж.

0,5

0,5

1

39

4 неделя

Буквы Ж, ж.

0,5

0,5

1

40

Звуки ш-ж. Буквы ш-ж.

0,5

0,5

1

41

Март

1 неделя

Звуки ж-з. Буквы ж-з.

0,5

0,5

1

42

Звук л.

0,5

0,5

1

43

2 неделя

Звук ль.

0,5

0,5

1

44

Буквы Л, л.

0,5

0,5

1

45

3 неделя

Буква е после согласных.

0,5

0,5

1

46

Буква ё после согласных. Буквы О-Ё

0,5

0,5

1

47

4 неделя

Звуки р, рь.

0,5

0,5

1

48

Буквы Р, р.

0,5

0,5

1

49

Апрель

1 неделя

Звуки Ф, Фь

0,5

0,5

1

50

Буквы Ф, ф

0,5

0,5

1

51

2 неделя

Буква Ю по­сле соглас­ных

0,5

0,5

1

52

Звук ц

0,5

0,5

1

53

3 неделя

Буквы Ц, ц

0,5

0,5

1

54

Звук й

0,5

0,5

1

55

4 неделя

Буква й

0,5

0,5

1

56

Звуки ль-й

0,5

0,5

1

57

Май

1 неделя

Звук ч

0,5

0,5

1

58

Буквы Ч,ч

0,5

0,5

1

59

2 неделя

Звуки ч — ть Буквы Ч-Т

0,5

0,5

1

60

Звуки ч — сь Буквы Ч-С

0,5

0,5

1

61

3 неделя

Звук щ

0,5

0,5

1

62

Буквы Щ, щ

0,5

0,5

1

63

4 неделя

Буква Ь на конце слова

0,5

0,5

1

64

Праздник «Прощай, моя первая книга!»

0

1

1

Итого

31,5

32,5

64

 

Перспективное планирование

п/п

Тема

занятия

Дикция.

Интонационная

выразительность

речи

Формирование

фонемати­ческого

восприятия

Обучение

грамоте

(работа с

разрез­ной

азбукой,

письмо,

чтение)

Коли

чество

часов

кон

спек

та

Октябрь

 

 

 

 

 

 

1

Понятие о речи. Функ­ции речи.

 

 

 

 

1

 

Конспект № 1

2

Понятие о звуке.

 

Выделение начального гласно­го звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове.

 

1

Конспект № 2

3

Звук у. Понятие о гласном звуке;

Протяжное и отрыви­стое произнесение зву­ка у.

Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции

 

1

Конспект № 3

4

Буквы У, у.

Восклицательная интонация

 

Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица.

1

Конспект № 4

5

Звук а.

Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса.

Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).

 

1

Конспект № 5

6

Буквы А, а.

Повествовательная, восклица­тельная и вопросительная ин­тонация

 

Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а.

Ребус лак. Кроссворд.

1

Конспект № 6

7

Звук о

Интонационное произнесение звука о.

Выделение звука о из ряда глас­ных, слогов, из состава слова в ударной позиции.

Анализ звукового ряда типаа о у.

 

1

Конспект № 7

8

Буквы 0, о

Произнесение звука о с изме­нением высоты голоса.

Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.

Повествовательная и воскли­цательная интонация при чте­нии.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок ,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о.

1

Конспект № 8

Ноябрь

9

Звук и.

Произнесение звука не посте­пенным усилением и ослабле­нием голоса.

Выделение звука и из состава слова.

Анализ звукового ряда типа аоуи.

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение.

1

Конспект № 9

10

Буквы И и.

Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение.

1

Конспект № 10

11

Звук э. Буквы Э,э.

Произнесение звука э с посте­пенным усилением и ослабле­нием силы голоса.Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменени­ем высоты голоса

Выделение звука э из состава слова.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типаа э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение.

1

Конспект № 11

12

Звук ы. Буква ы

Произнесение звука ы с изме­нением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе.

Выделение звука ы из состава слова.

Анализ звукового ряда типа о ы уа.

