12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Тихонова Наталья Анатольевна67
0

Урок по физике в 7 классе по теме: «Сила тяжести»



Сила тяжести на других планетах.

Вокруг Солнца движутся 9 больших планет. Все они удерживаются около Солнца силами тяготения. Эти силы очень велики. Например, между Солнцем и Землей действует сила тяготения, равная примерно 3*1022 Н. Большое числовое значение этой силы объясняется тем, что массы Солнца и Земли очень велики. Среди больших планет Солнечной системы наименьшую массу имеет Меркурий – его масса почти в 19 раз меньше Земли. Масса самой большой планеты Солнечной системы – Юпитера – в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли – Луна – самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землей в среднем 380000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.

Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. На маленьком Меркурии, быстро обращающемся вокруг Солнца и повернутом к нему одной стороной, g = 3,7 Н/кг. На планете бурь – Венере, поверхность которой скрыта плотным слоем облаков, g = 8,8 Н/кг. На Марсе, испещренном ударами метеоритов (эти следы называли марсианскими каналами), g = 3,8 Н/кг. На гиганте Юпитере g = 24 Н/кг, а на Сатурне, украшенном удивительными кольцами, g = 9,1 Н/кг. На Уране тяготение такое же, как и у нас: g = 9,8 Н/кг, На Нептуне - g = 13,5 Н/кг. О тяготении на последней из известных планет – далеком Плутоне – достоверных данных нет, предположительно g = 0,6 Н/кг. На ближайшем к Земле небесном теле – Луне g = 1,6 Н/кг, т.е. притяжение на Луне в шесть раз слабее, чем на Земле.

Явление тяготения. Сила тяжести

Цели урока:

- ввести понятие тяготения, сила тяжести;

- установить зависимость силы тяжести от массы тела;

- научиться практически применять новые физические понятия;

Задачи:

Образовательные:

ввести новые физические понятия;

углубить знания по теме «Сила»;

продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное;

- Знакомство с основными этапами научного познания.

Развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, речь, память.

развивать интерес и логическое мышление путем решаемых проблем.

продолжить формирование умений проводить эксперимент;

развивать интерес к поиску дополнительной информации через Интернет.

Воспитательные:

продолжить развивать кругозор учащихся;

воспитывать аккуратность при проведении эксперимента и записи в тетрадях.

наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать выводы.

воспитывать умение работать в коллективе, осуществлять самостоятельную деятельность.

Воспитание уважения и любви к науке и её ярчайшим представителям.

Тип урока: 

Изучение и первичное закрепление нового материала. Урок с использованием ИКТ.

Оборудование:

кроссворд.

физические тела для бросания (теннисный шарик, губка, тяжелый мяч, металлический шарик);

таблица для записи результатов работы в группах;

музыка А. Вивальди для физкультминутки;

яблочки для рефлексии.

Компьютер, проектор

 

Карта урока

/data/files/y1486489773.ppt (презентация к уроку)

Содержание урока

Методы и приемы

1.

Повторение изученного материала

Фронтальный опрос

2.

Постановка проблемы

Фронтальный эксперимент, работа в группах по карточкам

3.

Работа с учебником

Самостоятельная работа с текстом, беседа

4.

Закрепление,

решение задач

Отработка формул для расчета силы тяжести и массы тела путем решения задач, работа с таблицей

Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с заданиями

5.

Самоконтроль

Тестирование

6.

Рефлексия

Закончить предложения

7.

Домашнее задание

Пояснения учителя

Учащихся в 7 классе: 

 12

Используемые учебники и учебные пособия: 

1. А.В.Пёрышкин. "Физика .  7 класс.   Глава 2.Взаимодействие тел.

2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова "  Сборник  задач  по  физике  7-9 классы"

Используемая методическая литература: 

1. Р.Д. Минькова , Е.Н. Панаиоти  "Тематическое  и поурочное  планирование  по  физике"ю- М., Экзамен, 2003

2. М.И. Блудов "Беседы  по  физике".-М.,  Просвещение, 1984 

3. Л.А.  Горев "занимательные  опыты  по  физике".- М.,  Просвещение, 1985

4.http://festival.1september.ru/articles/501512/

 

ХОД УРОКА:

 

Этапы

Учитель

Ученики

Метод

Эксперимент

Слайд

1. Оргмомент

Я приветствую семиклассников на уроке физики. Сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Мы рады их видеть и возможности продемонстрировать свои знания, правда, ребята? Обменяйтесь рукопожатиями друг с другом.

