Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Г. Распутина «Мама куда-то ушла»
Какарова Анна Петровна учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области
Тема урока: Рассказ В.Г. Распутина «Мама куда-то ушла».
Цель: проанализировать содержание рассказа.
Задачи:
- уметь понимать тему, определять основную мысль;
- уметь работать с текстом;
- уметь наблюдать, делать выводы.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор.
Ход урока:
«Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком».
- Как вы понимаете прочитанную фразу? Это высказывание принадлежит талантливому человеку, писателю – В.Г.Распутину. Это был замечательный человек, скромный в повседневной жизни, непримиримый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения – это обращение к душе человека.
- Тема нашего урока: рассказ В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла».
- Сформулируйте цель нашего урока.
- Какие задачи поставим перед собой?
- Ребята, что мы должны знать, работая с текстом? (текста, основная мысль текста)
- Что такое тема текста?
- Основная мысль текста?
-Послушайте, пожалуйста, текст (учитель читает).
Задание №1 Индивидуальная работа
1. Определите и запишите тему рассказа - 1б
2. Назовите и запишите основную мысль текста - 1б
3. Выберите только те чувства, которые испытывал мальчишка. Подчеркните.
- Проверьте по образцу и оцените свою работу РАДОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО, УДИВЛЕНИЕ, УГРЮМОСТЬ, ВИНА, РАНИМОСТЬ, ГЛУПОСТЬ,
НАДЕЖДА, ОТЧАЯНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ – 8б
Задание№2 Работа в парах
Соотнесите абзацы текста и чувства мальчика.
1 абзац РАДОСТЬ, 2 абзац УДИВЛЕНИЕ, 3 абзац НАДЕЖДА, 4 абзац УСПОКОЕНИЕ, 5 абзац ОТЧАЯНИЕ, 6 абзац ВИНА, 7 абзац БОЛЬ, 8 абзац ОДИНОЧЕСТВО.
Поменяйтесь работами, проверьте по образцу, оцените работу товарища.
За каждый верный ответ -1б. (=8б)
Задание №3 Продолжаем работать в парах.
Среди гаммы чувств мальчишки, выделите ключевые.
БОЛЬ ОДИНОЧЕСТВО Подберите синонимы к словам.
БОЛЬ - мучение горе печаль скорбь страдание
ОДИНОЧЕСТВО - уединение сиротство изоляция разобщённость покинутость сиротливость
Давайте проверим по образцу. Посмотрите, какие синонимы можно было подобрать. За каждый верный ответ -1б.
Задание №4 Индивидуальная работа.
Сформулируйте и запишите 3 вопроса к тексту.
-Какую боль испытывал мальчишка?
- Почему заяц его любимая игрушка?
- Мальчик встретился с одиночеством впервые?
- Сколько лет мальчишке? А как зовут мальчишку? Какой совершил плохой поступок мальчишка? Почему?
Оцените работу: за вопрос – 1 балл.(=3б)
Работа в группах. Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.
Группа 1
Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.
Выпишите из текста слова, которые иллюстрируют одиночество мальчишки.
Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?
Группа 2
Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.
Постройте диаграмму чувств мальчишки. Используйте красный и черный маркеры для работы.
Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?
Группа 3
Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.
Составьте памятку «Если ты один дома…»
Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?
Выступление групп. Оценивание работы 1 задание – 1балл,
2 задание – 2 балла, 3 задание -3балла.
-К какому стилю речи относится рассказ? Назовите цель художественного стиля.
- Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот рассказ о том, как…».
Ролевая игра.
Выступление ребят в роли мамы и мальчишки. Какие слова скажет мама? Что ответит мальчишка? Какой совет можно дать маме?
-О чем заставил нас задуматься рассказ?
-Одиночество – это плохо или хорошо?
-Вам знакомо чувство одиночества?
Рассказ заставил нас задуматься об одиночестве, о сложном человеческом состоянии, когда ты испытываешь гамму разных чувств: от радости до ненависти…
Подведение итогов урока
- Ребята. А какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли ее?
Рефлексия: оцените свою деятельность: подсчитайте количество баллов за работу на уроке в оценочных листах; определите индивидуальный уровень(базовый, повышенный, высокий) овладения темой.
Допишите предложения: «Я узнала…» «Меня удивило…» «Было трудно…»
Домашнее задание:
Базовый уровень:1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.
Повышенный уровень: 1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.
2. Создать презентацию о писателе.
Высокий уровень: 1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.
2. Создать презентацию о писателе.
3. Написать письмо мальчишке.
Приложение
Валентин Распутин «Мама куда-то ушла»
1абзац. Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он приподнялся в кровати и крикнул: - Мама, я проснулся! Никто ему не ответил .- Мама! - позвал он. - Я молодец, я проснулся. Тишина. Мальчишка подождал, но тишина не прошла.Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную - там тоже никто не прятался. - Мама! - крикнул мальчишка. Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась.
2 абзац. - Мама, - как можно спокойнее сказал мальчишка, - я проснулся, а тебя нету. Молчание.- Тебя нету, да? - спросил он. Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.- Я больше не буду плакать, - сказал он себе. - Придет мама, я буду молодец. - Ма-ма, - повторил он. Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.
3 абзац. Надо было что-то делать. "Я сейчас поиграю, и мама придет", - решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.
4 абзац. - Давай играть, зайка, - предложил мальчишка. Заяц молча согласился. - Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить. Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол. Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол. Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке. - Нет, не так, - сказал мальчишка. - Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами. - Я зайка, у меня ножка болит, - объяснил ему мальчишка. Заяц молчал. - Зайка, - спросил он потом, - куда ушла мама? Заяц не ответил.
5 абзац.- Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? - потребовал мальчишка и взял зайца в руки .Заяц молчал. Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек .Он обо всем забыл, этот мальчишка. - Говори, говори! - требовал он. Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка и все повторял: "Говори, говори, говори!" - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это.
6 абзац. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла.
7 абзац. И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.- Мама! - закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было.
8 абзац. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.
Белкина Надежда Владимировна
Какарова Анна Петровна
Сафонова Елена Валерьевна