12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Таймуразовна Томаева1007
Учитель экономики и информатики. Педагогический стаж - 31 год. Имею следующие награды: Почетная грамота МО и науки РСО-А, 2015 г. Почетная грамота МО и науки Российской Федерации, 2021 г.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., с. Чермен













Урок по экономике

В 11 классе на тему:

«Потребитель в экономике»
















12.09.2020г.


Цель урока:

Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.

Обеспечить усвоение учащимися прав потребителя.

Научить защищать права и интересы потребителя законным образом.

Образовательные задачи урока: узнать, кто такой потребитель, познакомиться с правами потребителя

Развивающие задачи урока:

развитие активной творческой деятельности, расширение кругозора по теме «Потребитель в экономике».

развивать знания, которые расширяют кругозор учащихся;

развивать интерес к предмету.

разобрать пирамиду человеческих потребностей по А.Маслоу;

ответить на вопрос, кто же такие потребители;

познакомиться с правами потребителя

помочь учащимся разобраться, что такое потребность

Воспитательные задачи урока:

формировать и развивать нравственные, трудовые качества личности; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе;

формировать потребительскую грамотность.


Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель в экономике» плакат «Пирамида человеческих потребностей по А.Маслоу;




ХОД УРОКА.


Организационный момент

II.Актуализация знаний

Б) Экономическая разминка

1. владелец акции(акционер)

2. временное владение и пользование помещением(аренда)

3. Вещи, которые обладают ценностью, которые можно увидеть и потрогать (товары)

4.Цена, измеряемая через другую вещь(альт. ст-ть)

5. Право владеть и распоряжаться (частная собственность)

6. Выраженная в деньгах стоимость товара или услуги(цена)

7. Соперничество между продавцами или между покупателями(конкур)

8. Место, где встречаются продавцы и покупатели(рынок)

9.Нечто нематериальное, но обладающее ценностью(услуги)

10. Наука, изучающая выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей человека(экономика)

Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

-Как вы думаете, для чего мы изучаем экономику

Правильно, в первую очередь, чтобы удовлетворить свои потребности

Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?

- О чем мы с вами будем сегодня говорить?

- О потребностях, потребителях, сформулируем тему нашего урока

-Тема нашего сегодняшнего урока : «Потребитель в экономике»


Целеполагание. Определим цели нашего урока,

нашей деятельности на уроке

Мы должны ответить на вопрос, что такое потребность, кто же такие потребители; познакомиться с правами потребителя

Существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Что же такое потребности?

Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.

На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его



t1641115892aa.png





Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.


Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в два этапа.

1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.

2 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.

2 слайд


t1641115892ab.png






Итак:

Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.(3 слайд)

Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.

Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем.

И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.


И у продавца, и у потребителя есть свои экономические интересы, которые отличаются друг от друга. Какие же интересы у потребителя при приобретении товаров и услуг? (ответы детей).

Грамотность потребителя  - тема очень серьезного разговора. Для начала познакомимся с визитной карточкой товара. Визитной карточкой товара является его штриховой код. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, такой код должны иметь обязательно. За пренебрежение этим правилом нарушитель платит штраф – до 15% стоимости всей партии. Штрих-код несет в себе очень много информации. (слайд 4)

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара

1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18
2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+2+0+4+0+0=10
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64
5. Отбросить десятки: получим 4
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия - четыре или пять. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

Потренируемся в определении подлинности товара.

Далее о суверенитете потребителя.(слайд 5) Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем. (6 слайд)

В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:

Монополизм производителя

Непрофессионализм потребителя

Введение нас в заблуждение (чистый обман)

Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.


Как потребителю обеспечить свой суверенитет? (7 слайд)

Главное он должен знать свои права.

Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?

«Права потребителя» (слайд 8)

- на информацию

- на выбор

- на консультацию

- на добросовестное, качественное обслуживание

- на качество товара

- на возврат товара

- на замену товара

- на возмещение убытков

- на апробацию

- на здоровье

- на защиту от агрессии

- на возмещение морального ущерба.

- на безопасность



Во всех цивилизованных странах существует закон, в котором прописаны права потребителя. Как в России называется этот документ? Как вы думаете, этот документ предназначен только для потребителей? (ответы детей)

Закон «О защите прав потребителей»(слайд 9) - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года (слайд 10) и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей.


Я приготовила для вас фрагмент известного мультфильма «Как старик корову продавал». Сейчас мы его внимательно посмотрим, а затем вы должны будете ответить на вопрос: если бы богач все-таки купил корову, какие права потребителя были бы нарушены?


Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».

Разобрать ситуации(12, 13 слайд)

Итог: Давайте подведем итог и вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- Кто такой потребитель?

-Какие он имеет права?

- Как называется закон, в тором указаны все эти права?






IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учащимся предлагаются следующая задача:

У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены 55 и 45 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у обоих?


Ребята высказываются.

Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится? А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 45 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам один килограмм. Требуются ли комментарии?


V. Рефлексия

на этом уроке мы освоили ...

сегодня мы научились ...

мне было сложно ...

я понял, что ...

я планирую



VI. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Я потребитель»



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.