12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Андреева632
учитель начальных классов
Россия, Оренбургская обл., Гай
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

окружающий мир  4 кл.

Тема: «Россия вступает в XX век»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать представление учащихся о событиях в России в начале ХХ века.

Задачи:

- ввести понятия «Революция», «Гражданская война»;

- сформировать представление учащихся о событиях в России в начале ХХ века

- развивать память, внимание, мышление; грамотную речь;

- воспитать любовь к родине и к изучаемому предмету;

Оборудование: Учебник, презентация.

Ход урока

1. Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного на предыдущем уроке материала

Давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке?

Какое событие произошло в 1812году?

Почему это война называется Отечественной?

Какой полководец командовал русскими войсками? (Кутузов Михаил Илларионович) французскими войсками? (Наполеон Бонапарт)

Какое сражение считается главным в Отечественной войне 1812 года? (Бородинская битва)

Где оно проходило? (у села Бородина в 110 км от Москвы)

Когда? (26 августа 1812года)

Расскажите о Бородинском сражении и о его последствиях.

Что происходило в России после войны?

Какой манифест подписал Александр II? (о крестьянской вольности)

Когда? (в 1861 году)

Какие изменения начали происходить по конец XIX века? (Возникли крупные фабрики и заводы, изменился городской быт, появилось электрическое освещение, изменился городской транспорт, первая железная дорога 1-11-1851)

3. Актуализация темы и целей.

4. Работа над темой.

- Сегодня мы с вами поговорим о России в начале ХХ века. В феврале 1913 года торжественно отмечалось 300 лет со дня избрания Романовых на царство. Николай Александрович Романов, так же известный как Николай II, последний российский государь.

Многие в России считали неразумными те основы, на которых строилась жизнь государства. Появились люди, выступавшие против царя. Они считали, что несправедливо то, что на вершине власти находится один человека, от воли которого зависит решение важнейших государственных дел. Единомышленники объединились в партии.

Каждая партия предлагала свой способ действия.

В 1914 году началась Первая мировая война. В нее были вовлечены многие государства мира и Россия в том числе. Война принесла с собой страдания и беды. Тысячи людей, спасаясь от неприятеля, стали беженцами. В 1915 году Россия начала терпеть военные неудачи. Русская армия оказалась без снарядов, не хватало оружия и одежды. Тяжелая обстановка сложилась и в тылу. Деревни оказались без работников и вся тяжесть нелегкого крестьянского труда легла на плечи женщин, подростков и стариков. Так же в городах начались перебои с продовольствием, а зимой стало не хватать топлива для обогрева жилищ.

Во всех бедах люди винили бездарных генералов, министров и самого царя, неспособного управлять страной. Царская семья потеряла свой авторитет.

Началась Февральская революция.

Чем дольше продолжалась война, тем больше проявлялось всеобщее недовольство. В феврале 1917 года в Петрограде начались перебои с продажей хлеба, начались митинги рабочих. Народные выступления следовали одно за другим. Эти события привели к падению царской власти. Император был вынужден отречься от престола, спустя 4 года после празднования 300. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург и в ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.

Верховная власть перешла в руки Временного правительства. Так произошла февральская революция.

Победа революции вызвала небывалый восторг у населения, ожидая скорых перемен. Стали создаваться Советы, в которые входили депутаты (представители) от рабочих, крестьян и солдат. Но жизнь по-прежнему не менялась, так же не хватало продовольствия, солдаты не хотели воевать.

В это время большое уважение народа начала завоевывать партия большевиков. Они ходили на заводы и фабрики, в солдатские казармы. Их лозунги были простыми и понятными. Например: «Вся власть – Советам!», «Мир – народам!», «Землю – крестьянам!», «Фабрики – рабочим!».

25 октября (7 ноября) 1917 года Петроград перешел в руки большевиков.

У власти стоял Совет народных комиссаров – правительство большевиков – во главе с Лениным.

Россия объявила о своем выходе из мировой войны.

Одни люди приняли сторону новой власти, а другие хотели сохранить старые порядки. Вскоре в стране началась кровопролитная Гражданская война.

Как вы думаете, почему она так называется? (потому что происходит между гражданами одной страны).

Сторонников большевиков назвали красными, а их противников – белыми. Война велась жестоко с обеих сторон. Произошло много страшных событий, одним из них стал расстрел большевиками царской семьи. Победителями в гражданской войне стали красные.

Революция (поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

5. Закрепление

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- В каком году отрекся от престола Николай II?

- Из-за чего был вынужден отречься от престола Николай II?

- Когда началась Первая мировая война?

- Расскажите о ней.

- Что такое Революция? Когда она началась?

- Чем завершилась Февральская революция?

- Кто такие большевики? Кто стоял во главе?

- К чему привел конфликт красных и белых?

- Что такое Гражданская война? Кто в ней победил?

6. Домашнее задание

Стр. 127-133 – пересказ

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.