12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черниязова Эльвира Урановна31
Россия, Челябинская обл., с.Аргаяш

9


Технологическая карта урока

Предмет. Музыка Класс. 5 класс Тема раздела: Музыка и литература

Базовый учебник.  Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс, М., «Просвещение» 2014 г Тема урока. Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» Цель: сформировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа  Планируемые результаты: Личностные – формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров, потребности общения с музыкальным искусством своего народа; Метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков; Предметные: понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы
Задачи по содержанию.
Обучающие: Умение на слух определять музыкальные инструменты, познакомить с новым термином «программная музыка», научатся делить произведение на части и передавать свое впечатление от прослушанной музыки в рисунке.

Развивающие: формировать познавательный интерес к симфонической музыке, развивать умение слышать музыку, наблюдать, сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, посредством симфонической музыки. Тип урока. «Открытие» нового знания. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, парная, групповая и индивидуальная работа Методы обучения. Репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля Оборудование и учебные пособия: Компьютер, проектор, колонки, доска, флешка, тетрадь со словами песен и терминами. Для учителя:

персональный компьютер;

мультимедийная установка;

презентация;

видеозапись симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова;

музыкальный инструмент-фортепиано

иллюстративный материал: портрет А.К. Лядова, картинки сказочных персонажей-нечистей (Баба-Яга, Леший, Домовой, Водяной, Русалочка, Кощей Бессмертный, Кикимора), иллюстрация в учебнике стр. 18.

корзинка

элементы народного костюма Для учащихся.

учебник,

карточки с объяснением незнакомых слов (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань,

карточка-тест для самостоятельной работы

лист самооценки

Технологическая карта урока музыки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности (2 мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята!

Музыкальное приветствие:


Дети садятся за парты по группам, соблюдая правила посадки, слушают учителя.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать.

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (5мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения

- выявить место затруднения,

- выявить недостающие знания


Учитель исполняет один куплет русской народной песни, а затем говорит:

- Расскажу я вам сказку старинную,

не очень короткую и не очень длинную.

А было это, дорогие мои,

когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала,

-Много в моём лукошке сказочных персонажей, а сможете ли вы их узнать? (Учитель на слайде помещает изображения героев) Слайд 1.


- Как вы думаете, что объединяет народные песни, сказки, загадки?

- Устное народное творчество называют фольклором.


- В моём лукошке остался еще один персонаж, отгадайте кто это. «Это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека» (фрагмент сказания о Кикиморе И. Сахарнова «Стучит, гремит Кикимора») слайд 2


-Правильно, это Кикимора. А придумал ее русский народ.

Ученики слушают









Ученики отгадывают Бабу-Ягу, Лешего, Домового, Водяного, Русалочку, Кощея Бессмертного)



-Это устное народное творчество





Дети называют свои версии и догадываются, что это КИКИМОРА


П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.

К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

III. Постановка учебной задачи (2 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Правильно, тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». Запишите. Слайд 3.

Итак, фольклор – это… Слова запутались, помогите их правильно расставить! Оцените свою работу! Слайд 4, 5.

Выбираем командиров групп. Вы ставите бал за правильный ответ каждому из своей группы.

- Как вы думаете, о чем мы можем узнать сегодня на уроке? Какую цель можно поставить? Чтобы дойти до цели, какие задачи нам нужно выполнить?

Дети формулируют тему урока.










Ученики ставят цель:

-Можем узнать, как Кикимору изображают в литературе и как, в музыке.

- Можем сравнить образ Кикиморы в литературе и в музыке.


П: формулирование познавательных задач, Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

«Открытие» нового знания. (18 мин)

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом

- сформулировать новое знание

- Откуда мы можем узнать о Кикиморе? О ее внешнем виде, о привычках, о характере?

Работа с текстом.

-Чтобы продолжить знакомиться с образом Кикиморы, нам нужно обратиться к учебнику, откройте страницу 19. Сначала обратим внимание на незнакомые слова.


Словарная работа. Учитель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте до его прочтения (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань)

Кудесник – волшебник, чародей, колдун.

Тешит – развлекать, забавлять.

Кудель конопельная – очищенное волокно конопли, приготовленные для прядения.

Пряжа пеньковая – пряжа для рыболовных сетей.

Спознать – узнать, признать, распознать.

- Читает София ! Все внимательно следят.

- Ребята, перед вами этот же текст но он со смысловыми ошибками, найдите их. (Работа в группах) Слайд 6, 7.

Учитель консультирует по мере необходимости, контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.


Следующее задание: Слайд 8.

1 Группа находит в тексте «Как выглядит Кикимора»

2 группа – « какова по характеру Кикимора»


3 группа находит - «Какие звуки вы услышали в тексте?»


- Стучит, гремит, свистит, шипит – это какие звуки?(шумовые)

Из сказок, из книг, из Интернета, из музыкальных произведений


















Ученики работают с отрывком из сказания о Кикиморе И. Сахарнова «Стучит, гремит Кикимора

Работа с текстом.











Работа в группах















Ученики цитируют текст сказания.

Ученики перечисляют.

Шумовые.


П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.




Динамическая пауза


- Звучит ли музыка в сказании?

-Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?


Организация работы в группах. Слайд 9.

Предложите варианты средств музыкальной выразительности: 1гр: темп, динамика.

2гр: лад, регистр. 3 гр: мелодия,тембр

Итак, проверим ваши предположения. Найдите в учебнике какой композитор написал симфоническую миниатюру «Стучит, гремит, Кикимора…»?

Знакомство с новым музыкальным произведением. Слайд 10.






Поставьте знак слушания, запишите название произведения. Слайд11.

- Во время слушания я предлагаю вам нарисовать образ кикиморы или кота – Баюна.

- Желающие выходите, расскажите о своем персонаже.

- Перед вами таблица для определения характера музыкального произведения. Подберите слова, характеризующие музыкальное произведение.


- Какие музыкальные инструменты озвучивали главных героев?















- Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. Слайд 15.

-Чем заканчивается музыкальная сказка?


- Почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики?


- Мы с вами выяснили, что музыку можно нарисовать, что вы и сделали. И песня с которой мы сегодня познакомимся назывыается «Я рисую море». Текст перед вами. (Можно спеть, после разучивания, отдельно мальчики и девочки. Сравнить, взаимооценить)


Ответы.







Русский композитор Анатолий Константинович Лядов (показ портрета), ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».




Рисуют любого героя из сказа.


Выходят с рисунком и рассказывают.




Определяют характер, прослушанного произведения. (Работа в группах)


1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Слайд 12.

2 раздел - Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”. Слайд 13.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку». Слайд 14.

Сделав паузу, спросить, что произошло с музыкой? Почему?

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся.






Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.






Вокально–хоровая работа.





Учащиеся разучивают и исполняют песню.


V. Первичное закрепление (10 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового материала

- Предлагаю ещё раз послушать фрагмент. Когда заиграет кларнет хлопает 1 группа, рожок – 2 группа, челеста -3группа, когда закончится вступление и начнется следующая часть.

- Это произведение относится к программной музыке. Что значит программная музыка?

Вставьте пропущенные слова! Слайд 16.

Запишите! Слайд 17.

Слушают и отмечают хлопком изменения в музыке.





Вставляют пропущенные слова в определение. Работают с текстом. Записывают, получившееся определение.

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: сравнивать и анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 5 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- тема сегодняшнего урока….

- я узнал новое…

- мне понравилось больше всего…

- я уже знал…

- на столах лежат карточки, поднимите ту, которая относится к симфонической миниатюре «Кикимора»!

- Оцените свою работу, заполнив оценочный лист. Командиры команд выставляют оценки каждому из своей группы.

- Запишите Д/з. Слайд 18.

1.НарисоватьКикимору такой, какой вам подсказала музыка или литература или своё воображение. 2.Сочинить небольшую сказку про Кикимору.

Сдайте листы. Спасибо за урок! Слайд 19.

Ответы детей


Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж





Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе.









































Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж






Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж








Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж






Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж








Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж






Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора




Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание





Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности




Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)




Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.