12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Кристина Викторовна606
Россия, Саратовская обл., Саратов
3

Технологическая карта к уроку русского языка на тему «Междометия в предложении», (8 класс)



Технологическая карта урока

Автор карты

Осипова Кристина Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

8

Автор УМК

Т.А. Ладыженская

Тема урока

Междометия в предложении

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Содержательные –

 

 

Деятельностные –

 

 

повторить такую часть речи, как междометие, его назначение в языке;

узнать варианты постановки знаков препинания при междометии.

отработать навык постановки знаков препинания при междометии.

развивать схематичное мышление;

создать условия для усвоения темы;

развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.


 


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации к учебной деятельности. Поставка целей урока.

Прием «Эстафета»

Проверка д/з (упр. 369) – учащийся читает и дает комментарии к предложению, затем передает эстафету любому однокласснику.

Прием «Догадайся сам»

Взгляните на эти предложения и скажите, что в них особенного? (слайд 1)

Маша, что ты думаешь об этом фильме?

Доброе утро, мама.

Теперь посмотрите на эти предложения и скажите, что особенного в них? (слайд 2)

В мае, возможно, будут заморозки.

Возможно, в это воскресенье мы пойдем на рыбалку.

Что мы делаем, когда встречаем в предложении обращение или вводное слово?

Прием «Анкетирование».
На прошлом уроке я предложила вам ответить на несколько вопросов небольшой анкеты. Давайте посмотрим на результаты этого анкетирования. (слайды 3-6)

 

1. Знаете ли вы, что такое междометие? (Да/Нет)

9 человек – «да»

8 человек – «может быть»

2. Как вы думаете, можно ли обойтись в речи без междометий? (Можно/Нельзя)

15 человек – «можно»

2 человека – «нельзя»

3. Как часто вы употребляете в своей речи междометия? (Часто/Редко/Затрудняюсь ответить)

14 человек – «часто»

2 человека – «затрудняюсь ответить»
1 человек – «редко»

4. Напишите междометия, которые вы используете чаще всего?

Типа – 2 человека
Блин – 15 человек
Короче – 3 человека

Ай – 3 человека

Ой – 1 человек

Что нам дают такие результаты?

 

О чем мы будем говорить на уроке? Какой будет тема нашего урока?

 

Запишите в тетрадях число, классная работа, тема (слайд 7).

 

Отталкиваясь от темы урока, сформулируем цели. Используйте для этого опорные фразы, которые вы видите на слайде (слайд 8).
Цели урока:

1) повторить_________________________;

 

2) узнать варианты постановки ____________ при междометии;
 

3) отработать навык постановки _______________;

 

Выполняют проверку домашнего задания.

 

 

Отвечают на поставленный вопрос (в данных предложениях есть обращения)

 

 

В этих предложениях есть вводные слова.

 

Выделяем запятой/ыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют результаты анкетирования.

Делают предположения о теме урока.

 

Оформляют запись в тетради.

 

Формулируют цели урокас помощью опорных фраз.

1) Повторить такую часть речи, как междометие.

2) узнать варианты постановки знаков препинания при междометии.

3) отработать навык постановки знаков препинания при междометии.

2) Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Прием «Слепой текст».

(слайд 9)

Ах, как хорошо на улице!

Ух, как отсюда все видно!

 

Поработаем над первой целью нашего урока. Перед вами предложения. Внимательно посмотрите на них. А теперь давайте восстановим текст.

 

Междометие – это _______________ часть речи.

Междометие – это старинное слово, термин появился в 18 веке и переводится с латинского как «брошенное между».

Междометия выражают различные __________ : радость, огорчение, страх, удивление, сожаление, грусть и т.д.

Междометия характерны для ___________ речи.

Междометия не являются _______________ .

 

Прием «Викторина» (слайды 10-14)

Предлагаю вам отгадать загадки. Ответом к любой загадке будет являться междометие. Заодно повторим, какие междометия могут встретиться нам в речи.

Как человек выражает радость победы (Ура)

Междометие – вопрос (а)

Междометие, выражающее досаду (Увы, У)

Междометие, выражающее чувство испуга (Ой)

Междометие, выражающее удивление. (Ну и ну!)

Просторечный призыв идти куда-то. (Айда)

Возглас, которым перекликаются в лесу. (Ау.)

Междометие, выражающее соглашение. (Ага)

Пришло из итальянского языка и выражает восхищение. Чаще всего так говорят в театре (Браво, бис)

Это междометие есть на дорожном знаке (Стоп).

 

 

 

 

 

Учащиеся изучают предложения, а затем восстанавливают предложенный текст.

Междометие – это особенная часть речи.

Междометия выражают различные чувства.

Междометия характерны для устной речи.

Междометия не являются членами предложения.

 

 

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Этап выявления места и причины затруднения

Прием «Будьте внимательны!»

Поговорим о пунктуации при междометиях. Посмотрите на предложения и ответьте на вопрос – «Что нужно сделать, когда встречаешь междометие в предложении?» (слайд 15)

Жизнь, увы, не вечный дар.

Ох, испугал до смерти!

 

А теперь взгляните на эти предложения и дополните свой ответ. Чем еще можно выделять междометия? (слайд 15)

Ура! Наши побеждают в матче!

