Урок по математике на тему «Единицы измерения времени. Неделя» (3 класс)
на тему «Единицы измерения времени. Неделя»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Гумерова И.А.
Цели: 1. Закреплять представления о понятии «доля».
2. Продолжать учиться читать и записывать доли.
3. Познакомиться с новой единицей измерения времени: неделя.
4. Продолжать подробно рассматривать задания на нахождение доли от числа, числа по его доле.
5. Развивать умения решать задачи.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
||||||||||||
I. Актуализация знаний. |
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок , Начинается урок! Сегодня к нам на урок пришли гости. Ребята, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям! Дети хором: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! Учитель: Тихо сели, Головами повертели, Сладко – сладко потянулись, И друг другу улыбнулись Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране «Математика». Эта страна состоит из небольших островов. И на каждом острове свои задания, но я думаю , что вы справитесь, если в дорогу с собой возьмете математические знания, умения и навыки. У вас на партах лежат листочки. Это лист самооценки .После каждой выполненной работы вы оцениваете свою работу. Если правильно выполнили, ставите 1 балл, если нет 0. А вот и наша карта. А на чём поплывем , вы скажете отгадав загадку: Волны носом рассекаю, Все дороги в море знаю, Из одной страны в другую Без колёс людей везу я. Вот и наш корабль. Для того , чтобы плавание было удачным необходимо соблюдать следующие условия: правильно выполнять задания, быть смелыми, выносливыми, внимательными и умными. Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вот и вам, ребята, нужно расшифровать данную запись. Угадайте слово(устный счёт):
60:10 А 84:84 Д 45:15 У 88:22 Ж 8*5:20 Р 44:11+1 Б 1 2 3 4 5 6 Д Р У Ж Б А Ребята, пусть это слово будет названием нашего корабля. Индивидуальная работа Для того, чтобы корабль мог отправиться в путь, ему необходим капитан. Скажите, какими качествами должен обладать капитан корабля? ( Смелый, ловкий, умеющий быстро принимать нужное решение, ответственным и умным). Вот и мы выберем самого умелого из вас. Для этого вы должны решить примеры данные на карточке. Кто справится с заданием раньше других и не сделает ошибок, будет капитаном. (Задания на листочках у каждого) Найдите частное и остаток: 30:4 70:9 61:7 23:3 Капитан читает свои ответы, остальные проверяют Мы побываем на острове «Знаний», «Сравнений», «Задач», «Самостоятельности » . - Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.Для этого нам нужно сделать задание №1 на стр.94. -Прочитаем задание. На какие группы можно разбить слова: а) время, длина, масса, цвет, вкус, объём, площадь -величины и не величины б) час, сутки, минута, килограмм, секунда? Какое слово лишнее , почему? -килограмм(единица измерения массы) Какие единицы измерения времени вы знаете? Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь V. Физминутка для глаз. - Посмотрите, какая красивая рыбка плавает в море. Давайте понаблюдаем за её движением. (Дети выполняют упражнения для глаз) (Слайд 1) |
Познавательные УУД Развиваем умения: 1-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. 3- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. |
||||||||||||
II. Сообщение нового (узнаём…). |
Работа в парах. Мы у берегов острова Знаний. К нам подплывают дельфины? Что вы знаете о дельфинах?(Ответы детей) Дельфины –одни из самых загадочных животных на планете. Интеллект этих морских жителей считают настолько высоким, что их называют «людьми моря». Учёные утверждают , что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных. Дельфины обитают в воде , но это не рыбы, а млекопитающие. (Слайд 2) Дельфины думают, когда же можно отправиться в плавание. Один думает , может сегодня или завтра. Конечно можно, послезавтра , а может через 2 дня. Нет ,думает другой, лучше в понедельник , вторник, среду, или четверг, пятницу, субботу. А можно и в воскресенье. О каком промежутке времени они говорят? -Неделя Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Какую цель поставим перед собой? Сколько суток в неделе? 1 неделя – 7 суток. У каждого дня недели есть своё название. Назовите их ( понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) Попробуйте объяснить названия дней недели. Комментарий. ( В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Отсюда и происходит древнерусское название недели «седмица». Понедельник или понеделок - «после недели», «после неделок». Вторник - «второй после недели). Среда или середа - середина недели - происходит от прилагательного «средний». Четверг - четвёртый день седмицы. Пятница - пятый день после «недели». Суббота - по-славянски «шестерка» «шестерик». Воскресенье (воскресение) – еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия.) (Слайд 3) Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём. Физкультминутка: В понедельник я купался, (движения плавания) А во вторник рисовал (показ движения) В среду долго умывался, (показ движения) А в четверг в футбол играл (бег на месте) В пятницу я бегал, прыгал, (показ движения) Очень долго танцевал (кружатся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал (хлопают в ладоши) |
Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
||||||||||||
III. Первичное закрепление (применяем…). |
Продолжим плавание. Следующий остров – остров Сравнений.» Работа в парах. Задание № 3, с. 94 Сравните 1 сутки * 48 часов 1 неделя * 6 суток 30 с * 1 мин 1 ч * 80 мин 1 ч * 1 мин 3 недели * 21 сутки |
|
||||||||||||
IV. Выбираем задания и тренируемся. |
Работа в парах. Продолжаем наше путешествие. Наш корабль причалил к берегу острова «Задач» Задача № 4б, с. 94. Прочитайте задачу. -Что надо узнать в задаче? (Сколько дней Алиса осваивала букву «хфы») -Что изучала Алиса?(марсианский язык) -Сколько времени Алиса учила марсианский язык? ( 2 недели) Что входило в состав марсианского языка? (гимнастика для пальцев и освоение буквы «хфы») -Сколько времени она занималась гимнастикой для пальцев?(седьмую часть этого времени) -Что по условию мы будем искать:долю от числа или число по его доле? (долю от числа) -Можем ли мы узнать , сколько времени Алиса занималась гимнастикой для пальцев? -Каким действием? -Как вы 2: на 7? -Сколько времени Алиса осваивала букву «хфы»? -А можем ли узнать? -Почему? -Что выполним вторым действием? Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? Повторите план задачи: (слайд 4) Сколько дней Алиса занималась гимнастикой для пальцев? Сколько дней осталось у Алисы? Сколько дней Алиса осваивала букву «хвы?» Запишите решение задачи в тетрадь по действиям с пояснением. 2 недели = 14 дней; 14 : 7 = 2 (дн.) – занималась гимнастикой для пальцев; 14 – 2 = 12 (дн.) – оставшееся время; 12 : 4 = 3 (дн.) – учила букву) Проверка решения парами по алгоритму самооценки. – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? Продолжаем наше путешествие.Следующий остров «Самостоятельности». Работа по карточкам (дифференцированная работа) Проверка решения по слайду -- Оцените свою работу. |
Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ |
||||||||||||
V. Итог урока. |
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. - Что нового вы узнали , путешествуя по морю Знаний? - Что больше всего запомнилось, понравилось? Оцените свою работу на уроке: - Если вы полностью довольныуроком, считаете , что выложились и отлично поняли тему урока, поднимите рыбку зеленого цвета. Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите рыбку голубого цвета. -Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите рыбку красного цвета. Добились ли мы поставленной цели? |
|||||||||||||
VI. Возможное домашнее задание. |
Задача № 4а, с. 95. №7 , с.96 По желанию, задания № 4г, с. 94, №8, с. 95 |
. |