УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС. «МЕЖДОМЕТИЯ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС.
«МЕЖДОМЕТИЯ»
Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением его в языке, употреблением в роли других частей речи; знакомство со знаками препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте междометия и выделять их знаками препинания.
По основной образовательной цели урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения урока – комбинированный урок.
Ход урока
1.Организационный момент. Здравствуйте, ребята.
На слайде: Человек без знаний – все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
- Как понимаете эту пословицу? Где необходимы знания?
-Надеюсь, что этот урок будет для вас настоящим открытием, вы узнаете много нового и интересного. Будем вместе открывать новые знания? (Да!)
2. Актуализация имеющихся знаний. Психологический настрой.
Словарная работа: Здравствуйте, до свидания, прощайте, пожалуйста, спасибо, извините. (Проверим мы эти слова немного позже)
-Определите, к какой части речи относятся записанные слова? (ПРОБЛЕМА)
-Ребята, посмотрите фрагмент мультфильма (Смотрим внимательно,начать-55с, закончить-3мин.14сек)
-Какие герои жили в сказочном городе? Какие еще слова услышали в начале мультфильма?
-Попробуйте отнести эти слова к уже изученным частям речи. (Не получается)
-Почему?
-Так все ли части речи мы знаем? (Нет)
-Попробуйте определить цель нашего урока. (Познакомиться с новой ЧР). А тему?
-Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с новой ЧР, выясним ее отличительные признаки.
-Действительно, ребята, а знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.
-Чтобы ответить на этот вопрос «КАКУЮ ЖЕ ЧАСТЬ РЕЧЬ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ИЗУЧАТЬ, послушайте грамматическую сказку о НЕЙ.
-Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Этой части речи и посвящён наш урок.(междометие, правильно)
- Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться? Давайте поставим цель нашего урока. (Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять их знаками препинания, употреблять в речи).
Открытие новых знаний. Объяснение нового материала..
-Перейдем к нашему исследованию, работать мы будем сегодня в группах, а за каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!
-Ребята, а Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: как зовут его обладателя, где и когда он родился, есть ли у него семья, где он проживает. Это основной документ гражданина страны.
Так и каждой части речи тоже можно выдать свой паспорт. Согласны? Что же будет в нём указано? Разумеется, особенности этой части речи. А любую часть речи характеризуют ее признаки. Назовите их.
Часть речи характеризуют:
общее грамматическое значение;
морфологические и
синтаксические признаки.
Итак, сегодня мы с вами попытаемся самостоятельно выявить отличительные признаки междометия, научимся находить междометия в тексте и выделять их знаками препинания.
Аналитическая работа. Каждой из 5 групп выдается для заполнения паспорта вопросы, на который необходимо дать ответ, и с карточкой с примерами.
На парте каждого из вас лежит паспорт, в котором вы найдете карточку. В ней напечатаны вопросы .Проанализировав задания в группах, постарайтесь устно ответить на вопрос, напечатанный в паспорте.
1группа Находит ответ на вопросы : Что такое междометия? Какие чувства выражают междометия? Примеры.
2 группа .На какие группы делятся по значению? (Эмоциональные: ох, ах, тьфу,
ужас и т.д., повелительные: кыш- кыш, тс, брысь, цып- цып, алло, ау и
т.д., этические: здравствуйте, привет, спасибо, пожалуйста, пока и т.д.)
3 группа По структуре делятся на? примеры Как выделяются на письме междометия
4 группа Что такое звукоподражание?
Проверка выполнения заданий.
- Итак, уважаемые теоретики и практики, попробуем ответить на вопросы и за одно узнать, что же такое междометие.(слайд)
О охало, О окало
Физминутка
1) Услышите междометия, хлопаем и приседаем.
Мне, - сказало междометье,-
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово … АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово… ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносят слово… ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносят слово… ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносят слово… УХ!
Интересно жить на свете,
Если знаешь МЕЖДОМЕТЬЯ
- Посмотрим как вы усвоили теорию, проверим вас на практике. Итак, первое задание, каждой группе. Найдите в тексте междометие (Междометия выражают различные чувства или побуждения к действию, а звукоподражательные слова подражают каким-либо звукам, передают крики животных и звуки неживой природы).
группа
Зажжужал он и как раз
Тётке сел на правый глаз,
А ткачиха побледнела:
“Ай!” - и тут же окривела.
