Урок по ОРКСЭ на тему «Наше многонациональное государство» (4 класс)
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме:
"Наше многонациональное государство"
Выполнила:
Земленухина Ольга Викторовна,
учитель ОРКСЭ МБОУ СОШ №1 г.
Ессентуки Ставропольского края
2019 г.
Цели урока Предметные
Метапредметные
Личностные |
Формирование понятий: Россия, многонациональное государство, национальность, культурные традиции, традиции, обычаи, духовный мир человека на основе систематизации знаний учащихся, полученные ранее.
Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
Организация совместной деятельности через работу в парах, группах.
Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.
Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые результаты |
Воспитание толерантного отношения к представителям различных народов и культур. Знакомство с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России. Развитие интереса и уважения к культуре других народов. Развитие речевых и социально-коммуникативных умений и навыков. Способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу.
|
Основные понятия |
Россия. Родина. Отечество. Многонациональность. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны. |
Межпредметные связи |
Окружающий мир, литературное чтение, русский язык |
Ресурсы
– основные
– дополнительные
|
Учебник, рабочая тетрадь.
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Словарь, географическая карта, раздаточный материал.
|
Организация пространства |
Фронтальная, групповая, парная.
(парты в классе поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)
|
Ход урока:
1. Организация урока.
Вступительное слово учителя:
Ах, ты, Русь моя, многоликая!
Над тобою свет яркий солнечный!
И в реках твоих воды чистые,
И в горах твоих снега белые!
И живут же здесь люди вольные,
Люди честные, богатырские,
Дружбой верною озарённые
И святой любовью согретые!
И земля твоя плодородная
Колыбелью нам дана – матерью!
Мы отцов своих песни звонкие
Широко поём – распеваемся!
Так стоять тебе, Русь великая,
Много лет ещё и столетия!
И народы разные под крылом твоим
Берегут тебя – миром славятся!
Во время чтения стихотворения показаны фото с изображением нашей Родины.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Учитель:
- Ребята, давайте обсудим стихотворение.
Вопросы учащимся:
- Ребята, а какие слова прозвучали громче?
- Какая главная мысль стихотворения?
- Чем же славится наша Россия?
Ответы учащихся.
У каждого из вас на столе лежит маршрутный лист нашего урока. Посмотрите внимательно, в нем написаны задания, которые вы должны выполнить в ходе знакомства с новым материалом.
Учитель:
– Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ.
(страна, в которой человек родился;
страна, гражданином которой является человек;
место, где человек родился, где живут его родные и близкие;
место, которое человеку дорого.)
Вопросы для обсуждения: Для тех, кто считает, что это страна выполните следующее задание:
На трех из семи приведенных ниже картинок изображены государственные символы России. Выпишите нужные номера и укажите, какой символ России изображен под этим номером.
Проверка выполненных заданий.
Учитель:
Россия - это не только крупнейшая страна мира, но и великое государство. На ее землях живут люди разных национальностей, народностей, этнических групп.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Учащиеся определяют тему урока.
Учитель:
Правильно. Сегодня мы узнаем, что такое многонациональное государство.
А чем люди разных национальностей отличаются друг от друга?
Учащиеся: Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.
Во-вторых, национальной одеждой, традициями, обычаями, национальными праздниками, песнями, кухней, т. е. своей культурой.
В-третьих, характером, внешностью.
Появляются ученики, одетые в одежду с элементами национальных костюмов.
1 ученик
- Здравствуйте, друзья!
2 ученик
- Мы будем называть вас всех друзьями!
3 ученик
- Мы собрались сегодня не случайно. Нам предстоит серьезный разговор.
4 ученик -
5 ученик
6 ученик
1 ученик -
2 ученик -
3. Открытие новых знаний.
Учитель:
– Прочитайте текст. Попробуйте найти главную мысль текста.
А как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране русскими или россиянами? Почему?
4. Физкультминутка. Движения по песню «Я, ты, он, она – вместе целая страна…»
5. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
В пословицах и поговорках разных народов есть этому подтверждение. Народная мудрость - явление интернациональное и у разных народов мы находим одинаковые пословицы и поговорки.
Добрый человек несет мир - говорят абхазцы.
Сделаешь добро, добро найдешь - говорят карачаевцы.
Свет не без добрых людей – говорят русские
Добро и собака не забывает - говорят осетины.
Чувство патриотизма, любви к Родине-матери и народу — те незыблемые ценности, которые должен чтить каждый гражданин своей страны.
Давайте сейчас мы выполним следующее задание: соберем из двух частей целую пословицу.
Учитель:
У каждого народа свой родной язык. В России люди говорят на 100 национальных языках.
Что помогает людям разных национальностей понимать друг друга?
Учащиеся.
Русский язык помогает людям разных национальностей на территории
РФ общаться друг с другом.
Учитель:
Народы России можно разделить таким образом:
- народы Крайнего Севера,
- народы, говорящие на финно-угорских языках,
- народы Поволжья и Приуралья, говорящие на тюркских языках,
- народы Сибири и Дальнего Востока,
- народы Северного Кавказа.
Мы с вами живем (показывает на карте) в самой многочисленной по национальностям территории. Здесь проживают: чеченцы, кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы и другие народы.
6. Применение и закрепление новых знаний
Вашим домашним заданием было подготовиться к Хороводу дружбы.
Хоровод дружбы
1 группа. Традиционная одежда народов Кавказа.
2 группа. Народное творчество народов, проживающих на территории Северного Кавказа. (притчи, сказки, загадки, песни).
3 группа. Презентация национальных блюд.
7. Подведение итогов урока.
Так какой секрет вы сегодня узнали?
Ответы учащихся.
- Россия - дружная многонациональная страна равноправных народов.
- На ее территории проживают русские, мордва, башкиры, буряты, татары, калмыки, чуваши, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие.
- Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в развитие России.
- Очень важно крепить дружбу народов России.
- Уважать национальные чувства каждого из них.
Учитель:
Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, за ее историю, за свой народ. Россия объединила людей разных национальностей. Все они любят ее, гордятся своей страной, желают ее процветания.
4 ноября наша страна отмечала замечательный праздник – День Единства.
Ученик :
Охранять покой людей,
8. Рефлексия.
У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к сегодняшнему уроку. (Слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный, заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный.)
9. Домашнее задание (по выбору) Вместе с родителями определи, какие традиций вашей семьи, нашего города или края.
Маршрутный лист к уроку
DOCX / 23.02 Кб
презентация к уроку
PPT / 10.55 Мб
Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Саплина Е.В., Саплин А.И. Москва: Астрель, 2012
Данилко Е.С. Народы России / Москва: РОСМЭН, 2015.
Клюшник Л.В. Наша Родина – Россия / Л.В.Клюшник – Москва: РОСМЭН, 2015