   

рукопожатия

№1 стишок

2. актуализация знаний

Как назвать ваши действия с точки зрения нашей науки?

Взаимодействия

   

А другими словами, что означает взаимодействие?

Прикладывание силы

   

А только ли Никита взаимодействует?

нет

   

№2

Магнит, машина

Сколько тел может участвовать во взаимодействии?

Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют

   

Какой величиной характеризуется взаимодействие?

Силой

   

№3 сила

4 ньютон

Скажите моё взаимодействие можно назвать силой?

Да

 

Бросаю мяч ученику

-Сила, какая это величина?

А какую ещё векторную величину мы учили?

Физическая

Игра футбол

 

В каких единицах измеряется? Переведите в кН: 5Н, 60Н, 100Н,43Н.

п

Ньютон

 

В какую сторону направлена сила?

В сторону действия тела

Итак, что такое сила?

Сила – физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.

   
         

у меня есть неск. Тел, приложите к ним силу

Это можно назвать силой?

Изменение значения скорости;

Изменение размеров тела;

Изменение направления движения;

Изменение формы тела.)

Тележка стоит на месте;

Дать сжать одному ученику губку,

другому катнуть мяч, другому поставить на пластилин поставить гирю,

другому ракетку и тенисный мяч, растягивание резинки.

 

Сжать губку;

Катнуть по полу мяч;

Поставить гирю; отбивать теннис. мячик; качнуть на нити мяч, растянули резинку

5 сила определение

6 причины

Раз есть физическая величина, есть её единица измерения, то должен быть и прибор для её измерения, но с ним мы познакомимся на следующем уроке

     

7 динамометры

3. целеполагание

Сегодня на уроке мы попробуем себя в новой роли ученых - исследователей. А исследовать мы будем простое и каждый день, встречающееся нам явление

- Вам нужно рассмотреть факт движения

- проанализировать траекторию движения тела

- определить схематически направление силы

падение тел.

Делятся на 3 группы исследователей

Заполняют лист наблюдения каждый

РТ

1.Перерезает нить;

2. Бросает мяч вверх

3. Бросает мяч дугой

8

Гипотеза схема

9 исследование - наблюдение

Что произойдёт с шариком, если перережем нить?

куда направлена сила во всех случаях?

Верно, она тянет вниз

Тогда как можно назвать эту силу?

А кто догадается, как называется данное явление

Вниз

Сила тяжести

Явление тяготения

ФО

Представление опыта групп

 

Встаньте. Поднимите руки вверх. Руки удерживаются силой ваших мышц, мускул. Представьте, что сила мышц отсутствует. Покажите, что произойдет с руками.
 

Поднимите руки. Представьте, что сила мышц отсутствует во всем теле. Что произойдет с вами под действием силы тяжести.

Встают, поднимают руки

упражнение

Стоя с руками вверх

 
 

Итак, тема нашего урока…..

Сила тяжести

Явление тяготения

   

№10 тема

 

Запишите её в тетради «Сила тяжести

Явление тяготения»

Записывают в тетради

   

Итак, что за сила – сила тяжести?

Сила, которой земля притягивает к себе тела

   

№11 картинка 11

А какие тела она притягивает ещё?

Отвечают на личных примерах

   

№12 картинки 2

Итак, что такое Сила тяжести

Мне бы хотелось, чтобы вы составили портрет силы тяжести

Пытаются ответить

Технология составления портрета

   

Записать в тетрадь

Сила, которой земля притягивает к себе тела

Записывают в тетради Сила, которой земля притягивает к себе тела

   

№13 определение

Чем ещё, кроме определения можно описать Fтяж основываясь на исследованиях вначале урока

-- векторная величина

-- направлена всегда вниз

-- измеряется в Ньютонах

-- обозначается Fтяж или Fт

Перечисляют по аналогии прошлого урока

   

№14 портрет

Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

слушают,

смотрят слайд

   

№15 природа

Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

слушают

Б

 

Ребята, а как вы думаете, мы притягиваем к себе Землю?

думают

   

№16 Земля

Обратитесь к рисунку 63 учебника на стр 70 1 группа исследователей задаст вопрос по данной картинке, а профессора других групп ответят на эти вопросы

По криволинейной траектории вокруг земли движутся ИСЗ. На все эти тела действует сила притяжения.

Почему спутник не улетает?

РУ

 

№17 ИСЗ

1 спутник был запущен в 1957 году

слушают

Б

 

№18 спутник

Притяжение существует не только между Землей и телами находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Это явление и называется явлением тяготения.
– В учебнике стр. 70 найдите определение всемирного тяготения.

