12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6068
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Разработка урока для 7 класса по теме «Взаимодействие тел»



Разработка урока
DOCX / 3.1 Мб

Презентация к уроку
PPTX / 3.1 Мб

​​​​​​​Самостоятельная работа
DOCX / 3.1 Мб



Цели урока: выяснение причины изменения скорости тела.

Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «взаимодействие тел», сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследования, формировать научное мировоззрение.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: понимать различие между исходными данными и гипотезами при решении вопроса о причинах изменения скорости тела (опыты по взаимодействию тележек); овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными универсальными учебными действиями на примере гипотез о причинах изменения скорости тележек; уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; самостоятельно приобретать знания о причинах изменения скорости тела; овладеть практическими умениями; использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости изменения тел при взаимодействии; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу; внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения.

Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания при исследовании изменения скорости тел при взаимодействии (наблюдение, сравнение, измерение); делать выводы; развивать теоретическое мышление на основе изучения изменения скорости, уметь различать причины и следствия.

Частные предметные: понимать и объяснять причину изменения скорости тела; использовать знания о причинах изменения скорости тела в повседневной жизни, приводить примеры взаимодействия тел.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шариков.

Тип урока: изучения новых знаний.

Ход урока.

Организационный момент

Актуализация знаний.

Работа по карточкам (приложение)

Вхождение в тему.

Слайд 1

Мне бы хотелось, начат урок со слов великого ученного М.В. Ломоносова «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».

Слайд 2

Эксперимент. Опыты с тележками:

в 1 опыте «тележка-пластинка» механическое движение не возникает.

во 2-м опыте при взаимодействии двух тележек и пластинки возникает механическое движение.

Какова тема нашего урока? (Ответы учеников)

Слайд 3

Записываем тему урока в тетрадь.

Изучение новой темы.

Слайд 4

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

О каком взаимодействии идет речь (рис.1)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, толкает другую лодку. Обе лодки приобретают скорость.)

О каком взаимодействии идет речь (рис.2)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, выпрыгивает на берег. Лодка приобретают скорость, противоположную прыжку.)

Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? (Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.)

Слайд 5

Задание. Соотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия:

Упругое

Притяжение

Магнитное

Отдача при выстреле

Автомобильная авария

электромагнитное

Продолжим эксперимент: делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.

Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скорости. Причем скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другими меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно. Чем больше масса тела, тем тело боле инертно.

Слайд 6

Масса – это мера инертности тел. Инертность – это свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам). Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

Масса и инертность

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела – масса.

Если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть,

Трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить.

Только в том кого винить?

Решение задач:

Слайд 7

71. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?

Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.

Слайд 8

72. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка?

Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?

Слайд 9

74. Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.

Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.

Эксперимент.

Опыт 1. Сожмите в руках пластилиновый шарик, резиновый мячик, пружину и дайте ответы на следующие вопросы:

Действует ли в этом случае одно тело на другое?

Изменяется ли при этом скорость тела?

Что происходит с телом (Деформируется)

Опыт 2. Столкните два шарика: сначала стальные, а затем пластилиновые. Пронаблюдайте за изменением скорости этих шариков.

Сделайте выводы по проведению двух опытов.

Слайд 10

Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел.

Действие одного тела на другое приводит к деформации тела.

В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации.


5. Рефлексия.

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Мишень») Каждый ученик «стреляет» маркером в мишень четыре раза, располагая отметку тем ближе к центру мишени, чем выше он оценивает соответствующий сектор. Секторы мишени:

1-й сектор – оценка содержания, материала урока.

2-й сектор – оценка формы проведения урока.

3-й сектор – оценка деятельности учителя.

4-й сектор – оценка своей деятельности.

6. Домашнее задание § 19, творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия»

Список использованной литературы:

Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч.2.: задачник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012

Касьянова В.А. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». –М.: Издательство «Экзамен», 2013

Филонович Н. В. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015

Ханнанова Т.А. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина. –М.: Дрофа, 2014

Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» ФГОС. –М.: Издательство «Экзамен», 2017


Приложение 1. Самостоятельная работа по теме "Инерция и инертность"


Самостоятельная работа "Инерция и инертность"
DOCX / 3.1 Мб


















































Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Старшов Михаил Александрович, 16.11.20 в 06:35 1Ответить Пожаловаться
Это красиво: "тем тело боле инертно."! А что такое взаимодействие при отдаче? что с чем?
«Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия» - о, меня бы никто не толкал на улице! Lovely!
А правда, есть такая автор: "Касьянова В.А. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». –М.: Издательство «Экзамен», 2013" Не жена Касьянова В.А.?
И "Ханнанова Т.А" - Мужиков знаю, а тут дамы толпой, не встречал, виноват. ну, у Ханнановой ъоть инициалы незнакомые, а Касьянов один в одну!

Отредактировано 16-11-2020 06:44

Фоминова Елена Владимировна, 16.11.20 в 23:58 0Ответить Пожаловаться
Михаил Александрович, Ханннанов Н.К. и Ханнанова Т.А авторы "Рабочей тетради". А за Касьянова каюсь. Опечаточка вышла. Конечно, Касьянов В.А.
Спасибо, что проявляете интерес к моим работам. И так внимательно их просматриваете.
Старшов Михаил Александрович, 17.11.20 в 10:09 0Ответить Пожаловаться
И ВАМ СПАСИБО, Елена Владимировна, мы же для того и ходим на такой портал и затем работы показываем, чтобы получить отклик, а ещё важнее - критику и обсуждение. У себя заметить промах нелегко, а кто-то подскажет и задумаешься, а потом исправишь, если убедился.
Старшов Михаил Александрович, 16.11.20 в 06:51 1Ответить Пожаловаться
Как интересно: " массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей" - а Первого?.

"Масса и инертность

Знаю я с седьмого класса:

Главное для тела – масса.

Если масса велика,

Жизнь для тела нелегка:" Нелегка жизнь массивного начальника? Да ладно! пока он сохнет, худой-то сдохнет!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.