12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильзира20
Россия, Башкирская респ., С.Аркаулово
1

Урок по классу фортепиано на тему "Занимательные гаммы в младших классах



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С. МАЛОЯЗ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



План-конспект открытого урока

по учебному предмету

«Музыкальный инструмент (фортепиано)»

на тему:

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ГАММЫ ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»



                                                                                                                                                              Составила:  Хайруллина Ильзира Накиевна                                                                                                                                                                       Преподаватель МБУ ДО ДШИ с.Малояз

по классу фортепиано






 

Малояз-2020г  

                                                                                                                                      

Тема урока: Занимательные гаммы в младших классах.

Цель урока:  Повысить интерес игре гамм и улучшить качество их исполнения.

Задачи урока:

1. Развивающие:

* Развивать скорость мышления учащихся.

* Активизировать слуховое внимание на достижение результата в исполнении гамм.

2. Обучающие:

* Развивать мелодическую точность.

* Осваивать гаммы с различными тембровыми и динамическими красками.

* Развивать беглость, точность звукоизвлечения.

3. Воспитательные:

* Повышать интерес к игре гаммам.

* Воспитывать умение работать над гаммами осмысленно, целенаправленно.

Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков

Форма урока: интегрированный урок

Педагогические технологии: информационно – коммуникационная технология, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии

Оборудование и средства обучения: цифровое пианино, компьютер, слайд-презинтация.






План урока:

  1. Организационный момент. Беседа с ученицей, для чего нужно играть гаммы.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Звуковые (артикуляционные) способы работы над гаммой
  1. Динамические, метроритмические,  варианты исполнения гаммы ля мажор.
  2. Подведение итога урока.
  3. Список используемой литературы.





















Ход урока:

Преподаватель: Здравствуй Элира. Сегодня урок мы посвятим гаммам. Но перед тем как начать урок, я хочу проверить домашнее задание. Нужно было разобрать  «Этюд» Черни-Гермер. Сыграй нам пожалуйста.

Исполнение «Этюда» Черни-Гермер.

Преподаватель: Ты смогла расобрать Этюд? Было ли тебе трудно? А что тебе помогло быстро выучить это произведение?

Преподаватель: И действительно в этом  «Этюде», мы видим в произведение спрятаны разные гаммы.

Преподаватель: Какие гаммы,  которые ты знала тебе встретились?

( гаммы С, G, D-dur, а-moll) А эти гаммы нам знакомы?

Преподаватель: Гамма и гаммовый комплекс (аккорды и арпеджио) содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Кто имеет заранее сделанные заготовки - хорошо выученные гаммы, - тот сыграет без особого труда любое произведение. В нашем случаи так и получилась, у нас были выученные гаммы, которые встречаются в этом  «Этюде», и поэтому нам легко было разобрать ее.

Преподаватель: Что же такое гамма?

Элира: Гамма-это звукоряд от тоники до тоники.

Преподаватель: Правильно. Гамма-это восходящий и низходящий звукоряд от тоники до тоники. И каждое занятие здесь и дома мы начинаем с проигрываний гамм. Зачем же они нужны?

Элира: Ответы Элиры

Преподаватель: Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. 

Во первыхиграть гаммы на фортепиано это хороший способ разыграться, отличный способ разогреть руки, точно так же бегун будет растягивать свое тело перед отправлением на трассу.

Во вторых, гаммы – нужны для знакомства с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей.

В третих, гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника). 

В четвертых, гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней. (Слайд)

 

 «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Играющему на фортепиано надо знать гаммы и другие компоненты гаммового комплекса (аккорды, арпеджио) так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно эти знания применять. (Алексеев А.Д. «Из истории фортепианного искусства»).

Для этого мы каждый день должны играть гаммы. И с каждым последующим проигрыванием должно происходить улучшение качества исполнения гамм. Поэтому нужно научиться слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру.

«...Не просто сыграть гамму правильными пальцами, а сыграть ее так чтобы она вызывала эстетическое удовольствии» (Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой»).

А ты любишь каждый день играть гаммы? Всегда ли ты с удовольствием играешь их?

Ответ Элиры.

Преподаватель: Что бы играть гаммы не было скучно, сегодня на уроке я попробую показать различные методы и способы работы над гаммами, с помощью которых играть гаммы будет занимательно и весело.

Преподаватель: Сейчас сыграй нам пожалуйста гамму ля мажор.

Преподаватель: Молодец! Для того что бы нам было интересно играть гаммы, мы должны все время ставить какие-то задачи. Например: Звуковые (артикуляционные) способы работы над гаммой. Показ слайда.

Элира, давай сыграем гамму наверх на forte, в умеренном темпе, приемом portamento. Задача - добиться  глубокого, сочного, мягкого, благородного звука. А вниз сыграем гамму piano. Играя гамму piano, важно не «шептать», не «прятаться». По выражению Н.Перельмана "пиано должно быть слышно и в сотом ряду зала".

Проигрывание гаммы

Преподаватель: Показ слайда. Элира, посмотри, что изображено на картинке?

Ответы Элира: на картине изображено озеро, лодка с девочкой и дождик.

Преподаватель:

                                          Небо хмурится, хандрит.

                                        С неба дождик моросит.

                                         Падает морошка

                                         В лодку как лукошко.


Попробуем «изобразить» этот образ на фортепиано. Сыграть гамму пальцевым staccato, представляя, что по ровной поверхности воды плывёт лодка, под мелким, частым, моросящим дождиком». Для этого необходимо применить следующее движение: цепким кончиком пальца мы как бы «стираем пятнышко с клавиши», делая активное, резвое движение пальца под ладонь. Запястье свободное, оно «дышит», чуть вибрируя, как «моросящий дождик». А рука при этом выполняет большое объединяющее движение, как на legato. Она равномерно движется вдоль клавиатуры, как «плывущая лодка», а хватательные движения пальцев, не нарушают этого движения.

Проигрывание гаммы пальцевым staccato.

Преподаватель: Следующие -динамические способы работы над гаммой. Посмотрим следующее изображение, что ты видишь. Показ слайда.

Преподаватель: Да, мы видим туриста поднимающийся на гору, у него большой рюкзак. Давай сыграем нашу гамму «звуковысотной динамикой»: вверх crescendo. Настраиваемся на образ: мы забираемся на гору. При подходе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем больше силы и энергии, что ведёт к большему напряжению и нажиму руки на клавиатуру, к более глубокому погружению пальцев в клавиши.

Играем гамму с подтекстовкой:

Мы – туристы, лихие альпинисты.

Смело в гору мы идём.        

Высота нам нипочём.

Преподаватель: Элира, посмотри на следующее изображение и скажи как мы будем играть вниз гамму?

Преподаватель: При движении гаммы вниз глубокое погружение пальцев в клавиши постепенно сменяется на более лёгкое прикосновение, при этом пальцы остаются активными (diminuendo). Образ: лыжник катится с горы.

                               Кто по снегу быстро мчится

                               Вниз с горы и не боится?

Проигрывание гаммы вниз diminuendo

Преподаватель: Очень часто приходиться играть пассажи и музыкальные фразы, где характер требует нарастания звучания не традиционно вверх, а при игре вниз. Подъёмы и спады звучности с движением звуковысотной линии будут не совпадать. Это придаёт и мелодическим пассажам и коротким мотивам особый выразительный смысл. Вслушиваясь в такой характер динамики, представим воздушный шар, поднимающийся в небо (diminuendo):

                               Вот летят комарики

                               На воздушном шарике.

                               В небо мчатся в вышину

                               В безоблачную тишину.

Звуки из громких, насыщенных, густых становятся всё тише и тоньше, как «лучики солнечного света». Соответствует этому и характер пианистических движений: погружение рук на дно клавиатуры и постепенное расслабление, облегчение их на вершине, но с остающимися активными и упругими кончиками пальцев.

Играем гамму вверх на diminuendo

Преподаватель: От вершины спускаемся вниз – опять «в темноту, туннель», в глубокое и насыщенное звучание (crescendo).

                               Это что тут за дыра?

                               С виду – чёрная нора.

                               В ней и страшно и темно.

                               Смело едем всё равно.

Играем гамму вниз на crescendo

Преподаватель: Элира, какая рука должна быть ведущей когда играем гаммы?      

Преподаватель: Интересно высказывание М. Лонг о значении левой руки: «... Исполняя гаммы, не забывайте – левая рука должна быть ведущей. Именно левая рука должна увлекать за собой правую руку: в противном случае левая рука будет отставать».

Преподаватель: Элирочка. Очень хорошо поиграли, руки устали, давай немного отдохнем (Здоровьесберегающие технологии).

