12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Какарова Анна Петровна523
Учитель русского зыка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Россия, Ульяновская обл., с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области

 Какарова Анна Петровна учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Тиинск» муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области

Тема урока: Рассказ В.Г. Распутина «Мама куда-то ушла».

Цель:   проанализировать содержание   рассказа.

Задачи:

- уметь понимать тему, определять основную мысль;

- уметь работать с текстом;

- уметь наблюдать, делать выводы.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор. 

Ход урока:

«Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком». 

- Как вы понимаете прочитанную фразу? Это высказывание принадлежит талантливому человеку, писателю – В.Г.Распутину. Это был замечательный человек, скромный в повседневной жизни, непримиримый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения – это обращение к душе человека.

- Тема нашего урока: рассказ В.Г.Распутина «Мама куда-то ушла».

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Какие задачи поставим перед собой?

- Ребята, что мы должны знать, работая с текстом? (текста, основная мысль текста)

- Что такое тема текста?

- Основная мысль текста?

-Послушайте, пожалуйста, текст (учитель читает).

Задание №1 Индивидуальная работа

1. Определите и запишите тему рассказа - 1б

2. Назовите и запишите основную мысль текста - 1б

 3. Выберите только те чувства, которые испытывал мальчишка. Подчеркните.


- Проверьте по образцу и оцените свою работу РАДОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО, УДИВЛЕНИЕ, УГРЮМОСТЬ, ВИНА, РАНИМОСТЬ, ГЛУПОСТЬ,

НАДЕЖДА, ОТЧАЯНИЕ, БОЛЬ, УСПОКОЕНИЕ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ – 8б

Задание№2 Работа в парах

Соотнесите абзацы текста и чувства мальчика.

1 абзац РАДОСТЬ, 2 абзац УДИВЛЕНИЕ, 3 абзац НАДЕЖДА, 4 абзац УСПОКОЕНИЕ, 5 абзац ОТЧАЯНИЕ, 6 абзац ВИНА, 7 абзац БОЛЬ, 8 абзац ОДИНОЧЕСТВО.

Поменяйтесь работами, проверьте по образцу, оцените работу товарища.

За каждый верный ответ -1б. (=8б)

Задание №3 Продолжаем работать в парах.

Среди гаммы чувств мальчишки, выделите ключевые.

БОЛЬ ОДИНОЧЕСТВО Подберите синонимы к словам.

БОЛЬ -   мучение горе печаль  скорбь страдание

ОДИНОЧЕСТВО - уединение сиротство  изоляция  разобщённость покинутость  сиротливость

Давайте проверим по образцу. Посмотрите, какие синонимы можно было подобрать. За каждый верный ответ -1б.

Задание №4 Индивидуальная работа.

Сформулируйте и запишите 3 вопроса к тексту.

-Какую боль испытывал мальчишка?

- Почему заяц его любимая игрушка?

- Мальчик встретился с одиночеством впервые?

- Сколько лет мальчишке? А как зовут мальчишку? Какой совершил плохой поступок мальчишка? Почему?

Оцените работу: за вопрос – 1 балл.(=3б)

Работа в группах. Вспомните правила работы в группе, выберите лидера, который будет координировать ваши действия и оценивать вашу работу.

Группа 1  

Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

Выпишите из текста слова, которые иллюстрируют одиночество мальчишки.

Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

Группа 2  

Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

Постройте диаграмму чувств мальчишки. Используйте красный и черный маркеры для работы.

Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

Группа 3  

Придумайте ассоциацию к слову «одиночество», нарисуйте.

Составьте памятку «Если ты один дома…»

Придумайте финал рассказа. Чем может закончится рассказ?

Выступление групп. Оценивание работы 1 задание – 1балл,

2 задание – 2 балла, 3 задание -3балла.

-К какому стилю речи относится рассказ? Назовите цель художественного стиля.

- Попробуйте пересказать текст в одном предложении: «Этот рассказ о том, как…».

Ролевая игра.

