Урок по изобразительному искусству для учащихся 5 класса «Рисуем животных по памяти и по представлению»
9
Урок
по изобразительному искусству
«Рисуем животных по памяти и по представлению»
Урок разработан
по программе Б.М.Неменского (изобразительное искусство)
учителем изобразительного искусства
Тойкеевой М.А.
2015 г.
тема урока: «Рисуем животных по памяти и по представлению»
Цели |
Расширить представление учащихся об анималистическом жанре в искусстве; совершенствовать умение делать наброски животных в движении; углубить знания об их анатомическом строении, устном народном творчестве (сказки, загадки); развивать наблюдательность, мышление; воспитывать в детях чувство прекрасного, любви к животным, к природе |
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний |
Методы и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины |
Анимали́зм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. |
Образовательные ресурсы |
Загадки о животных. – Режим доступа: http://eti-deti.com/zagadki-o-zhivotnyx/ Загадки про кошек. – Режим доступа: http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-koshek/ |
Демонстрационный материал |
Учебник, мультимедийная презентация по теме, последовательность выполнения рисунка кошки, фотографии и репродукции пород кошек |
Оборудование |
Учебник, карандаши, альбом, краски |
Планируемые |
Предметные: научатся видеть красоту в мире и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним; овладеют знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, изображать животных по памяти и представлению, расширят представление Метапредметные УУД: регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания, отличать верно выполненное задание от неверного; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Форма |
Универсальные |
Промежуточный контроль |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая Сообщение темы урока |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вновь звенит звонок. Начинается урок. Пора приготовить альбом, карандаш, Чтобы сегодня начать урок наш. – Что же сегодня мы будем рисовать? Попробуйте отгадать: Спереди – пятачок, сзади – крючок, Посередине спинка, а на ней щетинка. (Свинья.) По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь.) Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи! (Собака.) – Какая тема сегодняшнего урока? Кого мы будем рисовать? Правильно, животных. Каких? (Домашних.) |
Слушают учителя, отвечают на вопрос |
Фронтальная |
Личностные: имеют Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
II. Изучение нового мате-риала |
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Анимализм: что это такое?». Просмотр мультимедийной презентации |
– Как называется жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные? Как вы думаете, давно он появился? Показывает слайды. – Давайте отправимся в увлекательное путешествие в мир наскальных рисунков первобытных людей. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистика сложилась в VIII веке в Китае, а в Европе На этом история анималистического жанра не закончилась, а приобрела широкую популярность как за рубежом, так и в России |
Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию, отве- |
Фронтальная |
Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: имеют |
Устные ответы |
Беседа Рассматривание репро-дукций или слайдов |
– Представителями данного жанра в России являются: В. Ватагин, И. Ефимов, А. Сотников, за рубежом – это А. Дюрер, Рембрандт. Вот их картины А. Дюрер «Кролик», и Рембрандт « Лежащий лев». – Что вы видите на картине? Кто на ней изображен? Как вы думаете, о чем могут размышлять данные животные на картине? |
Участвуют в беседе |
Фронтальная |
Коммуникативные: Познавательные: Личностные: научатся самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач |
Устные ответы |
|
Творческое задание |
– Посмотрите на доску, наш художник хотел изобразить заповедник с животными, но нарисовал лишь некоторые их части. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро их дорисовать. Учитель наблюдает за работой учащихся, помогает в случае возникающих затруднений. – Дорисуйте животных |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации Регулятивные: научатся отличать верно выполненное задание от неверного |
Наблюдение |
|
III. Творческая практическая |
Беседа «Что мы будем рисовать». Просмотр слайдов. Работа с учебником (с. 39–41) |
– Что мы сегодня будем рисовать? Отгадайте. Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И, как днем, вокруг все видит. Часто спит, а после сна Умывается она. – Кто это? Ну, конечно, это кошка. Показывает слайды. – Коты и кошки очень часто встречаются А теперь, мы немножко отдохнем! Внимательно смотрите за мышонком и повторяйте за ним! (физминутка) Рисовать кошку вы будете по памяти или по представлению? Что означают эти понятия? Рисовать по памяти – изображать предмет в его отсутствие в положении, в котором он был при наблюдении. Рисовать по представлению – изображать предмет в его отсутствие в любом пространственном положении. Рисуя животное, необходимо соблюдать следующие этапы. Учитель показывает этапы рисования животного, демонстрирует уже законченные работы (животные в движении) (презентация) |
Участвуют в беседе, смотрят слайды, отгадывают загадки, работают с учебником, анализируют информацию, изучают последовательность рисо-вания животного |
Фронтальная |
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество, вести небольшой познавательный диалог по теме урока. Личностные: научатся самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. Познавательные: умеют добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт |
Устные ответы |
Практическая работа |
– Выполните рисунок домашнего животного (кошки) Педагог наблюдает, советует, отвечает |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Познавательные: умеют осуществлять поиск необходимой информации Личностные: научатся самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач |
Рисование животного |
|
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ учащихся. Дидактическая игра «Собери фразу». Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Заключительное слово |
В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение. Проводит командную игру. – Соберите из пазлов фразу (ключевые слова нашего урока). Для этого выберем две команды, каждая получит набор букв, из которых нужно собрать слово и прикрепить на доске Читает стихотворение: Ребята, не забывайте: Все животные – друзья! Обижать нам их нельзя. И котенка, и зайчишку, Белку, ежика и мишку, Воробья, щенка, лягушку – Пучеглазую квакушку – Всех накормим, пожалеем |
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Собирают из разбросанных пазлов слова «Анималист – художник, который, рисует животных» и прикрепляют их на доску |
Фронтальная |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом ри- Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы |
Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы |
Домашнее |
Найти информацию о художнике В. Ватагине |
Записывают задание |
Индивидуальная |
Наблюдение |