Урок по ОРКСЭ
Тема. Семья.
Цель. познакомить учащихся с понятием «семья»; дать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
Задачи: воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
способствовать сплочению семей учеников;
развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые результаты.
Дети учатся:
анализировать
ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;
выступать перед аудиторией сверстников.
Умения, характеризующие достижение этих результатов.
умение выделять отличительные признаки;
группировать, систематизировать по общему признаку;
обобщать изученный материал, делать выводы.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Ход урока.
Слайд 1. Слайд 2. | Организационный момент. Звенит, заливается школьный звонок, Подравнялись , сели. Этап мотивации к учебной деятельности. В начале урока послушайте сказку В.А. Сухомлинского «Цветок и лепесток» и подумаем, что нам хотел сказать автор. | |||||||||||||
Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии. – Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? | ||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения. О каком цветке идёт речь? Что о нём вы можете сказать? | ||||||||||||||
Музыка | Этап построения проекта выхода из затруднения. Сейчас послушайте мелодию, о чем она вам напомнит? Песня «Родительский дом». | |||||||||||||
Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. | Этап реализации построенного проекта. Что объединяет эти два предмета: песню и ромашку? Конечно, ромашка – символ семьи и песня о семье. Значит какая тема нашего урока? Дети. Семья. Учитель. Молодцы! А что мы должны узнать о семье? Дети. Должны определить семейные ценности. Учитель. Для чего человеку нужна семья? | |||||||||||||
Слайд 6. Слайд.7 Слайд 8. Слайд 9. | Предлагаю дать уроку такой девиз: «Семьёй дорожить, счастливым быть» Как вы его понимаете? Дети. Когда у тебя есть семья, там тебя любят, всегда ждут и значит ты счастлив. Учитель. Что такое семья? Где мы можем узнать об этом? Дети. В словаре. - Давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре Ушакова Д.Н., по И.Далю С.И.Ожегова. -Это группа живущих вместе близких родственников; -Объединение людей, сплочённых общими интересами. Учитель. А бывает, что не родственники, чужие люди называются семьёй? Дети. Да. Когда детей берут из детского дома. Учитель. Да приёмные дети, сводные дети. - Можно ли наш класс назвать семьёй и почему? (Можно назвать «школьная семья». Мы много времени проводим вместе. Помогаем друг другу в учёбе. Поздравляем с днём рождения. Дарим подарки друг другу на 8 Марта и 23 февраля. Посещаем театры и музеи. Отмечаем праздники.) | |||||||||||||
Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. | Учитель. Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему? Что символизируют лепестки цветка? Дети. Членов семьи. Учитель. На чём держатся лепестки? Дети. На сердцевинке. Учитель. Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? Дети. Он погибнет. Работа в группах. Учитель. Сейчас вы соберёте ромашку и запишите на лепестках ценности, которые должны укреплять семью. (Дети собирают ромашку, записывают и крепят на доску.) Ценности семейной жизни.
| |||||||||||||
Слайд 13. Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 | Работа в группах. Сейчас откройте стр. 74 – 75 Каждая группа запишите как должны жить люди в браке в каждой религиозной культуре. 1 группа – христианская 2 группа – исламская 3 группа – иудейская 4 группа – буддийская Христианский брак – школа любви, В иудаизме – брак одна из главнейших заповедей, исламе брак – обязанность В буддизме брак - ответственность почему же во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей? -Во всех религиях семья считается важнейшей ценностью потому что, именно в семье люди узнают о традициях народа, своей страны, об основах веры. -В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любят собственных детей. | |||||||||||||
Слайд 18 | Работа с пословицами. Ситуация Конэрс. Выбираете пословицу, которая вам понравилась, объясняете друг другу смысл этой пословицы, приходите к единому мнению и один из группы озвучивает. «На что клад - коли в семье лад»; «Вся семья вместе так и душа на месте»; «Дом согревает не печь, а любовь и согласие» «Согласную семью и горе не берет» | |||||||||||||
Слайд 18 | Стихи о семье. Семья – это святое слово, и обижать его нельзя! В нем наши корни, наша сила, Наши заветные слова! | |||||||||||||
Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 | Праздники семьи. . Всероссийский праздник « День семьи, любви и верности». Этот праздник установлен с 26 марта 2008 года, учреждён в России по инициативе жителей города Мурома в память о святых супругах Петре и Февронии, живших долго и счастливо и умерших в один день - 8 июля 1228 года. Наш новый русский праздник, историей любви и жизни Петра и Февронии поведал нам из глубины веков о ценностях, над которыми не властно время. Поведал также о культуре отношений между мужчиной и женщиной, существовавшей века назад. Ежегодно 8 июля оргкомитет праздника, который возглавляет Светлана Медведева, в этот день вручает лучшим семьям России общественную награду - медаль за любовь и верность. Ей же принадлежит идея ромашки, как символа праздника. 15 мая – Международный день семьи, учреждённый ООН. | |||||||||||||
Слайд 22 | Сенквейн о семье. Семья Дружная, крепкая Объединяет, воспитывает, защищает Одна из главных ценностей человека Родственники | |||||||||||||
Слайд 23 | Домашнее задание |
Анализ урока.
Психолого- педагогическая характеристика класса.
В 4 классе 16 обучающихся. 1 ребенок – инвалид детства.
Мальчиков – 8, девочек – 8. Возраст учащихся 9-10 лет. В классе 5 детей из неполной семьи, где воспитанием занимается одна мать. 12 детей из малообеспеченной семьи. В течение четырёх лет сложились хорошие отношения с родителями учащихся. На все нужды в классе откликаются охотно. Принимают активное участие в классных, школьных и районных
взрослые вместе с детьми.
В классе 4 учащегося с высоким уровнем развития, 7 учащихся со средним, 3 с уровнем развития ниже среднего и 2 - с низким уровнем развития.
Тема. Семья.
Это 28 урок по ОРКСЭ.
Тип урока – изучение новых знаний.
Цель. познакомить учащихся с понятием «семья»; дать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
Задачи: воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье;
способствовать сплочению семей учеников;
развивать устную речь учащихся, способность анализировать.
Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Планируемые результаты.
Дети учатся:
анализировать
ставить исследовательские вопросы для выявления признаков неизвестного;
выступать перед аудиторией сверстников.
Умения, характеризующие достижение этих результатов.
умение выделять отличительные признаки;
группировать, систематизировать по общему признаку;
обобщать изученный материал, делать выводы.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.
Проблемная ситуация на этапе мотивации урока подведение под понятие создаётся с помощью приёма сказки. Дети высказали своё суждение.
С этого момента и начинается этап « порождения проблемы», при котором работает весь класс. Именно это является наиболее специфической характеристикой творческого процесса мышления. Дети выдвигают несколько гипотез, т.е. осуществляется целеполагание. Далее идёт создание учителем таких условий при которых дети находят ответы на данные вопросы. (Соблюдение санитарно-гигиенических норм, смена видов деятельности, сочетание репродуктивных и проблемных заданий, использование интерактивных заданий, которые ведут к успеху детей).
Тема «Семья» проходит стержнем всего урока.