Урок в 5 классе. Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

2
0
Материал опубликован 30 December 2015

Урок в 5 классе. Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цели: развивать музыкальную культуру школьников как неотъемлемую часть их духовной культуры, связать жизненные впечатления детей с художественными образами; наблюдать за средствами выразительности в музыке и литературе.

Задачи: воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и классическим музыкальным наследием; развитие общей музыкальности и эмоциональности, освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства. Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски с музыкальными записями, электронное пианино, экран для проектирования, конверты с заданиями, мультимедийная презентация, учебник «Музыка» 5 класс (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева), сказка А. Н. Толстого.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов.

Познавательные: Представление о содержании, форме, языке музыкального произведения.

Регулятивные: Владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей.

Коммуникативные: Передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи.

Исследовательские: Обращение к ЭОР с целью самообразования.

Ход урока.

Организационный этап: Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята». Учитель. На прошлом уроке мы говорили…

Ответы детей – О русских народных песнях.

Учитель. Какие жанры русских народных песен вы знаете?

Ответы детей – Колыбельные, лирические, трудовые, свадебные…

Учитель. В каких жизненных ситуациях исполнялись эти песни?

Ответы детей. На доску прикрепляются картины из жизни русского народа, подготовленные детьми (домашнее задание).

Учитель. Как дошли до наших дней русские народные песни, сказки, сказания?

Ответы детей.

Учитель. Слайд №1. Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов»

Русский собиратель фольклора И. Сахаров записал такую историю: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до белого света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кики­мора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; сви­стит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пенько­вую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Кто же такая Кикимора?

Ответы детей. Это сказочный персонаж. Живёт в болоте. Зелёного цвета и очень вредная.

Учитель. Молодцы. «Кикимора (шишимора, мара) - злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и ткачеством». Это можно назвать портретом?

Ответы детей.

Учитель. Вот как изобразил характер кикиморы в своей сказке А. Н. Толстой.

Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка жи­вёт и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка. Один раз - ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит. Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, выну­ла Дуничку из люльки и была такова. А была та баба - Кикимо­ра, что крадёт детей, а в люльку подкладывает вместо них по­лено. Бабушка - искать - поискать, да, знать, Кикимора под яр, ушла в омут зелёный.

Моря бабушку утешает: «Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу».

И раз, когда звёзды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла, куда глаза глядят. Идёт, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зелёных глаза...

-Помоги мне, девочка, - кряхтит дуб, - никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.

Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.

-Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.

-Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, её злая Ки­кимора унесла.

Кивнул леший, вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперёд пятками.

-Садись за куст, жди, - сказал леший и на берегу ому­та обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.

Долго ли так, коротко ли, замутился зелёный омут, под­нялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла

на берег Кикимора. Села Кикимора на корягу, а леший высунул сучок корявый, да за ногу её и схватил...

Хотела кинуться Кикимора в воду - никак не может. Моря схватила Дуничку - и давай Бог ноги.

Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка её руч­ками за шею держит... Уже избушка видна... Добежать бы...

А сзади - погоня: вырвалась Кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает...

-Бабушка! - закричала Моря.

И запел петух: «Кукареку, уползай, ночь, пропади, не­чисть!»

Осунулась Кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил её утренний ветер, унёс за овраг.

Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на ру­ки. Вот радости- то было.

А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед - леший. Смешливый был старичок.

Учитель. Давайте поразмышляем о том, какую бы музыку вы сочинили на этот сюжет?

Ответы детей.

Учитель. Слайд №2. Русский композитор А.К. Лядов, так нарисовал Кикимору.

Слушание симфонической миниатюры А. Лядова «Кикимора» (фрагмент).

Учитель. В исполнении какого оркестра прозвучало это музыкальное произведение? Каковы особенности оркестрового звучания этой колыбельной, что в ней изменилось, а что осталось неизменным?

Ответы детей.

Учитель. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору передать сказочные события?

Ответы детей.

Учитель. Вслушайтесь в музыку - раз­бушевалась Кикимора, заскакала, завыла, защёлкала. Всё быстрее и быстрее несётся музыка, она уже похожа на злобный вихрь, сметающий всё на своём пути.

Как композитор завершает свое музыкальное сочинение?

Ответы детей. Жалобным писком флейты.

Учитель. Оказывается, что весь шум да гром - это сон. Спит Кики­мора и мечтает, что вырастет она большая да страшная. А пока она... спит.

Вот такая получилась «сказочная картинка». Благодаря мастерству композитора, мы как будто своими глазами видели и зачарованный дом Кикиморы, и её колыбельку и пушистого Кота-Баюна.

Такая музыкальная картинка называется «Симфоническая миниатюра». Слайд №3.

Домашнее задание: я предлагаю вам самим побыть в роли сказочни­ков. Попробуйте дома нарисовать Кикимору, Кота-Баюна или хрустальную колы­бельку.

Учитель. Класс разделен на несколько групп. Каждой группе выдается листок с заданиями. Критерии выполнения задания – быстрота и правильность (оценка за работу -5).

Я предлагаю небольшое состязание. Детям надо из предло­женных букв составить названия инструментов и разделить их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфо­нического оркестра, а в другой - народного.

КРИСКАП НАЯБ АБТРУ ФРАА ИЛСГУ АБЛАБААЙК

Симфонический оркестр - Скрипка. Труба. Арфа

Народный оркестр – Баян. Балалайка. Гусли.

Учитель. Я приготовила для вас музыкальный подарок.

Исполнение песни «Творите добрые дела» В. Беляева.

Какие слова вы запомнили?

Ответы детей. Слайд №4.

Разучивание и исполнение 1 куплета.

Рефлексия. Слайд 5.

Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно… Я понял, что…

Теперь я могу…Я научился…

У меня получилось … Я смог… Я попробую…

Меня удивило… Мне захотелось…

Учитель. Вы хорошо сегодня поработали, поэтому получаете… оценки.

Урок окончен.

Выход из класса под музыку песни «Творите добрые дела».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации