12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдова Ираида Ивановна39
Неутомимая женщина, любящая все новое и интересное!
Россия, Костромская обл.

Презентация к уроку «Сказка и музыка Востока в произведениях
PPTX / 9.05 Мб

ТЕМА: «Сказка и музыка Востока в произведениях русских композиторов».

Цель: дать представление учащимся о странах Востока средствами музыки, литературы, живописи, архитектуры (иллюстрации сооружений) в виде сказочного путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Ориентировать учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, живописи.

Дать учащимся теоретические знания в области музыкальных жанров (балет, опера, сюита), названий инструментов и их внешнего вида.

Познакомить со средствами музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамика, регистр, лад, тембр).

Развивающие:

Развивать образное восприятие.

Создавать ассоциативный ряд с использованием живописных репродукций, музыкальных произведений, стихов.

На основе эмоционального восприятия музыки русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова развивать воображение детей.

Определять характер произведения с помощью эпитетов.

Развивать самостоятельность мышления в определении выбора средств музыкальной выразительности композитором.

Формировать словарь эмоциональных состояний для разговора о музыке.

Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к народам и культурам других стран.

Воспитывать слушательскую культуру у учащихся.

Тип урока:

 Интегрированный, построен в виде сказочного путешествия.

Основные формы и методы:

Формы:

Слушание музыки

Познавательная деятельность

Творческая деятельность

Исполнение песен

Методы:

- наблюдения за музыкой;

- размышления о музыке;

- сопереживание;

- метод межпредметного взаимодействия;

- комплексный метод;

- метод забегания впереди вовзвращения к пройденному материалу;

- метод пластического интонирования;

- здоровьесберегающий метод.


 

Структура урока

Организационный момент.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Определение темы урока.

Ознакомление с новым материалом.

Физкультминутка.

Творческая деятельность.

Исполнение песен.

Домашнее задание.

Музыкальный материал:

«Арабский танец» из балета «Щелкунчик»П.И. Чайковского

Хор персидских девушек из оперы «Руслан и Людмилы»

М.И. Глинки

Симфоническая сюита «Шехеразада»Н.А. Римского-Корсакова (тема Шахриара, тема Шехеразады из 1 части сюиты «Синдбадов корабль»)

Ария индийского гостя «Не счесть алмазов» из оперы-былины «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

«Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Cл. 1. - Ребята вы, конечно же, знаете и любите много сказок разных народов и стран, разных писателей; увлекаетесь необыкновенными приключениями, превращениями и чудесами. Вы знакомы с такими сказками, где речь идет о музыке и музыкантах. А еще – о той волшебной силе, которая заключена в музыке. Давайте мы попробуем определить тему урока, цели и задачи его. СЛ.2 (ТЕМА)

На предыдущих уроках мы знакомились со сказками Северной Европы.

СЛ.3 (ГРИГ)

- А как назывались сказки (писателей Лагерлеф «Приключения Нильса» и Топелиуса «Кнут-музыкант»)

- А какие персонажи живут в этих сказках? (гномы, тролли, кобольты, эльфы)

- А какую мы слушали пьесу? («Шествие гномов»)

- Назовите композитора (Эдвард Григ)

- А сегодня нас ждет увлекательное путешествие по странам Востока, а поможет нам в этом музыка и сказка, а еще чудесное превращение. (БИБИРИ-БАБЭРИ- БУМ) СЛ.4 (пустыня)

И вот мы оказались далеко-далеко в пустыне, чтобы не потеряться и не сбиться с пути мы присоединимся к каравану. В нем много верблюдов, этих величавых кораблей пустыни, к горбам которых привязаны тюки с товаром, их ведут усталые погонщики. Сейчас прозвучит музыка из балета «Щелкунчик» - Арабский танец

- Что такое балет? - Ответы детей

А кто из композиторов написал этот балет?

СЛ. 5 (портрет композитора) П.И.Чайковского

Слушая музыку, определите какие средства музыкальной выразительности использует композитор.

- а какой лад у этой музыки – мажор-минор

2) Темп медленный

3) Мелодия тягучая, монотонный

СЛ.6(пустыня) - Вот уже много дней идет караван по пустыне, белое солнце жжет, на зубах песок, он везде: в каждой складке одежды, на руках, на лице, в волосах, но хуже всего, когда начинается песчаная буря.

И так хочется скорей оказаться в оазисе - в этом маленьком зеленом клочке земли посреди огромного моря песка. СЛ.7 (ОАЗИС)

Сейчас прозвучит хор персидских девушек из сказочной оперы «Руслан и Людмилы» М.И.Глинки. СЛ.8 (Глинка)

Подумайте над вопросом:

-Что меняется в музыке: мелодия или аккомпанемент?

-А какой здесь лад мажорный или минорный? (Мажор и немного минора)

Это мелодия подлинно народная –персидская песня. Нынешнее название этой страны ИРАН. Впервые мир Востока предстал так ярко и разнообразно. Восточный напев завораживает магическими повторами. Каждый куплет песни струнные и духовые инструменты облекают в новый чарующий наряд.

СЛ.9 (дворец) - И вот, наконец, мы оказываемся в белокаменном восточном городе, с его шумными базарами высокими стройными пальмами, а вдали виднеется море безбрежное и изменчивое, заглянем в этот дворец и увидим там незнакомого человека какой он, сейчас нам расскажет музыка.

-Грозный, грубый, гордый, строгий.

Докажите, что он злой - с помощью средств музыкальнойвыразительности:

- Какой регистр использует композитор - низкий

- Какие Динамические оттенки - фортиссимо

- Темп быстрый или неспешный

- Какой инструмент звучит в оркестре - труба– это медные духовые инструменты.

Он приказывает, командует, как вы думаете, у него есть, наверно, власть?

И вот по приказанию властелина кто-то появляется все ближе и ближе.

Вошла девушка - восточная красавица.

- А какими музыкальными красками рисует этот образ композитор?

- какой инструмент - солирует скрипка, аккомпанирует ей арфа.

СЛ.10 - Зовут этих людей султан Шахриар и красавица Шахеразада.

- Правитель страны Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал себе зарок, казнить на утро каждую из своих жен после первой же ночи.

- А Шехеразада спасла свою жизнь тем, что завлекла Шахриара сказками, которые она рассказывала в течение 1000 и одной ночи. Так что, побуждаемый любопытством, Шахриар каждый раз откладывал, а потом оставил свои намерения. Сколько лет, месяцев рассказывала Шехеразада свои сказки.

-Прозвучала музыка Н.А. Римского-Корсакова-вступление к его симфонической сюите «Шехеразада». СЛ. 11 (портрет Р-К)

Сюита – это………… а мы двигаемся дальше.

- А на чем мы продолжим свой путь: на воздушном шаре, по морю на корабле, а можетвообще на слонах поедем. Мы сейчас послушаем музыку, и вы попробуйте сами догадаться, можете закрыть глазки и вообразить картину и вы, пожалуйста, жестами покажите, как движется мелодия. СЛ.12 (море)

-Корабль плывет по океану, покачивается. И мы с вами плыли по океану.

- Мы видели Морские пейзажи Художника Айвазовского. О нем можно сказать словами А.С. Пушкина: « Он был, о море, твой поэт!»

Сл.13 - Римского-Корсакова называют сказочником, да у него много в творчестве сказочных произведений, он еще любил создавать картины моря, ведь

и по профессии он был морским офицером. КРОССВОРД.

СЛ. 14 (Индия) - Но вот наш корабль прибыл в Индию. Что это за страна, какая она? Об этом нам расскажет житель этой страны. Стихи:

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полуденном,

В далекой Индии - чудес, -

-Прозвучала ария из оперы-былины «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

- Ария – это сольный музыкальный номер в опере. И опять мы слышим витиеватую узорчатую мелодию, очень богатую интонациями Востока.

- Ну, а мы отправляемся дальше. Наш путь - в Китай.

Сл. 15 -Читали ли вы сказку Ганса Христиана Андерсена «Соловей»?

- Она начинается с описания роскошного императорского дворца.

Он весь был создан из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться. В саду росли чудесные цветы, и к самым красивым из них были привязаны серебряные колокольчики.

Сейчас мы будем слушать Китайский танец из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

-А какой здесь инструмент солирует?- флейта -пиколло ее высокий переливчатый звук напоминает звучание колокольчиков. А что было дальше?

-И если я вас заинтриговала, как Шехеразада своего Шахриара, то вы обязательно прочитаете сказку СОЛОВЕЙ.

Вывод. Начиная с М. Глинки, в русской музыке впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. Восток нашел отражение у русских композиторов в операх, балетах, сюитах. И сегодня мы убедились в этом.

СЛ. (последний)


Римский-Корсаков, симфоническая сюита "Шахерезада" 1 часть
MP3 / 15.75 Мб

Чайковский, балет "Щелкунчик", китайский танец.
MP3 / 962.65 Кб

Глинка, опера "Руслан и Людмила"
MP4 / 30.38 Мб

Чайковский "Дивертисмент" из балета"Щелкунчик"арабский танец
MP4 / 10.83 Мб

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.