Урок русского языка во 2 классе «Роль глагола в речи» (УМК системы Л. В. Занкова)
Конспект по теме «Роль глагола в речи»
УМК: Система Занкова
Класс: 2
Ход урока:
Орг. момент.
(Слайд 1) Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Евгения Николаевна.
Предлагаю на уроке
Думать, рассуждать,
Красиво, грамотно писать.
- Давайте подготовим наши пальчики к письму.
- Ладонь поднять вверх, указательный и большой пальцы соединены в кольцо – это клюв. Средний, безымянный и мизинец согнуты. Средний палец упирается на сгиб указательного – это хохолок. Указательный и большой отталкивается друг от друга и снова соединяются. (читаю сама)
Попугай на жердочке сидит
И говорит, говорит, говорит.
- Ребята мы с вами делали гимнастику, и у нас получилась фигура попугая.
(Слайд 2) Посмотрите на экран. Прочитаем эту скороговорку хором. (1 раз)
Говорил попугай попугаю:
Я тебя попугая попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
Попугай, попугай, попугай.
- Задайте вопрос к первому выделенному слову. Какой частью речи является это слово?
- Задайте вопрос ко второму выделенному слову. Какой частью речи являнется это слово?
- Ребята, обратите внимание, два слова написаны совершенно одинаково, но одно из них существительное, а другое глагол. Чтобы не попасть в ловушку, нужно точно знать, на какие вопросы отвечает глагол.
- Какой вывод можем сделать? На какие вопросы отвечают глаголы?
(Вместе) Глаголы отвечают на вопросы что делать, что сделать?
- У вас на столах шаблон попугая, потому что попугай считается очень внимательной птицей. Ребята, дайте кличку своему попугаю и запишите ее на строке. Давайте с вами вспомним, как пишутся клички животных?
А еще у вас на столах есть скрепки. Попробуйте прикрепить эти скрепки к нашему шаблону. Получилось? Хорошо, теперь отложите все, мы вернемся к этому позже.
- Попугай такая птица, которая, в основном, произносит имена существительные, но ей очень интересны и глаголы.
(Слайд 3) Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам исследовать фразу «Глагол необыкновенная часть речи». Какие слова из этого высказывания мы знаем?
- Нам остается доказать в чем необыкновенность части речи. Какую цель поставим?
- Для этого мы с вами на уроке будем наблюдать за тем, как в речи используют глаголы.
(Слайд 4) Для этого возьмите листы, которые лежат у вас на партах. Найдите задание 1. Запишите слово «попугай» на первой строке.
- А теперь представьте попугая на воле, что он делает? Запишите.(2 шт)
Попугай кричит, летает, сидит.
- Ребята, сейчас мы с вами называли действия попугая, а как называется такая часть речи, которая обозначает действие предмета?
(Слайд 6) Посмотрите на экран, перед вами картинки. Назовите, кто изображен на первой картинке? (Собака)
- Запишите слово собака на второй строке.
- А теперь давайте оживим эти картинки. Собака что делает?
- Запишите любые 2глагола.
- Кто изображен на второй картинке? (Ученик)
- Запишите слово ученик на второй строке.
- Ученик что делает?
- Запишите любые 2глагола.
- Какой частью речи являются два этих слова? (Существительное)
- Что обозначают эти слова? (Предмет)
Так для чего же нужны глаголы? (Для передачи действий, чтобы оживить речь)
- Какой вывод можем сделать?
Вывод. Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать действия людей или животных.
Обратимся к высказыванию. Вы согласны с тем, что глагол – необыкновенная часть речи?
- (Слайд 6) Ребята, а сейчас возьмите своих попугайчиков. Если вы можете сказать о себе «Я молодец! Все понял(а)», то прикрепите на хохолок красную скрепку. А если считаете, что все хорошо, постараюсь запомнить, прикрепите зеленую скрепку.
А теперь посмотрите на №2. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его рядом.
- Посмотрите на вторую строчку. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его.
- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его.
Поезд (прыгает, мчится, летит)
Черепаха (идёт, скачет, ползёт)
Бабочка (лежит, бежит, порхает)
- Ребята, что мы сейчас делали? Подбирали наиболее точный глагол.
Физминутка.
- Встаньте, сделайте физминутку. (Пауза). Нет, ребята, я бы хотела уточнить, какие движения вам нужно выполнять.
Поскачите, попляшите,
Сядьте, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Сядьте ровно, улыбнитесь.
- Дети, с помощью какой части речи я давала вам команды?
- Так зачем же еще нужны глаголы в речи? (Делать нашу речь точной)
- Какой вывод можно сделать?
- Да, ребята, глаголы делают нашу речь точной.
- Ребята, возьмите попугаев. Если вы поняли, что правильно подобранный глагол делает речь более точной, прикрепите скрепку красную, а если знаний недостаточно – прикрепите зеленую.
- У многих дома живут попугаи, но родина у этой птицы - джунгли. Если бы они могли разговаривать, то, какие глаголы они бы могли назвать, чтобы передать звуки, цвет. Внимание на экран.
- Сейчас найдите на нашем листке номер три.
- А теперь вспомните все, что вы увидели и услышали. Какие глаголы передают звуки? Запишите любые два на первой строке.
- Какие глаголы передают цвет?
- Я вам помогу. Вспомните, какой была листва?
- Значит, листва что делает?(Зеленеет)
- Запишем это слово с комментированием на второй строке.
- А помните, еще на воде был блеск? Значит, вода что делает? (Блестит)
- Записываем с комментированием.
-Какой вывод можно сделать?
Глаголы окрашивают нашу речь, помогают передать звук, цвет.
Если вам понятно, как с помощью глаголов передать цвет и звук, то прикрепите красную прищепку на хохолок, а если не понятно – то зеленую.
- А теперь мы с вами должны закончить исследование проверкой знаний, возьмите желтые карточки. Напишите свою фамилию. Самостоятельно выполните задания. На это вам три минуты. Кто сделает работу раньше, отложите ее в сторону и немножко подождите. Соберите листочки.
- Итак, в чем же необыкновенность глагола? Как работает глагол в речи?
- Переверните лист. Прочитаем хором 1, 2 и 3 строки. Используя данные слова, составьте три предложения, которые являются ответом на вопрос «В чем необыкновенность глагола?». Соберите листочки.
- Дети, покажите мне своих попугайчиков. Какими яркими они стали. Я вижу, что сегодня на уроке многие запомнили, зачем нужны глаголы в речи. Мы смогли подтведить, что глагол – необыкновенная часть речи?
Спасибо за работу, урок окончен.