Урок по русскому языку в 7 классе «Причастный оборот»

2
0
Материал опубликован 21 November 2017

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Великановой Натальи Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области

Предмет Русский язык, 7 класс

Возраст детей – 12-13 лет.

Тема урока: «Причастный оборот»

Тип урока: изучение нового материала.

Работа по учебнику «Русский язык» 7 кл., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник, карточки с разно уровневыми заданиями

Цели урока:

Образовательные: 1) дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; 2) формировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота в предложении;

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, виды речевой деятельности учащихся; грамотно аргументировать свою позицию;

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.


 

Ход урока:

Этап

Цели этапа

Деятельность учителя

Формы

организации

работы

Методы обучения

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

(2 мин.)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Запищите число, классная работа, а вот для темы урока оставьте пустую строчку.

фронтальная

словесный

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число, классная работа, оставляют пустую строку для темы урока.

Мобилизация внимания, уважение к окружающим (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) Саморегуляция (Р)

2. Актуализация знаний.

(10 мин.)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Учитель проводит словарно-орфографическую работу.

Предлагает работу по карточкам, вызывает 2-х учеников к доске.


 

С классом проводит словарный диктант:

Лёгкое касание, раздаётся в тишине,

голубовато-серыми глазами, по-осеннему холодно, пробившийся росточек, за опасным поворотом, серебряная брошь, разыскивать преступника, искусство, на парашюте, появляется вдали, расстилающийся, излагать мысль.

- Ребята, посмотрите на экран (Слайд 2). Прилагательные и причастия рассыпались и перемешались. Давайте попробуем собрать их.

-Обоснуйте, по каким признакам вы узнали причастия?

учитель записывает все признаки на доске:

род;

число;

падеж;

время;

вид;

возвратность.

От каких частей речи берет эти признаки причастие?

Как вы думаете, какие признаки у причастия от глагола, а какие от прилагательного?

Попробуем составить кластер.

-Молодцы, вы справились с заданием.

фронтальная

словесный, наглядно-иллюстративный


 

У доски работают два ученика по карточкам, объясняют правописание окончаний причастий. Записывают словосочетания.

Взаимопроверка.

Остальные обучающиеся записывают слова и словосочетания под диктовку.

Взаимопроверка.

(Слайд 1)

Дети распределяют слова.

Называют грамматические и морфологические признаки причастия.

От прилагательного и глагола.

Составляют кластер, записывают на доске (2 ученика)

Признаки гл.

1. Вид

2. Время

3. Возвратность

Призн. прил.

1. Падеж

2. Число

3. Род

Использование знаково-символических средств для решения задания (П).

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К).

Учет правила в планировании и контроле способа решения (Р).

3.Объяснение нового материала (15 мин.)

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Учитель предлагает сравнить словосочетания, записанные в каждом столбике. (Слайд 3)

1 ст.

пишущий ученик прочитанная книга выпавший снег

2 ст.

пишущий сочинение

прочитанная девочкой

выпавший утром

- Что общего вы в них заметили? В чем различие?

- Определите, в каких случаях причастие является главным словом, а в каких – зависимым.

- Обозначьте графически связь между словами.

Сделайте вывод. Какова роль причастия в словосочетании?

- Так вот, причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

- Какова же цель нашего урока?

- Какова тема? Запишите. (Слайд 4)


 

Учитель предлагает прочитать теоретический материал учебника (§12)

Фронтальный опрос: (Слайд 5)

- Что такое причастный оборот?

- Каким членом предложения является?

- Когда обособляется?

фронтальная

словесный, наглядно-иллюстративный


 

Ученики сравнивают словосочетания и отвечают на вопросы учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Делают вывод: причастие может иметь при себе зависимые слова, выступать главным словом словосочетания.


 


 

Ответ: изучить причастный оборот.


 

Ученики формулируют тему и записывают в тетрадь.

Читают §12 (с. 31 – 33)


 


 

Отвечают на вопросы учителя.

Поиск и выделение информации; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

(10 мин.).

Закрепить полученные знания о

причастном обороте.

Формировать умение видеть пунктограмму в тексте;

видеть наличие или отсутствие зависимых слов.

Уметь графически объяснять написание.

