Урок по физике в 7 классе по теме: «Сила тяжести»
Пояснительная записка к презентации
Сила тяжести на других планетах.
Вокруг Солнца движутся 9 больших планет. Все они удерживаются около Солнца силами тяготения. Эти силы очень велики. Например, между Солнцем и Землей действует сила тяготения, равная примерно 3*1022 Н. Большое числовое значение этой силы объясняется тем, что массы Солнца и Земли очень велики. Среди больших планет Солнечной системы наименьшую массу имеет Меркурий – его масса почти в 19 раз меньше Земли. Масса самой большой планеты Солнечной системы – Юпитера – в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли – Луна – самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землей в среднем 380000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.
Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. На маленьком Меркурии, быстро обращающемся вокруг Солнца и повернутом к нему одной стороной, g = 3,7 Н/кг. На планете бурь – Венере, поверхность которой скрыта плотным слоем облаков, g = 8,8 Н/кг. На Марсе, испещренном ударами метеоритов (эти следы называли марсианскими каналами), g = 3,8 Н/кг. На гиганте Юпитере g = 24 Н/кг, а на Сатурне, украшенном удивительными кольцами, g = 9,1 Н/кг. На Уране тяготение такое же, как и у нас: g = 9,8 Н/кг, На Нептуне - g = 13,5 Н/кг. О тяготении на последней из известных планет – далеком Плутоне – достоверных данных нет, предположительно g = 0,6 Н/кг. На ближайшем к Земле небесном теле – Луне g = 1,6 Н/кг, т.е. притяжение на Луне в шесть раз слабее, чем на Земле.
Явление тяготения. Сила тяжести
Цели урока:
- ввести понятие тяготения, сила тяжести;
- установить зависимость силы тяжести от массы тела;
- научиться практически применять новые физические понятия;
Задачи:
Образовательные:
ввести новые физические понятия;
углубить знания по теме «Сила»;
продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;
- Знакомство с основными этапами научного познания.
Развивающие:
развивать наблюдательность, внимание, речь, память.
развивать интерес и логическое мышление путем решаемых проблем.
продолжить формирование умений проводить эксперимент;
развивать интерес к поиску дополнительной информации через Интернет.
Воспитательные:
продолжить развивать кругозор учащихся;
воспитывать аккуратность при проведении эксперимента и записи в тетрадях.
наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать выводы.
воспитывать умение работать в коллективе, осуществлять самостоятельную деятельность.
Воспитание уважения и любви к науке и её ярчайшим представителям.
Тип урока:
Изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ.
Оборудование:
кроссворд.
физические тела для бросания (теннисный шарик, губка, тяжелый мяч, металлический шарик);
таблица для записи результатов работы в группах;
музыка А. Вивальди для физкультминутки;
яблочки для рефлексии.
Компьютер, проектор
Карта урока
/data/files/y1486489773.ppt (презентация к уроку) |
Содержание урока |
Методы и приемы |
1. |
Повторение изученного материала |
Фронтальный опрос |
2. |
Постановка проблемы |
Фронтальный эксперимент, работа в группах по карточкам |
3. |
Работа с учебником |
Самостоятельная работа с текстом, беседа |
4. |
Закрепление, решение задач |
Отработка формул для расчета силы тяжести и массы тела путем решения задач, работа с таблицей Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с заданиями |
5. |
Самоконтроль |
Тестирование |
6. |
Рефлексия |
Закончить предложения |
7. |
Домашнее задание |
Пояснения учителя |
Учащихся в 7 классе:
12
Используемые учебники и учебные пособия:
1. А.В.Пёрышкин. "Физика . 7 класс. Глава 2.Взаимодействие тел.
2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова " Сборник задач по физике 7-9 классы"
Используемая методическая литература:
1. Р.Д. Минькова , Е.Н. Панаиоти "Тематическое и поурочное планирование по физике"ю- М., Экзамен, 2003
2. М.И. Блудов "Беседы по физике".-М., Просвещение, 1984
3. Л.А. Горев "занимательные опыты по физике".- М., Просвещение, 1985
4.http://festival.1september.ru/articles/501512/
ХОД УРОКА:
Этапы |
Учитель |
Ученики |
Метод |
Эксперимент |
Слайд |
1. Оргмомент |
Я приветствую семиклассников на уроке физики. Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята? Обменяйтесь рукопожатиями друг с другом. |
рукопожатия |
№1 стишок |
||
2. актуализация знаний |
Как назвать ваши действия с точки зрения нашей науки? |
Взаимодействия |
|||
А другими словами, что означает взаимодействие? |
Прикладывание силы |
||||
А только ли Никита взаимодействует? |
нет |
№2 Магнит, машина |
|||
Сколько тел может участвовать во взаимодействии? |
Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют |
||||
Какой величиной характеризуется взаимодействие? |
Силой |
№3 сила №4 ньютон |
|||
Скажите моё взаимодействие можно назвать силой? |
Да |
Бросаю мяч ученику |
|||
-Сила, какая это величина? А какую ещё векторную величину мы учили? |
Физическая |
Игра футбол |
|||
В каких единицах измеряется? Переведите в кН: 5Н, 60Н, 100Н,43Н. п |
Ньютон |
||||
В какую сторону направлена сила? |
В сторону действия тела |
||||
Итак, что такое сила? |
Сила – физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел. |
||||
у меня есть неск. Тел, приложите к ним силу Это можно назвать силой? Изменение значения скорости; Изменение размеров тела; Изменение направления движения; Изменение формы тела.) |
Тележка стоит на месте; Дать сжать одному ученику губку, другому катнуть мяч, другому поставить на пластилин поставить гирю, другому ракетку и тенисный мяч, растягивание резинки. |
Сжать губку; Катнуть по полу мяч; Поставить гирю; отбивать теннис. мячик; качнуть на нити мяч, растянули резинку |
№5 сила определение №6 причины |
||
Раз есть физическая величина, есть её единица измерения, то должен быть и прибор для её измерения, но с ним мы познакомимся на следующем уроке |
№7 динамометры |
||||
3. целеполагание |
Сегодня на уроке мы попробуем себя в новой роли ученых - исследователей. А исследовать мы будем простое и каждый день, встречающееся нам явление - Вам нужно рассмотреть факт движения - проанализировать траекторию движения тела - определить схематически направление силы падение тел. |
Делятся на 3 группы исследователей Заполняют лист наблюдения каждый |
РТ |
1.Перерезает нить; 2. Бросает мяч вверх 3. Бросает мяч дугой |
№8 Гипотеза схема №9 исследование - наблюдение |
Что произойдёт с шариком, если перережем нить? куда направлена сила во всех случаях? Верно, она тянет вниз Тогда как можно назвать эту силу? А кто догадается, как называется данное явление |
Вниз Сила тяжести Явление тяготения |
ФО |
Представление опыта групп |
||
Встаньте. Поднимите руки вверх. Руки удерживаются силой ваших мышц, мускул. Представьте, что сила мышц отсутствует. Покажите, что произойдет с руками. Поднимите руки. Представьте, что сила мышц отсутствует во всем теле. Что произойдет с вами под действием силы тяжести. |
Встают, поднимают руки |
упражнение |
Стоя с руками вверх |
||
Итак, тема нашего урока….. |
Сила тяжести Явление тяготения |
№10 тема |
|||
Запишите её в тетради «Сила тяжести Явление тяготения» |
Записывают в тетради |
||||
Итак, что за сила – сила тяжести? |
Сила, которой земля притягивает к себе тела |
№11 картинка 11 |
|||
А какие тела она притягивает ещё? |
Отвечают на личных примерах |
№12 картинки 2 |
|||
Итак, что такое Сила тяжести Мне бы хотелось, чтобы вы составили портрет силы тяжести |
Пытаются ответить |
Технология составления портрета |
|||
Записать в тетрадь Сила, которой земля притягивает к себе тела |
Записывают в тетради Сила, которой земля притягивает к себе тела |
№13 определение |
|||
Чем ещё, кроме определения можно описать Fтяж основываясь на исследованиях вначале урока -- векторная величина -- направлена всегда вниз -- измеряется в Ньютонах -- обозначается Fтяж или Fт |
Перечисляют по аналогии прошлого урока |
№14 портрет |
|||
Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д. |
слушают, смотрят слайд |
№15 природа |
|||
Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх. |
слушают |
Б |
|||
Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю? |
думают |
№16 Земля |
|||
Обратитесь к рисунку 63 учебника на стр 70 1 группа исследователей задаст вопрос по данной картинке, а профессора других групп ответят на эти вопросы По криволинейной траектории вокруг земли движутся ИСЗ. На все эти тела действует сила притяжения. |
Почему спутник не улетает? |
РУ |
№17 ИСЗ |
||
1 спутник был запущен в 1957 году |
слушают |
Б |
№18 спутник |
||
Притяжение существует не только между Землей и телами находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Это явление и называется явлением тяготения. |
поиск |
РУ |
№19 планеты |
||
– Что такое всемирное тяготение? Прочитаем хором – Попробуйте назвать два тела во Вселенной, между которыми происходит притяжение? |
читают хором |
хоровое чтение |
№20 определение |
||
Кто же ответил на большинство вопросов законов природы: закона всемирного тяготения. Разгадав кроссворд, мы узнаем имя учёного, который открыл этот закон Кроссворд: Сила есть физическая… (величина). Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость). Основной источник получения информации в физике (наблюдение). Сила, как и скорость является… величиной (векторной). Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация). Сила, подобно скорости, имеет … (направление). |
Разгадывают |
Кроссворд у каждого |
№21 вопросы |
||
Ребята! Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон! |
кроссворд |
№22 вопросы |
|||
Небольшую, но интересную историю открытия закона нашла в интернете Катя и сейчас нам её расскажет |
В 1666 году в Лондоне свирепствовала эпидемия чумы. И. Ньютон вынужден был покинуть свое рабочее место. Он уединился в своем поместье Вульсторп. Гуляя по саду он увидел как с ветки упала яблоко и это подтолкнуло к открытию закона Всемирного тяготения. Яблоко называют соавтором Ньютона. Легендарная яблоня была единственная в садике Ньютона. Дерево пережило Ньютона на 10 лет и погибло во время сильной грозы. Кресло сделанное из нее хранится до сих пор в Англии, в частной коллекции. |
№23 портрет |
|||
Как вы думаете, почему Солнце притягивает к себе Землю, а Земля – Луну или спутники или метеориты, астероиды |
из-за массы |
ФО |
№24луна-земля |
||
Рассмотрите иллюстрацию на экране. Теперь объясните, почему под медведем гамак провис сильнее? |
У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак |
Б |
№25m и M гамак |
||
эксперимент с грузами А если увеличить кол-во грузов, увеличится ли сила тяжести? Да при увелич массы увелич и сила тяж Скажите, как в математике называется такая зависимость, Вывод во сколько раз масса 1 тела больше массы 2 тела во столько раз F1 больше F2 |
Записывают в тетради зависит от массы тел Прямая пропорциональность |
Перед вами грузики и резинка на одну 2 грузика на другую 4 в чём разница подвешивание разных грузов на резинке |
№25m и M |
||
Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела обозначается g и он не меняется. и так как это прямая пропорц. То существ. формула |
Записывают в тетради g ускорение свободного падения |
РТ |
№26 формула |
||
Известно, что на: А сколько планет вы знаете в нашей системе, кто первым совершил полёт?, на чём он совершал полёт? |
№27 уск св пад на планетах |
||||
физминутка |
физминутка |
физминутка |
№28 физминутка |
||
Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)
|
Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах. |
№29 приливы |
|||
А теперь расположите их на разных краях стола У меня они лежат рядом У кого сила притяжения шариков больше? |
Два шарика |
||||
Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности). |
Записывают в тетради зависит от расстояний тел |
||||
применяем знания |
№30-35 приливы |
||||
закрепление: Между всеми телами Вселенной существует всемирное тяготение. ● Сила притяжения к Земле называется силой тяжести. ● Сила тяжести обозначается – Fтяж. ● Сила тяжести всегда приложена к центру тела и направлена вертикально вниз. ● Сила тяжести на полюсах Земли несколько больше силы тяжести на экваторе и на других широтах. ● Сила тяжести пропорциональна массе тела. |
№36 опрос |
||||
ТЕСТ: Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? Выберите верное утверждение. Сблизить оба тела Удалить оба тела друг от друга Уменьшить массы этих тел Выберите верные утверждения: сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела сила тяжести действует на любое тело сила тяжести всегда направлена вниз сила тяжести на Земле везде одинакова сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос сила тяжести измеряется в килограммах сила тяжести тела увеличивается, если его сжать сила тяжести не действует на воздушный шарик |
выполняют ТЕСТ |
ТЕСТ |
|||
домашнее задание: п.25 вопросы устно выполнить домашний тест выучить опорный конспект выписать все g планет стр. 83 написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» подготовить историческую справку о И. Ньютоне написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
№37 опрос |
||||
рефлексия закончи предложение вырасти яблоко |
№38-39-40 опрос |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести» |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
подготовить историческую справку о И. Ньютоне |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |
написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли» |