Урок по физике для 7 класса по теме «Взаимодействие тел»
Разработка урока для 7 класса по теме «Взаимодействие тел»
Разработка урока
DOCX / 3.1 Мб
Презентация к уроку
PPTX / 3.1 Мб
Самостоятельная работа
DOCX / 3.1 Мб
Цели урока: выяснение причины изменения скорости тела.
Задачи урока: познакомить учащихся с понятием «взаимодействие тел», сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их, понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел; развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследования, формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: понимать различие между исходными данными и гипотезами при решении вопроса о причинах изменения скорости тела (опыты по взаимодействию тележек); овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными универсальными учебными действиями на примере гипотез о причинах изменения скорости тележек; уметь проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.
Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности; самостоятельно приобретать знания о причинах изменения скорости тела; овладеть практическими умениями; использовать экспериментальный метод исследования при изучении скорости изменения тел при взаимодействии; уметь принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу; внимательно относиться друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания при исследовании изменения скорости тел при взаимодействии (наблюдение, сравнение, измерение); делать выводы; развивать теоретическое мышление на основе изучения изменения скорости, уметь различать причины и следствия.
Частные предметные: понимать и объяснять причину изменения скорости тела; использовать знания о причинах изменения скорости тела в повседневной жизни, приводить примеры взаимодействия тел.
Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шариков.
Тип урока: изучения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний.
Работа по карточкам (приложение)
Вхождение в тему.
Слайд 1
Мне бы хотелось, начат урок со слов великого ученного М.В. Ломоносова «Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Слайд 2
Эксперимент. Опыты с тележками:
в 1 опыте «тележка-пластинка» механическое движение не возникает.
во 2-м опыте при взаимодействии двух тележек и пластинки возникает механическое движение.
Какова тема нашего урока? (Ответы учеников)
Слайд 3
Записываем тему урока в тетрадь.
Изучение новой темы.
Слайд 4
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:
О каком взаимодействии идет речь (рис.1)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, толкает другую лодку. Обе лодки приобретают скорость.)
О каком взаимодействии идет речь (рис.2)? Что происходит при этом взаимодействии? (Мальчик, сидящий в лодке, выпрыгивает на берег. Лодка приобретают скорость, противоположную прыжку.)
Человек, действует на лодку, а лодка действует на человека? (Лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.)
Слайд 5
Задание. Соотнесите каждый рисунок с номером соответствующего взаимодействия:
Упругое
Притяжение
Магнитное
Отдача при выстреле
Автомобильная авария
электромагнитное
Продолжим эксперимент: делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скорости. Причем скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другими меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более инертно. Чем больше масса тела, тем тело боле инертно.
Слайд 6
Масса – это мера инертности тел. Инертность – это свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам). Знаю массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:
- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.
Масса и инертность
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Решение задач:
Слайд 7
№ 71. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Вити одинаковы?
Ответ. Пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет — значит одного из братьев в роддоме подменили.
Слайд 8
№ 72. Хорошо упитанная крупная молекула полихлорвинила с большой скоростью выскочила на перекресток и наехала на зазевавшуюся посреди улицы хилую, несчастную маленькую молекулу хлора. Кто отлетел от перекрестка?
Ответ. Молекула хлора, обладающая меньшей массой. Куда смотрит молекулярное ГАИ?
Слайд 9
№ 74. Когда туманным вечером Ляля, внезапно разлюбив Мишу, выпрыгнула на берег из лодки, в которой они последний раз поцеловались, ее масса была 96 кг. Во сколько раз скорость, приобретенная Лялей при прыжке, меньше начальной скорости с грустью поплывшего в туман Миши, если всем известно, что Мишина масса вместе с его байдаркой 48 кг.
Ответ. Если масса оставшихся наедине лодки и Миши вдвое меньше Лялиной, то скорость, приобретенная этой парочкой в миг разлуки с Лялей, в два раза больше начальной Лялиной скорости.
Эксперимент.
Опыт 1. Сожмите в руках пластилиновый шарик, резиновый мячик, пружину и дайте ответы на следующие вопросы:
Действует ли в этом случае одно тело на другое?
Изменяется ли при этом скорость тела?
Что происходит с телом (Деформируется)
Опыт 2. Столкните два шарика: сначала стальные, а затем пластилиновые. Пронаблюдайте за изменением скорости этих шариков.
Сделайте выводы по проведению двух опытов.
Слайд 10
Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости этих тел.
Действие одного тела на другое приводит к деформации тела.
В природе существует взаимодействие тел, результатом которого является изменение скорости этих тел или их деформации.
5. Рефлексия.
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу «Мишень») Каждый ученик «стреляет» маркером в мишень четыре раза, располагая отметку тем ближе к центру мишени, чем выше он оценивает соответствующий сектор. Секторы мишени:
1-й сектор – оценка содержания, материала урока.
2-й сектор – оценка формы проведения урока.
3-й сектор – оценка деятельности учителя.
4-й сектор – оценка своей деятельности.
6. Домашнее задание § 19, творческое задание «Что было бы с телами, если вдруг исчезли все взаимодействия»
Список использованной литературы:
Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч.2.: задачник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012
Касьянова В.А. Рабочая тетрадь по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс». –М.: Издательство «Экзамен», 2013
Филонович Н. В. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2015
Ханнанова Т.А. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.В. Перышкина. –М.: Дрофа, 2014
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» ФГОС. –М.: Издательство «Экзамен», 2017
Приложение 1. Самостоятельная работа по теме "Инерция и инертность"
Самостоятельная работа "Инерция и инертность"
DOCX / 3.1 Мб
Старшов Михаил Александрович
Фоминова Елена Владимировна
Старшов Михаил Александрович
Старшов Михаил Александрович