Конспект урока географии на тему «Вулканизм. Гейзеры. Горячие источники» (6 класс)
Вулканизм. Гейзеры. Горячие источники.
PPT / 1.65 Мб
Разработка конспекта урока на тему : Вулканизм. Гейзеры. Горячие источники.
Класс : 6.
Предмет: география.
Выполнила учитель географии: Гайрунова Елена Анатольевна.
Тема: Вулканизм. Гейзеры. Горячие источники.
Цели урока:
Образовательные:
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
3.Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
4.Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
Развивающие и воспитательные:
1. Развивать критическое мышление при изучении вулканов.
2. Научить анализу и обобщению.
3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе
4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении вулканов.
5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения.
Практические:
1. Учащиеся должны устанавливать на основе анализ карт и по другим источникам особенности вулканов.
2. Уметь показать на карте вулканы.
3. Развивать умение работать с информационным текстом.
4. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.
Коррекционные:
1. Совершенствование формирования способностей к классификации и обобщению, способности к классификации образной информации (найди общее, в чем отличие гор и вулканов?).
2. Совершенствование формирования восприятия, узнавания, распознавания единицы образной информации, (узнавание предметов по их частям: узнать по силуэту вулкан).
3. Совершенствование развития способности использования хронологической последовательности (какое событие произошло раньше).
4. Совершенствование развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
5.Формирование навыков соотнесения учебной и познавательной деятельности с ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения;
6. Совершенствование формирования навыка - устанавливать существенные связи между предметами, процессами и явлениями;
7.Формирование, совершенствование зрительного поиска элементов для создания символического изображения (работа с рельефными изображениями, макетами, картами)
Планируемые результаты.
Личностные: Воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях, знакомства с профессией вулканолога.
Познавательные:
формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; выявить районы вулканизма;
Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами; развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
Коммуникативные: организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и товарищами, работать индивидуально, в парах и группах.
Предметные: знать и объяснять строение вулкана, причины вулканизма и образования гейзеров, определять положение крупных вулканов и Тихоокеанского огненного кольца.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний,
Технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо, использованы стратегии: кластер, чтение с пометками, синквейн, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Методы обучения, используемые на уроке:
1. Словесные.
2. Наглядные.
3. Практические.
4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).
5. Самостоятельной работы.
Приемы обучения:
1. Чтение.
2. Письмо – составление таблицы, кластера, синквейна.
Формы работы на уроке:
1. Индивидуальные.
2. В парах.
3.Групповые.
Оборудование:
1. Физическая карта России. Физическая карта полушарий. Атлас за 6 класс.
2. Раздаточный материал (шрифт Arial 16 размер, полуторный интервал и контрастность изображения (для слабовидящих)
3.Листы для кластера. Фломастеры синий и красный. Ручные и электронные лупы.
4.Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс.
5..Презентация урока
6. Компьютер, мультимедиа-проектор.
ХОД УРОКА
Первая стадия – “Вызов”
Актуализация и обобщение имеющиеся у учеников знаний по данной теме;
Задача вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Учитель: Дорогие ребята сегодня мы будем изучать интересный природный объект. Послушаем загадку:
Когда он просыпается
То лавой изливается.
Он опасный великан
И зовут его…… (вулкан)
Тема урока записывается в тетрадь.
Показывается слайд на экране фото вулкана.Слайд №2.
Учитель: “Знакомы ребята вы с этим грозным явлением ?
А теперь послушаем описание страшного извержения произошедшего в 79 году нашей эры: «24 августа 79 года Плиний Младший, племянник известного римского историка Плиния Старшего, совершая деловую поездку по берегу Неаполитанского залива, стал свидетелем жуткого зрелища.
На противоположном берегу залива возвышался Везувий. Склоны его заросли виноградником, а у подножия раскинулись четыре провинциальных городка: Геркуланум, Помпеи, Стабия .
Любуясь великолепным пейзажем, Плиний увидел, как внезапно над Везувием появилось громадное чёрное облако, затем дрогнула земля, начали рушиться дома, из чёрного облака на землю посыпались раскалённые камни и горячий пепел, поджигавшие то, что не успело рухнуть. Стремительно разрастаясь, облако расползалось по небу, превращая день в ночь.
«Мы видели, — записал Плиний Младший в своём путевом дневнике, — как море втягивается в себя: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его прочь. Берег выдвинулся вперёд, множество морских животных осталось лежать на песке. Начал падать пепел. Оглянувшись, я увидел, как на нас стеной надвигается густой мрак. Слышались женские вопли, детский плач, крики мужчин… В огромной чёрной грозовой туче вспыхивали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, только небывалой величины».
Показывается слайд : «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Слайд №3.
Прием “Составление кластера”
Учитель: Ребята теперь составим кластер по теме вулкан. Работаем парами в центре у нас тема урока, а от нее отходят лучи, термины, определения связанные с вулканом. Чем больше вы соберете сведений, тем лучше для изучения нового материала.
Кластер учащиеся пишут на отдельных листах. Время, отводимое на стадию “Вызов” - 5-7 минут. Ребята работают самостоятельно, без исправлений и подсказок.
После выполнения задания зарядка для глаз с помощью тренажёра.
Схема кластера . Слайд №4.
Вторая Стадия – “Осмысление”
Эта стадия позволяет ученику: получить новую информацию, осмыслить ее соотнести с уже имеющимися знаниями.
Прием “Чтение с пометками”. Слайд №5.
