12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Василенко Наталья Алексеевна84
Россия, Ростовская обл., Семикаракорск
0

Урок русского языка во 2 классе «Роль предлогов в предложении»



                                                                      МБОУ СОШ №3

Русский язык 2 класс

УМК «Школа 2100»

Учитель начальных классов:

Василенко Наталья Алексеевна

 

                                    /data/files/v1486888252.ppt (Роль предлогов в предложении)

                                                       Пояснительная записка

Тема урока: «Роль предлогов в предложении»

Программа: Школа 2100

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Учебник «Русский язык» для 2-го класса общеобразовательной школы

Раздел учебника Глава 2. Группы слов в русском языке. Тема 8. Слова, к которым нельзя задать вопрос.

Количество часов в неделю – 5, за год – 170 ч.

Ресурсы: тренажёр – раскраска «Словарные слова» компьютер учителя, проектор, фонограммы музыкальных отрывков, электронная физминутка.

 

Активные формы, методы, технологии обучения

Урок, разработанный в условиях здоровьесберегающей педагогики, направлен на укрепление и сохранение здоровья учащихся, построен с учетом возрастных особенностей с использованием разных форм оздоровительно-физкультурной работы. Учитывались потребности детей в саморазвитии, подражании, приобретении опыта. В классе соблюдены все санитарно-гигиенические условия: чистота, порядок, оптимальный тепловой режим, соответствующее освещение. В течение урока обращалось внимание на вопросы сохранения и укрепления здоровья. Продолжительность различных видов учебной деятельности была не более 5-10 минут. Позы чередуются в соответствии с видом работы. Место и длительность применения информационных технологий соответствует гигиеническим нормам. В конце урока проведена самооценка детьми своей деятельности, рефлексия настроения. Все здоровьесберегающие компоненты имеют определенную цель и направлены на работу по теме урока.

Начало урока организованное с созданием эмоционально-положительного фона. Ребята принимали активное участие в постановке цели урока. Преобладали положительные эмоции, в достаточном количестве использованы эмоциональные разрядки (упражнения-энергизаторы, аутогенная тренировка, эмоциональный настрой). Кроме физкультминуток, проводились скрытые физпаузы: работа с «веерами» и карточками, работа на переносных досках, взаимопроверка работ. Этапы урока логически связаны. Материал, изучаемый на уроке, распределен по степени сложности и актуальности. Использовались активные методы обучения (поисковый, диалогический, игровой, свобода творчества, развитие внимания и воображения) и различные приёмы личностно-ориентированного характера, работа в парах и творческих мастерских, взаимопроверка в парах развивалось умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение сотрудничать, помогать товарищу в случае затруднения.

Прослеживался индивидуальный, дифференцированный подход в обучении. Дифференциация обучения проходила красной нитью на протяжении всего урока: ребятам предлагалось задание нескольких уровней, каждый выбрал для себя задание по силам. Тем самым у ребят развивается самостоятельность, активность, творческие способности, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Дифференцированное домашнее задание позволяет расширить кругозор обучающихся, сформировать положительные читательские навыки, закрепить материал урока, не формально, а творчески, обратившись к произведениям замечательного детского писателя С.Я.Маршака.

Игровые формы. Один из этапов урока русского языка – словарно – орфографическая работа. Цель учителя: пробудить интерес к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой безударной гласной и для развития важнейших интеллектуальных качеств ребёнка. Использование тренажёра – раскраски «Словарные слова» доступно и интересно каждому ученику. Он позволяет закрепить прочность усвоения правописания слов с непроизносимой согласной гласной, предупредить ошибки в написании словарных слов, развивает речь детей, активизирует работу всех обучающихся на уроке, позволяет каждому проверить правильность своего ответа.

  Использовались методы:

а) по источнику знаний:

- словесные;

- беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся);

- наглядные;

- практические

б) по степени взаимодействия учителя и учащихся:

- беседа;

- самостоятельная работа

в) по характеру познавательной деятельности:

- репродуктивные;

- проблемные;

- частично-поисковые;

Формы организации деятельности учащихся:

-индивидуальные;

- в парах;

- в группах;

- фронтальные

Формы проверки достижений ожидаемого результата:

- самоконтроль;

- методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрение.

Список использованной литературы:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык (первые уроки): Учебник для 2 класса. – изд. 2-е, перераб. – М.:Баласс, 2012.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь по русскому языку. 2 класс (к учебнику «Русский язык», 2 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной). – М.: Баласс, 2011. – 80 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя. – изд.2-е, перераб. М.: Баласс, 2012.

Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2 класса Авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Москва «Баласс», 2012 год.

Методическое пособие «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС» Москва, Издательство «Аркти» 2013 год.

Уроки русского языка с применением информационных технологий 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением С.А.Арженовская, О.А.Архипова. М.Издательство «Глобус». 2010 г.

море http://www.kartinki.me/large/201209/7294.jpg

дельфины http://img-fotki.yandex.ru/get/6401/163781271.1a/0_77f3f_4b23a61e_M.jpg

Кар-карыч http://png2.ru/media/k2/items/cache/1d11e5ebeed3c42540f69555bbe34fb8_XL.jpg

гудокhttp://muzofon.com/search/%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B%B0

стрелка http://rusautolack.ru/upload/medialibrary/f45/Strelka-vniz11.png

раскраска http://igraem.pro/raskraski/morskoe-puteshestvie/

рыба http://f-picture.net/lfp/s52.radikal.ru/i135/1305/82/3ba8c9112d13.png/htm

http://lenagold.ru/fon/clipart/r/ryb/ribka140.gif

http://s46.radikal.ru/i113/0906/59/5de2ff815dd1.png

морские обитатели http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/981986.36/0_8506e_fd9ba78d_orig

кораблики

http://papus666.narod.ru/clipart/k/korab/korab117.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/981986.21/0_82634_30973e40_orig

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа 2100»)

Тема урока

Роль предлогов в предложении

Цели урока

Обучающие: ознакомление обучающихся с ролью предлогов в предложении и применение имеющихся знаний в практической деятельности;

Развивающие: развитие умения ставить и решать проблему, учебно-интеллектуальных умений (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы;

Воспитывающие: побуждение обучающихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке;

Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования учебного труда и активного отдыха, расширять их знания о правилах здорового образа жизни и бережном отношении к своему здоровью,

использование информационных средств, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, осуществление психологической поддержки каждого ученика.

Формируемые УУД

Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.

Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; формирование умения работать в паре, сотрудничать.

Личностные: Развивать и вырабатывать положительное отношение к урокам русского языка и учению в целом;

формирование положительной самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности.

Осваиваемые понятия

Предлог, роль предлога в предложении

Планируемые результаты урока

Учащиеся будут учиться правильно употреблять предлоги в предложениях и писать их раздельно с другими словами.

Ресурсы

Учебник «Русский язык». 2 класс (Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы);

электронные образовательные ресурсы – тренажёр-раскраска «Словарные слова», музыкальная физминутка.

Портреты писателей Н.Носова, С.Маршака, компьютер учителя, проектор

Этапы урока

Слайды презентации.

Формируемые УДД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

Личностные УУД

- планирование учебного сотрудничества (К)

-умение слушать и понимать речь других (К).

Упражнение – энергизатор “Передай энергию”

Ученики стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Ученики передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом учеников и “энергетизируя” класс (упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт)

(дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивок головы)

У :- Дети, вам тепло? (да)

- В классе светло? (да)

- Прозвенел уже звонок? (да)

- Уже закончился урок? (нет)

- Только начался урок? (да)

- Хотите учиться? (да)

- Значит, можно вам садиться (дети проходят и садятся на свои места)

Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку:

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, посмотрели

Друг на друга, на гостей,

Тихо – тихо сели.

Слушайте меня скорей!

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Аутогенная тренировка

У: - Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”.

У: Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок! Спасибо!

- Откройте свои тетради, запишите число, слова «Классная работа».

Девиз нашего урока:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».


 

Дети проверяют всё ли готово к уроку

(Дежурный ученик напоминает правила посадки за партой, положение тетради при письме).

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Целеполагание

и мотивация

слайд 3

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Слайд 4,5

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.(Л)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Прогнозировать предстоящую работу; уметь работать по коллективно составленному плану (Р).

Ребята, на слайде вы видите двух героев. Как их зовут? В каком произведении вы о них читали? Кто автор этого произведения?

 

- У Незнайки возник вопрос. Он не может на него ответить. Давайте ему поможем.

Давайте сформулируем тему и цели нашего урока: чему будем учиться.

Выяснить:

Научиться:

Чтобы не упустить ничего важного нужно спланировать свою деятельность на уроке.

Составим план

Повторение изученного

Для чего нужны предлоги.

Как пишутся предлоги

Оценим свой труд на уроке.

Это Незнайка и Знайка. Произведения - «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Автор – Н.Носов. Он родился в Киеве в 1908 году. Первый раз его рассказ «Затейники» был опубликован в 1938 г. в журнале «Мурзилка».

