Урок по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [л], [л']. Буква Л, л»
1 Б класс
Тема: Звуки [л], [л']. Буква Л, л. Закрепление
Цель: совершенствование знаний учащихся о согласных звуках [л], [л'], и буквах л, л.
Задачи:
Коррекционно-дидактические: развивать умение распознавать новые звуки в словах; учить читать слова и предложения с буквой Л,
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и связную речь,
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать интерес к чтению
Специальные: соблюдать санитарно – гигиенические требования специальной школы:
провести гимнастику для глаз,
провести динамическую паузу,
следить за ношением очков,
следить за дозировкой зрительной работы.
Метопредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
Познавательные УУД: научиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выявлять при решении учебной задачи известное и неизвестное; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные действия: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: сформировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; проявлять интерес к учебному труду.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: учебник по обучению грамоте «Азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградовой, М.В. Бойкиной, карточки с буквами.
ХОД УРОКА
Мотивирование к учебной деятельности
- Мы начинаем урок чтения. Кто может сказать, чем мы занимаемся на уроке чтения?
- А зачем надо уметь читать?
- Значит, можно сказать, что уроки чтения важны для нашего развития? Молодцы!
Актуализация знаний
На доске буквы
А У Н
О Л К
И С ы Т
- Посмотрите внимательно на доску, что вы там видите?
- Давайте назовем эти буквы (учитель указкой показывает букву дети называют. Сначала коллективно, затем выборочно индивидуально)
- Как вы считаете, на какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Давайте это сделаем (дети выходят поочередно к доске и делят буквы на 2 группы)
А К
У С
И Н
Ы Т
О
БРАЙЛЬ - Максим
- Ребята, скажите, как определяем, что буква обозначает гласный звук? (Произносим с голосом, при произношении воздух не встречает преград)
- Согласный звук? (При произношении воздух встречает преграду на своем пути)
- Кто помнит, с какой согласной буквой мы познакомились на прошлом уроке? (Л)
- Сколько звуков обозначает буква Л? ([л], [л'])
- Посмотрите внимательно на ленту букв, найдите, где находится буква Л.
- Скажите, почему она выделена зеленым и синим цветом? (Потому что она может быть мягким и твердым звуком)
- Скажите, чем отличается буква от звука?
III. Постановка учебной цели.
- А теперь, я вам предлагаю послушать стихотворение и сказать, какие согласные звуки встречаются в нем чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег. Быстрей, быстрей!
Вот это лев - краса зверей! (Звуки [л, ль ]).
- Кто запомнил, в каких словах встречается звук [л], а в каких [л']?
- А кто может сказать, чем же мы с вами сегодня будем заниматься на уроке?
- Да, совершенно верно сегодня на уроке мы будем читать слоги, слова с буквой «Л».
ФИЗМИНУТКА
IV. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
- Откройте учебники на стр.59, Брайль – Максим и Ксения стр. 15 (приготовить яркие линейки, Семен – увеличитель)
- Найдите слова, выделенные жирным шрифтом. Сколько слов вы нашли?
- Самостоятельно прочитайте эти слова.
- А сейчас все вместе давайте прочитаем эти слова
- А теперь первые два слова читает Никита
- Чем различаются по значению эти слова?
- А по написанию?
- Следующие два слова читает Полина.
- Чем различаются по значению эти слова?
- А по написанию?
- Составьте предложение со словом УСНУЛ
- А сейчас со словом УСНУЛИ
- Следующие два слова читает Семен.
- Чем различаются по значению эти слова?
- А по написанию?
- Следующие два слова читает Леонид.
- Что общего у этих слов?
- Чем различаются по написанию?
- Как одним словом можно назвать? (мебель)
- Что еще можно отнести к мебели?
- Некоторые из прочитанных нами слов встретятся в дальнейшей работе на уроке
ФИЗМИНУТКА ПАЛЬМИНГ
- В нижней части страницы напечатан небольшой рассказ. Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и попробуйте догадаться, о чем этот рассказ? (про куклу)
- Давайте найдем его.
- Сколько предложений в этом рассказе?
- Прочитайте самостоятельно рассказ.
- Давайте все вместе прочитаем весь рассказ.
- Какие из прочитанных ранее слов встретились в этом рассказе?
- Почему мы говорим, что это рассказ, а не отдельные предложения?
- Прочитайте первое предложение.
- Назовите первое слово, почему оно записано с большой буквы? (начало предложения)
- Назовите второе слово, почему оно записано с большой буквы? (имена людей пишутся с большой буквой)
- Прочитайте второе предложение.
- Сколько слов в этом предложении.
- У кого были куклы? (У Оли)
- Что она делала с куклами? (катала)
- Что еще говорится в рассказе про куклы? (уснули)
- Кто из вас любит играть в куклы?
V. Итог + рефлексия.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить?
- Что хорошо на уроке получилось?
- Как вы думаете, что еще предстоит нам узнать?
- Я для вас приготовила еще одно задание.
На карточках найдите участки с буквой Л и закрасьте их коричневым карандашом. - Какой рисунок у вас получился? (лошадь)
- Какой звук слышим в начале слова?
-Какой он твердый или мягкий?
- Сколько слогов в слове лошадь?
- На какой слог падает ударение?
Климова Наталья Геннадьевна