Урок по русскому языку на тему «Основа и окончание. Как найти в слове основу» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку
на тему «Основа и окончание. Как найти в слове основу»
Подготовила и провела: учитель начальных классов
Гумерова И.А.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.
Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.
Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.
Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Познавательные (П.) УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные (Р.) УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные (К.) УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе
Личностные результаты (Л.)
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока |
Ход урока |
I. Организационный момент |
Здравствуйте! - Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова “Классная работа”. |
II. Актуализация знаний. Планирование деятельности |
Рассказ учителя. - Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) Посмотрите на доску.
- Что обозначают эти знаки. (приставка, суффикс, корень…) -Какую большую тему изучали? (части речи) -Все ли знаки мы изучили? (нет) -Значит чем мы будем заниматься на уроке?(Продолжим изучение темы «Части речи») Посмотрите ребята, какой сегодня красивый день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Это стихотворение есть у вас на листочках, прочитайте его. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. -Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой? -Какой приём использует автор? У какого автора мы это замечали? (оживление неживых предметов, как у С. Есенина) -Когда читали, что вы заметили? (есть однокоренные слова) Какие слова называются однокоренными? (те слова у которых один корень, общий смысл) Найдите их в стихотворении : снегам, снежные , снеговикам, заснеженной , снежном, снежки, снегурки. Как образуются однокоренные слова? (с помощью приставок, суффиксов) - Что такое приставка? -Что такое суффикс? Один ученик работает у доски. На доске запись: На снегу, снегом, снег, о снеге, нет снега. Выдели корень в этих словах? -Как вы думаете, являются ли эти слова однокоренными?(Нет) -Почему? -Что у них изменяется?(окончание) -Посмотрите на доску какой знак еще остался?(основа) -Сформулируйте тему урока (Окончание и основа) -Какую цель перед собой поставим? (Будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу) Посмотрите на слайд (слайд 1) Почему слово снегирь взято в рамку? Какие слова обычно бывают в рамках? Это словарное слово. Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову снегирь. В этом вам поможет конверт. Разделитесь сначала на несколько групп по четыре человека. Откройте конверт. Обратите внимание, какая часть слова написана в красной карточке (за - приставка) , в желтых карточках (снегир- корень), в зеленых (ин, их, ят – суффиксы) Составьте слова с помощью этих карточек и запишите их в тетрадь. Снегириный, снегириха, снегирята Какой же корень в этом слове ? В слове снегирь корень снегир В настоящее время корни в словах «снег» и «снегирь» не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. Прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова. Снегирь- небольшая певчая птица из отряда воробьиных , серая, с красной грудью. (Слайд 2) |
III. Открытие новых знаний |
Работа в парах - Ребята вам сейчас предстоит поработать в парах. У каждой пары карточки с данным текстом. Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова? Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Проверка. - Ребята что вы узнали из текста о снегирях? - А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова, чтобы получился понятный текст) - Какие слова у вас получились? ( С каждой пары отвечает один ученик, учитель записывает на доске по порядку проверенных предложений.) - Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.) - При помощи чего она изменилась? -Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?(Слово одно и то же, а вот окончания разные) Что происходило с окончанием? (Оно изменялось) -Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. -Для чего служит окончание? Сейчас , ребята, я выделю в данных словах основу. Вы , наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой. Сверьте вывод с учебником на странице 144. Основа отделяется значком |
Физкультминутка Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –приседайте и похлопайте перед собой. Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады. |
|
V. Развитие умений и применение знания |
П.К. Работа в учебнике. Самостоятельная работа Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах. Работа по вариантам . 1-ый вариант работает над первым четверостишием, 2-ой вариант над вторым. Проверка по слайду, переписывают выделенные слова и выделяют в них окончание и основу.(слайд 3) Развитие речи. Дифференцированная работа. Одна группа пишет небольшое сочинение. ( сочинение по картине – слайд 4). Вторая составляет предложение из данных слов изменяя окончание. |
VI. Рефлексия |
- Что мы сегодня изучали на уроке, чему учились? Какую цель ставили? Достигли цели? - К какому выводу пришли? - - Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов (слайд 5)
Домашнее задание : Выучить правило на стр. 144. Упр, 4, стр.165 |