Дети вставляют пропущенные слова и делают вывод: что это – предлоги.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

(тренажёр-раскраска «словарные слова», слайдов 11)

Познавательные УУД:

выявлять особенности объектов, на основе анализа делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные УУД:

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- Развиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- установка на здоровый образ жизни (Л);

Начнём нашу работу с повторения изученного.

Мин. чистописания. Игра «Зоркий глаз».

Узнай букву по её части (на доске написано только половина каждой буквы) Е О И А

Произнесите звуки, которые обозначают эти буквы. Что их объединяет? По какому признаку можно их разбить на группы?

Какие «опасные» места связаны с этими буквами?

– Напишите буквы, правильно их соединяя. А чтобы почерк был аккуратным и красивым, подготовим пальчики к письму (пальчиковый массаж): движениями от ногтевой фаланги к ладони тщательно массируем все пальцы, начиная с мизинца. ( комментирую во время упражнения)

- Теперь можно приступать к письму!

Словарная работа (с тренажером работает 1 чел., остальные показывают букву с помощью «веера» - обратная связь.)

Повторим правописание словарных слов и соединим при помощи предлогов пары слов так, чтобы получились словосочетания.

Что изменилось, когда добавили предлоги?

У кого возникли затруднения? В чём были затруднения?

Что необходимо, чтобы выполнить задание без ошибок?

 

Физминутка для глаз

Объединяет то, что это гласные звуки. Разделить на 2 группы: указывающие на мягкость согласного – и,е; и на твёрдость согласного – а,о.

Сочетания жи-ши, ча-ща, правописание безударных гласных в корне слова.

Обучающиеся по очереди работают с тренажёром, вставляют пропущенную букву в слово и составляют словосочетания. Записывают с комментированием, подчёркивают пробел между предлогом и словом.

Работа в тетради, рассказ о Москве, воробей на рябине, карандаш из пенала.

В конце тренажёра проводится музыкальная физминутка для глаз

(ребята глазами следят за изображением на слайде, снимая напряжение глаз)

«Открытие» новых знаний детьми. Работа в парах.

Слайды 6, 7,8,9, 10

Слайды 11.12

Исследовательская деятельность.

Самостоятельная работа на проверку знаний. Творческие мастерские.

Слайд 13

 

Слайды 14, 15, 16

Познавательные УУД

Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.-

установка на здоровый образ жизни (Л);

- Как считаете, вы уже всё знаете о предлогах?

- Значит, чему мы будем учиться на уроке? - Выполнив задания, ещё раз убедимся в важности предлогов в речи.

Ребята, давайте вставим в предложения подходящие по смыслу предлоги.

Каждый ряд запишите 1 предложение, вставляя предлог, подходящий по смыслу. Не забывайте правила работы в парах.

Проверьте свою работу, кто не сделал ошибки, поставьте на полях тетради +.

Ребята, давайте проведём исследование. Поможем Незнайке отличить предлоги от других слов.

Как это можно сделать?

Какие вопросы можно задать к словам: по, в?

Сделайте вывод исследования, как отличить предлоги от других слов?

Давайте проверим, все ли умеют правильно задавать вопросы к словам и определять к какой группе они относятся, выполним самостоятельную работу. Предлагаю вам разделиться на 4 творческие мастерские. Каждая будет записывать только слова своей группы.

1 Творческая мастерская. «Предлог»

2 Творческая мастерская «Слова-действия»

3 Творческая мастерская «Слова – предметы»

4 Творческая мастерская «Слова - признаки»

Физминутка для глаз

Тренажёры (слайды 14,15,16)

Физминутка для туловища:

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом подарим маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Высоко поднимем ноги.

Вот лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

Физминутка для пальцев.

«Капитан» Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария слова, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

Ответы детей

Дети вставляют предлоги. Делают вывод: предлоги нужны для связи слов в предложении.

Каждый ряд записывает по одному предложению. По окончании работы организуется проверка. Ребята оценивают свою работу.

Обучающиеся выполняют задание по слайду и делают вывод: к предлогу нельзя задать вопрос и предлоги не изменяются.

Задать вопросы к словам.

К этим словам нельзя задать вопрос.

Предлоги – это слова, к которым нельзя задать вопрос, предлоги не изменяются.

Обучающиеся самостоятельно делятся на 4 группы и выполняют задание: записывают слова своей группы.( выполняют работу на переносных досках). По окончании работы организуется проверка работы группы другими обучающимися (ребята доказывают правильность ответа, задавая вопрос к слову).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Практическая дифференцированная

работа по решению частных задач

слайд 17

 

слайд 18

Регулятивные УУД

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

Ребята, вам на выбор предлагаются задания 1 и 2 уровня.

1 уровень. Устно вставьте предлог в сочетание. Затем укажите рядом с цифрой нужную букву.

2 уровень. Вставить предлоги, подходящие по смыслу. Упр. 4 стр. 84

Решите сами, с заданием какого уровня вы сможете справиться и выполните его.

 

Рассказ учителя о предлогах в рубрике «Это интересно».

Обучающиеся выбирают задание по силам и выполняют самостоятельно.

По окончании организуется проверка. Кто выполнил правильно, ставит +.

Дифференцированное домашнее задание с возможностью выбора.

Слайд 19

Познавательные, личностные УУД.

1. Дидактический материал стр.46 Упр.94. Записать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

2. В Упр.4 речь шла о замечательном детском писателе С.Я.Маршаке. Все вы читали его произведения.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Из какого произведения взяты эти строки?

Задание по выбору: выписать четверостишие из любого произведения С.Я.Маршака и подчеркнуть предлоги.

Обучающиеся знакомятся с домашним заданием и выбирают себе по силам.

«Вот какой рассеянный»

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайды 20,21,22.

 

 

 

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

-формулирование и аргументация своего мнения (К);

- Вот и закончился наш необычный урок.

Какая была тема нашего урока?

Расскажите, чему научились, что узнали нового?

Составление «Кластера»

Продолжите мои предложения:

Я знаю…

Я умею…

Было интересно….

Было трудно….

Сколько плюсов вы заработали сегодня на уроке?

- Я очень рада, что у вас у всех знаний стало значительно больше.

Упражнение “Если весело живется”

У: - Ребята, какое настроение у вас после урока? Если вам понравилось, то повторяйте за мной!

Учитель показывает движения, дети повторяют за ним.

“ Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, делай так, (2 раза щелкнуть пальцами)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, – делай так”, (2 притопа).

Спасибо за хорошую работу. Пусть веселое настроение будет с вами всегда! От этого зависит ваше здоровье. Будьте здоровы!

Молодцы! Спасибо за урок! (слайд 22)

Обучающиеся рассказывают, что теперь знают о предлоге.

Дети продолжают каждую фразу, делятся своими впечатлениями от урока.

Ребята оценивают свою работу на уроке.

.

Макет рабочей тетради

До выполнения работы

После выполнения работы

1.Игра «Зоркий глаз». Узнай букву по её части. Прописать гласные до конца строки.

          Е е И и О о А а

Словарная работа.

Р…бота, т..традь, р..ссказ. М..сква, в..робей. р..бина, к..рандаш, п..нал.

 

Работа в тетради, рассказ о Москве, воробей на рябине, карандаш из пенала.

Записать предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Кот Васька лежит …. окне.

Гриб растёт … деревом.

Птенцы сидят …. гнезде.

 

 

Кот Васька лежит на окне.

Гриб растёт под деревом.

Птенцы сидят в гнезде.

Самостоятельная работа на проверку знаний. Записать слова в два столбика по вариантам.

1 в. предлог слова – действия

 

 

2 в. слова-предметы слова - признаки


 

 

 

1 в. предлог слова – действия

за лил

до шёл

2 в. Слова-предметы слова – признаки

мяч синий

ёж тёплый

Дифференцированная работа

1 уровень. Устно вставьте предлог в сочетание. Затем укажите рядом с цифрой нужную букву.

Пошли …. .парк а) по

Думал …… маме б) из

Приехал ….. Киева в) о

Ехали ….. дороге   г) в

2 уровень. Вставить слова и подходящие по смыслу предлоги.

Поэт Самуил Маршак писал стихи и сказки (о ком?)………. Все его книги написаны (для кого?)…….


           1 уровень.


        Г

В

Б

А


2 уровень.

Поэт Самуил Маршак писал стихи и сказки о детях. Все его книги написаны для ребят.

Дифференцированное домашнее задание.

Дидактический материал стр. 46 Упр.94

Запиши слова с предлогами: (на, под) земля, (до, у) город, (в, из) лес, (за, по) роща.

 

Задание по выбору:

выписать четверостишие из любого произведения С.Я.Маршака и подчеркнуть предлоги.


 

На земле, под землёй, до города, у города, в лесу, из леса, за рощей, по роще.

 

 

Где обедал воробей?

 В зоопарке у зверей.

Пообедал он сперва

 За решёткою у льва.

С.Маршак  «Где обедал воробей?»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.