Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова. Основа и окончание»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема. Состав слова. Основа и окончание
Тип урока: изучение нового материала
Формы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в малых группах
Методы: Словесные, беседа, наглядные, практические
Оборудование: учебники, тетради, доска, раздаточный материал, картинки, карточки, проектор.
Цель урока: выработать умение выделять основу и окончание в словах.
Обучающие задачи:
Учиться определять состав слова, делить слова на основу и окончание.
Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
Развивающие задачи:
Развивать речь, зрительную память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Развивать творческую активность и самостоятельность учащихся.
Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
Воспитательные задачи:
Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
Развивать коммуникативные навыки, воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
воспитывать у школьников любовь к живой и неживой природе
Эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова «познавать».
(2 слайд) эпиграф
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи. Прочитайте эпиграф укрока. Как вы понимаете эту фразу.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Рассказ учителя.
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Назвать тему урока вам помогут условные обозначения. (3 слайд)
Тема урока (4 слайд)
- Запишите в тетради число и классная работа
ІІІ. Задачи урока
-Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
-выделять в словах основу и окончание
- изменять форму слова
- развивать логическое мышление и связную речь задачи урока (5 слайд)
ІV. Изучение нового материала
1. Работа с учебником
- Откройте учебник на странице 140. Давайте познакомимся с теоретическим материалом. (дети читают теоретический материал вслух).
2. Беседа о прочитанном морфемика (6 слайд)
- Что такое морфемика?
- Что называется морфемой?
3. Выполнение упражнения 357 (устно)
Задание: устно восстановите определения, ставя на место пропуска обобщенное для корня, префикса, суфикса понятие: значимая часть слова.
4. Чтение правила стр. 142,143
5. Беседа основа окончание (7 слайд)
- Что такое основа слова?
- Что такое окончание?
- Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончанием? (Стоит в конце слова)
6. Работа с памяткой стр. 142
7. Работа в парах
- Отгадайте загадку. загадка (8 слайд) 2раза
- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут её... (Лиса)
- Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.
Задание:
Вставь слово лиса в словосочетание, изменяя по смыслу. (форму слова)
Выдели корень.
Подчеркни оставшуюся часть.
Лиса пушистый хвост у ___________, долго выслеживал ___________, любовался ___________, много сказок о ___________, |
Проверка.
- Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.
- Какой корень выделили? (лис)
- Какую часть слова подчеркнули? (Окончание). Сравните с образцом на доске.
- Выделите основу слова.
карточка с лисой(9 слайд).
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
V. Закрепление нового материала
1.Работа у доски
Выполнение упражнения 362
- Что нужно сделать в упражнении? (спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Выделите основу слова и окончание)
(два ученика выполняют)
Проверка.
2. Работа в малых группах
Р/Р. Измени форму слов, составь предложения (на индивидуальных карточках)
В, березовая, роща, жили, грачи. Забрался, однажды, в, роща, кот. Увидел, он, гнездо, на, дерево, и, полез. Заметил, грач, кот, и, позвал, свои, соседи, грачи. Налетели, грачи, на, кот, закричали, замахали, крылья. Испугался, кот, и, упал, с, дерево. Больше, в, роща, его, не, видели.
Проверка правильный текст (10 слайд)
В березовой роще жили грачи. Забрался однажды в рощу кот. Увидел он гнездо на дереве и полез. Заметил грач кота и позвал своих соседей грачей. Налетели грачи на кота, закричали, замахали крыльями. Испугался кот и упал с дерева. Больше в роще его не видели.
3. Творческая работа
Выполнение упражнения 363.
- Что нужно сделать в упражнении? (запишите слова, выделяя в них окончание. Записывайте рядом это же слово в другой форме)
Проверка
5.Тест
Если правильно выполните все задания , получится слово.
1. Часть слова без окончания называется
Е – корень слова
У – основа слова
2. Окончание служит для образования формы слова
Л – нет;
М – да.
3. Окончание - это
Н – изменяемая часть слова
П – неизменяемая часть слова
4. Суффикс служит
И – для образования новых слов
Ы – для образования формы слова
5. Префикс стоит
Х – после корня
К – перед корнем
6. Префикс, корень, суффикс
И – образуют основу слова
Я – не образуют основу слова
Проверка теста.
- Какое слово у вас получилось? УМНИКИ (11 слайд)
VІ.Итог урока
1.Беседа повторение (12 слайд)
А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над какой темой урока работали?
Что такое морфема?
Назовите, какие морфемы вы знаете?
Основа слова это?,,
Окончание служит для чего?
Понравился урок? Что именно?
VІІ. Оценивание
VІІІ. Домашнее задание. Правила упр. 365 д/з (13 слайд)
(14 слайд) спасибо за урок
Резервный час
Работа в паре упр 364. (устно)