Урок биологии по теме «Лишайники» для 6 класса

0
0
Материал опубликован 23 January 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 97» (очно-заочное обучение)

 

Урок «открытия» нового знания
в 6 классе

"Лишайники"

Разработал:

Моторина Т.И. учитель биологии

Новокузнецк 2018

Тема: Лишайники

Класс: 6 класс

Тип урока: Урок "открытия" нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеоролик «Строение лишайника», учебник, рабочая тетрадь, коллекция лишайников, лупы, задания, гербарий лишайник лобария лёгочная.

Цели

 

Цель учителя:

формировать умения: выделять существенные признаки лишайников; классифицировать лишайники; различать части таллома лишайника; сравнивать лишайники с другими биологическими объектами и делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Цель учащихся:

узнать о новом отделе растений Лишайники;

научиться: выделять их существенные признаки; классифицировать — определять принадлежность лишайников к определенной систематической группе; различать части таллома лишайника; сравнивать лишайники с другими биологическими объектами и делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. осознавать важность учебы и познания нового;

    самоопределение (мотивация к учению);

    умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

- регулятивные УУД

определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- познавательные УУД

определять способы решения проблем под руководством учителя;

выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;

выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач;

предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

составлять синквейн на основе полученной информации.

- коммуникативные УУД

участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем;

доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;

учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;

договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные:

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии;

научиться определять (различать) формы лишайников;

научиться различать на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Приветствует учеников и проверяет готовность учеников к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Создает проблемную ситуацию путем предложения заданий.

1. Показывает слайд №1 и дает задание ответить на вопрос.

2. Показывает слайд №2 и дает задание ответить на вопросы.

3. Даёт ученикам для изучения коллекцию лишайников и задание ответить на вопрос.

4. Демонстрирует слайд №3 и дает задание ответить на вопросы.

5. Дает задание ответить на вопрос.

6. Дает задание ответить на вопрос.

7. Делает запись на доске запись:

Тема урока.

Вопрос урока: Кто такие лишайники?

Задает задание.

Приветствуют учителя и эмоционально настраиваются на работу.

Высказывают предположения. Живые организмы распределены на царства.

1.Рассматривают картинки представителей четырёх царств с цифровыми обозначениями. Слайд №1. Называют царства.

2. Рассматривают слайд №2. Делают предположения.

3.Рассматривают с помощью лупы на столах коллекцию лишайников.

Называют предполагаемые организмы.

4. Рассматривают слайд №3. Высказывают предположения, приводят доказательства, говорят о затруднениях. Лишайник не похож на другие изученные организмы.

5. Отвечают. Это не животные и не растения, не бактерии и не грибы. Не могут классифицировать.

6. Отвечают: Узнать, какие бывают лишайники. Как они устроены? Как они живут? К какой группе их отнести? И т.п.

7. Выполняют: Формулируют разные вопросы. Почему лишайники не похожи на другие организмы? Кто они такие? К какому царству относятся? И т.п.

Задание: На Земле много разных организмов. Ответьте на вопрос: Они как-то распределены учёными-биологами?

Задание:

1.Посмотреть на слайд №1 «Царства живого». Назвать царства.

Открывает ответ на слайде.

2.Посмотреть слайд №2 с лишайниками и ответить на вопросы: Что это? К какому царству относятся эти организмы?

3. Задание: рассмотреть коллекцию лишайников на столах и ответить на вопрос "Что это за организмы?"

4. Посмотреть слайд №3 и ответить на вопросы: К какому царству вы бы отнесли лишайник? Докажите свою позицию. Почему трудно определить?

5. Ответить на вопрос: В чём вы испытываете затруднения?

6. Вопрос: О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке, каких знаний о лишайниках вам не хватает?

7.Задание: Сформулируйте главный вопрос темы.

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии

Л. самоопределение (мотивация к учению).

П. определять способы решения проблем под руководством учителя;

выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя; выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями; предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем.

Р. составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

2. Актуализация знаний.

Подводит учеников к формулированию темы и целей урока, обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для открытия нового знания серией вопросов и заданий. Дает индивидуальные исследовательские задания.

Дает задания.

Работают с коллекцией лишайников.

Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания: исследование и классификация по выделенному самостоятельно признаку.

Затруднения называют: может это водоросли, грибы. Это мхи и т.п.

Пытаются ответить на вопрос и сформулировать вывод.

Формулируют тему урока: «Лишайники».

Формулируют конкретные цели своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться классифицировать лишайники по группам, изучить их строение, жизнедеятельность и понять значение»

Выражают желание работать совместно группой, т.к. так проще и быстрее, всегда найдётся подсказка, поддержка.

Задания.

Исследовательские работы:

1

Рассмотрите набор лишайников. Попробуйте их разделить на группы (классифицировать) по какому-либо признаку. Признак определите сами. Назовите каждую группу. Используйте лупу. Соблюдайте осторожность при работе с увеличительным прибором.

2

По какому признаку вы делили на группы лишайники? В чём испытывали затруднения?

3

Сделайте вывод о выполнении задания (трудно ли было выполнять задание?).

Задания.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока.

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П. овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения познавательных задач; формулировать новые знания.

К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;

учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;

договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

Л. осознавать важность учебы и познания нового; умение применять полученные знания в повседневной жизни.

К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем.

3. Введение нового знания.

Дает задания.

Записывает на доске: Классификация по информации §19.

1 группа – с.103-104, 1 пункт

2 группа – с.104, 2 пункт

3 группа – с.105, 3 пункт

4 группа – с.105, 4 пункт

«Словарь урока»:

лишайники

кустистые

листоватые

накипные

слоевище

____________________

автотрофы

гетеротрофы

симбионты

умеренный паразитизм

автогетеротрофы

пионеры

____________________

лихеноиндикация

Корректирует с помощью учащихся рассказы выступающих и итоги совместной работы групп.

После выступления 1 группы демонстрирует слайд №4 и дает задание для всех групп ответить на вопрос.

После выступления 2 группы демонстрирует слайд №5 и №6 и дает задание ответить на вопросы. Сообщает новую информацию по теме доклада группы.

После выступления 3 группы демонстрирует слайд №7 и сообщает новую информацию по теме доклада группы.

После выступления 4 группы демонстрирует слайд №8 и №9, дает задание для всех групп ответить на вопросы по итогам групповой работы. Сообщает новую информацию по теме групповой работы.

Каждая группа работает над своим пунктом по заданному алгоритму. Выступающий даёт краткий рассказ по схеме.

Делают вывод.

Ответы дополняются, корректируются с помощью учащихся и учителя. Используют словарь урока.

После выводов отвечают на вопросы: чему научились и к какому царству отнесли лишайник.

1 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя полученный продукт перед классом.

Лист А4

Дополняют, комментируют в ходе демонстрации слайда.

Делают вывод: по классификации лишайники делят на 3 группы. Называют, используя словарь: накипные, листоватые, кустистые. Они разные по форме тела, цвету. Медленно растут, неприхотливые, поселяются на бесплодных участках.

Проводят повторное исследование коллекции лишайников, показывают всем участникам каждую группу лишайников.

Используют словарь урока: кустистые, накипные, листоватые.

2 группа

Используют для составления схемы словарь урока.

Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом.

Делают вывод.

Отвечают на вопрос учителя. Слушают пояснения по слайдам.

Отвечают на вопросы и соотносят способ питания и компонент лишайника: водоросль – автотроф, гриб – гетеротроф, лишайник – симбионт, умеренный паразитизм – гриб использует водоросль как паразит частично, высасывая её.

3 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом.

Делают вывод о способах размножения лишайников.

4 группа

Выполняют, рассказывают, демонстрируя результат перед классом.

Дополняют таблицу: в жизни природы – 1; для человека - 2. А- делают краску, Б – для парфюмерии. Делают вывод.

Работают со словарём урока совместно с учителем: пионеры, почвообразование, лихенин, лихеноиндикатор.

Отвечают на вопрос учителя по подведению итога групповой работы.

Обосновывают ответ на вопрос: «Кто такие лишайники?».

Задания: Разбиться на 4 группы. Используя учебник, тетрадь, презентацию составить схему и представить творческий продукт согласно алгоритма. Обязательно: использовать словарь урока. Выбранный выступающий даёт краткий рассказ по схеме, делает вывод. Во время рассказов выступающих участники групп могут корректировать выступление.

После вывода каждой группы подвести совместный итог работы в виде ответов на вопросы: «Чему мы научились? Можно ли уже сказать, к какому царству относится лишайник?».

Алгоритм работы для всех групп:

1.Прочитайте пункт. Рассмотрите рисунки, если они есть.

2.Выберите ключевое (главное) слово, от которого будете составлять схему.

3.Найдите в пункте главную информацию к ключевому слову и составьте схему на листе А4 крупно.

4.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 3-5 мин.

5.Выступаете и делаете вывод (1 мин)

Задание для 1 группы

Работать над первым пунктом «Многообразие и распространение лишайников», с.103-104.

 

Задание рассмотреть слайд 4 «Формы лишайников» и ответить на вопрос: «Почему они такие разные?»

Задание для всех групп:

Рассмотрите ещё раз коллекцию лишайников. Покажите накипной, покажите листоватый, покажите кустистый.

2 группа

Работать с вторым пунктом «Строение и питание лишайников», с.104

Задание рассмотреть слайд №5 и №6 «Строение лишайника» и ответить на вопрос: «Почему они такие разные?»

Слайд 5

Слайд 6

Задание для всех групп:

Вопрос учителя: «Кто без кого жить не может?» Объясните.

Работа со словарём урока. Объясните термины и понятия, соотнеся с 2 компонентами лишайника.

Новое в науке: гриб высасывает водоросли, но заботится о них, как пастух о своих овцах. Это умеренный паразитизм. Но лишайник в целом – это симбионт.

 

3 группа

Работа с третьим пунктом «Размножение лишайников». С.105

Задание рассмотреть слайд №7 «Размножение лишайника»

Уточняется понимание: размножение и распространение.

Новое в науке: открыто половое размножение, но не изучено

4 группа

Работа с четвёртым пунктом «Значение лишайников». С.105.

Задание рассмотреть слайд №8 «Значение лишайников»

Задание для всех групп:

Слайд 9 - дополните таблицу

Задание: Ответить на вопросы подводящие итоги групповой работы: Чему научились? Ответили ли на вопрос урока: «Кто такие лишайники?».

Учитель информирует:

«Лишайники – это особая группа организмов. Она не относится ни к растениям, ни к грибам, ни к бактериям и не к животным. Это группа симбиотических организмов. Учёные пока не определились с систематикой данной группы».

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии;

научиться определять (различать) формы лишайников;

научиться различать на таблицах частей таллома лишайника, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных лишайников.

П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; формулировать новые знания совместными групповыми усилиями.

К. участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем; доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;

учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;

договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;

организовывать учебное взаимодействие в группе;

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

4. Воспроизведение нового знания.

Дает задание.

Устанавливает регламент и условия защиты выступлений каждой из групп. Устанавливает осознанность восприятия материала.

Работают в группах, составляют синквейн.

Представители групп выступают с синквейнами, защищают свою разработку.

Задания: Разбиться на 4 группы. Используя учебник, тетрадь, «Словарь урока» составить синквейн на тему "Лишайники" и представить согласно алгоритма. Во время выступлений выступающих участники групп могут корректировать выступление.

Алгоритм работы для всех групп:

1.Повторить алгоритм составления синквейна на слайде № 10.

2.Используя материал учебника и «Словарь урока» составить синквейн.

3.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 2-3 мин.

4.Выступление с аргументированной защитой (1 мин).

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии.

П. формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;

составлять синквейн на основе полученной информации.

К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;

учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;

договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

5. Первичное закрепление.

Дает задание.

Устанавливает регламент и условия защиты выступлений каждой из групп. Устанавливает осознанность восприятия материала.

Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально.

Выполняют задания, проговаривают вслух определения, обосновывают ответ.

Используют термины и понятия:

Гетеротроф (сапротроф, паразит), автотроф (фототроф), симбионт, симбиоз, кустистый, листоватый, накипной

Проводят исследование, классифицируют объекты на группы, показывают каждую группу учителю, обосновывают свой выбор.

Задание: алгоритм с проговариванием учащимися вслух ответов, обоснований.

Алгоритм работы с терминами и понятиями:

1.Назовите термин.

2.Дайте определение понятия.

3.Приведите пример.

Алгоритм работы с заданиями:

1.Прочитайте задание.

2.Обдумайте ответ.

3.Дайте ответ.

4.Корректировка.

Задание №1 для групп. Определите формы лишайников и установите соответствие картинки и названия. Слайд 11.

Задание №2 для групп.

Проведите исследование предложенной коллекции лишайников. Распределите их по группам (классифицируйте) и объясните свой выбор.

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии;

научиться определять (различать) формы лишайников.

К. доносить и аргументировать свою позицию, владея приемами монологической и диалогической речи;

учиться слушать и понимать, а также принимать позиции других участников, критически относясь к собственному мнению;

договариваться с участниками обсуждения, изменяя свою точку зрения и согласуя с ними свою позицию для достижения общего результата;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

Р. определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

6. Тренинг. Контроль.

Дает задание. Контролирует выполнение индивидуальных и парных заданий, само- и взаимопроверки и предварительной оценки.

Организует и контролирует выполнение тестового задания, взаимопроверки и предварительной оценки слайд № 14

Индивидуально определяют форму лишайника по рисунку, проводят самооценку по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать».

Работая в парах называют форму лишайника, соотнеся со схемой.

Проводят само- и взаимооценку по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать».

Выполняют тестовые задания, проводят самопроверку и предварительное оценивание.

Задание №1 индивидуальное. Определите форму лишайника. Слайд 12.

Задание №2 парное

Слайд 13. Определите форму лишайника.

Задание: Выполнить тестовые задания, провести самопроверку и предварительную оценку.

Слайд 14.

получить представление об отделе Лишайники, их морфологии и анатомии;

научиться определять (различать) формы лишайников.

К. организовывать учебное взаимодействие в группе.

П. выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.

Р. учиться определять степень успешности выполнения работы себя и всех, исходя из имеющихся критериев.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Организует рефлексию. Задает вопросы. предлагает заполнить лист самооценки собственной деятельности на уроке. Дает оценку деятельности класса и каждого учащегося.

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.

Проводят рефлексию и самооценку.

Вопросы классу:

1.Какова была цель урока?

2.Достиг ли урок цели?

3. Что нового узнали, чему научились?

4.В чём испытывали затруднения?

5.Как их преодолевали?

7.Где вам пригодятся полученные знания и умения?

Самооценка собственной деятельности

Оценочный лист: ученик

Да

Нет

Составлял вопросы

   

Отвечал на вопросы

   

Составлял схему

   

Рассказывал

   

Помогал

   

Выполнял задания

   

Затруднялся

   

Понял тему

   

Достиг цели

   

Работал в группе

   

Делал вывод

   

Мне на уроке было интересно

   

Пригодятся полученные знания и умения

   

Моя оценка

 
 

Р. учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

8. Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

По желанию берут распечатанные задания повышенного уровня.

Обязательное домашнее задание с элементами выбора.

Дома: §19 «Лишайники». Выбор: ответить на вопросы, выполнить исследовательское задание для любознательных, подготовить сообщение о лишайниках.

Домашнее задание повышенной сложности. Раздаточные задания по желанию:

1.Высокий уровень. Анализ графика для определения чистоты воздуха по лишайникам (лихеноиндикация).

2.Высокий уровень. Анализ таблицы, на основе которой устанавливается значение лишайников в природе и для человека.

 

Л. сознавать важность учебы и познания нового; самоопределение (мотивация к учению);

умение применять полученные знания в повседневной жизни.

П. овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач; предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

составлять синквейн на основе полученной информации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.