Учитель даёт задания:

(Слайд 6)

1)Распределить данные словосочетания в две группы: «прич. + сущ.», «прич.+сущ.» (устно)

Засеянное поле, засеянное горохом, освещаемое лампочкой, освещаемый зал, стелющийся над рекой, стелющийся туман.

(Слайд 7)

2)К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова: висевший в воздухе, решённая учеником, усыпанные листьями.

(Слайд 8)

3)Найти в предложении причастный оборот, обозначить его границы, подчеркнуть как определение:

Охотник, смотревший на ту сторону реки, увидел неизвестный предмет. Дующий с моря ветер лениво теребил паруса корабля.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (слайд 9).

Задаёт вопрос:

- Почему в первом предложении причастный оборот выделяется запятыми, а во втором нет?


 

(Слайд 10)

5)Найти в тексте причастные обороты, отметить определяемое слово, подчеркнуть, вставить пропущенные орфограммы, запятые.

Поднявшийся ветер вдруг стих. Повисли п..руса на к..рабле находивш..мся д..леко в ..кеане. Обесп..коенный происх..дящ..м капитан вышел на мостик. Часть неба была обложена тучами (не)предвещавш..ми н..чего хорошего. Капитан пр.казал убрать п..руса и к..манда встр..воженная его распоряжением быстро пр..ступила к работе.

фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный


 


 

Обучающиеся выполняют задание устно, распределяя словосочетания в 2 группы.


 


 


 


 

Выполняют задание в тетрадях, комментируя письмо


 


 


 

Записывают предложения в тетрадь, находят причастный оборот, подчёркивают как определения


 


 


 


 

Самопроверка.


 


 

Отвечают:

- Причастный оборот в первом предложении стоит после определяемого существительного, выделяется голосом и запятыми.

У доски работают 2 ученика. Записывают предложения, вставляя пропущенные орфограммы и запятые. Объясняют их написание. Находят в тексте причастные обороты, отмечают определяемое слово, подчёркивают.

Анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка, самооценка (Р)

5.Проверочная работа с самопроверкой по эталону

(5 минут)

Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия

1.Учитель даёт проверочную работу (раздаточный материал на парту). Выполнить тест.

Найти словосочетания «прич. + сущ.», где главное слово причастие.

1.а) Служащие Родине;

б) растерявшие льдины;

в) разбросанная ребёнком;

г) разведанная геологом.

2.а) Скошенный косой;

б) исследованная местность;

в) светящиеся окна;

г) освещённая луной.

3.а) О написанных словах;

б) расчищенная школьниками;

в) освещаемый зал;

г) бегущий мальчик.

4.а) дремлющего океана;

б) пенящиеся струи;

в) замешанные в преступлении;

г) напуганные стуком.

5.а) освещавшая комнату;

б) привезённый из города;

в) напуганная девочка;

г) светящаяся лампа.

2. Использует ИКТ для самопроверки. (Слайд 11)

На слайде правильные ответы:

а, б, в; 2 – а, г; 3 – б; 4 – в, г; 5 – а, б.

индивидуальная

наглядно-иллюстративный

1)Работают самостоятельно, выполняя задание теста.

2) Проверяют себя (сверяют свой результат с заданным эталоном).

Действие по аналогии (П).

Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р).

Формирование адекватной самооценки (Л).

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин.)


 

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности, своей и всего класса.

- Какую тему исследовали на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.) (Слайд 12)

«А» – Задания были мне понятны, я легко справился.

«Б» – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

«В» – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.) Кто написал букву «А», поднимите руку.

фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный

Дают ответы на вопросы.


 


 


 


 


 

Анализируют работу на уроке через самооценку по критериям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

7.Домашнее задание

(2 мин.)

Акцентирование внимания учащихся на данной теме.

(Слайд 13)

Тот, кто записал букву «А», из художественного текста выпишет 8 предложений с причастными оборотами и прочитает параграф 12.

- Кто записал букву «Б», читает параграф 12 и выполняет упражнение 74.

Тот, кто записал букву «В», читает п. 12 и выполняет упражнение

77.

Выставление оценок.

фронтальная

индивидуальная


 


 


 


 


 


 


 

словесный,наглядно-иллюстративный


 

Записывают домашнее задание.

Личностное самоопределение


 

Учитель /Н.А. Великанова/


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации