Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»

0
0
Материал опубликован 4 November 2020

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе

по теме: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»

Урок разработала: Огнева Наталья Александровна

УМК « Школа 2100»


Тема

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук ч’.

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук ч’, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова

Образовательные ресурсы

Учебник «Моя любимая азбука», счетные палочки ,Презентация Microsoft Office PowerPoint


Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начало урока(мотивация)

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли – всё в порядке.

Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя



II. Актуализация знаний

Коллективная. Словесный.

Слайд №1

Назовите буквы :а, у, е ,и, ё, й, я ,о, ы.

Какая буква лишняя?

Слайд №2

На какие группы можно разделить эти буквы?

Мы уже много или мало букв изучили, у вас уже есть любимая. Напечатайте на сердечках её.

Оцените свою работу. Кто из вас хорошо запомнил буквы и может о них рассказать.

Объясняют, доказывают.









Оценивают цветовыми кружками



Вспоминают изученный материал

Коллективный. Правильное произношение звуков и букв.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Слайд№3

Послушайте слова и определите , чем они похожи.

(Черепаха, Чебурашка, Чиполлино). Все начинаются на букву Ч. Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку ч’

и букве, его обозначающей

– ч’.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение звука [ч’] (с.132)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Почему звуковичок держит восклицательный знак (необычная буква с секретом). Интересно каким?

Слайд №4

Прочитайте загадку:

Золотым играет глянцем

Из воды торчащий панцирь.

Это что за зверь иль птаха

Это, дети…(Черепаха)

Охарактеризуйте звук ч’.

А что у Черепахи в домике?

Прочитаем 2 загадку:

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят

Когда спать,

когда вставать, когда можно погулять.

В русском языке этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает. Это первый секрет.

Рассматривают схему









Выполняют слого-звуковой анализ слов.



2. В словах Черепаха, часы звук ч’ – мягкий, глухой согласный

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук ч’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях

Фронтальный. Выделение звука, устные ответы, слого-звуковой анализ слов

2. Дидактическая игра «Кто больше?»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

Придумайте слова, где звук [ч’] в конце

Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь
и т. д.

Различают звук в словах. Выделяют звук ч’ из слов

Фронтальный. Игра



3. Знакомство с буквой Ч

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

Звук [ч’] на письме обозначается буквой ч (че).

На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

Сделайте букву Ч из счетных палочек

Находят букву Ч
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения







Из счетных палочек делают букву Ч( в паре)

Распознают букву Ч на «ленте букв».

Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы,

моделирование

4. Чтение слогов и слов

Коллективная. Словесный. Чтение

Слайд №5

Прочитайте слияния:

ча – с радостью,

чо – с удивлением,

чу – пропеть,

че – с грустью,

чи – с вопросом

Оцените своё чтение, кто научился читать слоги с новой буквой?

Почему а и у не указывают на твердость. Как это случилось. Послушайте сказку «Как а ,у поссорились с буквой Ч).Это еще один секрет буквы Ч.

Хором читают слоги-слияния и слова






Оценивают свою работу.


Слушают аудиозапись

Читать слоги-слияния, слова, устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий







Знакомятся с правилом слог ча пиши с а, слог чу пиши с у

Коллективный.

Чтение слогов

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Слайд № 5

Физминутка под песню «Чунга- Чанга»

Выполняют движения с героями мультфильма

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений, закрепление правописания слогов ча,чу



5. Работа с со словами в азбуке

Коллективная, парная. Словесный, практический.

Чтение, беседа, составление схемы слова

Слайд№6

Прочитаем слова(по цепочке, мальчики, потом девочки)

Чашка, чудак, чистый, человек, чернила, черный

Какие слова непонятны?

Читают слова, выясняют лексическое значение

Слов чудак, чернила.

Выполняют зв.-букв. анализ слов чашка, чудак

Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа

Коллективный, парный.

Чтение, устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Уменьшительно-ласкательные слова

2.Многозначные слова

Фронтальная. Словесный, практический. беседа

Слайд №7

Черепашка предлагает вам прочитать слова с экрана :

Бочка, ночка , дочка, точка. мамочка, папочка, лисичка.

Что заметили, как звучат слова? Ласково.

Это 3 секрет буквы.

А есть слово ,у которого несколько значений? Лисичка.

Такие слова языковеды назвали многозначными.

Оцените чтение слов с новой буквой.




Читают слова, наблюдают ,находят слово с несколькими значениями(лисичка).

Лисичка-животное,

Лисичка –гриб.











Оценивают чтение слов.

Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в русском языке есть слова с уменьшительно-ласкательным значением и многозначные слова.

Фронтальный. Устные ответы

7.Работа с пословицами.

Словесный, практический. беседа, работа в паре

О значении чтения в жизни человека много пословиц, к сожалению, они рассыпались.

Давайте их соберем в паре.

Слайд№8

Сверим с эталоном.

Чья пара правильно составила пословицы? Как вы их понимаете?

Составляют пословицы. (Кто много читает, тот много знает. Чтение –лучшее учение)



Оценивают работу пары


Устанавливают соответствие начала и конца пословиц.

Словесный, практический. беседа, работа в паре



VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Слайд №9.

Закончим урок стихотворением о чтении, ведь само это слово начинается с буквы Ч.

Первой букве в слове чтение

Букве Ч-

Моё почтенье!

Предлагаю прочитать книги про сказочных героев, название которых начинается с буквы Ч.

Спасибо за работу на уроке.


Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.