Урок по произведению «Станционный смотритель» (Литература, 7 класс)
ФИО педагога, ОО | Худякова Елизавета Андреевна, МАОУ СОШ №167 | ||
Предмет | Литература | ||
Класс | 7 | ||
Тема урока | «Станционный смотритель» | ||
Образовательная цель на урок (цель ученика) | Проанализировать произведение, выявить ключевую тему и идею произведения. | ||
Педагогическая цель на урок (цель учителя) | Проанализировать произведение с точки зрения композиции и проблематики, выявить ключевую тему произведения и объяснить образ «маленького человека». Сформулировать идею повести на основе всего сказанного и проанализированного. | ||
Личностно значимая проблема | Понимание образа «маленького человека». Социальный конфликт повести как социально-общественная проблематика. | ||
Необходимое оборудование | Учебник литературы 7 класса В. Я. Коровиной; электронная доска; компьютер. | ||
Учебно-методическое оснащение | Учебник литературы 7 класса В. Я. Коровиной; электронные ресурсы; методические рекомендации и разработки по изучению повести. | ||
методы и формы обучения | Словесный метод: обсуждение произведения в форме беседы, дискуссия, ответы на вопросы от учеников, формулировка цели и рефлексия. Наглядный метод: показ презентации по теме урока. Форма обучения – фронтальная. Все учащиеся выполняют одинаковые задания, участвуют в обсуждении. | ||
Основные понятия | Повесть, тема, идея, «маленький человек». | ||
Планируемые результаты освоения содержания урока | Личностные Самоопределение, адекватное отношение к моральным ценностям, совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Умение проводить самооценку на основе учебной деятельности. | Метапредметные Формирование умения понимать проблему и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать тему и идею произведения, логично и точно излагать свою точку зрения. | Предметные Уметь анализировать текст с целью выявления темы и идеи произведения. Характеризовать героев, их мотивы, образы, качества. |
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используемые приёмы | Оборудование, материалы |
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ | |||
Проверка готовности учащихся к работе, сообщение темы, цели урока, порядка работы на уроке, мотивация. | Участвуют в постановке цели урока. Настрой на урок. | Логический. Постановка темы и цели урока. | Электронная доска, презентация. |
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Работа с произведением исходя из поставленной цели урока. Демонстрация слайдов презентации. Анализ повести с учетом приведенных в презентации вопросов. Работа с текстом повести, приведенной в учебнике. Этап беседы. Выслушать мнение учеников, их ответы. | Исходя из вопросов, приведенных в презентации, анализ произведения, ответы на вопросы, запись ключевых моментов в тетрадь. Поиск в тексте необходимой информации и ответа на вопрос. Этап беседы. Высказывание своего мнения, обсуждение. | Организационный. Беседа. Запись в тетради ключевых моментов. Технические. Демонстрация презентации. | Электронная доска, презентация, учебник, тетрадь. |
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ | |||
Завершение работы с произведением. Оценивание хода обсуждения и формулировки образа «маленького человека» в повести. Проверка формулировки идеи произведения. | Формулировка учениками ключевой темы урока, обсуждение и закрепление образа «маленького человека» в повести. Формулировка и запись идеи произведения. | Организационный. Беседа. Запись в тетради идеи произведения. | Электронная доска, тетрадь. |
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ | |||
Наводящими вопросами учитель обращает внимание на продукт собственной активности, осмысление деятельности. Предлагает продолжить предложения: Самым интересным для меня на уроке было…. Я научился… Теперь я хотел бы ещё узнать… | Проводят анализ учебной деятельности. Отвечают на предложенные вопросы. | Логический. Обобщение и рефлексия. |