12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пилюга Евгения Николаевна19

Конспект по теме «Роль глагола в речи»

УМК: Система Занкова

Класс: 2

Ход урока:

Орг. момент.

(Слайд 1) Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Евгения Николаевна.

Предлагаю на уроке

Думать, рассуждать,

Красиво, грамотно писать.

- Давайте подготовим наши пальчики к письму.

- Ладонь поднять вверх, указательный и большой пальцы соединены в кольцо – это клюв. Средний, безымянный и мизинец согнуты. Средний палец упирается на сгиб указательного – это хохолок. Указательный и большой отталкивается друг от друга и снова соединяются. (читаю сама)

Попугай на жердочке сидит

И говорит, говорит, говорит.

- Ребята мы с вами делали гимнастику, и у нас получилась фигура попугая.

(Слайд 2) Посмотрите на экран. Прочитаем эту скороговорку хором. (1 раз)

Говорил попугай попугаю:

Я тебя попугая попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай, попугай, попугай.

- Задайте вопрос к первому выделенному слову. Какой частью речи является это слово?

- Задайте вопрос ко второму выделенному слову. Какой частью речи являнется это слово?

- Ребята, обратите внимание, два слова написаны совершенно одинаково, но одно из них существительное, а другое глагол. Чтобы не попасть в ловушку, нужно точно знать, на какие вопросы отвечает глагол.

- Какой вывод можем сделать? На какие вопросы отвечают глаголы?

(Вместе) Глаголы отвечают на вопросы что делать, что сделать?

- У вас на столах шаблон попугая, потому что попугай считается очень внимательной птицей. Ребята, дайте кличку своему попугаю и запишите ее на строке. Давайте с вами вспомним, как пишутся клички животных?

А еще у вас на столах есть скрепки. Попробуйте прикрепить эти скрепки к нашему шаблону. Получилось? Хорошо, теперь отложите все, мы вернемся к этому позже.

- Попугай такая птица, которая, в основном, произносит имена существительные, но ей очень интересны и глаголы.

(Слайд 3) Глагол – очень важная часть речи, по частоте употребления занимающая второе место после существительного.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам исследовать фразу «Глагол необыкновенная часть речи». Какие слова из этого высказывания мы знаем?

- Нам остается доказать в чем необыкновенность части речи. Какую цель поставим?

- Для этого мы с вами на уроке будем наблюдать за тем, как в речи используют глаголы.

(Слайд 4) Для этого возьмите листы, которые лежат у вас на партах. Найдите задание 1. Запишите слово «попугай» на первой строке.

- А теперь представьте попугая на воле, что он делает? Запишите.(2 шт)

Попугай кричит, летает, сидит.

- Ребята, сейчас мы с вами называли действия попугая, а как называется такая часть речи, которая обозначает действие предмета?

(Слайд 6) Посмотрите на экран, перед вами картинки. Назовите, кто изображен на первой картинке? (Собака)

- Запишите слово собака на второй строке.

- А теперь давайте оживим эти картинки. Собака что делает?

- Запишите любые 2глагола.

- Кто изображен на второй картинке? (Ученик)

- Запишите слово ученик на второй строке.

- Ученик что делает?

- Запишите любые 2глагола.

- Какой частью речи являются два этих слова? (Существительное)

- Что обозначают эти слова? (Предмет)

Так для чего же нужны глаголы? (Для передачи действий, чтобы оживить речь)

- Какой вывод можем сделать?

Вывод. Глаголы особенно важны, когда мы хотим показать действия людей или животных.

Обратимся к высказыванию. Вы согласны с тем, что глагол – необыкновенная часть речи?

- (Слайд 6) Ребята, а сейчас возьмите своих попугайчиков. Если вы можете сказать о себе «Я молодец! Все понял(а)», то прикрепите на хохолок красную скрепку. А если считаете, что все хорошо, постараюсь запомнить, прикрепите зеленую скрепку.

А теперь посмотрите на №2. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его рядом.

- Посмотрите на вторую строчку. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его.

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте слова в скобках. Подберите к первому слову наиболее точный глагол, запишите его.

Поезд (прыгает, мчится, летит)

Черепаха (идёт, скачет, ползёт)

Бабочка (лежит, бежит, порхает)

- Ребята, что мы сейчас делали? Подбирали наиболее точный глагол.

Физминутка.

- Встаньте, сделайте физминутку. (Пауза). Нет, ребята, я бы хотела уточнить, какие движения вам нужно выполнять.

Поскачите, попляшите,

Сядьте, полежите,

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь,

Сядьте ровно, улыбнитесь.

- Дети, с помощью какой части речи я давала вам команды?

- Так зачем же еще нужны глаголы в речи? (Делать нашу речь точной)

- Какой вывод можно сделать?

- Да, ребята, глаголы делают нашу речь точной.

- Ребята, возьмите попугаев. Если вы поняли, что правильно подобранный глагол делает речь более точной, прикрепите скрепку красную, а если знаний недостаточно – прикрепите зеленую.

- У многих дома живут попугаи, но родина у этой птицы - джунгли. Если бы они могли разговаривать, то, какие глаголы они бы могли назвать, чтобы передать звуки, цвет. Внимание на экран.

- Сейчас найдите на нашем листке номер три.

- А теперь вспомните все, что вы увидели и услышали. Какие глаголы передают звуки? Запишите любые два на первой строке.

- Какие глаголы передают цвет?

- Я вам помогу. Вспомните, какой была листва?

- Значит, листва что делает?(Зеленеет)

- Запишем это слово с комментированием на второй строке.

- А помните, еще на воде был блеск? Значит, вода что делает? (Блестит)

- Записываем с комментированием.

-Какой вывод можно сделать?

Глаголы окрашивают нашу речь, помогают передать звук, цвет.

Если вам понятно, как с помощью глаголов передать цвет и звук, то прикрепите красную прищепку на хохолок, а если не понятно – то зеленую.

- А теперь мы с вами должны закончить исследование проверкой знаний, возьмите желтые карточки. Напишите свою фамилию. Самостоятельно выполните задания. На это вам три минуты. Кто сделает работу раньше, отложите ее в сторону и немножко подождите. Соберите листочки.

- Итак, в чем же необыкновенность глагола? Как работает глагол в речи?

- Переверните лист. Прочитаем хором 1, 2 и 3 строки. Используя данные слова, составьте три предложения, которые являются ответом на вопрос «В чем необыкновенность глагола?». Соберите листочки.

- Дети, покажите мне своих попугайчиков. Какими яркими они стали. Я вижу, что сегодня на уроке многие запомнили, зачем нужны глаголы в речи. Мы смогли подтведить, что глагол – необыкновенная часть речи?

Спасибо за работу, урок окончен.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.