12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалёва Наталия Сергеевна673
"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому" В.Распутин
Россия, Тульская обл., Ефремов
15

Урок для 7 класса «Междометие как особая часть речи»



Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №7»

 

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Междометие как особая часть речи»


Выполнила: Михалёва Наталия Сергеевна,

учитель русского языка и литературы


Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.


 

Ефремов, 2018
 

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Междометие как особая часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия

Цели урока:

Образовательные:

-уметь опознавать междометия

              -ставить знаки препинания при междометиях,

              -использовать междометия в речи,

              -формирование умения использовать междометия в речи устной и письменной;

              -выражать различные чувства и побуждения с помощью междометий.

Развивающие:

               -развивать память, мышление, интеллект, устную и письменную речь.

Воспитательные:

               -прививать любовь к родному языку и уважение к носителям русского языка;

Планируемые результаты:                        

Познавательные УУД: 

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результатов и внесение необходимых коррективов в план в случае расхождения с эталоном;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


 

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Презентация слайдов: «Междометие как особая часть речи»

а) слайды с заданиями

б) эталон определения междометий

в) Мини-тест для промежуточного контроля на тему: «Междометик как часть речи».

Карточки с ответами

Русский язык. 7 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/ [Т.А.Баранов, Т.А.Ладыженская]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.

Раздаточный материал:

Карточки с заданиями.

Ход урока

1.Повторение изученного.

На доске вы видите прикреплённые карточки с названиями служебных частей речи. Сформулируйте определения каждой из них. На интерактивной доске распределите предложения. Докажите свою точку зрения, объясните правила правописания употреблённых предлогов, союзов, частиц. Какие предложения можно распределить и в разные колонки. Почему? (Приложение. Слайд 2)

Предлог

Союз

Частица

(Не)смотря на неудачу, мы продолжали путь.

Кто н(е, и) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира.

Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперед.

Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик.

Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

(В)продолжени(е,и) лета дул южный вечер.

Проверьте себя, кликнув по примерам.

2.Мотивация к учебной деятельности

а) Исследовательская работа (Приложение. Слайд 3)

Просмотрите отрывок из известной рекламы. Попробуйте определить часть речи слов «ай», «ой» и выполняемую синтаксическую роль. Заменить эти части речи на другие, чтобы сохранилось лексическое значение.

2.Инструкция:

Тут вот Боль, и тут вот болит.

Сделайте вывод к какой части речи принадлежат эти слова? Какие признаки самостоятельных и служебных частей речи можно выявить?

3.Ответьте на вопросы и устно сделайте выводы своего исследования. (Приложение. Слайд 4).

- Имеет ли эта часть речи самостоятельное лексическое значение?

-Что выражают эти слова?

-Служит ли они для связи слов или предложений?

-Вносят ли какие-то оттенки в предложение?

Значит, это не служебная часть речи и не самостоятельная часть речи.

Получается, что это особая часть речи и называется она МЕЖДОМЕТИЕ.

Сформулируем тему урока: «Междометие как особая часть речи». Запишем её в тетрадь. (Приложение. Слайд 5)

Самостоятельно сформулируем определение междометия, опираясь на план. (Приложение. Слайд 6)

1)Междометия- это слова, которые выражают…

2) 2)Если междометия могут возникать из других частей речи, то они бывают…

Проверьте себя!

Междометие- это часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения. Междометия бываю производными и непроизводными.

3. Работа с учебником

Прочитайте материал учебника(стр.183). Сравните свое определение с определение из учебника. Внесите поправки и дополнения.

4.Проблемный вопрос.

«Дивишься драгоценности русского языка, что ни звук, то подарок», - сказал знаменитый писатель Н.В.Гоголь. (Приложение. Слайд 7)

Согласны ли вы с этим утверждением? Как связана тема урока с этим высказыванием.

5.Выполнение пробного действия. Выявление места и причины затруднения.

I вариант- учащиеся с высшими учебными возможностями. (Приложение. Слайд 8)

II вариант- учащиеся с высокими учебными возможностями. (Приложение. Слайд 9)

III вариант- учащиеся со средними учебными возможностями. (Приложение. Слайд 10)

Задание распечатано на карточках для индивидуальной работы. Ученика сами определяют уровень своих возможностей.

Вариант I

Создайте текст, употребив все представленные междометия. Сделайте вывод о постановке знаков препинания.

Вариант II

Дополните предложения междометиями. Дайте характеристику. Сравнить записи и сделать вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?

Как замечательно на улице!

Как же мы хорошо поработали!

Наконец пришла весна!

Холодно на улице!

Вариант III

1. Произнесите междометие « Ах» выражая:

-радость

-жалобу

-испуг

-огорчение

Сделайте вывод.

6.Закрепление.

Раскрась картинку, выполнив тест (Приложение. Слайд 11-14)

1.Найдите правильное утверждение

Междометия выражают различные чувства и побуждения, но не называют их.

Междометия относятся к значимым частям речи.

Междометия не выделяется знаками препинания.

2. Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, просьбу, приказ

Ах, постой на косогоре королевой у плетня.

Караул! Разбой!

О родина, о новый с златою крышей кров.

3.Укажите предложение с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета

И с важной простотой нам отвечает суровый голос: "Нет. Благодарю"

Ох ты, горе-горькое...

О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!

4. Укажите предложение с многозначным междометием

Ой, как я опаздываю!

Стоп! Проезд запрещен!

Прощай, свободная стихия!

7.Подведение итогов урока. Выводы. (Приложение. Слайд 15)

Что на уроке было главным?

Добились ли мы поставленных целей?

Что было интересным?

Чему научились?

Оцените свою деятельность, поставив себе оценку на полях тетради.

 8.Домашнее задание (Приложение. Слайд 16)

1.вариант. Составить текст, употребив как можно больше междометий.

2.вариант. упр.459

3 вариант. Подготовить связный рассказ о междометии, используя учебник.

/data/files/d1525117874.pptx (мультимедийная презентация)

/data/files/n1525117830.mp4 (Реклама для презентации)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Устинова Валентина Ивановна, 01.05.18 в 02:49 4Ответить Пожаловаться
Спасибо! "Утащила" в копилку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.