Урок биологии по теме «Лишайники» для 6 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 97» (очно-заочное обучение)
Урок «открытия» нового знания
в 6 классе
"Лишайники"
Разработал:
Моторина Т.И. учитель биологии
Новокузнецк 2018
Тема: Лишайники
Класс: 6 класс
Тип урока: Урок "открытия" нового знания
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Строение лишайника», учебник, рабочая тетрадь, коллекция лишайников, лупы, задания, гербарий лишайник лобария лёгочная.
Цели
Цель учителя:
формировать умения: выделять существенные признаки лишайников; классифицировать лишайники; различать части таллома лишайника; сравнивать лишайники с другими биологическими объектами и делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Цель учащихся:
узнать о новом отделе растений Лишайники;
научиться: выделять их существенные признаки; классифицировать — определять принадлежность лишайников к определенной систематической группе; различать части таллома лишайника; сравнивать лишайники с другими биологическими объектами и делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
осознавать важность учебы и познания нового;
самоопределение (мотивация к учению);
умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Метапредметные:
- регулятивные УУД
определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- познавательные УУД
определять способы решения проблем под руководством учителя;
выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;
формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;
овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач;
предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;
составлять синквейн на основе полученной информации.
- коммуникативные УУД
участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем;
доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;
учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;
договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные:
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии;
научиться определять (различать) формы лишайников;
научиться различать на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (самоопределение к деятельности). |
Приветствует учеников и проверяет готовность учеников к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Создает проблемную ситуацию путем предложения заданий. 1. Показывает слайд №1 и дает задание ответить на вопрос. 2. Показывает слайд №2 и дает задание ответить на вопросы. 3. Даёт ученикам для изучения коллекцию лишайников и задание ответить на вопрос. 4. Демонстрирует слайд №3 и дает задание ответить на вопросы. 5. Дает задание ответить на вопрос. 6. Дает задание ответить на вопрос. 7. Делает запись на доске запись: Тема урока. Вопрос урока: Кто такие лишайники? Задает задание. |
Приветствуют учителя и эмоционально настраиваются на работу. Высказывают предположения. Живые организмы распределены на царства. 1.Рассматривают картинки представителей четырёх царств с цифровыми обозначениями. Слайд №1. Называют царства. 2. Рассматривают слайд №2. Делают предположения. 3.Рассматривают с помощью лупы на столах коллекцию лишайников. Называют предполагаемые организмы. 4. Рассматривают слайд №3. Высказывают предположения, приводят доказательства, говорят о затруднениях. Лишайник не похож на другие изученные организмы. 5. Отвечают. Это не животные и не растения, не бактерии и не грибы. Не могут классифицировать. 6. Отвечают: Узнать, какие бывают лишайники. Как они устроены? Как они живут? К какой группе их отнести? И т.п. 7. Выполняют: Формулируют разные вопросы. Почему лишайники не похожи на другие организмы? Кто они такие? К какому царству относятся? И т.п. |
Задание: На Земле много разных организмов. Ответьте на вопрос: Они как-то распределены учёными-биологами? Задание: 1.Посмотреть на слайд №1 «Царства живого». Назвать царства. Открывает ответ на слайде. 2.Посмотреть слайд №2 с лишайниками и ответить на вопросы: Что это? К какому царству относятся эти организмы? 3. Задание: рассмотреть коллекцию лишайников на столах и ответить на вопрос "Что это за организмы?" 4. Посмотреть слайд №3 и ответить на вопросы: К какому царству вы бы отнесли лишайник? Докажите свою позицию. Почему трудно определить? 5. Ответить на вопрос: В чём вы испытываете затруднения? 6. Вопрос: О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке, каких знаний о лишайниках вам не хватает? 7.Задание: Сформулируйте главный вопрос темы. |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии |
Л. самоопределение (мотивация к учению). П. определять способы решения проблем под руководством учителя; выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем. Р. составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. |
Подводит учеников к формулированию темы и целей урока, обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для открытия нового знания серией вопросов и заданий. Дает индивидуальные исследовательские задания. Дает задания. |
Работают с коллекцией лишайников. Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания: исследование и классификация по выделенному самостоятельно признаку. Затруднения называют: может это водоросли, грибы. Это мхи и т.п. Пытаются ответить на вопрос и сформулировать вывод. Формулируют тему урока: «Лишайники». Формулируют конкретные цели своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться классифицировать лишайники по группам, изучить их строение, жизнедеятельность и понять значение» Выражают желание работать совместно группой, т.к. так проще и быстрее, всегда найдётся подсказка, поддержка. |
Задания. Исследовательские работы: №1 Рассмотрите набор лишайников. Попробуйте их разделить на группы (классифицировать) по какому-либо признаку. Признак определите сами. Назовите каждую группу. Используйте лупу. Соблюдайте осторожность при работе с увеличительным прибором. №2 По какому признаку вы делили на группы лишайники? В чём испытывали затруднения? №3 Сделайте вывод о выполнении задания (трудно ли было выполнять задание?). Задания. Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии |
Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач; формулировать новые знания. К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи; учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению; договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата; организовывать учебное взаимодействие в группе. Л. осознавать важность учебы и познания нового; умение применять полученные знания в повседневной жизни. К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Введение нового знания. |
Дает задания. Записывает на доске: Классификация по информации §19. 1 группа – с.103-104, 1 пункт 2 группа – с.104, 2 пункт 3 группа – с.105, 3 пункт 4 группа – с.105, 4 пункт «Словарь урока»: лишайники кустистые листоватые накипные слоевище ____________________ автотрофы гетеротрофы симбионты умеренный паразитизм автогетеротрофы пионеры ____________________ лихеноиндикация Корректирует с помощью учащихся рассказы выступающих и итоги совместной работы групп. После выступления 1 группы демонстрирует слайд №4 и дает задание для всех групп ответить на вопрос. После выступления 2 группы демонстрирует слайд №5 и №6 и дает задание ответить на вопросы. Сообщает новую информацию по теме доклада группы. После выступления 3 группы демонстрирует слайд №7 и сообщает новую информацию по теме доклада группы. После выступления 4 группы демонстрирует слайд №8 и №9, дает задание для всех групп ответить на вопросы по итогам групповой работы. Сообщает новую информацию по теме групповой работы. |
Каждая группа работает над своим пунктом по заданному алгоритму. Выступающий даёт краткий рассказ по схеме. Делают вывод. Ответы дополняются, корректируются с помощью учащихся и учителя. Используют словарь урока. После выводов отвечают на вопросы: чему научились и к какому царству отнесли лишайник. 1 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя полученный продукт перед классом. Лист А4 Дополняют, комментируют в ходе демонстрации слайда. Делают вывод: по классификации лишайники делят на 3 группы. Называют, используя словарь: накипные, листоватые, кустистые. Они разные по форме тела, цвету. Медленно растут, неприхотливые, поселяются на бесплодных участках. Проводят повторное исследование коллекции лишайников, показывают всем участникам каждую группу лишайников. Используют словарь урока: кустистые, накипные, листоватые. 2 группа Используют для составления схемы словарь урока. Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делают вывод. Отвечают на вопрос учителя. Слушают пояснения по слайдам. Отвечают на вопросы и соотносят способ питания и компонент лишайника: водоросль – автотроф, гриб – гетеротроф, лишайник – симбионт, умеренный паразитизм – гриб использует водоросль как паразит частично, высасывая её. 3 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делают вывод о способах размножения лишайников. 4 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя результат перед классом. Дополняют таблицу: в жизни природы – 1; для человека - 2. А- делают краску, Б – для парфюмерии. Делают вывод. Работают со словарём урока совместно с учителем: пионеры, почвообразование, лихенин, лихеноиндикатор. Отвечают на вопрос учителя по подведению итога групповой работы. Обосновывают ответ на вопрос: «Кто такие лишайники?». |
Задания: Разбиться на 4 группы. Используя учебник, тетрадь, презентацию составить схему и представить творческий продукт согласно алгоритма. Обязательно: использовать словарь урока. Выбранный выступающий даёт краткий рассказ по схеме, делает вывод. Во время рассказов выступающих участники групп могут корректировать выступление. После вывода каждой группы подвести совместный итог работы в виде ответов на вопросы: «Чему мы научились? Можно ли уже сказать, к какому царству относится лишайник?». Алгоритм работы для всех групп: 1.Прочитайте пункт. Рассмотрите рисунки, если они есть. 2.Выберите ключевое (главное) слово, от которого будете составлять схему. 3.Найдите в пункте главную информацию к ключевому слову и составьте схему на листе А4 крупно. 4.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 3-5 мин. 5.Выступаете и делаете вывод (1 мин) Задание для 1 группы Работать над первым пунктом «Многообразие и распространение лишайников», с.103-104.
Задание рассмотреть слайд 4 «Формы лишайников» и ответить на вопрос: «Почему они такие разные?» Задание для всех групп: Рассмотрите ещё раз коллекцию лишайников. Покажите накипной, покажите листоватый, покажите кустистый. 2 группа Работать с вторым пунктом «Строение и питание лишайников», с.104 Задание рассмотреть слайд №5 и №6 «Строение лишайника» и ответить на вопрос: «Почему они такие разные?» Слайд 5 Слайд 6 Задание для всех групп: Вопрос учителя: «Кто без кого жить не может?» Объясните. Работа со словарём урока. Объясните термины и понятия, соотнеся с 2 компонентами лишайника. Новое в науке: гриб высасывает водоросли, но заботится о них, как пастух о своих овцах. Это умеренный паразитизм. Но лишайник в целом – это симбионт.
3 группа Работа с третьим пунктом «Размножение лишайников». С.105 Задание рассмотреть слайд №7 «Размножение лишайника» Уточняется понимание: размножение и распространение. Новое в науке: открыто половое размножение, но не изучено 4 группа Работа с четвёртым пунктом «Значение лишайников». С.105. Задание рассмотреть слайд №8 «Значение лишайников» Задание для всех групп: Слайд 9 - дополните таблицу Задание: Ответить на вопросы подводящие итоги групповой работы: Чему научились? Ответили ли на вопрос урока: «Кто такие лишайники?». Учитель информирует: «Лишайники – это особая группа организмов. Она не относится ни к растениям, ни к грибам, ни к бактериям и не к животным. Это группа симбиотических организмов. Учёные пока не определились с систематикой данной группы». |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии; научиться определять (различать) формы лишайников; научиться различать на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников. |
П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями. К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем; доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи; учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению; договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата; организовывать учебное взаимодействие в группе; Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Воспроизведение нового знания. |
Дает задание. Устанавливает регламент и условия защиты выступлений каждой из групп. Устанавливает осознанность восприятия материала. |
Работают в группах, составляют синквейн. Представители групп выступают с синквейнами, защищают свою разработку. |
Задания: Разбиться на 4 группы. Используя учебник, тетрадь, «Словарь урока» составить синквейн на тему "Лишайники" и представить согласно алгоритма. Во время выступлений выступающих участники групп могут корректировать выступление. Алгоритм работы для всех групп: 1.Повторить алгоритм составления синквейна на слайде № 10. 2.Используя материал учебника и «Словарь урока» составить синквейн. 3.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 2-3 мин. 4.Выступление с аргументированной защитой (1 мин). |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии. |
П. формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; составлять синквейн на основе полученной информации. К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи; учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению; договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата; организовывать учебное взаимодействие в группе. Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление. |
Дает задание. Устанавливает регламент и условия защиты выступлений каждой из групп. Устанавливает осознанность восприятия материала. |
Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально. Выполняют задания, проговаривают вслух определения, обосновывают ответ. Используют термины и понятия: Гетеротроф (сапротроф, паразит), автотроф (фототроф), симбионт, симбиоз, кустистый, листоватый, накипной Проводят исследование, классифицируют объекты на группы, показывают каждую группу учителю, обосновывают свой выбор. |
Задание: алгоритм с проговариванием учащимися вслух ответов, обоснований. Алгоритм работы с терминами и понятиями: 1.Назовите термин. 2.Дайте определение понятия. 3.Приведите пример. Алгоритм работы с заданиями: 1.Прочитайте задание. 2.Обдумайте ответ. 3.Дайте ответ. 4.Корректировка. Задание №1 для групп. Определите формы лишайников и установите соответствие картинки и названия. Слайд 11. Задание №2 для групп. Проведите исследование предложенной коллекции лишайников. Распределите их по группам (классифицируйте) и объясните свой выбор. |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии; научиться определять (различать) формы лишайников. |
К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи; учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению; договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата; организовывать учебное взаимодействие в группе. П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Тренинг. Контроль. |
Дает задание. Контролирует выполнение индивидуальных и парных заданий, само- и взаимопроверки и предварительной оценки. Организует и контролирует выполнение тестового задания, взаимопроверки и предварительной оценки слайд № 14 |
Индивидуально определяют форму лишайника по рисунку, проводят самооценку по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Работая в парах называют форму лишайника, соотнеся со схемой. Проводят само- и взаимооценку по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Выполняют тестовые задания, проводят самопроверку и предварительное оценивание. |
Задание №1 индивидуальное. Определите форму лишайника. Слайд 12. Задание №2 парное Слайд 13. Определите форму лишайника. Задание: Выполнить тестовые задания, провести самопроверку и предварительную оценку. Слайд 14. |
получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии; научиться определять (различать) формы лишайников. |
К. организовывать учебное взаимодействие в группе. П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. Р. учиться определять степень успешности выполнения работы себя и всех, исходя из имеющихся критериев. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия деятельности на уроке. |
Организует рефлексию. Задает вопросы. предлагает заполнить лист самооценки собственной деятельности на уроке. Дает оценку деятельности класса и каждого учащегося. |
Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Проводят рефлексию и самооценку. |
Вопросы классу: 1.Какова была цель урока? 2.Достиг ли урок цели? 3. Что нового узнали, чему научились? 4.В чём испытывали затруднения? 5.Как их преодолевали? 7.Где вам пригодятся полученные знания и умения? Самооценка собственной деятельности
|
Р. учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
Конкретизирует домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. По желанию берут распечатанные задания повышенного уровня. |
Обязательное домашнее задание с элементами выбора. Дома: §19 «Лишайники». Выбор: ответить на вопросы, выполнить исследовательское задание для любознательных, подготовить сообщение о лишайниках. Домашнее задание повышенной сложности. Раздаточные задания по желанию: 1.Высокий уровень. Анализ графика для определения чистоты воздуха по лишайникам (лихеноиндикация). 2.Высокий уровень. Анализ таблицы, на основе которой устанавливается значение лишайников в природе и для человека. |
Л. сознавать важность учебы и познания нового; самоопределение (мотивация к учению); умение применять полученные знания в повседневной жизни. П. овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач; предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; составлять синквейн на основе полученной информации. |