Все кричат: “Лови, лови,
Да дави его, дави!..
“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
2группа
Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,…
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я невеста…
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
3группа
. «Мяу-мяу-мяу!» - кот
Громко песенку поёт,
Потому что мир без песен
Пресен и не интересен.
4группа. Эх, гулюшки, эх, родимые!
Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит.
О! да этот будет со временем добрый полковник! – говорил старый Тарас. (Гоголь «Тарас Бульба»)
- Итак, какие междометия выписали, прочитайте. А звукоподражательные слова?
- Молодцы! Ну а теперь можно отправляться дальше
Творческая работа. Составьте диалог на определенную тему, используя этикетные междометия.
1 группа «На катке»,
2 группа «Звонок по телефону другу»
3 группа «Встреча друзей после каникул»
4 группа «Помощь однокласснику»
- Стадия «Рефлексия»
Задание . Заполните кроссворд.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО
Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.
1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.
О тветы на кроссворд:
1. Гм.
2. Эге.
3. Вжик.
4. Дудки.
5. Грох (хлоп).
6. Шмыг.
7. Бе.
8. Стоп.
9. Бис.
10. Брень.
Наша работа на сегодня заканчивается.
- Какой вид работы заинтересовал?
- Что нового узнали?
- Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?
- Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?
- Кто справился со всей работой на уроке и считает, что всё удалось,
результатом своей работы довольны, на шкале самооценки напишите вверху
АХ.
-У кого были ошибки, но с работой справился, на шкале самооценки
напишите посередине ОХ.
- Кто результатом своей работы не доволен, на шкале внизу напишите, УВЫ.
ТЕОРИЯ
Междометие - этo чacть peчи, включaющaя нeизмeняeмыe cлoвa, кoтopыe нeпocpeдcтвeннo выpaжaют нaши чyвcтвa и вoлeизъявлeния, нe нaзывaя иx. A и! Ax! Hy! Уpa! Цыц! Чy!
Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они не обозначают предметы, их признаки, действия, не являются членами предложения.
Междометия произносятся с особой эмоциональной интонацией, на письме выделяются запятой или восклицательным знаком:
Например, У вас новые туфли. Ах, какие хорошие! Увы! Ничем помочь не могу.
Междометия делятся по значению на:
Эмоциональные (выражают чувства сожаления, одобрения, ненависти, страха и т.д.): а, ай, ах, увы, фу, ура, ба, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай.
Побудительные (выражают приказание, приветствие): вон, прочь, марш, ну, на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, , кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау... Этикетные междометия: спасибо, пожалуйста, извините, до свидания, здравствуйте, благодарю, прощай(те), прости(те), всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
по структуре на делятся:
Простые: ах, ой, ну.
Сложные: повторение одинаковых частей: ай-ай, ой-ой.
Составные состоят из двух и более слов: боже мой, вот те раз, черт те что, тото и оно. по происхождению на: Непроизводные (не соотносимые с другими частями речи): ах, ох, ой.
Производные (соотносимые с другими частями речи): боже мой, батюшки, спасибо, пожалуйста, здравствуйте. В некоторых случаях междометия переходят в знаменательные части речи, приобретая их значение: 1) Ура! Мы победили! - собственно междометие, выражающее восторг, душевный подъем, взлет. 2) Далеко слышится победное ура. – в роли подлежащего. 3) Гляди-ка, за год ты ого-го как вырос! междометие ого-го употребляется в значении наречия-обстоятельства. 4) Ого-го! Отзовитесь! собственно междометие, выражающее призыв, побуждение.
-Междометия нужно отличать от звукоподражания. Батюшки светы! Ого-го! Ура! – это междометия, они выражают эмоции. Чирик-чирик! Тра-та-та и Фр-р-р! – это звукоподражания, которые не выражают эмоций, просто передают звук.
От звукоподражаний часто образуются глаголы:
мур-мур – мурлыкать;
кар – каркать;
чирик – чирикать;
бабах – бабахнуть.
Звукоподражания – это звуки или сочетания звуков, которые служат для передачи криков животных, голосов птиц, звуков неживой природы
Звукоподражания часто встречаются в сказках, детских стихах. Вспомним, как искусно пользуется Корней Чуковский звукоподражаниями в стихотворении «Путаница» для создания полной неразберихи.
7