поиск

РУ

 

№19 планеты

Что такое всемирное тяготение? Прочитаем хором

Попробуйте назвать два тела во Вселенной, между которыми происходит притяжение?

читают хором

хоровое чтение

 

№20 определение

Кто же ответил на большинство вопросов законов природы: закона всемирного тяготения.

Разгадав кроссворд, мы узнаем имя учёного, который открыл этот закон

Кроссворд:

Сила есть физическая… (величина).

Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).

Основной источник получения информации в физике (наблюдение).

Сила, как и скорость является… величиной (векторной).

Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).

Сила, подобно скорости, имеет … (направление).

Разгадывают

Кроссворд у каждого

 

№21 вопросы

Ребята! Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон!

 

кроссворд

 

№22 вопросы

Небольшую, но интересную историю открытия закона нашла в интернете Катя и сейчас нам её расскажет

В 1666 году в Лондоне свирепствовала эпидемия чумы. И. Ньютон вынужден был покинуть свое рабочее место. Он уединился в своем поместье Вульсторп. Гуляя по саду он увидел как с ветки упала яблоко и это подтолкнуло к открытию закона Всемирного тяготения. Яблоко называют соавтором Ньютона. Легендарная яблоня была единственная в садике Ньютона. Дерево пережило Ньютона на 10 лет и погибло во время сильной грозы. Кресло сделанное из нее хранится до сих пор в Англии, в частной коллекции.

   

№23 портрет

Как вы думаете, почему Солнце притягивает к себе Землю, а Земля – Луну или спутники или метеориты, астероиды

из-за массы

ФО

 

№24луна-земля

Рассмотрите иллюстрацию на экране. Теперь объясните, почему под медведем гамак провис сильнее?

У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак

Б

 

№25m и M

гамак

эксперимент с грузами

А если увеличить кол-во грузов, увеличится ли сила тяжести? Да при увелич массы увелич и сила тяж

Скажите, как в математике называется такая зависимость, Вывод во сколько раз масса 1 тела больше массы 2 тела во столько раз F1 больше F2

Записывают в тетради зависит от массы тел

Прямая пропорциональность

 

Перед вами грузики и резинка на одну 2 грузика на другую 4 в чём разница

подвешивание разных грузов на резинке

№25m и M

Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела обозначается g и он не меняется.

и так как это прямая пропорц. То существ. формула

Записывают в тетради g ускорение свободного падения

РТ

 

№26 формула

Известно, что на: 
Луне g = 1,6
Юпитере g = 2,7
Марсе g = 3,7

А сколько планет вы знаете в нашей системе, кто первым совершил полёт?, на чём он совершал полёт?

     

№27 уск св пад на планетах

физминутка

физминутка

физминутка

 

№28 физминутка

Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести?

А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести?

(Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)


 

Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.

   

№29 приливы

А теперь расположите их на разных краях стола

У меня они лежат рядом

У кого сила притяжения шариков больше?

   

Два шарика

 

Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности).

Записывают в тетради зависит от расстояний тел

     

применяем знания

     

№30-35 приливы

закрепление:

Между всеми телами Вселенной существует всемирное тяготение.

● Сила притяжения к Земле называется силой тяжести.

● Сила тяжести обозначается – Fтяж.

● Сила тяжести всегда приложена к центру тела и направлена вертикально вниз.

● Сила тяжести на полюсах Земли несколько больше силы тяжести на экваторе и на других широтах.

● Сила тяжести пропорциональна массе тела.

     

№36 опрос

ТЕСТ:

Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? Выберите верное утверждение.

Сблизить оба тела

Удалить оба тела друг от друга

Уменьшить массы этих тел

Выберите верные утверждения:

сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела

сила тяжести действует на любое тело

сила тяжести всегда направлена вниз

сила тяжести на Земле везде одинакова

сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос

сила тяжести измеряется в килограммах

сила тяжести тела увеличивается, если его сжать

сила тяжести не действует на воздушный шарик

выполняют ТЕСТ

ТЕСТ

   

домашнее задание: п.25

вопросы устно

выполнить домашний тест

выучить опорный конспект

выписать все g планет стр. 83

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

подготовить историческую справку о И. Ньютоне

написать сообщение «О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

     

№37 опрос

рефлексия

закончи предложение

вырасти яблоко

     

№38-39-40 опрос

             

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

написать сочинение «Если бы пропала сила тяжести»

             

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

подготовить историческую справку о

И. Ньютоне

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

написать сообщение

«О влиянии лунных приливах и отливах на силу притяжения Земли»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.