Урок по музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов. "Стучит, гремит Кикимора… "»
9
Технологическая карта урока
Предмет. Музыка Класс. 5 класс Тема раздела: Музыка и литература
Базовый учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс, М., «Просвещение» 2014 г Тема урока. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» Цель: сформировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа Планируемые результаты: Личностные – формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров, потребности общения с музыкальным искусством своего народа; Метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков; Предметные: понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы
Задачи по содержанию. Обучающие: Умение на слух определять музыкальные инструменты, познакомить с новым термином «программная музыка», научатся делить произведение на части и передавать свое впечатление от прослушанной музыки в рисунке.
Развивающие: формировать познавательный интерес к симфонической музыке, развивать умение слышать музыку, наблюдать, сравнивать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, посредством симфонической музыки. Тип урока. «Открытие» нового знания. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, парная, групповая и индивидуальная работа Методы обучения. Репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля Оборудование и учебные пособия: Компьютер, проектор, колонки, доска, флешка, тетрадь со словами песен и терминами. Для учителя:
персональный компьютер;
мультимедийная установка;
презентация;
видеозапись симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова;
музыкальный инструмент-фортепиано
иллюстративный материал: портрет А.К. Лядова, картинки сказочных персонажей-нечистей (Баба-Яга, Леший, Домовой, Водяной, Русалочка, Кощей Бессмертный, Кикимора), иллюстрация в учебнике стр. 18.
корзинка
элементы народного костюма Для учащихся.
учебник,
карточки с объяснением незнакомых слов (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань,
карточка-тест для самостоятельной работы
лист самооценки
Технологическая карта урока музыки
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||
I.Самоопределение к деятельности (2 мин) Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята! | Музыкальное приветствие: Дети садятся за парты по группам, соблюдая правила посадки, слушают учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать. | ||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (5мин) Цель: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения - выявить место затруднения, - выявить недостающие знания | Учитель исполняет один куплет русской народной песни, а затем говорит: - Расскажу я вам сказку старинную, не очень короткую и не очень длинную. А было это, дорогие мои, когда сказочки по небу летали. А я их ловила, да в лукошко складывала, -Много в моём лукошке сказочных персонажей, а сможете ли вы их узнать? (Учитель на слайде помещает изображения героев) Слайд 1. - Как вы думаете, что объединяет народные песни, сказки, загадки? - Устное народное творчество называют фольклором. - В моём лукошке остался еще один персонаж, отгадайте кто это. «Это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека» (фрагмент сказания о Кикиморе И. Сахарнова «Стучит, гремит Кикимора») слайд 2 -Правильно, это Кикимора. А придумал ее русский народ. | Ученики слушают Ученики отгадывают Бабу-Ягу, Лешего, Домового, Водяного, Русалочку, Кощея Бессмертного) -Это устное народное творчество Дети называют свои версии и догадываются, что это КИКИМОРА | П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя. К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. | ||||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи (2 мин) Цель: - организовать постановку цели урока | -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Правильно, тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». Запишите. Слайд 3. Итак, фольклор – это… Слова запутались, помогите их правильно расставить! Оцените свою работу! Слайд 4, 5. Выбираем командиров групп. Вы ставите бал за правильный ответ каждому из своей группы. - Как вы думаете, о чем мы можем узнать сегодня на уроке? Какую цель можно поставить? Чтобы дойти до цели, какие задачи нам нужно выполнить? | Дети формулируют тему урока. Ученики ставят цель: -Можем узнать, как Кикимору изображают в литературе и как, в музыке. - Можем сравнить образ Кикиморы в литературе и в музыке. | П: формулирование познавательных задач, Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | ||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения «Открытие» нового знания. (18 мин) Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом - сформулировать новое знание | - Откуда мы можем узнать о Кикиморе? О ее внешнем виде, о привычках, о характере? Работа с текстом. -Чтобы продолжить знакомиться с образом Кикиморы, нам нужно обратиться к учебнику, откройте страницу 19. Сначала обратим внимание на незнакомые слова. Словарная работа. Учитель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте до его прочтения (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань) Кудесник – волшебник, чародей, колдун. Тешит – развлекать, забавлять. Кудель конопельная – очищенное волокно конопли, приготовленные для прядения. Пряжа пеньковая – пряжа для рыболовных сетей. Спознать – узнать, признать, распознать. - Читает София ! Все внимательно следят. - Ребята, перед вами этот же текст но он со смысловыми ошибками, найдите их. (Работа в группах) Слайд 6, 7. Учитель консультирует по мере необходимости, контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу. Следующее задание: Слайд 8. 1 Группа находит в тексте «Как выглядит Кикимора» 2 группа – « какова по характеру Кикимора» 3 группа находит - «Какие звуки вы услышали в тексте?» - Стучит, гремит, свистит, шипит – это какие звуки?(шумовые) | Из сказок, из книг, из Интернета, из музыкальных произведений Ученики работают с отрывком из сказания о Кикиморе И. Сахарнова «Стучит, гремит Кикимора Работа с текстом. Работа в группах Ученики цитируют текст сказания. Ученики перечисляют. Шумовые. | П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | ||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза | |||||||||||||||||||||||||||
| - Звучит ли музыка в сказании? -Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? Организация работы в группах. Слайд 9. Предложите варианты средств музыкальной выразительности: 1гр: темп, динамика. 2гр: лад, регистр. 3 гр: мелодия,тембр Итак, проверим ваши предположения. Найдите в учебнике какой композитор написал симфоническую миниатюру «Стучит, гремит, Кикимора…»? Знакомство с новым музыкальным произведением. Слайд 10. Поставьте знак слушания, запишите название произведения. Слайд11. - Во время слушания я предлагаю вам нарисовать образ кикиморы или кота – Баюна. - Желающие выходите, расскажите о своем персонаже. - Перед вами таблица для определения характера музыкального произведения. Подберите слова, характеризующие музыкальное произведение. - Какие музыкальные инструменты озвучивали главных героев? - Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. Слайд 15. -Чем заканчивается музыкальная сказка? - Почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики? - Мы с вами выяснили, что музыку можно нарисовать, что вы и сделали. И песня с которой мы сегодня познакомимся назывыается «Я рисую море». Текст перед вами. (Можно спеть, после разучивания, отдельно мальчики и девочки. Сравнить, взаимооценить) | Ответы. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов (показ портрета), ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора». Рисуют любого героя из сказа. Выходят с рисунком и рассказывают. Определяют характер, прослушанного произведения. (Работа в группах) 1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Слайд 12. 2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”. Слайд 13. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание? 3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку». Слайд 14. Сделав паузу, спросить, что произошло с музыкой? Почему? После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Вокально–хоровая работа. Учащиеся разучивают и исполняют песню. | | ||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление (10 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового материала | - Предлагаю ещё раз послушать фрагмент. Когда заиграет кларнет хлопает 1 группа, рожок – 2 группа, челеста -3группа, когда закончится вступление и начнется следующая часть.
- Это произведение относится к программной музыке. Что значит программная музыка? Вставьте пропущенные слова! Слайд 16. Запишите! Слайд 17. | Слушают и отмечают хлопком изменения в музыке. Вставляют пропущенные слова в определение. Работают с текстом. Записывают, получившееся определение. | Л: осознание ответственности за общее дело. П: сравнивать и анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 5 мин) Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - тема сегодняшнего урока…. - я узнал новое… - мне понравилось больше всего… - я уже знал… - на столах лежат карточки, поднимите ту, которая относится к симфонической миниатюре «Кикимора»! - Оцените свою работу, заполнив оценочный лист. Командиры команд выставляют оценки каждому из своей группы. - Запишите Д/з. Слайд 18. 1.НарисоватьКикимору такой, какой вам подсказала музыка или литература или своё воображение. 2.Сочинить небольшую сказку про Кикимору. Сдайте листы. Спасибо за урок! Слайд 19. | Ответы детей Дети заполняют оценочный лист.
| Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе. |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |
Дети заполняют оценочный лист.
Оценка | Да (+) | Затрудняюсь(?) | Нет (-) |
Я запомнил фамилию композитора | | | |
Я запомнил новые термины: Симфоническая миниатюра Народное сказание | | | |
Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности | | | |
Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное) | | | |
Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж | | | |