Технологическая карта к уроку русского языка на тему «Междометия в предложении» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Автор карты |
Осипова Кристина Викторовна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
8 |
Автор УМК |
Т.А. Ладыженская |
Тема урока |
Междометия в предложении |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Цели урока: Содержательные –
Деятельностные –
|
повторить такую часть речи, как междометие, его назначение в языке; узнать варианты постановки знаков препинания при междометии. отработать навык постановки знаков препинания при междометии. развивать схематичное мышление; создать условия для усвоения темы; развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1) Этап мотивации к учебной деятельности. Поставка целей урока. |
Прием «Эстафета» Проверка д/з (упр. 369) – учащийся читает и дает комментарии к предложению, затем передает эстафету любому однокласснику. Прием «Догадайся сам» Взгляните на эти предложения и скажите, что в них особенного? (слайд 1) Маша, что ты думаешь об этом фильме? Доброе утро, мама. Теперь посмотрите на эти предложения и скажите, что особенного в них? (слайд 2) В мае, возможно, будут заморозки. Возможно, в это воскресенье мы пойдем на рыбалку. Что мы делаем, когда встречаем в предложении обращение или вводное слово? Прием «Анкетирование».
1. Знаете ли вы, что такое междометие? (Да/Нет) 9 человек – «да» 8 человек – «может быть» 2. Как вы думаете, можно ли обойтись в речи без междометий? (Можно/Нельзя) 15 человек – «можно» 2 человека – «нельзя» 3. Как часто вы употребляете в своей речи междометия? (Часто/Редко/Затрудняюсь ответить) 14 человек – «часто» 2 человека – «затрудняюсь ответить» 4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего? Типа – 2 человека Ай – 3 человека Ой – 1 человек Что нам дают такие результаты?
О чем мы будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока?
Запишите в тетрадях число, классная работа, тема (слайд 7).
Отталкиваясь от темы урока, сформулируем цели. Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на слайде (слайд 8). 1) повторить_________________________;
2) узнать варианты постановки ____________ при междометии; 3) отработать навык постановки _______________; |
Выполняют проверку домашнего задания.
Отвечают на поставленный вопрос (в данных предложениях есть обращения)
В этих предложениях есть вводные слова.
Выделяем запятой/ыми.
Учащиеся анализируют результаты анкетирования. Делают предположения о теме урока.
Оформляют запись в тетради.
Формулируют цели урокас помощью опорных фраз. 1) Повторить такую часть речи, как междометие. 2) узнать варианты постановки знаков препинания при междометии. 3) отработать навык постановки знаков препинания при междометии. |
2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Прием «Слепой текст». (слайд 9) Ах, как хорошо на улице! Ух, как отсюда все видно!
Поработаем над первой целью нашего урока. Перед вами предложения. Внимательно посмотрите на них. А теперь давайте восстановим текст.
Междометие – это _______________ часть речи. Междометие – это старинное слово, термин появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между». Междометия выражают различные __________ : радость, огорчение, страх, удивление, сожаление, грусть и т.д. Междометия характерны для ___________ речи. Междометия не являются _______________ .
Прием «Викторина» (слайды 10-14) Предлагаю вам отгадать загадки. Ответом к любой загадке будет являться междометие. Заодно повторим, какие междометия могут встретиться нам в речи. Как человек выражает радость победы (Ура) Междометие – вопрос (а) Междометие, выражающее досаду (Увы, У) Междометие, выражающее чувство испуга (Ой) Междометие, выражающее удивление. (Ну и ну!) Просторечный призыв идти куда-то. (Айда) Возглас, которым перекликаются в лесу. (Ау.) Междометие, выражающее соглашение. (Ага) Пришло из итальянского языка и выражает восхищение. Чаще всего так говорят в театре (Браво, бис) Это междометие есть на дорожном знаке (Стоп). |
Учащиеся изучают предложения, а затем восстанавливают предложенный текст. Междометие – это особенная часть речи. Междометия выражают различные чувства. Междометия характерны для устной речи. Междометия не являются членами предложения.
Отгадывают загадки.
|
3) Этап выявления места и причины затруднения |
Прием «Будьте внимательны!» Поговорим о пунктуации при междометиях. Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос – «Что нужно сделать, когда встречаешь междометие в предложении?» (слайд 15) Жизнь, увы, не вечный дар. Ох, испугал до смерти!
А теперь взгляните на эти предложения и дополните свой ответ. Чем еще можно выделять междометия? (слайд 15) Ура! Наши побеждают в матче! Ба! Знакомые все лица!
Используя междометия составьте предложения к картинкам (слайд 16).
Разминка. Посмотрим, насколько вы внимательны. Во время разминки я буду произносить предложения и кидать вам мяч. Если в предложении нет междометия, то вы бросаете мяч обратно. Если в предложении есть междометие, то вы его называете и бросаете мяч любому однокласснику. 1) Увы, я не смогу пойти в кино, потому что мама просила ей помочь. 2) Дорогие гости, просим за стол. 3) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! 4) Эй, пешеход, будь осторожен! 5) Здравствуй, красавица Волга! 6) Эх, жаль что мы не пошли в поход. 7) Мне же, увы, ничего уже не досталось, когда я пришла к кассе. 8) Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка? 9) Ах, как приятно вас видеть здесь 10) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас
Казалось бы, все просто. Встретил междометие и выделяй его запятой или восклицательным знаком. Но есть такое междометие, которое не хочет быть как все. Это междометие «О». |
Учащиеся изучают предложения и отвечают на поставленный вопрос (Междометия в предложении выделяются запятыми)
Изучают предложения и приходят к выводу, что, помимо запятой, междометия выделяются восклицательным знаком.
Используя междометия, составляют предложения по картинкам.
Участвуют в разминке.
|
4) Этап построения проекта выхода из затруднения |
Взгляните на предложения и подумайте, что в них особенного (слайд 17). О боги, за что вы наказываете меня? О, я совершенно спокоен.
|
Изучают предложения и делают вывод. |
5) Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. |
С учетом полученных знаний выполним следующее задание: Выпишите только те предложения, в которых междометие «О» употреблено вместе с обращением. Расставьте знаки препинания (задание № 1 на рабочем листе). 1. О русская земля ты уже за холмом. 2. О зачем я не птица не ворон степной! 3. О нищая моя страна что ты для сердца значишь? 4. О не верьте этому Невскому проспекту! 5. О буйные ветры скорее скорей! 6. Как хорошо ты о море ночное. |
|
6) Этап включения в систему знаний и повторений |
Прием «Устное закрепление» В предложениях найдите междометия. Прочитайте предложения вместе со знаками препинания (задание № 2 на рабочем листе). раскрывая скобки. Найдите м 1. О погляди как та звезда горит горит и потухает. 2. Чу там вдали неожиданно слышитися тонко взывающий рог. 3. Неправ твой о небо святой приговор. 4. Ах теперь я счастлив я взволнован. 5. О Волга-матушка ты глубока и широка. 6. Ну расскажи мне небылицы разные. 7. Увы Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял. 8. Говорил себе не раз: «Эх махнуть бы на Кавказ!». |
Учащиеся выполняют предложенное задание. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой. |
В предложениях пропущены знаки препинания. Если в предложении нужно поставить запятую, ставьте «+» в тетради. Если восклицательный знак, ставьте «-». Если ничего не нужно ставить, то «0» (задание № 3 на рабочем листе).
1. Браво Откуда у тебя эта мудрость? 2. Но увы желания не сбылись мои. 3. «Фуу жарища страшенная»- сказала она. 4. О Волга! Колыбель моя! 5. О я совершенно спокоен. Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и начнем проверку. 1. Браво! Откуда у тебя эта мудрость? 2. Но, увы, желания не сбылись мои. 3. «Фуу, жарища страшенная» - сказала она. 4. О Волга! Колыбель моя! 5. О, я совершенно спокоен. Теперь подсчитайте количество правильных ответов и, в соответствии со шкалой оценивания, выставьте оценку (слайд 18). 5 правильных ответов – оценка «5» |
Выполняют задание с последующей самопроверкой.
|
8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Домашнее задание: Упр. 393 -выписать предложения с междометием О, употребленным только вместе с обращением. расставить недостающие знаки препинания (слайд 19).
А сейчас я вам предлагаю самостоятельно оценить, насколько вы поняли эту тему. У вас на столе есть три разговорных облачка мыслей. Ваша задача выбрать подходящее облачко и приклеить его на плакат (слайд 20). Ух ты! – теоретический и практический материал мною понят, могу легко выделять знаками препинания в тексте междометия. Ах! – теоретический материал мною понят, но на практике иногда могу ошибаться. Ох! – было трудно понять теоретический материал, выделять знаками препинания междометия в тексте мне трудно. /data/files/r1564479432.docx (Рабочий лист с заданиями к уроку) |
Записывают домашнее задание.
Учащиеся оценивают себя, отвечая на вопрос, насколько хорошо они поняли материал урока.
|
Стригачева Татьяна Николаевна