12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илиза36
1

Урок по русскому языку «Образование имён существительных от основ существительных и глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Образование имён существительных

от основ существительных и глаголов»

 

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Гумерова И.А.

Цель урока: формирование умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы.

Задачи:

Образовательная: повторение и закрепление  пройденного материала, изучение новых случаев словообразования имён существительных.

Развивающая: создать условия для реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в группе, активности и любознательности.

УУД, формируемые на  уроке:

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; - прогнозирование результата;

- контроль и самооценка своей  деятельности.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- участвовать в коллективном обсуждении, диалоге;

- аргументировать своё мнение;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

Орг. мом.

Здравствуйте, садитесь!

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова “Классная работа”.

У вас на партах лежат желтые листочки. Это лист самооценки. После каждого этапа вы будете оценивать свою работу. Прочитайте, какие этапы вас ждут ( чистописание, словарная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа в группе)

Минутка чистописания

Начнем с минутки чистописания.

Ребята, определить буквы для чистописания вам помогут слова, которые я взяла в качестве эпиграфа не только сегодняшнего урока, а думаю и всего сегодняшнего дня.

"Добрый день! Ну, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день принесёт нам удачу,

И здоровье, и радость нам всем!" (Слайд 1)

Какая буква 2 раза встречается в каждой строчке нашем эпиграфе?

Д ( прописывают на одну строчку Дд, на другую слова Добрый день!)

Оцените свою работу на листочках самооценки. Если вы оцениваете свою работу на 3 рядом словом чистописание ставите знак

Если на 4

Если на 5

Словарная работа.

Картинный диктант

Самопроверка: яблоко, помидор, горох, малина, морковь, огурец (слайд 2)

Оцените свою работу: без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 3 ошибки –«3»

Посмотрите на слайд, что изменилось? (слайд 3)

яблочко, помидорчик, горошек, малинка, морковка, огурчик.

(образовались новые слова)

Посмотрите внимательно на доску (запись на листочках)

Кот-котенок учить-учитель

Волк-волчонок мыслить –мыслитель

От каких основ образовались новые слова? (от основ существительных и от основ глаголов)

Сформулируйте тему нашего урока? (Образование новых слов от основ существительных и глаголов)

Цель:научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов

С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)

Прочитайте таблицу суффиксов.

-их- -тель- -ник-

-иц-

-онок-

-ёнок-

-ат-

-ят-

– Какое значение имеют эти суффиксы? - В чём разница между ними (почему записаны в три столбика)?

Наблюдение над существительными, называющими животных и детёнышей животных.

Образуйте и запишите слова (по образцу) с помощью суффиксов первого столбика. Это задание вы выполните в парах, наш девиз «Помогая другим, учимся сами»

Ёж -

ежиха -

ежонок -

ежата

1 ряд Волк -

2 ряд Олень -

3 ряд Медведь –

-Прочитайте, какие слова у вас получились?

– Чем отличаются образованные вами в каждом ряду слова? (Самка животного, детёныш, много детёнышей.)

– Какие части слова передают значение женскости (самки животного)? (Суффиксы -их-, -иц-.)

– Какое значение у суффиксов -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-? (Детёныш, маленькое существо.)

Сделайте вывод:

– С помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют самок животных и их детёнышей?

– От основ какой части речи образуются эти существительные? (От основ сущ.)

 Чтение текста в серой рамке на с. 47.

– Сравните со своими выводами.

-Оцените свою работу.

Проведем зрительную гимнастику (слайд )

 Тренировочные упражнения.

Задание – текст (слайд)

- В представленном тексте замени названия всех животных на названия их детёнышей, образовав существительные при помощи суффиксов.

В зоопарке

Недавно мы были в зоопарке и видели много зверей. На солнце грелся лев. Медведь рычал на нас. Зайцы грызли капусту. Укрывшись в тени, спал волк. Лиса ждала угощения. С ветки на ветку весело прыгали белки

Придумайте продолжение этого рассказа.

– Молодцы! Спасибо, справились с заданием. А сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Жарким днем лесной тропой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.

(Повернувшись лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

Самостоятельная работа:

Поднимите руки те ученики, у кого на листочках самооценки три звёздочки. Хорошо. Вы выполняете упражнение 275, а остальные 274.

(В таблице под суффиксами прикрепляется запись от основ существительных).

2. Наблюдение над существительными, называющими человека по роду занятий.

– Сейчас нам надо раскрыть секрет суффикса -тель-. Будем работать в группах. Разделитесь на 5 групп

- Закончите предложения, образовав новые слова от выделенных слов каждой строки. Выделите суффикс в полученных словах.

Водит машину (кто?) ____________________________________________________

Книги пишет (кто?) _____________________________________________________

Учит детей (кто?) _______________________________________________________

Воспитывает детей (кто?) ________________________________________________

Изобретает (кто?) _______________________________________________________

Сказки сказывает (кто?) _________________________________________________

Строит дома (кто?) ______________________________________________________

– Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи:

водить (гл.) – водитель (сущ.)

писать (гл.) – писатель (сущ.) и т.д.

– Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс -тель-.)

– Какое значение вносит он в слово? Сравните с однокоренными глаголами – названиями действий.(Называет человека, который чем-то занимается.)

– От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.)

Чтение вывода в рамке на с. 48.

– Как образуются существительные, называющие человека по роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса –тель-.)

– Какое значение будет у суффикса –тель-? (Человек по роду действий, занятий.)

– Ребята, мы сегодня с вами исследователи, изобретатели, изыскатели

- Какой суффикс у нас еще остался?

- Суффикс –ник - настоящий фокусник.
– А хотите узнать секрет суффикса –ник-?
– Да.

Вам нужно завершить предложение, тот, кто первым поднимет руку, запишет красиво это слово на доске.

Убирает двор (кто?)… дворник,

Чинит сапоги (кто?)… сапожник

Для всех:

Мелет муку (кто?).. мельник,

Помогает (кто?)… помощник.

- Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

1) названия людей по их занятиям;

Для 2 ряда -

Посуда, в которой заваривают чай, - это (что?) … чайник,

Сосуд для варки кофе… .кофейник

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

2) названия предметов по их назначению;

Для 3 ряда -

Помещение для коров – это (что?)… коровник

Лес, где растут осины … осинник.

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

3) названия мест, где растет что-то определенное. 

Вывод. Какой секрет раскрыли у суффикса -ник-?

– С помощью -ник- образуются имена существительные с разными значениями:


– Правильно, молодцы, ребята. Суффикс -ник– во всех случаях одно и то же? (Ответы.)

 Суффикс –ник– во всех трех случаях – это не один и тот же, а разные суффиксы, так как имеют разные значения.

– А от каких основ образовались слова? (От основ существительных и глаголов.)

(В таблице под суффиксом -ник- прикрепляется запись от основ существительных и гл.)

- Составьте предложения с данными словами

Итог

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов).

- Удалось её решить? Научились?

Посмотрите на слайд, с каким животным ассоциируется ваша деятельность на уроке?

IV. Домашнее задание.

Подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правила на с.47, 48, 50)

-Послушайте текст.

Как их зовут?

-У нас на земле просто. У волка-волчата, у лося –лосята, у зайца-зайчата, у гуся-гусята. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки-щурята… А дальше?

Запишите названия водных обитателей, графически выделите суффикс.

  Понравился урок?

- Мне тоже очень приятно было с вами работать.

- На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « спасибо»!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.