Ба! Знакомые все лица!

 

Используя междометия составьте предложения к картинкам (слайд 16).

 

Разминка.

Посмотрим, насколько вы внимательны. Во время разминки я буду произносить предложения и кидать вам мяч. Если в предложении нет междометия, то вы бросаете мяч обратно. Если в предложении есть междометие, то вы его называете и бросаете мяч любому однокласснику.

1) Увы, я не смогу пойти в кино, потому что мама просила ей помочь.

2) Дорогие гости, просим за стол.

3) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же!

4) Эй, пешеход, будь осторожен!

5) Здравствуй, красавица Волга!

6) Эх, жаль что мы не пошли в поход.

7) Мне же, увы, ничего уже не досталось, когда я пришла к кассе.

8) Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка?

9) Ах, как приятно вас видеть здесь

10) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас

 

Казалось бы, все просто. Встретил междометие и выделяй его запятой или восклицательным знаком. Но есть такое междометие, которое не хочет быть как все. Это междометие «О».

 

Учащиеся изучают предложения и отвечают на поставленный вопрос (Междометия в предложении выделяются запятыми)

 

 

Изучают предложения и приходят к выводу, что, помимо запятой, междометия выделяются восклицательным знаком.

 

Используя междометия, составляют предложения по картинкам.

 

 

Участвуют в разминке.

 

 

 

 

 

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Взгляните на предложения и подумайте, что в них особенного (слайд 17).

О боги, за что вы наказываете меня?

О, я совершенно спокоен.

 

Изучают предложения и делают вывод.
Вывод: Если междометие О употреблено вместе с обращением, то знак препинания после междометия не ставится.

5) Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

С учетом полученных знаний выполним следующее задание:

Выпишите только те предложения, в которых междометие «О» употреблено вместе с обращением. Расставьте знаки препинания (задание № 1 на рабочем листе).

1. О русская земля ты уже за холмом.

2. О зачем я не птица не ворон степной!

3. О нищая моя страна что ты для сердца значишь?

4. О не верьте этому Невскому проспекту!

5. О буйные ветры скорее скорей!

6. Как хорошо ты о море ночное.

 

6) Этап включения в систему знаний и повторений

Прием «Устное закрепление»

В предложениях найдите междометия. Прочитайте предложения вместе со знаками препинания (задание № 2 на рабочем листе).

раскрывая скобки. Найдите м

1. О погляди как та звезда горит горит и потухает.

2. Чу там вдали неожиданно слышитися тонко взывающий рог.

3. Неправ твой о небо святой приговор.

4. Ах теперь я счастлив я взволнован.

5. О Волга-матушка ты глубока и широка.

6. Ну расскажи мне небылицы разные.

7. Увы Его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял.

8. Говорил себе не раз: «Эх махнуть бы на Кавказ!».

Учащиеся выполняют предложенное задание.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

В предложениях пропущены знаки препинания. Если в предложении нужно поставить запятую, ставьте «+» в тетради. Если восклицательный знак, ставьте «-». Если ничего не нужно ставить, то «0» (задание № 3 на рабочем листе).

 

1. Браво Откуда у тебя эта мудрость?

2. Но увы желания не сбылись мои.

3. «Фуу жарища страшенная»- сказала она.

4. О Волга! Колыбель моя!

5. О я совершенно спокоен.

Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и начнем проверку.

1. Браво! Откуда у тебя эта мудрость?

2. Но, увы, желания не сбылись мои.

3. «Фуу, жарища страшенная» - сказала она.

4. О Волга! Колыбель моя!

5. О, я совершенно спокоен.

Теперь подсчитайте количество правильных ответов и, в соответствии со шкалой оценивания, выставьте оценку (слайд 18).

5 правильных ответов – оценка «5»
4 правильных ответа – оценка «4»
3 правильных ответа – оценка «3»
0-2 правильных ответа – оценка «2»

Выполняют задание с последующей самопроверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Домашнее задание:

Упр. 393 -выписать предложения с междометием О, употребленным только вместе с обращением. расставить недостающие знаки препинания (слайд 19).

 

А сейчас я вам предлагаю самостоятельно оценить, насколько вы поняли эту тему. У вас на столе есть три разговорных облачка мыслей. Ваша задача выбрать подходящее облачко и приклеить его на плакат (слайд 20).

Ух ты! – теоретический и практический материал мною понят, могу легко выделять знаками препинания в тексте междометия.

Ах! – теоретический материал мною понят, но на практике иногда могу ошибаться.

Ох! – было трудно понять теоретический материал, выделять знаками препинания междометия в тексте мне трудно. 
/data/files/s1564479467.pptx (Мультимедийное сопровождение к уроку)

/data/files/r1564479432.docx (Рабочий лист с заданиями к уроку)

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Учащиеся оценивают себя, отвечая на вопрос, насколько хорошо они поняли материал урока.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Стригачева Татьяна Николаевна, 29.08.19 в 13:23 1Ответить Пожаловаться
Интересный и доступный для восьмиклассников урок, Кристина Викторовна, очень интересный этап целеполагания и рефлексии. А вот загадки могут вызвать затруднения. ть затруднения, потому что некоторые междометия многозначны или синонимичны.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.