Открытый урок по физике в 7 классе
Подготовил:
Учитель высшей категории
Токарев А.А.
Тема: Сила трения
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие силы трения
знать виды трения
уметь экспериментально установить от чего зависит сила трения
Развивающие:
развитие логического мышления, развитие умений экспериментировать, формирование учений пользоваться приборами, формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов.
Воспитательные:
привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности, формировать взаимодействие при групповой форме работы, воспитывать трудолюбие ,точность и чёткость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Оборудование:
1. Компьютер, мультомедийный проектор
2. Динамометры, листы гладкой бумаги, набор грузов, деревянный брусок, каток, резина с одной стороны гладкая, с другой с протектором.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Рад снова видеть вас! Продолжим изучать физические явления! Садитесь.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Сейчас особенно актуальна проблема скользкой обуви, она коснулась и меня (демонстрируется видеоролик)
- Как завернуть саморез или шуруп, который никак не вкручивается? (демонстрируется опыт)
- скрипят надоедливо дверные петли…как избавиться от скрипа?
Поможете решить эти проблемы сегодня на уроке?
Повторим пройденный материал.
Вопросы:
Какую величину называют силой? (Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел)
Что такое взаимодействие тел? (Взаимное действие двух тел друг на друга)
Как обозначается сила? (F)
Единица измерения силы? (1 Ньютон)
Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? (Нужно 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела)
Что называют весом тела? ( Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес)
Как вычислить вес тела? (Так же, как и силу тяжести)
Какой прибор предназначен для измерения силы? (Динамометр)
Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? (Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними)
Определите цену деления динамометра.
III. Постановка учебной задачи
- Всем вам ребята приходилось кататься зимой на санках и лыжах. Почему при спуске с горки мы едем не бесконечно, а останавливаемся? Что мешает катиться всё дальше и дальше? Давайте проведём опыт. Пустим машинку по столу. Что будем наблюдать? Как изменится скорость машинки? Почему она изменится? Как она направлена? Что мешает движению машинки?( Сила трения.) Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока
Тема урока: Сила трения
Цель: Усвоить понятие сила трения
Научиться измерять
Выяснить от чего зависит
Уметь ……………………сформулируйте сами
IY. Открытие нового знания
Мы будем работать по плану.
Примеры, факты
Определение
Причины возникновения
Обозначение, изображение
…………. Сформулируйте сами
Виды трения
От чего зависит
Применение в жизни
У нас на столе имеется брусок. Толкнём его. Тело остановилось. Почему, что его тормозит?
(Трение, поверхности трутся друг о друга и тело тормозится)
На тело действует сила трения, как она направлена? (Против движения.)
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения называется силой трения.
Причины возникновения силы трения:
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Ребята существует три вида трения:
П о к о я С к о л ь ж е ни я К а ч е н и я
От чего зависит сила трения:
А сейчас проведём исследовательскую работу, группы получат задания:
Сравнение сил трения и скольжения
Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и от площади трущихся поверхностей.
Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским учёным Леонардо да Винчи 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы.
Попробуем их восполнить.
1.У вас на партах имеется брусок и каток. Посмотрите видеоролик как измеряется сила трения , измерьте силу трения скольжения и качения , их сравните
Вывод: Сила трения скольжения больше силы трения качения.
Максимальная сила трения покоя больше силы трения
скольжения.
2.Сравните силу трения деревянного бруска по дереву , по гладкой резине и по рифленой резине.
Вывод : Сила трения зависит от материала поверхности
Чем более шероховатая поверхность, тем больше сила трения скольжения.
3.Исследуйте зависимость силы трения от силы давления с помощью имеющихся наборов грузиков и от площади поверхности
Вывод: Сила трения скольжения зависит от силы давления. Чем
больше грузов, тем больше сила трения скольжения.
От площади поверхности сила трения почти не зависит, зависимость явно не выявляется.
Вывод по работам:
Сила трения зависит:
- от силы тяжести действующей на тело;
- от материала, из которого изготовлены тела, и от качества их обработки;
- от площади трущихся поверхностей.
Благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком существует она на Земле. В одних случаях оно полезно, в других вредно. Но чтобы подчинить себе трение нужно знать как можно увеличить и уменьшить силу трения
Катались на лодке?
А по асфальту?!
Вывод: жидкое трение во много раз меньше сухого, смазка уменьшает трение.
Существует и сухая смазка графит в вашем карандаше, поэтому им легко рисовать.
Y. Применение нового знания. Решение проблем.
А сейчас вспомним проблемы в начале урока и попробуем их решить.
Работаем в группах . Каждая группа получает путевые листы. Группы озвучивают свои решения проблем по очереди и сдают листы с ответами в письменном виде.
Учитель демонстрирует своё решение проблем.
YI. Первичное закрепление и контроль.
Выполнение тестовых заданий: на компьютере –программа выставляет оценку. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . уроки 7 класс. Урок 8)
Рефлексия деятельности (итог урока)
Поднимите руки кто доволен своей работой на уроке
Что каждому из вас понравилось?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Д/З: § 30-32 прочитать
Ответить на вопросы § 31
Придумать третий вопрос к § 31
Написать эссе «Если бы вдруг трение исчезло» (по желанию)
Молодцы! Спасибо за урок! До свидания
Конструирование урока
DOC / 97 Кб
Записи на доске
DOC / 24.5 Кб
Задания группам
DOC / 28 Кб