Учитель : Дана таблица, в которой значки будут заголовками граф, читаем текст, делаем пометки в таблице, заносим сведения из текста. Работаем группами.
Ученики отслеживают свое понимание прочитанного текста, знакомятся с рядом маркировочных знаков, читают, ставят знаки карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу кратко заносят сведения из текста.
Таблица представлена на экране
Пометки в тексте должны быть следующие:
“V” - уже знал
“+” - новая информация
“-” - думал иначе
“?” - не понял, есть вопросы
“V” |
“+” |
“-” |
“?” |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вулканы – геологические образования на земле или на океаническом дне, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы). Наука, изучающая вулканы, — вулканология. Внешне вулканы схожи с горами, но имеют определенные отличия. Для вулканов характерны: кратер (большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине. Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. Очаг магмы - расплавленная масса глубинных зон Земли.
Вулканы подразделяются на следующие виды: действующие, спящие, потухшие.
Спящие вулканы иногда «просыпаются» и становятся активными вулканами.
Причины извержения вулканов: магма, скопившаяся в глубинах земли, начинает подниматься вверх; землетрясение, сдвиг литосферных плит.
Опасность извержения вулкана: лава, огонь, извергающийся с большой силой; летящие камни и пепел; грязевые потоки и паводки; землетрясение.
Вулканы представляют очень серьёзную опасность для людей и не только жителей, находящихся по близости, но и для тех, кто находятся на приличном расстоянии. Потому что вулканы порождают серьёзные землетрясения и цунами.
Где больше всего вулканов?
Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Самый высокий Ключевская Сопка.
Вулканов на побережье много, из-за того, что земная кора очень тонкая и слабая, и не выдерживает давления, образуя новые вулканы и выбросы.
Самые страшные вулканы мира
С 24 марта 79 года н.э. и до наших дней самым страшным действующим вулканом считается Везувий, последний раз извергался в 1944 году.
Извержение Фудзиямы было еще 300 лет назад, но возможен повтор и в наши дни. Это Японский вулкан и он является символом Японии.
Вулкан Килауэа в Гавайях, претендует на звание одного из самых активных вулканов мира. Последнее извержение было в 1983 году, но в наши дни он очень активен.
Активный в наши дни вулкан Килиманджаро, который находиться в Африке. Последнее извержение было около 200 лет назад, но по его активности нужно ожидать повтор.
Еще один очень активный вулкан наших дней находится в Мексике под названием Попокатепетль.
Огромный вулкан, но с небольшими извержениями частотой в 2-3 месяца находиться в Италии, и носит имя Этна.
Вулканический остров, который извергался в 2013 году, находиться в Индонезии и обрел название Кракатау.
Гейзер — это источник, который по мере накопления в нём воды, со взрывом и грохотом выбрасывает над земной поверхностью столб воды, температура которой нередко превышает 100°С. Гейзер образуется только там, где неостывшая после извержения магма расположилась максимально близко к поверхности Земли.
Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 7-10 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.
Работа с атласами и картой, находим крупные вулканы мира ( работаем с лупой).
Учитель показывает на карте вулканы.
Демонстрация фотографий вулканов, гейзеров, горячих источников, с помощью интерактивного пособия, компьютера и мультимедиа-проектора. Слайд № 7,8,9,10,11.
Зарядка для глаз используем тренажёр.
Третья стадия – “Рефлексия”
Здесь основным является : целостное осмысление, обобщение полученной информации; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Учитель. Возвращаемся к первоначальным записям на доске (кластеру), вносим изменения, делаем дополнения, исправляем ошибки. Работа проводится в парах с последовательным их выслушиванием.
Внесение изменений и дополнений фиксируется на доске красным мелом, учащиеся пишут на листах красным фломастером.
Конечный результат будет на слайде № 13.
2. Работа с синквейном.
На экране представлены правила написания синквейна:
В переводе – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Этот прием требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.
Слайд №14. Правила написания “синквейна”:
1. Существительное, обозначающее тему.
2. Описание темы двумя прилагательными.
3. Три глагола, называющие самые характерные действия предмета.
4. Фраза, предложение, афоризм, крылатое выражение, показывающее личное отношение ученика к теме.
5. Синоним темы, подчеркивающий ее суть (существительное).
Работаем в группах.
1) Вулкан.
2) Грозный, действующий, страшный, спящий.
3) Выбрасывает, разрушает, извергает.
4) Магма вырывается из глубин Земли. Лава изливается на поверхность и уничтожает всё вокруг.
5) Извержение лава, пепел, кратер .
Пробуем составить синквейн. Слайд №15
1) Вулкан,
2) грозный, действующий,
3) выбрасывает, разрушает.
4) Магма вырывается из глубин Земли.
5) Извержение.
Подведение итогов урока
1. Можем ли мы сказать, что справились с задачами сегодняшнего урока?
2. Изменилось ли ваше представление о вулканах в ходе сегодняшнего урока?
3. Были ли все сегодня на уроке активными?
4. Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что нет:
Мы познакомились со строением, видами вулканов, узнали, что такое гейзеры, выяснили, где происходит вулканизм на Земле и в чём его опасность.
Познакомились с новыми приемами: кластер, чтение с пометками, синквейн.
Нашли вулканы на картах.
Посмотрели фотографии.
5. Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в обсуждении. Выставление оценок.
Домашнее задание: Слайд №16
1. П.19.
2. По выбору: сообщение о вулкане. Ответить на вопрос « Может ли вулкан быть в нашей местности ?»
3. Уметь показать вулканы на карте.