Выступление ребят в роли мамы и мальчишки. Какие слова скажет мама? Что ответит мальчишка? Какой совет можно дать маме?

-О чем заставил нас задуматься рассказ?

-Одиночество – это плохо или хорошо?

-Вам знакомо чувство одиночества?

Рассказ заставил нас задуматься об одиночестве, о сложном человеческом состоянии, когда ты испытываешь гамму разных чувств: от радости до ненависти…

  Подведение итогов урока

- Ребята. А какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли ее?

Рефлексия: оцените свою деятельность: подсчитайте количество баллов за работу на уроке в оценочных листах; определите индивидуальный уровень(базовый, повышенный, высокий) овладения темой.

Допишите предложения: «Я узнала…» «Меня удивило…» «Было трудно…»

Домашнее задание:

Базовый уровень:1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.

Повышенный уровень:      1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.      

2. Создать презентацию о писателе.

Высокий уровень: 1. Написать сообщение о В.Г. Распутине.      

2. Создать презентацию о писателе.

3. Написать письмо мальчишке.

Приложение

Валентин Распутин «Мама куда-то ушла»

1абзац. Мальчишка открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху. Он приподнялся в кровати и крикнул: - Мама, я проснулся! Никто ему не ответил .- Мама! - позвал он. - Я молодец, я проснулся. Тишина. Мальчишка подождал, но тишина не прошла.Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Мальчишка бросился на кухню, потом в ванную - там тоже никто не прятался. - Мама! - крикнул мальчишка. Тишина вобрала в себя его крик и сразу сомкнулась.

2 абзац. - Мама, - как можно спокойнее сказал мальчишка, - я проснулся, а тебя нету. Молчание.- Тебя нету, да? - спросил он. Все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало.- Я больше не буду плакать, - сказал он себе. - Придет мама, я буду молодец. - Ма-ма, - повторил он. Ее не было дома, теперь он понял это окончательно.

3 абзац. Надо было что-то делать. "Я сейчас поиграю, и мама придет", - решил он. Он пошел в угол, где были все его игрушки, и взял зайца. Заяц был его любимцем. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами зайца любить было бы не за что, так он и оставался с одной, а вторая валялась где-то здесь же и теперь существовала сама по себе.

4 абзац. - Давай играть, зайка, - предложил мальчишка. Заяц молча согласился. - Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить. Мальчишка положил зайца на кровать, достал гвоздь и ткнул им зайца в живот, делая укол. Заяц к уколам привык и никак на них не отзывался.Мальчишка задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошел от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по-прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол. Мальчишка, вздохнув, вернулся к кровати и посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке. - Нет, не так, - сказал мальчишка. - Теперь я буду зайкой, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить.Он посадил зайца на стул, а сам лег в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал.Заяц, сидя на стуле, удивленно смотрел на него своими большими голубыми глазами. - Я зайка, у меня ножка болит, - объяснил ему мальчишка. Заяц молчал. - Зайка, - спросил он потом, - куда ушла мама? Заяц не ответил.

5 абзац.- Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? - потребовал мальчишка и взял зайца в руки .Заяц молчал. Мальчишка забыл, что раньше он сам всегда отвечал за зайца, выступая сразу в двух ролях, и теперь всерьез требовал от него ответа. Он забыл, что заяц был только игрушкой среди игрушек .Он обо всем забыл, этот мальчишка. - Говори, говори! - требовал он. Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол. Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка и все повторял: "Говори, говори, говори!" - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой. И мальчишка вдруг понял это.

6 абзац. Он остановился. Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач. Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла.

7 абзац. И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается.- Мама! - закричал он, бросаясь к двери, но запнулся о кресло и упал. Он поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было.

8 абзац. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал от боли и одиночества. Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.

Опубликовано


Комментарии (3)

Белкина Надежда Владимировна, 12.02.18 в 13:09 0Ответить Пожаловаться
Интересная разработка!
Сафонова Елена Валерьевна, 19.03.18 в 08:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно, трудный материал и оригинальная разработка.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.