Урок-практикум по лирике Лермонтова (10 класс)

4
0
Материал опубликован 24 April 2016 в группе

Валеева Ф.Р.

МАОУ «МСОШ№16»

Урок-практикум

Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

М.Ю. Лермонтова, (10 класс)

Цели:

Образовательные:

- учить  анализировать стихотворный  текст с точки зрения лингвистики;

- готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

Развивающие:

- развивать умение анализировать;

- развивать мышление;

- развивать речь и воображение;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственность;

- воспитывать эстетический вкус.

 

Оборудование:

- проектор

- текст  стихотворения на слайде

- текст стихотворения на столах учащихся

- раздаточный материал (тест)

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что  благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

 

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

- Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

 

III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.

Работа в группах.

1 группа.  Определите ключевые образы стихотворения.

(Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")

2 группа.   Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?

 (По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")

3 группа.   

 Как понять две последние строки стихотворения? 

(Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)

4 группа. Проанализируйте глагольную лексику текста. 

(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)

5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.

( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей".

Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы. 

 

IV. Вывод по работе групп.

Слово учителя

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

 

V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.

Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

1.К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)

2.К какому роду оно относится? (лирика)

3.Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) (эпитет)

4.Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:

«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей». (антитеза)

5.«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов? (инверсия)

6.Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)

7.Каким размером написано стихотворение? ( ямб)

 

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание.

Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?

Комментарии
Комментариев пока нет.