Урок по географии на тему: «Вулканизм» (5 класс)
Урок по географии на тему: «Вулканизм»
(с серией авторских научно-образовательных фотографий)
Пояснительная записка
Автор: Ковалева Г.В.
Предмет: география
Класс: 5
Описание: Вашему вниманию представлен урок с серией научно-образовательных фотографий вулкана Везувия и разрушенного города Помпеи на тему: «Вулканизм». Раздел: «Литосфера».
Данные фотографии выполнены и предоставлены мной во время экскурсионного тура по Италии, посещения городов Неаполь и Помпеи, а две последние в Государственном Русском музеи Санкт-Петербурга.
Фотографии могут быть представлены на уроках географии, истории, ОБЖ, изобразительного искусства, а также могут быть использованы во внеурочной деятельности.
Тип урока: обобщения и закрепления знаний, с помощью авторских научно-образовательных фотографий.
Цель: обобщить имеющиеся сведения о причинах образования вулканизма и их разрушительных последствий, на примере города Помпея.
Задачи:
– развивать географическое мышление посредством образовательных фотографий;
– воспитывать интерес к географии как науке.
Деятельный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения о движении земной коры; на основе работы с текстом и фотографиями, понять причину сейсмичности и образования вулканизма.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать то, что земная кора продолжает свое формирование. Выявить и осознать катастрофические последствия вулканизма.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
– осознание важности изучения предмета географии, как познание научной картины мира.
Познавательные:
– извлекать нужную информацию из образовательных фотографий;
– обрабатывать и перерабатывать учебную информацию до нужного результата своей работы.
Регулятивные:
– организовывать свою рабочую деятельность на уроке;
– умение оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке;
Коммуникативные:
– совместно работать и общаться между собой.
Предметные:
– определять причины образования вулканизма;
– называть и показывать вулканы;
– определять и осознавать катастрофические последствия вулканизма для человека и природы.
Ожидаемые результаты:
– ученики усвоят тему урока и поймут причины образования вулканизма;
– у учеников сформируется представление о сейсмичности.
Техническое оснащение: образовательные фотографии в электронном виде, компьютер, проектор, экран.
Ход урока:
1. Вводная часть урока:
Организация, приветствие и настрой на урок.
2. Основная часть урока:
Разобравшись с движением земной коры, изучив литосферные плиты, учащиеся познакомились с сейсмичностью. Посредствам образовательных фотографий учителя, школьники знакомятся с вулканом Везувием, который располагается в Италии и с разрушенным им городом Помпеи.
Образование населенного пункта исчислялось 6 веком до нашей эры, который располагался в сейсмоопасной зоне, но горожане, глядя на гору Везувий, не считали ее вулканической. Они думали, что это обыкновенная гора, хотя накануне катастрофы было небольшое землетрясение, они не придали этому никакого значения.
Беда пришла в августе 24 числа 79 года, вулкан Везувий проснулся, и три города были уничтожены.
Все началось с того, что из кратера повалил серо-черный дым и полетел пепла. Затем вулкан выбрасывал крупные камни горной породы. Образовалось раскаленное облако, которое достигало до 33 километров в высоту. Извержение вулкана длилось около двух дней, не причиняя городу беды, но затем ветер сменил свое направление, и Помпею накрыло громадное облако огненного пепла. Жители были совершенно неготовыми к случившемуся, беда застигла их врасплох.
В настоящее время Помпея – музейный комплекс под открытым небом, который расположился у подножья вулкана Везувий. Археологические раскопки ведутся до сих пор.
В Помпеи было семь городских ворот. Все они служили городу не надежными укреплениями, а просто входами и выходами. От раскаленного вулканического пепла, местных жителей, они не спасли.
Среди археологических раскопок, самое уникальное место, это храм Аполлона. Уникальное здание, располагается на высоком фундаменте. Перед храмом алтарь и большие солнечные часы, которые хорошо сохранились.
