12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Раздайбеда Сергей Михайлович1979
Заместитель директора по учебной работе. Учитель математики и информатики.
Казахстан, Павлодарская область, Щербактинский район, село Алексеевка
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Дата: ФИО учителя:

Класс: 7 Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Явление тяготения и сила тяжести. Вес.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.2.2.10 различать вес и силу тяжести

Цель обучения учащихся

познакомить с явлением тяготения, усвоить понятие силы тяжести;

развивать умения анализировать, выделять главное;

прививать навыки умственного труда, вызвать интерес к наблюдаемому явлению

Цели урока

Ввести понятия силы тяжести, явления тяготения, закрепить знания о силе как мере взаимодействия тел.

Развивать внимание, логическое мышление.

Вид урока

комбинированный

Критерии оценивания

Познакомиться с силой тяжести и силой всемирного тяготения на уровне усвоения понятий в стандартной ситуации.

актуализировать знания силы – как физической величины;

сформировать у учащихся понятие силы тяжести, выяснить зависимость силы тяжести от массы тела;

организовать применение учащимися знаний явления тяготения и формулы нахождения силы тяжести для решения качественных и количественных задач;

побудить интерес к самостоятельному решению задач.

Языковые цели

Данный урок способствует развитию языковых компетенций:

Слушание (аудирование) - при выполнении практических заданий после просмотра видеоматериала

Чтение – работа с историческим источником и текстовым материалом при решении практических заданий

Письмо – выполнение письменых работ при решении практических заданий

Говорение - в ходе коллективного обсуждения в парах, а также в ходе ответов на вопросы учителя

Привитие ценностей

привить уважительное отношение к истории других народов

Межпредметные связи

межпредметная связь с географией, экономикой

Навыки использования ИКТ

использование интерактивной доски, презентации

Серия полезных фраз для диалога (письма)

Первой причиной была…..

Данный источник говорит о том, что

То, что мне также необходимо знать, является…

Предварительные знания

изучение религии христианства как системы убеждений

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 минуты

6 минут

2 минуты

Организационный момент

Готовность к уроку. Приветствие учащихся.

ФО/И. Проверка домашнего задания по Приложению1.

Комментарии учителя по выполненным заданиям.

Формативное оценивание. Дескрипторы

Учащийся:

определяет на контурной карте маршруты крестовых походов с первого по четвертый

( по окончании работы проводится взаимопроверка, как учениками, так и учителем)

Движение теннисного шарика по поверхности стола

Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика?

Ответ: Скорость тела изменяется в результате действия другого тела. На шарик действует сила со стороны стола, скорость шарика уменьшается.

Движение теннисного шарика брошенного вверх.

Движение теннисного шарика, брошенного горизонтально.

  • Падение металлического шарика, подвешен­ного на нити, после перерезания нити.

Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях?

Ответ: Другое тело. Земля.

Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.

Вопрос: Как вы думаете, одинакова ли сила вызывающая изменение в движении шарика в первом случае и последующих?

Ответ: Силы разные.

Фронтальный опрос:

1.В результате чего может меняться скорость тела? Приведите примеры.

2.Что такое сила?

3.От чего зависит результат действия силы на тело?

4.Как изображают силу на чертеже?

5. Используя план –памятку рассказать о силе .

Итак, мы пришли к выводу, что силы бывают разные. Силу, с которой Земля притягивает все тела, называют силой тяжести, а само явление – явлением тяготения.

Давайте теперь попытаемся сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед нами.

Дидактический материал

Приложение1

Середина урока

10 минут

10 минут

5 минут

II. Прогнозирование

 

Демонстрируется слайд 2

У.- Что является причиной изменения скорости тела?

Д.- Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами.

У.- Что такое сила?

Д.- Сила является мерой взаимодействия тел. Сила является причиной изменения скорости у тела.

У.- Сила – величина векторная. Что это значит?

Д.- Сила имеет направление и точку приложения.

У.- Как изображают силу на чертеже?

Д.- В виде отрезка прямой со стрелкой на конце.

3.Объяснение нового материала. 7 мин.

Демонстрация опыта. 2 мин.

Опыт: падение шарика

У. – Как мы назвали все тела нас окружающие?

Физические тела

Что это?(показываю мяч)

Это физическое тело

(отпускаю мяч) Что происходит с телом?

Тело движется

По каким признакам мы об этом судим?

Тело изменяет свое положение в пространстве с течением времени относительно других тел.

Меняется ли скорость шарика?

Скорость изменилась

В чем причина изменения скорости у тела

Действие силы.

Демонстрация падения тел.

У. – Тела изменяют свою скорость. В чем причина изменения скорости у тела?

Д. – Причина изменения скорости у тела есть действие на тело силы.

У. - Та сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Демонстрируется слайд № 3

Сила тяжести приложена к телу. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. Демонстрируется слайд №4

. Сила тяжести зависит от массы тела. Чем больше масса тела, тем большая сила тяжести, действует на тело.

Сила тяжести зависит от расстояния от центра Земли. Чем дальше от центра Земли, тем сила тяжести меньше.

. Демонстрируются слайды 6, 7, 8

Итак, Земля притягивает к себе все тела. Но и другие тела притягивают к себе Землю. Притягивает Луна Землю. Притяжение Земли к Луне вызывает 2 раза в сутки приливы и отливы в морях и океанах. Явление притяжения всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Первым доказал и установил закон всемирного тяготения англ. Физик Исаак Ньютон.

Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Решение задач

1. Под действием какой силы брошенный горизон­тально мяч падает на землю?

2. На какую гирю (рис.1.) действует большая сила тяжести?

Рис.1.

3. Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?

4. Найдите силу тяжести, действующую на чугунную болванку массой 30 кг. (решение у доски)

5. Определите массу ведра воды, на которое действу­ет сила тяжести 120 Н. (Самостоятельно)

Фронтальный эксперимент

Оборудование: набор грузов по 0,1 кг; динамометр.

Задание 1. Определить цену деления, пределы измерения и погрешность динамометра.

Задание 2. Измерить силу тяжести, действующую на грузы массой 0,1кг, 0,2кг, 0,3 кг, 0,4кг.

Задание 3. Заполнить таблицу.

m, кг

0

0,1

0,2

0,3

0,4

Fт, Н

 

 

 

 

 

           

2.Ответить на вопросы:

1) Что происходит с силой тяжести по мере увеличения массы груза?

2) При увеличении массы груза в 2 раза, сила тяжести увеличилась в … раза

3) При уменьшении массы груза в 3 раза сила тяжести ….. в … раза

4) Как называется такая зависимость в математике?

Вывод: между силой тяжести, действующей на тело, и массой тела существует прямая пропорциональная зависимость, т.е. чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него: Fт ~ m.

Задание 4.

1.Построить график зависимости силы тяжести от массы тела Fт (m).

2.Ответить на вопрос:

Что представляет собой этот график?

Вывод: графиком является прямая линия, следовательно, сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна его массе.

Дидактический материал

Приложение 2

Приложение 3

Работа в тетради

Конец урока

5 минут

«Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

V. Домашнее задание: повторить теоретический материал

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, оказание поддержки слабоуспевающим учащимся учителем

Критерии оценивания, наблюдение, комментарии учащихся

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности, следить за осанками учащихся

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.