Урок по экономике в 11 классе на тему «Потребитель в экономике»
Урок по экономике
В 11 классе на тему:
«Потребитель в экономике»
12.09.2020г.
Цель урока:
Сформировать на уроке новое понятие – потребитель.
Обеспечить усвоение учащимися прав потребителя.
Научить защищать права и интересы потребителя законным образом.
Образовательные задачи урока: узнать, кто такой потребитель, познакомиться с правами потребителя
Развивающие задачи урока:
развитие активной творческой деятельности, расширение кругозора по теме «Потребитель в экономике».
развивать знания, которые расширяют кругозор учащихся;
развивать интерес к предмету.
разобрать пирамиду человеческих потребностей по А.Маслоу;
ответить на вопрос, кто же такие потребители;
познакомиться с правами потребителя
помочь учащимся разобраться, что такое потребность
Воспитательные задачи урока:
формировать и развивать нравственные, трудовые качества личности; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебе;
формировать потребительскую грамотность.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала
Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая фронтальная, анализ правовых документов, анализ правовых ситуаций, самооценка.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Потребитель в экономике» плакат «Пирамида человеческих потребностей по А.Маслоу;
ХОД УРОКА.
Организационный момент
II.Актуализация знаний
Б) Экономическая разминка
1. владелец акции(акционер)
2. временное владение и пользование помещением(аренда)
3. Вещи, которые обладают ценностью, которые можно увидеть и потрогать (товары)
4.Цена, измеряемая через другую вещь(альт. ст-ть)
5. Право владеть и распоряжаться (частная собственность)
6. Выраженная в деньгах стоимость товара или услуги(цена)
7. Соперничество между продавцами или между покупателями(конкур)
8. Место, где встречаются продавцы и покупатели(рынок)
9.Нечто нематериальное, но обладающее ценностью(услуги)
10. Наука, изучающая выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей человека(экономика)
Ш. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-Как вы думаете, для чего мы изучаем экономику
Правильно, в первую очередь, чтобы удовлетворить свои потребности
Само существование экономики, все производства связаны с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов. Давайте же зададимся вопросом: что же такое потребности?
- О чем мы с вами будем сегодня говорить?
- О потребностях, потребителях, сформулируем тему нашего урока
-Тема нашего сегодняшнего урока : «Потребитель в экономике»
Целеполагание. Определим цели нашего урока,
нашей деятельности на уроке
Мы должны ответить на вопрос, что такое потребность, кто же такие потребители; познакомиться с правами потребителя
Существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.
Что же такое потребности?
Потребностей много. Их собрал и составил пирамиду человеческих потребностей американский социолог Абрахам Маслоу – сообщение ученика.
На доску повесить плакат «Пирамида человеческих потребностей» и вместе с ребятами рассмотреть и разобрать его
Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах.
Следующим этапом нашей работы является определение – кто же такой потребитель? Эта работа проводится в два этапа.
1 ЭТАП – Работа в парах. Учащиеся за партой выводят своё определение потребителя.
2 ЭТАП – Представитель из каждой группы зачитывает результат работы группы – определение потребителя.
2 слайд
Итак:
Потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд.(3 слайд)
Теперь мне хочется обобщить все сказанное вами. Каждый человек в современном мире пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от профессии, пола, возраста, являемся все мы. Даже продавец, стоящий за прилавком – потребитель. Потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. Это означает, что если вы обратились к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже стали его потребителем.
Возможна ситуация, когда один человек купил товар в подарок другому. Помните, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручён этот товар в качестве подарка, станет его потребителем.
И последний момент. Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрёл товар для личных нужд.
И у продавца, и у потребителя есть свои экономические интересы, которые отличаются друг от друга. Какие же интересы у потребителя при приобретении товаров и услуг? (ответы детей).
Грамотность потребителя - тема очень серьезного разговора. Для начала познакомимся с визитной карточкой товара. Визитной карточкой товара является его штриховой код. С 1993 года все товары, ввозимые в Европу, такой код должны иметь обязательно. За пренебрежение этим правилом нарушитель платит штраф – до 15% стоимости всей партии. Штрих-код несет в себе очень много информации. (слайд 4)
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18
2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
4+2+0+4+0+0=10
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64
5. Отбросить десятки: получим 4
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия - четыре или пять. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Потренируемся в определении подлинности товара.
Далее о суверенитете потребителя.(слайд 5) Суверенитет потребителя – это его независимость, это право владельцев любых видов экономических ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием. Так вот, суверенитет потребителя состоит в том, будут ли эти доходы потрачены на покупку тех или иных товаров или услуг, или нет. В покупке или отказе от покупки – независимость принятия решения потребителем. (6 слайд)
В тетрадях записать факторы, ограничивающие суверенитет потребителя:
Монополизм производителя
Непрофессионализм потребителя
Введение нас в заблуждение (чистый обман)
Формирование потребительских предпочтений через агрессивную рекламу.
Как потребителю обеспечить свой суверенитет? (7 слайд)
Главное он должен знать свои права.
Итак, приобретая что-либо за деньги, вы становитесь потребителями, а потребители имеют свои права. Представьте, что вы зашли в магазин и, давайте с вами определим, на что вы имеете право?
«Права потребителя» (слайд 8)
- на информацию
- на выбор
- на консультацию
- на добросовестное, качественное обслуживание
- на качество товара
- на возврат товара
- на замену товара
- на возмещение убытков
- на апробацию
- на здоровье
- на защиту от агрессии
- на возмещение морального ущерба.
- на безопасность
Во всех цивилизованных странах существует закон, в котором прописаны права потребителя. Как в России называется этот документ? Как вы думаете, этот документ предназначен только для потребителей? (ответы детей)
Закон «О защите прав потребителей»(слайд 9) - самый главный юридический документ целого комплекса законов – законодательства о защите прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» вступил в действие с апреля 1992 года (слайд 10) и теперь активно применяется потребителями всякий раз, когда ущемляются их права и особенно когда требуется их государственная или судебная защита. Также образованы Общества по защите прав потребителей.
Я приготовила для вас фрагмент известного мультфильма «Как старик корову продавал». Сейчас мы его внимательно посмотрим, а затем вы должны будете ответить на вопрос: если бы богач все-таки купил корову, какие права потребителя были бы нарушены?
Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».
Разобрать ситуации(12, 13 слайд)
Итог: Давайте подведем итог и вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.
- Кто такой потребитель?
-Какие он имеет права?
- Как называется закон, в тором указаны все эти права?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Учащимся предлагаются следующая задача:
У станции метро стоят три продавца, торгующие бананами. Бананы из одной партии, цены 55 и 45 рублей за килограмм. Тот продавец, который торгует дешевле, улыбчив и вообще приятен во всех отношениях. Под шутки и прибаутки обслуживает довольных покупателей, не давая им возможности дождаться, когда стрелка весов замрёт, фиксируя окончательный вес. Зато и сам не замерзает и других не задерживает. Вопрос: какого продавца вы предпочтёте при условии, что качество бананов одинаково у обоих?
Ребята высказываются.
Многочисленные проверки показали, что обвес при уличной торговле колеблется от 10 до 500 граммов. Возьмём даже среднюю цифру 255 гр. И что получится? А получится, что по выбранному вами продавцу вы заплатили 45 рублей не за кг, а за 745 гр. Определите, во сколько фактически обошёлся вам один килограмм. Требуются ли комментарии?
V. Рефлексия
на этом уроке мы освоили ...
сегодня мы научились ...
мне было сложно ...
я понял, что ...
я планирую
VI. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему: «Я потребитель»