Выполнение физ. минутки по видеозаписи.


Преподаватель: Следующий способ игры гамм-метроритмские способы работы над гаммой. Элира, посмотри следующий слайд. Здесь мы видим черепаху которая с зонтиком гуляет под дождем. Черепаха у нас как ходит? Медленно. Левая рука у нас будет изображать черепаху, играть legato, в ритме  . А правая рука будет изображать дождик, играть staccato, в ритме  .

Преподаватель: Обращая внимание на следующий слайд:

На спине ежа иголки
          Длинные и колкие.
          Он в клубочек спрятал ножки,

Покатился по дорожке.

Правая рука играет legato, в ритме  (ёжик катится).
          Левая рука играетstaccato, в ритме (торчащие иголки).


Преподаватель: Элира, перед тобой  небольшая таблица обозначений характера исполнения произведений. Выбери какой-нибудь характер и сыграй.

Преподаватель: Играть гаммы можно и в ансамбле с педагогом или с другим учеником, тем самым развивать ансамблевый слух. Задача ученика состоит в том, чтобы услышать динамику звучания свою и партнера.

Очень увлекательно упражнение «Поймай меня». Я начинаю играть гамму, а ты вслушиваешься  и вступаешь со второй октавы («ловит» педагога), 2-я октава играется в ансамбле, 3-ю я  играю одна. Ты вступаешь на 4 и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.

 Преподаватель: Элира, наш урок подходит к концу. Давай обобщим наш урок. Что мы сегодня делали на уроке? Какой приём тебе больше всего понравилось?

 Преподаватель: Нельзя  играть гаммы механически. Если при игре музыкальных произведений мы в первую очередь отталкиваемся от характера, темпа, динамики, фактуры и т.д., то при игре гамм звуковые задания должны тоже варьироваться на усмотрение самого музыканта. Но ставить их надо обязательно. Ученик должен быть все время в работе, заставлять себя думать, ибо «когда дремлет голова, дремлют и пальцы».

Преподаватель: На этом наш урок закончен. Домашнее задание выучить «Этюд» и продолжать учить гамму ля мажор, но не просто механически повторять его каждый день, а каждый раз ставить разные задачи, слушать себя, свое исполнение, уметь сравнивать игру. В помощь тебе я дарю таблицу разных характеров, положи его в свою папку для нот и я  предлагаю тебе поиграть гаммы в разных  характерах. Для этого тебе самому надо будет выбирать штрихи, темп, динамику.

Удачи тебе! И спасибо за урок!

























Заключение


Когда я начала работать в ДШИ я в первую очередь столкнулась  с такой проблемой, что многие дети не любят играть гаммы. Как часто приходилось слышать от детей, которые занимаются музыкой такие высказывания: "Гаммы - это скучно!", "Гаммы играть не интересно", "Зачем их только надо играть?" или другие высказывания подобного рода.

И я решила доказать ученикам, что эти утверждения — сплошная ложь! Играть гаммы легко и приятно. Все музыканты должны иметь желание заниматься разучиванием гамм и играть гаммы! Умея и желая играть гаммы музыканты могут творить на фортепиано удивительные вещи. Конечно же все это требует усердия, терпения, а также желания что-то сделать.

С самого начала обучения игре на фортепиано дети уже встречаются с понятием "Гамма". Ребенка приходит в музыкальною школу с желанием научиться играть на фортепиано. И хотелось бы, чтобы интерес этот не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами. Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом действительна достойна нашего ежедневного внимания.      

Опираясь на собственный опыт, я пришла к выводу, что  именно такой креативный подход сделает работу над гаммами увлекательным и интересным занятием. Накопленный учеником опыт при изучении гамм,  поможет ему в работе над музыкальными произведениями.

Такие своеобразные ориентиры способствуют лучшему запоминанию аппликатуры  и помогают учащимся младших классов больше времени уделять проигрыванию гамм, тем самом развить свои технические способности.

В начальный период обучения закладывается фундамент исполнительской  техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно что бы будущие пианисты с маленького возраста полюбили играть гаммы.

          






Список используемой литературы.


1. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1 и 2. М., 1988

2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. –

    М.: Госмузиздат, 1961.

3. Корыхалова Н. Играем гаммы. - М.: Музыка, 1995.

4. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978. 
5. Либерман, Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003. 

6. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста – М.: Советский композитор, 1989.сок литературы.


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.10.20 в 03:07 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.