Обозначение буквой звука ы в схеме слова.

Составление из букв разрезной азбуки,

чтение и письмо ряда гласных типа аоуы.

Ребус дым. Чтение.

1

Конспект №12

13

Гласные звуки и буквы.

Беззвучное артикулирование гласных звуков.

Выделение гласных звуков из состава слова.

Соотнесение слова и схемы слова.

Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха.

Кроссворд.

Большая буква в начале предложения:

Чтение.

1

Конспект № 13

14

Звуки м мь.

Понятие соглас­ный звук, звон­кий, мягкий, твер­дый.Буквы М, м

Интонация повествовательная, восклицательная, растерянно­сти при произнесении слова мама с использованием мими­ки и жестов.

Выделение звуков м, мьиз со­става слова.

Дифференциация звуков м-мь.

Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов.

Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха.

Кроссворд.

Большая буква в начале предложения:

Чтение.

1

Конспект № 14

15

Звуки в, вь.Буквы В, в.

Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви.

Выделение звуков в, вьиз состава слова.

Анализ слогов типа ва.

Слоги типа да.

Ребусы ворота, вышка. Кроссворд.

Большая буква в именах людей.

Чтение и составление схемы предложения с предлогом а

Чтение.

1

Конспект № 15

16

Звуки н, нь. Буквы Н, н.

Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов.

Выделение звуков н, нь из состава слова.

Звуковой анализ слогов типа он, на.

Слоги типа ан, на. Ребус ниточка.

Чтение и составление предложений с предло­гом на.

Чтение.

1

Конспект № 16

Декабрь

17

Звуки п, пь

Понятие глухой согласный звук.Буквы П, п.

Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы.

Произнесение слогов с измене­нием высоты голоса. Произне­сение ряда слогов с постепен­ным увеличением силы голоса пах-пух-пых.

Выделение звуков п, пьиз состава слова.

Звуковой анализ слогов типа ап, па.

Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони.

Чтение и составление схем предложения с предлогом по.

Чтение.

1

Конспект № 17

18

Звуки т, ть.Буквы Т, т.

 

Выделение звуков т, тьиз со­става слова.

Дифференциация звуков т-ть.

Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.

Соотнесение слова и схемы.

Составление из букв разрезной азбуки и пись­мо слогов типа та, слов типа Том.

«Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот.

Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки.

Чтение.

1

Конспект № 18

19

Звуки к, кь. Буквы К, к.

Восклицательная инто­нация в стихотворении.

Выделение звуков к,кьизсостава слова.

Дифференциация звуков к-кь.

Звуко-слоговой анализ слова кап.

Звуковой анализ слов типа мак.

Составление из букв разрезной азбуки слогов

типа ка и дополнение их до целого слова.

Ребусы кони, окно.

Чтение.

Письмо слогов типа ак, ка; слов типа кит.

1

Конспект № 19

20

Звуки с, сь.

Работа над дикцией: Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег.

Выделение звуков с, сь из состава слова.

Дифференциация звуков с-сь

Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.

 

1

Конспект № 20

21

Буквы С, с.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа са, слов типа сук.

Преобразование слов сук — сок сом.

Ребусы носок, аист.

Чтение. Кроссворд.

Письмо слогов типа са.

1

Конспект № 21

22

Звуки х, хь.

Интонация перечисле­ния: Художник Хрюша нарисовал петуха, хо­мяка, муху.

Выделение звуков х, хьиз состава слова.

Дифференциация звуков х-хь.

Анализ слогов ха, хи.

Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха.

 

1

Конспект № 22

23

Буквы X, х.

Восклицательная и по­вествовательная инто­нация при чтении тек­ста.

 

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа ох, ха и дополнение их до целого слова. Письмо слогов типа ха, слов типа ухо, муха.

Ребусы уха, духи.

Чтение.

1

Конспект № 23

24

Звуки з, зь.

Работа над дикцией: Зои-ного зайку зовут Зазнай­ка.

Выделение звуков з, зьиз состава слова.

Дифференциация звуков з, зь

Соотнесение слова и схемы.

Звуко-слоговой анализ слова коза.

 

1

Конспект № 24

Январь

25

Буквы З, з.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слогов типа за, звои дополнение их до целого слова.

Письмо слов типа коза, звон.

Правописание безударных гласных (коза).

Ребусы ваза, зима.

Чтение.

1

Конспект № 25

26

Звуки с, сь — з, зь.

Буквы с-з.

Заучивание стихотворения И. Кузьмина.

Дифференциация звуков с, сь— з, зь.

Дифференциация букв с-ш.

Слова с пропущенной буквой.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Чтение.

1

Конспект № 26

27

Звуки б, бь.

Работа над дикцией: Бе­лые бараны били в бара­баны.

Выделение звуков б,бьиз состава слова.

Дифференциация звуков б-бь.

Звуко-слоговой анализ слов бусы, бант.

 

1

Конспект № 27

28

Буквы Б, б.

Повествовательная, вос­клицательная, интонация при чтении текста.

 

Составление из букв разрезной азбуки слов

бусы, бант, кабина.

Письмо слов типа Бобик, кубики, изба.

Ребусы кабан.

Чтение.

1

Конспект № 28

29

Звуки д, дь.

Работа над дикцией: Дед Данила делил дыню доль­ки Диме, дольку Ди­не.

Выделение звуков д, дьиз состава слова.

Дифференциация звуков д-дь.

Звуко- слоговой анализ слов дубок,диван.

 

1

Конспект № 29

30

Буквы Д, д.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов

дом, дубок, посуда.

Письмо слогов типа да, слов дом, дымок.

Правописание безударных гласных (дома́).

Ребусы дом, дочка.

Чтение.

1

Конспект № 30

31

Звуки г, гь.

 

Выделение звуков г, гь из состава слова.

Дифференциация звуков г, гь.

Звуко-слоговой анализ слов гуси, Ганс.

 

1

Конспект № 31

32

Буквы Г, г.

Интонация перечисления при чтении текста.

 

Составление из букв разрезной азбуки слов:

книга, бумам, магазин.

Письмо слогов типа га; слов гном, гамак, нога,

бумага.

Ребусы гвоздика, газон, гуси, гамак.

Чтение.

1

Конспект № 32

Февраль

33

Звуки, к, кь -г, гь

Буквы к - г.

 

Дифференциация звуков к, кь - г, гь.

Дифференциация букв к-г.

Правописание парных звонких и глухих

согласных на конце слова.

1

Конспект № 33

34

Звук ш.

Работа над дикцией: Даша под душем моет шею и уши.

Вопросительная, повество­вательная и восклицатель­ная интонация.

Выделение звука ш из состава слова.

Звук ш— твердый.

Звуко-слоговой анализ слов шуба, мышка, камыш.

 

1

Конспект № 34

35

Буквы Ш, ш.

Интонация перечисления при чтении текста.

 

Составление из букв разрезной азбуки слова шуба.

Преобразование слов: кошка - мошка - мушка— пушка — пышка мышка.

Ребусы Наташа, Маша.

Чтение.

Кроссворд.

Правила письма предложения Это наша Машка.

1

Конспект № 35

36

Звуки с-ш. Буквы с-ш.

Работа над дикцией: Саша шапкой шишку сшиб.

Дифференциация звуков с-ш.

Дифференциация букв с-ш.

Чтение.

Ребусы сушка, суша.

1

Конспект № 36

37

Буква я после согласных.

Буквы А-Я

 

 

Обозначение мягкости согласных буквой я.

Дифференциация а-я.

Составление из букв разрезной азбуки слов

Катя, Вася и предложения: У кошки котята.

Чтение.

1

Конспект № 37

38

Звук ж.

Работа над дикцией и интонацией: Жутко жуку жить на суку.

Выделение звука ж из состава слова.

Звук ж - твердый.

Звуко-слоговой анализ слова пижа­ма.

 

1

Конспект № 38

39

Буквы Ж, ж.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов

жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит

жабу.