Вокруг храма величественно и грандиозно возвышаются двадцать восемь колонн, но полностью сохранились только две колонны.
На центральной улице хорошо сохранились дороги из камня. При строительстве дорог, жители укладывали вдоль дорог плоские большие камни, которые являются своеобразной пешеходной зоной для людей.
Главная улица, которая называлась Изобилие. В древних Помпеи был централизованный водопровод. После реставрации, снова появилась вода.
После извержения вулкана не все здания были полностью разрушены, некоторые дома сохранились, но внешняя картина города была представлена руинами. После археологических раскопок, под толстым слоем вулканического пепла в некоторых виллах предстали уникальные росписи, фрески, вещи.
Сохранилось несколько древнеримских общественных бань, которые в 3 веке до нашей эры, назывались ТЕРМАМИ. Они состояли из просторных, больших помещений с холодной и горячей водой, с бассейнами. Также были мужские и женские раздевалки. Термы представляли себе аналог нашим баням, в которых проходили важные встречи, как в кафе или ресторане.
Во время археологических раскопок, под громадным слоем пепла, были обнаружены целые улицы, с хорошо сохранившимися домами. В некоторых домах была обстановка, древние амфоры и жернова, останки людей и животных в разных позах, которые не успели спастись от вулкана. Люди погибли от удушья вулканическим дымом и высоких температур (+300). В настоящее время все выставлено для просмотра туристам. Из двадцати тысяч жителей Помпеи погибло около двух тысяч, но часть горожан всё-таки спаслась.
Хорошо сохранились кухни, где приготавливалась еда для всего города. Предок современного кафе. Были найдены 34 пекарни, которые, в свое время, обеспечивали хлебом жителей всего города.
Большой театр или Амфитеатр, эта достопримечательность считается самой древней. Именно здесь проводились гладиаторские бои, спортивные мероприятия и другие зрелища.
Город Помпея, самая уникальная античная достопримечательность в Италии. Ежегодно принимает до двух млн. туристов. Вандализм, халатность по отношению к памятникам культуры и огромный непрерывный поток туристов, ведет Помпею к уничтожению. Из 65 домов, попасть можно только в 15, остальным зданиям требуется большая реконструкция.
С1997 года археологический комплекс Помпеи находится под охраной ЮНЕСКО.
Однако объект Всемирного культурного наследия не защищен от новых катастрофических разрушений.
27.04.1872 года произошло сильное извержение вулкана Везувий, лава накрыла два населенного пункта, а в 1944 году полностью разрушен город Сан Себастьян.
Ребята, изучив внимательно фотографии, проанализируйте и дайте обоснованный, полный, правильный ответ:
1. Древний город Помпеи, был культурным центром? Приведите свои подтверждения и доводы.
2. Как видно на фотографиях, что в настоящее время у подножья Везувия находятся населенные пункты.
Как вы считаете, возможно, ли повторение трагедии? Свой ответ обоснуйте.
3. Тест
1.Почему жители Помпеи не обезопасили себя заблаговременной эвакуацией:
А) считали Везувий обыкновенной горой;
Б) считали, что в любой момент эвакуируются на лодках;
В) не хотели покидать свои дома;
Г) все варианты верны.
4. Можно ли избежать трагедии, проживая в опасной вулканической зоне? Свой ответ обоснуйте.
Рефлексия:
Внимательно всмотритесь в фотографию и скажите, какие чувства она у вас вызывает?
В 1827 году Помпею посетил русский художник Карл Брюллов.
Он был поражен увиденным. Впоследствии написал знаменитую картину «Последний день Помпеи», над которой работал шесть лет.
Два раза мы с учениками путешествовали по Санкт- Петербургу.
Посетили много различных достопримечательностей, храмов, музеев. В Государственном Русском музеи, мы воочию любовались картиной «Последний день Помпеи».
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Творческое домашнее задание: из подручных материалов изготовить макет вулкана или нарисовать его.
Перминова Елена Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Поляков Александр Васильевич