Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе
по теме: «Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч»
Урок разработала: Огнева Наталья Александровна
УМК « Школа 2100»
Тема | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком ч’, буквами Ч, ч, развития речи, памяти логического мышления |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов |
Личностные результаты | Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя. Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук ч’. Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Согласный звук ч’, мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова |
Образовательные ресурсы | Учебник «Моя любимая азбука», счетные палочки ,Презентация Microsoft Office PowerPoint |
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I. Организация начало урока(мотивация) Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. И книжки, и тетрадки, И мысли – всё в порядке. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Актуализация знаний | Коллективная. Словесный. | Слайд №1 Назовите буквы :а, у, е ,и, ё, й, я ,о, ы. Какая буква лишняя? Слайд №2 На какие группы можно разделить эти буквы? Мы уже много или мало букв изучили, у вас уже есть любимая. Напечатайте на сердечках её. Оцените свою работу. Кто из вас хорошо запомнил буквы и может о них рассказать. | Объясняют, доказывают. Оценивают цветовыми кружками | Вспоминают изученный материал | Коллективный. Правильное произношение звуков и букв. |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | Слайд№3 Послушайте слова и определите , чем они похожи. (Черепаха, Чебурашка, Чиполлино). Все начинаются на букву Ч. Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку ч’ и букве, его обозначающей | – ч’. Слушают учителя | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение звука [ч’] (с.132) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | Почему звуковичок держит восклицательный знак (необычная буква с секретом). Интересно каким? Слайд №4 Прочитайте загадку: Золотым играет глянцем Из воды торчащий панцирь. Это что за зверь иль птаха Это, дети…(Черепаха) Охарактеризуйте звук ч’. А что у Черепахи в домике? Прочитаем 2 загадку: Они ходят, но стоят Всем о времени твердят Когда спать, когда вставать, когда можно погулять. – В русском языке этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает. Это первый секрет. | Рассматривают схему Выполняют слого-звуковой анализ слов. 2. В словах Черепаха, часы звук ч’ – мягкий, глухой согласный | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук ч’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях | Фронтальный. Выделение звука, устные ответы, слого-звуковой анализ слов |
2. Дидактическая игра «Кто больше?» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | – Придумайте слова, где звук [ч’] в конце | – Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь | Различают звук в словах. Выделяют звук ч’ из слов | Фронтальный. Игра |
3. Знакомство с буквой Ч | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звук [ч’] на письме обозначается буквой ч (че). – На что похожа буква Ч? Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. В. Степанов – Сделайте букву Ч из счетных палочек | Находят букву Ч Высказывают свои предположения Из счетных палочек делают букву Ч( в паре) | Распознают букву Ч на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек | Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
4. Чтение слогов и слов | Коллективная. Словесный. Чтение | Слайд №5 Прочитайте слияния: ча – с радостью, чо – с удивлением, чу – пропеть, че – с грустью, чи – с вопросом Оцените своё чтение, кто научился читать слоги с новой буквой? Почему а и у не указывают на твердость. Как это случилось. Послушайте сказку «Как а ,у поссорились с буквой Ч).Это еще один секрет буквы Ч. | Хором читают слоги-слияния и слова Оценивают свою работу. Слушают аудиозапись | Читать слоги-слияния, слова, устанавливают, что звук ч’ всегда мягкий Знакомятся с правилом слог ча пиши с а, слог чу пиши с у | Коллективный. Чтение слогов |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Слайд № 5 Физминутка под песню «Чунга- Чанга» | Выполняют движения с героями мультфильма | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений, закрепление правописания слогов ча,чу |
5. Работа с со словами в азбуке | Коллективная, парная. Словесный, практический. Чтение, беседа, составление схемы слова | Слайд№6 Прочитаем слова(по цепочке, мальчики, потом девочки) Чашка, чудак, чистый, человек, чернила, черный Какие слова непонятны? | Читают слова, выясняют лексическое значение Слов чудак, чернила. Выполняют зв.-букв. анализ слов чашка, чудак | Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа | Коллективный, парный. Чтение, устные ответы |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Уменьшительно-ласкательные слова 2.Многозначные слова | Фронтальная. Словесный, практический. беседа | Слайд №7 Черепашка предлагает вам прочитать слова с экрана : Бочка, ночка , дочка, точка. мамочка, папочка, лисичка. Что заметили, как звучат слова? Ласково. Это 3 секрет буквы. А есть слово ,у которого несколько значений? Лисичка. Такие слова языковеды назвали многозначными. Оцените чтение слов с новой буквой. | Читают слова, наблюдают ,находят слово с несколькими значениями(лисичка). Лисичка-животное, Лисичка –гриб. Оценивают чтение слов. | Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в русском языке есть слова с уменьшительно-ласкательным значением и многозначные слова. | Фронтальный. Устные ответы |
7.Работа с пословицами. | Словесный, практический. беседа, работа в паре | О значении чтения в жизни человека много пословиц, к сожалению, они рассыпались. Давайте их соберем в паре. Слайд№8 Сверим с эталоном. Чья пара правильно составила пословицы? Как вы их понимаете? | Составляют пословицы. (Кто много читает, тот много знает. Чтение –лучшее учение) Оценивают работу пары | Устанавливают соответствие начала и конца пословиц. | Словесный, практический. беседа, работа в паре |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? Слайд №9. Закончим урок стихотворением о чтении, ведь само это слово начинается с буквы Ч. Первой букве в слове чтение Букве Ч- Моё почтенье! Предлагаю прочитать книги про сказочных героев, название которых начинается с буквы Ч. – Спасибо за работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |