Урок по литературному чтению в 3 классе «И сразу стало всё не так»
Цель: познакомить учащихся с новым произведением Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи»; учить давать характеристику героям произведения.
Задачи:
· Развивающий аспект:
- развитие речи учащихся;
- развитие умений анализировать в поэзии способы изображения героев;
· Воспитательный аспект урок нацелен на воспитание внимания к ответам, версиям собеседников, уважительного отношения к мнению другого человека.
· Познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения драмы;
-формирование представления об особенностях жанра драмы;
-формирование умения понимать авторский замысел; раскрывать особенности характеров героев средствами речевых характеристик и авторских ремарок.
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Речевая разминка
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат,
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
-Прочитайте медленно
- Прочитайте тихим голосом, затем все громко.
- Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.
- С вопросительной интонацией
- С восклицательной интонацией
- С сердитой
-С веселой
- А теперь скороговоркой
3. Проверка домашнего задания.
Итак, на дом было задано стихотворение ….?Прежде чем мы начнем, давайте вспомним требования к декламации стихотворения.
Работаем в паре. Читаем друг другу и работаем с оценочным листом
1. Назвать автора;
2. Назвать произведение;
3. Читать по-взрослому (Делать паузы; выделять голосом ключевые слова, читать выразительно, красиво);
Кто выучил стихотворение?( спрашиваем)
4.Ответы на вопросы.
- Но у нас есть еще вопросы:
1. Какие действия совершает тетушка Луна? Может ли она так действовать на самом деле?
2. С каким настроением автор рассказывает эту историю? (Писатели и поэты – большие выдумщики. Они могут совсем обычную вещь превратить в живое существо. И тогда она преображается: начинает разговаривать, вести себя как человек.)
3. А как автору удалось оживить Луну?
Какой прием он использовал? (олицетворение)
Дайте определение этому понятию (это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных).
Работа со словарем( ищем определение в словаре- читаем.)
Работа в группе( Придумать схему, которая поможет определять в тексте олицетворение как изобразительное средство). Объясняют.
5.Новая тема.
-Прием олицетворения используют многие авторы. Не исключение и произведение Юнны Мориц «Разговаривали вещи». Чтобы вам было понятно, давайте разберем несколько слов. ( Презентация. Биография Ю. Мориц)
6.Словарная работа.
Объясняем- что такое драма.
7.Инсценировка произведения
- Наши ребята подготовили мини-спектакль по этому произведению.
- Давайте попросим их разыграть произведение для нас.
(выступление ребят)
8.Анализ выступления актеров.
- Как ощущения?
- Понравилось? Не понравилось?
9.Первичная читка произведения.
- Читаем в полголоса.
10. Работа над произведением.
1. Какую серьезную проблему решают вещи в стихотворении? (свою нужность)
2. Что предпринял автор, чтобы рассказать читателю о важности этой проблемы (оживил вещи) Как называется этот прием? (Вещи говорят о том, как приятно быть кому-то нужным).
3. Как вы думаете, могла бы описанная ситуация случиться с людьми? (ответы детей)
11.Рефлексия. Рисуем в тетради шкалы , оцениваем свою работу( Было интересно, было трудно, как поработали в паре, как поработали в группе.)
12.Домашнее задание .Научиться читать по ролям.