Ребус лужа.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Письмо: кроссворд, предложение Вот жук, жаба и уж.

Чтение.

1

Конспект № 39

40

Звуки ш-ж. Буквы ш-ж.

 

Дифференциация звуков ш-ж.

Дифференциация букв ш-ж.

Слова с пропущенными буквами.

Ребусы ужин, машина.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Правописание слогов ши-жи. Письмо слоговши-жи.

Чтение.

1

Конспект № 40

Март

41

Звуки ж-з. Буквы ж-з.

Работа над дикцией: За­дрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Дифференциация звуков з - ж.

Дифференциация з-ж.

Слова с пропущенными буквами.

Чтение.

1

Конспект № 41

42

Звук л.

Работа над дикцией: Кла­ва лук клала на полку. Позвала к себе Николку.

Выделение звука л из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна.

 

1

Конспект № 42

43

Звук ль.

Работа над дикцией:

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Выделение звука ль из состава слова.

Звуко-слоговой анализ слов лиса, пальма.

 

1

Конспект № 43

44

Буквы Л, л.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов лак, лук, волны, лодки; предложений Лодкиплывут. Волны шумят.

Ребусы липа, сила. «Что в калаче?»

Письмо слогов типа ал, ла; слов зал, ходули,клоун; предложения Клоун много шутил.

Чтение.

1

Конспект № 44

45

Буква е после согласных.

 

 

Обозначение мягкости согласных буквой е.

Письмо слов лес, небо, снег; предложение Дети идут в лес.

Чтение.

1

Конспект № 45

46

Буква ё после согласных. Буквы О-Ё

 

Дифференциация согласных по твер­дости-мягкости.

Обозначение мягкости согласных буквой ё.

Дифференциация о-ё.

Составление из букв разрезной азбуки предло­жения Тема везёт Тому.

Чтение.

1

Конспект № 46

47

Звуки р, рь.

Работа над дикцией и ин­тонаций при произнесе­нии чистоговорок.

Выделение звуков р, рьиз состава слова. Дифференциация звуков р-рь.

Звуковой анализ слов: Марс, Уран.

Звуко-слоговой анализ слова Сатурн.

 

1

Конспект № 47

48

Буквы Р, р.

 

 

Составление из букв разрезной азбуки предло­жения Ракета на старте.

Ребусы народ, ворота, пирог.

Письмо слогов типа ра; слов Рекс, Шарик,

Предложения Мухтар берёт след.

Чтение.

1

Конспект № 48

Апрель

49

Звуки Ф, Фь

Интонационная вы­разительность речи (стихотворение В.Бе­рестова)

Выделение звуков Ф, Фьиз состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин

 

1

Конспект № 49

50

Буквы Ф, ф

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов: фея, фиалка, фазаны, филин, фрукты.

Ребусы жираф, филин. Кроссворд. Пись­мо предложения: Федя идет на футбол. Чтение

1

Конспект № 50

51

Буква Ю по­сле соглас­ных

 

Дифференциация согласных по твердости-мягкости.

Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация у-ю. Ребус люк, верблюд. Чтение

1

Конспект № 51

52

Звук ц

Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу

Выделение звука ц из состава сло­ва. Звук ц твердый. Звуко-слого­вой анализ слов овца, курица

 

1

Конспект № 52

53

Буквы Ц, ц

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов цыпленок, курица и предложения с этими словами. «Рассыпанные» слова.

Чтение

1

Конспект № 53

54

Звук й

Работа над дикцией Март с водой, апрель с травой, май с грозой.

Звук й мягкий. Выделение звука йиз состава слова. Звуко-слоговой анализ слова зайка

 

1

Конспект № 54

55

Буква й

Вопросительная интона­ция при чтении загадки

 

Составление из букв разрезной азбуки слов мойся, муравей, лишний, Незнайка. Кроссворд. Чтение

1

Конспект № 55

56

Звуки ль-й

 

Дифференциация звуков ль-й

Составление из букв разрезной азбуки предложения Это мой любимый Юпик.

Чтение

1

Конспект № 56

Май

57

Звук ч

 

Выделение звука ч из состава слова. Звук ч — всегда мягкий. Звуко-слоговой анализ слов чай, очки, чашка, чайн

 

1

Конспект № 57

58

Буквы Ч,ч

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит и предложения Черти в печи пекли калачи. Правописание ча, чу. Письмо ряда слогов, слов: харчо, чебуреки, чай; предложения Мы пили горя чий чай. Кроссворд. Чтение

1

Конспект № 58

59

Звуки ч — ть Буквы Ч-Т

Работа над дикцией: Печка печет, Речка течет.

Дифференциация звуков ч-ть

Дифференциация букв Ч-Т. «Потерялись» слоги ЧА и ТЯ. Чтение

1

Конспект № 59

60

Звуки ч — сь Буквы Ч-С

 

 

Работа над дикцией: Синичка, синичка — Воробью сестричка.

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Я на волю хочу

Дифференциация звуков ч-сь

Дифференциация букв Ч-С Буква «потерялась». Чтение

1

Конспект № 60

61

Звук щ

Работа над дикцией: Два щенка щека к щеке, Щиплют щетку в уголке

Звук щ — мягкий. Выделение звука щ из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов пиль­щик, сварщик

 

1

Конспект № 61

62

Буквы Щ, щ

 

 

Составление из букв разрезной азбуки слов: пещера, защита, ищу, пища. Правописание щу, ща. «Рассыпанные» слова. Ре­бусы. Чтение

1

Конспект № 62

63

Буква Ь на конце слова

 

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова

Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Кроссворд. Чтение

1

Конспект № 63

64

Заключительное занятие

Праздник «Прощай, моя первая книга!»

1

Конспект № 64

 

 

Условия реализации программы

Санитарно-гигиенические требования

Занятия могут проводиться в помещениях, соответствующих требованиям СанПиНа, ГОСТов, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещения должны хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение

Педагог, осуществляющий образовательную деятельность по программе, должен иметь высшее педагогическое образование по специальности.

Принципы и подходы к формированию программы

За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чистозвуковой период обучения.

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Принципы реализации программы

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей , построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

 

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

 

8

 

 

64

 

10


 

Значимые характеристики для разработки и реализации программы

Возрастные особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.

В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

Психолого – педагогические условия реализации программы

Особенности программы

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Способы и формы работы с детьми

- Дидактические игры

- Фонематические упражнения

- Работа с текстами

- Театрализация

- Рисование

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

Технология проведения:

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Основные применяемые технологии:

- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

- Здоровье сберегающие технологии

- Компьютерные (новые информационные) технологии

- Личностно-ориентированное обучение

Структура организованной образовательной деятельности детей:

Работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

 

Расписание дополнительной образовательной деятельности

Возраст детей

Длительность одного мероприятия

Максимальный объём

образовательной нагрузки в неделю

Время в режиме дня

1

Старший дошкольный возраст

20-25 минут

45 минут

17.30-17.55


 

Содержание психолого – педагогической работы по развитию звуко – буквенного анализа

- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.

- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

- Закреплять умение делить слова на слоги.

- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

- Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

- Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).

- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат (моделирование).

- Учить обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.

- Учить писать слова с помощью графических изображений.

- Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

- Учить соотносить звук и букву.

- Учить писать слова, предложения печатными буквами.

- Учить проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.

- Способствовать развитию фонематического восприятия.

- Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.

- Познакомить с термином «предложение».

- Учить правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».

- Учить составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.

- Учить записывать предложение условными обозначениями.

- Способствовать развитию графических навыков.

- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

 

Особенности организации предметно – пространственной среды

Центр «Игровая деятельность»

В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами и алфавитом.

Центр «Словеснаая игралочка»

Здесь размещаются магнитная азбука, касса букв и слогов , таблицы и схемы звуко – буквенного анализа.

Центр «Приобщение к художественной литературе»

Здесь размещаются детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука».

Центр «Изобразительная деятельность»

Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Азбука», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штриховка».


 

Формы аттестации

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии при выполнении практической работы с целью проверки качества усвоения теоретического и практического материала.

Результат освоения программы: учащиеся должны принять участие в празднике «Прощай, моя первая книга!»

 

Оценочные материалы

Диагностический инструментарий

(Т.А.Ткаченко, О.Б.Иншакова.)

Навыки языкового анализа:

Инструкция

Предъявление задания

Оценка

Сколько слов в предложении?

1

День был теплый.

Высокий уровень – правильный ответ с первой попытки;

Выше среднего уровня – правильный ответ со второй попытки;

Средний уровень – правильный ответ с третьей попытки;

Ниже среднего уровня – неверный ответ с третьей попытки;

Низкий уровень – не понимание инструкции.

2

Около дома росла высокая береза

Сколько слогов в слове?

3

Дом

4

Карандаш

Определи место звука в слове

5

Первый звук в слове «крыша»

6

Третий звук в слове «школа»

7

Последний звук в слове «стакан»

Сколько звуков в слове?

8

Рак

9

Сумка

10

Диктант

Грамматический строй речи:

Оценка

Предъявление задания

«Послушай и повтори».

Оценка:

Высокий уровень – правильное и точное воспроизведение;

Выше среднего уровня – перестановка слов в предложении без искажения смысла;

Средний уровень – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

Ниже среднего уровня – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено;

Низкий уровень – не воспроизведение.

1

Птичка свила гнездо.

2

В саду было много красных яблок.

3

Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.

4

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

5

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

«Исправь ошибки»

Оценка:

Высокий уровень – выявление и исправление ошибки;

Выше среднего уровня – незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка);

Средний уровень – ошибка выявлена, аграмматичное исправление;

Ниже среднего уровня – ошибка выявлена, но не исправлена,

Низкий уровень – ошибка не выявлена.

6

Дом нарисован мальчик.

7

Собака вышла в будку.

8

По морю плывут корабль.

9

Хорошо спится медведь под снегом.

10

Над большим деревом была глубокая яма.

«Составь предложения».

Оценка:

Высокий уровень – предложение составлено верно;

Выше среднего уровня – нарушен порядок слов;

Средний уровень – пропуски, привнесение, замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности;

Ниже среднего уровня – смысловая неадекватность

Низкий уровень – отказ от выполнения задания.

11

Мальчик, открывать, дверь.

12

Сидеть, синичка, на, ветка.

13

Груша, бабушка, внучка, давать.

14

Витя, косить, трава, кролики, для.

15

Петя, купить, шар, красный, мама.

«Вставь пропущенное слово».

Оценка:

Высокий уровень – правильный ответ;

Выше среднего уровня – самокоррекция;

Средний уровень – правильный ответ после стимулирующей помощи;

Ниже среднего уровня – правильный ответ после помощи второго вида;

Низкий уровень – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

16

Лена наливает чай … чашки.

17

Почки распустились … деревьях.

18

Птенец выпал… гнезда.

19

Щенок спрятался … крыльцом.

20

Пес сидит … конуры.

«Один – дом, а если их много, то это – дома».

Оценка:

Высокий уровень – правильный ответ;

Выше среднего уровня – самокоррекция;

Средний уровень – правильный ответ после стимулирующей помощи;

Ниже среднего уровня – форма образована неверно;

Низкий уровень – невыполнение.

21

Один – стол, а много – это…

22

Стул -

23

Окно -

24

Звезда -

25

Ухо -

«Один- дом, а много чего? – домов».

Оценка:

Высокий уровень – правильный ответ;

Выше среднего уровня – самокоррекция;

Средний уровень – правильный ответ после стимулирующей помощи;

Ниже среднего уровня – форма образована неверно;

Низкий уровень – невыполнение.

26

Один – стол, а много чего? - …

27

Стул - …

28

Окно - …

29

Звезда - …

30

Ухо - …

Связная речь:

Предъявление задания

Оценка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки). Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.

t1670221841aa.jpg t1670221841ab.jpg t1670221841ac.jpg t1670221841ad.jpg

1) Критерий смысловой целостности:

Высокий уровень – рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

Выше среднего уровня – незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

Средний уровень – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла;

Ниже среднего уровня – рассказ не завершен;

Низкий уровень – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического высказывания:

Высокий уровень – грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.

Выше среднего уровня – без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

Средний уровень – аграмматизмы, далекие смысловые замены;

Ниже среднего уровня – односложные предложения, неадекватное использование лексических средств;

Низкий уровень – рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

Высокий уровень – полностью самостоятельная работа;

Выше среднего уровня – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ – самостоятельно;

Средний уровень – картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей помощью

Ниже среднего уровня – картинки разложены педагогом, рассказ – с помощью;

Низкий уровень – невыполнение даже при наличии помощи.

Послушай рассказ, запомни и перескажи.

 

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

1) Критерий смысловой целостности:

Высокий уровень – воспроизведены все смысловые звенья;

Выше среднего уровня – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

Средний уровень – пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла,

Ниже среднего уровня – рассказ не завершен, включение посторонней информации;

Низкий уровень – невыполнение;

2) Критерий лексико-грамматического высказывания:

Высокий уровень – нарушений лексических и грамматических средств нет;

Выше среднего уровня – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

Средний уровень – односложные предложения, неадекватное использование слов;

Ниже среднего уровня – аграмматизмы, повторы;

Низкий уровень – пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

Высокий уровень – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

Выше среднего уровня – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса);

Средний уровень – пересказ после повторного прочтения;

Ниже среднего уровня – пересказ по вопросам;

Низкий уровень – невыполнение даже по вопросам.


 

Методические материалы

Методическое обеспечение программы

Оборудование:

- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;

- касса букв и слогов;

- наборное полотно;

- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;

- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы

- карточки и схемы составления предложений;

- магнитная азбука;

- символические обозначения звуков.

Методическое обеспечение:

- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»

«Ювента» 2009г.

- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

- Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия

развития». 2009г.

- Практическое пособие «Буквы в раскрасках» . Е. В. Соловьева. Москва

«Просвещение» 2010г.

- Практическое пособие «Учимся читать» ». С. Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.

Ярославль. «Академия развития» 2006г.

-  Цуканова С.П., Бетц Л.Л.  «Учим ребенка говорить и читать». Три периода обучения 2008 

 

2.6 Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ

Данная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (лиц их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог- психолог). Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и навыки у ребенка.

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе специалистов ДОУ:

Логопед:

диагностика, постановка и автоматизация звуков;

развитие фонематического слуха;

расширение словаря;

развитие мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

элементы логоритмики;

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

развитие координации движений;

музыкотерапия.

Воспитатель :

расширение словаря;

развитие связной речи;

развитие общей и мелкой моторики;

развитие фонематического слуха.

Родители :

выполнение рекомендаций всех специалистов;

закрепление навыков и расширение знаний.

 

2.7 Литература

Галкина Г.Г., Т.И. Дубинина «Пальцы помогают говорить» Москва, Издательство ГНОМ, 2012

Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет» Москва, Издательство ГНОМ и Д, 2010

Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания» Москва, Издательство ГНОМ, 2012

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить». I период обучения. Москва, Издательство ГНОМ, 2014

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить». II период обучения. Москва, Издательство ГНОМ, 2015

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить». III период обучения. Москва, Издательство ГНОМ, 2014

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать». Альбом I для индивидуальной работы. Москва, Издательство ГНОМ, 2015

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать». Альбом II для индивидуальной работы. Москва, Издательство ГНОМ, 2015

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать». Альбом III для индивидуальной работы. Москва, Издательство ГНОМ, 2015

 

 

Информационные источники:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

ЦукановаС.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить» - Москва, Издательство ГНОМ и Д, 2008 – Режим доступа:

http://metodich.ru/cukanova-s-p-betc-l-l/index.html

 

 

 

 

 

 


 

9

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.