12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илиза36
0

Урок по русскому языку на тему «Основа и окончание. Как найти в слове основу»

Конспект урока по русскому языку

на тему «Основа и окончание. Как найти в слове основу»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Гумерова И.А.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.

Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.

Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные (П.) УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные (Р.) УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные (К.) УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе

Личностные результаты (Л.)

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте!

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова “Классная работа”.

II. Актуализация знаний.

Планирование деятельности

Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков)

Посмотрите на доску.

 

- Что обозначают эти знаки. (приставка, суффикс, корень…)

-Какую большую тему изучали? (части речи)

-Все ли знаки мы изучили? (нет)

-Значит чем мы будем заниматься на уроке?(Продолжим изучение темы «Части речи»)

Посмотрите ребята, какой сегодня красивый день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Это стихотворение есть у вас на листочках, прочитайте его.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

-Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой?

-Какой приём использует автор? У какого автора мы это замечали?

(оживление неживых предметов, как у С. Есенина)

-Когда читали, что вы заметили? (есть однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными? (те слова у которых один корень, общий смысл)

Найдите их в стихотворении : снегам, снежные , снеговикам, заснеженной , снежном, снежки, снегурки.

Как образуются однокоренные слова? (с помощью приставок, суффиксов)

- Что такое приставка?

-Что такое суффикс?

Один ученик работает у доски. На доске запись:

На снегу, снегом, снег, о снеге, нет снега. Выдели корень в этих словах?

-Как вы думаете, являются ли эти слова однокоренными?(Нет)

-Почему?

-Что у них изменяется?(окончание)

-Посмотрите на доску какой знак еще остался?(основа)

-Сформулируйте тему урока (Окончание и основа)

-Какую цель перед собой поставим? (Будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу)

Посмотрите на слайд (слайд 1)

Почему слово снегирь взято в рамку? Какие слова обычно бывают в рамках?

Это словарное слово.

Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову снегирь. В этом вам поможет конверт. Разделитесь сначала на несколько групп по четыре человека. Откройте конверт. Обратите внимание, какая часть слова написана в красной карточке (за - приставка) , в желтых карточках (снегир- корень), в зеленых (ин, их, ят – суффиксы)

Составьте слова с помощью этих карточек и запишите их в тетрадь.

Снегириный, снегириха, снегирята

Какой же корень в этом слове ?

В слове снегирь корень снегир

В настоящее время корни в словах «снег» и «снегирь» не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. Прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

Снегирь- небольшая певчая птица из отряда воробьиных , серая, с красной грудью.

(Слайд 2)

III. Открытие новых знаний

Работа в парах

Ребята вам сейчас предстоит поработать в парах. У каждой пары карточки с данным текстом.

Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова?

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

Проверка.

- Ребята что вы узнали из текста о снегирях?

- А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова, чтобы получился понятный текст)

- Какие слова у вас получились? ( С каждой пары отвечает один ученик, учитель записывает на доске по порядку проверенных предложений.)

- Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.)

- При помощи чего она изменилась?

-Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?(Слово одно и то же, а вот окончания разные)

Что происходило с окончанием? (Оно изменялось)

-Правильно, окончание – это изменяемая часть слова.

-Для чего служит окончание?

Сейчас , ребята, я выделю в данных словах основу. Вы , наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой.

Сверьте вывод с учебником на странице 144.

Основа отделяется значком

 

Физкультминутка

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –приседайте и похлопайте перед собой.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.

V. Развитие умений и применение знания

П.К.

Работа в учебнике. Самостоятельная работа

Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Работа по вариантам . 1-ый вариант работает над первым четверостишием, 2-ой вариант над вторым. Проверка по слайду, переписывают выделенные слова и выделяют в них окончание и основу.(слайд 3)

Развитие речи. Дифференцированная работа.

Одна группа пишет небольшое сочинение. ( сочинение по картине – слайд 4). Вторая составляет предложение из данных слов изменяя окончание.

VI. Рефлексия

- Что мы сегодня изучали на уроке, чему учились?

Какую цель ставили? Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- - Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов (слайд 5)

 

Домашнее задание : Выучить правило на стр. 144. Упр, 4, стр.165

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.